ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
ОГСЭ.06 ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
Специальности:31.02.03 Лабораторная диагностика
Медицинская оптика
базовой подготовки
Очная форма обучения
Екатеринбург
2018
Одобрено на заседании кафедры кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Протокол № 2 от « 03» октября 2018 г. Заведующий кафедрой _______________ /Ж.В.Дородная/ | Составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, ФГОС СПО Утверждаю Заведующий учебным отделом ______________ /С.П. Устьянцева/ |
Согласовано на заседании ЦМС Протокол № 3 от «10 » октября 2018 г. Зам. директора по НМР _____________ /О.В.Ледянкина/ |
Разработчик: В.В. Шадрухина, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж»
Целями освоения дисциплины « Основы социологии и политологии» являются получение знаний, раскрывающих сущность предмета и методологические принципы наук, усвоение исходных понятий и основных концепций, отражающих социальную и политическую действительность.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Социология и политология как науки ………………………........................ | 4 |
2. История развития социально-политических учений(социология) ……… | 6 |
3. История развития социально-политических учений (политология) …….. | 9 |
4. Роль социологии в системе современных наук…………………………… 5. Формирование социальных отношений: социальное действие и взаимодействие……………………….................................................................... ... 6. Социализация личности…………………………………………………….. ..... 7. Личность и общество........................................................................................... 8. Общество как социальная система……………………………………….......... 9. Социальные и политические институты............................................................. 10. Государство как политический институт…………………….................... 11. Политика и политическая власть………………………………………… 12.Субъекты политики и политический процесс............................................ 13.Политические идеологии.............................................................................. 14. Политическая культура.............................................................................. 15. Мировая политика и международные отношения.................................... Литература…………………………………………………………………………. | 12 14 16 19 21 27 29 32 34 37 39 41 43 |
Тема 7. Личность и общество
Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
Личность – итог развития индивида.
Факторы формирования личности:
1.биологическая наследственность;
2.физическое окружение (климат, географические особенности);
3.культурные особенности данного общества;
4. групповой опыт; индивидуальный опыт.
Человек является элементом целостной системы, включающей в себя природу (мир физических объектов) и человеческое общество. Вне этой системы его существование невозможно, поскольку именно здесь он находит все необходимые для своего бытия условия. Поэтому социальное бытие человека предполагает взаимодействие его с окружающим миром физических объектов (природных или созданных человеком предметов и явлений) и с людьми. Оно представляет собой целостную жизненную активность, которая может иметь форму предметной деятельности (взаимодействия типа «субъект - объект») и общения (взаимодействия типа «субъект-субъект»).
Деятельностью называется жизненная активность человека, направленная на преобразование окружающих объектов (природных или созданных людьми, материальных или духовных). В качестве примера можно назвать профессиональную деятельность инженера, водителя, хирурга, агронома, программиста и др. Деятельность является сущностной характеристикой человека.
Она имеет важное значение для личности:
1. Социальная деятельность человека является инструментом удовлетворения его жизненных потребностей. Любая потребность предполагает определенный способ удовлетворения, представляющий собой систему особых действий и операций, направленных на овладение необходимыми жизненными благами.
2. С помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ. Все, что окружает нас, либо создано деятельностью, либо несет на себе ее отпечаток.
3. В процессе социальной деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели. Любой образ или мысль по своему содержанию представляет собой не что иное, как субъективный аналог соответствующего объекта, построенный на основе внутренней психической деятельности: прецептивной, мнемической, умственной и т.д.
4. Социальная деятельность человека выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения, способностей и т.д. Исследования показывают, что ребенок, не включенный в полноценную деятельность, сильно отстает в психическом развитии. Иначе говоря, с помощью деятельности человек преобразует не только окружающий мир, но и самого себя.
5. Активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности. Выключение его из деятельности приводит к постепенному разрушению психических функций, способностей, умений и навыков. Так, например, по этой причине теряется профессиональная квалификация у специалистов, длительное время не занимающихся профессиональной деятельностью.
6. Творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования.
По мере развития рыночных отношений в нашей стране стали формироваться новые интересы, ценностные ориентации, стереотипы поведения. Исследователи отмечают появление таких психологических феноменов, как «рыночная ориентация» и «личностный рынок». Теперь, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать знаниями, талантом, мастерством, искренностью и порядочностью. Успех зависит от того, насколько человек умеет подать себя на рынке, насколько привлекательна его «упаковка», насколько он способен выдержать конкурентную борьбу. Это ставит перед личностью ряд проблем, связанных с освоением новых моделей взаимодействия с кардинально изменившейся социальной средой.
Личность – субъект и объект политики.
Субъект – сознательный проводник политики. Быть субъектом политики личность может только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие демократические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности.
К условиям становления личности как политического субъекта относятся также: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность .
При тоталитарном и авторитарном режимах личность выступает лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли.
Личность, как объект политики в условиях демократического режима выступает постольку, поскольку она обязана выполнять конституцию, законы, распоряжения правительства, нормы общежития.
Тема 8. Общество как социальная система
Общество – широкое по объему и абстрактное по характеру понятие; сложное явление; историческое понятие; стыковое понятие разных наук.
Понятие «общество» используются как в узком, так и в широком смысле.
В узком смысле под обществом понимается конкретный вид общества в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государство).
В широком смысле под обществом понимается мировое сообщество или мировая система (все человечество как целое).
Страна – территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом
Государство – политическая организация страны. Государство управляет взаимоотношениями людей.
Общество – социальная организация страны, нации, народности, племени, исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений.
Общество – динамическая система. «Система» (греч.) – «целое, составленное из частей», «совокупность». Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы.
Подсистемы:
1. экономическая (отношения в процессе материального производства);
2. социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп);
3. политическая (деятельность государственных партий);
4.духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений).
Каждая сфера общественной жизни – сложное образование: составляющие ее элементы дают представление об обществе в целом.
Социальная система — совокупность людей со всем многообразием их связей, взаимодействий и отношений.
Люди являются теми единицами, деятельность которых образует динамическую модель общества. Но одно из главных условий ее эффективности состоит в том, что такая деятельность должна носить постоянный, устойчивый характер. Между людьми в обществе складываются определенные социальные связи. Они выражаются в тех условиях, в которых осуществляется взаимодействие людей.
Социальная структура - совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.
Основные элементы социальной структуры:
ü социальные общности:
ü социальные институты;
ü социальные группы;
ü социальные организации.
Социальная общность – реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения.
Типы социальных общностей:
-территориальные (горожане, селяне, земляки и т.д.);
-этнические (расы, нации, народности, племена, классы);
-стратификационные (классы, сословия, касты);
-демографические (мужчины, женщины, дети, старики и т.д.);
-профессиональные (шахтёры, врачи, учителя и т.д.);
религиозные (мусульмане, православные, католики)
Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Классификация социальных групп:
В зависимости от размеров:
Большие – группы, в которых отсутствуют непосредственные личные контакты между всеми их членами. Контроль осуществляется сверху вниз. | Малые – группы, в которых общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Состоят из небольшого числа людей. |
- ученики школы; – работники завода | - ученики класса; – производственная бригада |
В зависимости от характера взаимоотношений между индивидами:
Первичные – группы, в которых происходит первоначальная социализация индивидов и отношения носят личностный, неформальный характер. семья; – группа друзей; – спортивная команда . | Вторичные – группы, в которых социальные контакты и отношения между их членами носят безличный характер. Они направлены, как правило, на достижение общих целей и при их отсутствии распадаются. - студенты курса, факультета, института; – производственный коллектив; – политическая партия и т. |
Социальные институты – те опоры, на которых держится здание общества.
Социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Функции социальных институтов:
1.функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;
2.регулятивная – регулирование взаимоотношений между членами общества; 3.интегративная – сплочение и взаимозависимость членов социальных групп, происходящие в рамках институционализированных норм, правил, санкций; 4.транслирующая – передача социального опыта;
5.коммуникативная – распространение информации, произведенной социальным институтом.
Семья - один из наиболее древних и значимых социальных институтов.
Семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.
С одной стороны, семья – социальный институт, с другой – малая группа.
Семья зависит от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений. С институтом семьи тесно связан институт брака.
Брак – санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.
Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительный признак семьи – совместное ведение домашнего хозяйства.
Основа семьи – брачная пара (диада).
Триада – семья из трех человек.
Виды семей: нуклеарные (родители и дети), расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.).
Типы семьи:
Традиционная (или патриархальная) семья – под одной крышей существуют минимум три поколения, роль лидера отводится старшему мужчине.
Нетрадиционная семья – в ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но без достаточных на то объективных экономических оснований.
Эгалитарная семья (семья равных) – для нее характерны:
1.справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи;
2. обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
3. эмоциональная насыщенность отношений.
Функции семьи:
репродуктивная – воспроизводство в детях численности родителей; воспитательная функция;
хозяйственно – экономическая функция.
Неравенство – характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества между различными слоями населения.
Естественное неравенство – различия между людьми по биологическим и психологическим (темперамент, интеллект) особенностям.
Социальное неравенство – различия, которые порождаются такими факторами, как разделение труда (умственный и физический), уклад жизни, социальные роли (отец, сын) Экономическое неравенство – выражается в том, что самые высокие доходы получает меньшая часть общества, а средние и наименьшие – большинство населения.
«Стратификация» (лат.) – stratum («слой»), ficio («делаю»).
Стратификация – вертикальная последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархия.
П. Сорокин предложил 4 измерительные линейки стратификации:
доход измеряется количеством денег, которое получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени;
образование измеряется числом лет обучения;
власть измеряется численностью людей, на которых распространяется принимаемое решение;
престиж - уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.
Исторические типы стратификации: Тип общества | Тип стратификации |
Закрытое – общество, где социальное перемещение из низших страт в высшие либо запрещены, либо ограничены. | Рабство – форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Касты – социальные группы, принадлежностью к которым люди обязаны исключительно своим рождением. Закреплены религией индуизма. Сословия – социальные группы, обладающие закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. |
Открытое – общество, где перемещение из одной страты в другую официально не ограничены. | Классы – социальные страты, отличающиеся друг от друга доходом, образованием, властью и престижем. Отражают экономическое положение людей, способных передвигаться вверх и вниз. |
Средний класс расположен между очень богатыми и очень бедными. Он появился в XX веке и выполняет функцию стабилизатора общества. Чем он больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать социальные катаклизмы.
Социальная мобильность – любой переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой.
Типы социальной мобильности
Горизонтальная
– смена работы в той же должности;
– смена места жительства…
Вертикальная
– повышение в должности;
Индивидуальная мобильность – перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других.
Групповая мобильность – перемещения происходят коллективно.
Причины групповой мобильности:
– социальные революции;
– иностранные интервенции;
– межгосударственные войны;
– гражданские войны;
– военные перевороты;
– смена политических режимов
Социальное развитие – такое изменение общества, которое связано со структурными преобразованиями, ведущими к появлению новых, более прогрессивных, общественных отношений, институтов, норм и ценностей.
С каждой новой исторической эпохой человечество поднимается на более высокую ступень развития (прогресс).
В обществе действуют и такие силы, которые препятствуют социальному развитию (регресс).
Прогрессирует то общество, в котором:
– все большее число людей живет лучше и дольше;
– создается такой общественный строй, которой дает возможность каждому жителю получать все большее количество общественного продукта;
– обеспечивается свободное и всестороннее развитие личности; – расширяется демократизация, социальные и политические права и свободы.
Социальный прогресс – всемирно – исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.
Формы социального прогресса:
Революционный Комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни. Скачкообразный характер преобразований. Затрагивает основы существующего строя | Реформистский Частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества. Постепенные преобразования. Не затрагивает основы существующего строя. |
Типы общества:
- дописьменные и письменные;
-простые и сложные;
-первобытное, кочевое, аграрное, индустриальное, постиндустриальное
Традиционное общество Технологически примитивное. Бедное. Незначительные разделение труда и специализация. Большинство ролей связано с родством. Каждый индивид выполняет немного ролей. Отсутствие письменности, коммуникация устная. Сельское. Натуральное хозяйство. Однородная культура. | Индустриальное общество Технологически развитое. Процветающее. Сложное разделение труда и глубокая специализация. Кровнородственные роли отошли на второй план. Каждый выполняет много ролей. Письменность. Широкое распространение СМИ. Городское. Рыночное хозяйство. Разнородная культура. |
Функции лидерства:
1. диагностическая – лидеры определяют ситуацию, ставят ее «диагноз»; 2. предписывающая – лидеры предписывают политику;
3. мобилизующая – лидер должен добиться поддержки группой своих идей.
Качества политического лидера:
- умение учитывать, выражать и отстаивать взгляды той или иной группы;
-интересы общества должны для лидера быть выше личных (это создает ему авторитет); -способность организовать действия;
-коммуникабельность и ораторские способности; политическая культура;
-эрудиция, корректность, устойчивость в моральном отношении;
Либерализм Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.
Консерватизм базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм.
Коммунизм как идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим
Социал-демократизм. Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода; справедливость; солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической; возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем.
В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ассимиляцию, изгнание, даже уничтожение
Фашизм (от ит. fascio — пучок, связка) — это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом.
Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:
§ идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;
§ любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.
Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.
Литература
1. Волков Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие-М.: Альфа-М,НИЦ ИНФА-М, 2013.
2. Введение в полтологию: учебник/ В.П.Пугачева, А.И. Соловьев.-М. 2015.
3. Гаджиев, К. С. Политология: краткий курс лекций. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
4.Гумплович Л. Основы социологии - М.2015.
5.Кареев Н.И. Основы социологии. - М.: КД Либроком,2015.
6. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник.- М.2012.
7. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: Учебник.- М.2015.
8. Носова С.С. Основы социологии и политологии(СПО) учебник для ССУЗов.- М.: КноРус, 2013.
Дополнительные источники
1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова,А.Ю.Лазебниковой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2013
2.Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н.Боголюбов, А.В.Белявский, Н.И.Городецкая и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.];Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 8-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 2013.
3.Соловьев А.И. Политология: политическая теория. Политические технологии: учебник.- М., 2012.
4. Сравнительная политология: учебник - Санкт- Петербург,2012.
5.Словарь общественных наук / сост. Е.А Подольская, Д.Е. Погорелый, В.Д.
– Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Интернет-ресурсы
1. Образовательные ресурсы Интернета — Политология [Электронный ресурс]. URL: http://www.alleng.ru/edu/polit2.htm
2. Образовательные ресурсы Интернета — Социология [Электронный ресурс]. URL: http://www.alleng.ru/edu/soc2.htm
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
ОГСЭ.06 ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
Специальности:31.02.03 Лабораторная диагностика
Медицинская оптика
базовой подготовки
Очная форма обучения
Екатеринбург
2018
Одобрено на заседании кафедры кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Протокол № 2 от « 03» октября 2018 г. Заведующий кафедрой _______________ /Ж.В.Дородная/ | Составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, ФГОС СПО Утверждаю Заведующий учебным отделом ______________ /С.П. Устьянцева/ |
Согласовано на заседании ЦМС Протокол № 3 от «10 » октября 2018 г. Зам. директора по НМР _____________ /О.В.Ледянкина/ |
Разработчик: В.В. Шадрухина, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж»
Целями освоения дисциплины « Основы социологии и политологии» являются получение знаний, раскрывающих сущность предмета и методологические принципы наук, усвоение исходных понятий и основных концепций, отражающих социальную и политическую действительность.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Социология и политология как науки ………………………........................ | 4 |
2. История развития социально-политических учений(социология) ……… | 6 |
3. История развития социально-политических учений (политология) …….. | 9 |
4. Роль социологии в системе современных наук…………………………… 5. Формирование социальных отношений: социальное действие и взаимодействие……………………….................................................................... ... 6. Социализация личности…………………………………………………….. ..... 7. Личность и общество........................................................................................... 8. Общество как социальная система……………………………………….......... 9. Социальные и политические институты............................................................. 10. Государство как политический институт…………………….................... 11. Политика и политическая власть………………………………………… 12.Субъекты политики и политический процесс............................................ 13.Политические идеологии.............................................................................. 14. Политическая культура.............................................................................. 15. Мировая политика и международные отношения.................................... Литература…………………………………………………………………………. | 12 14 16 19 21 27 29 32 34 37 39 41 43 |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 276.