Обязательственные правоотношения по договору
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обязательственные правоотношения между туроператором (турагентом) и туристом возникают на основе договора как юридического факта, направленного на установление гражданских прав и обязанностей сторон. Статья 22 ГК КР рассматривает услуги как один из объектов гражданских прав, а статьи 694 - 700, объединенные в главу 31 ГК, посвящены договору возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услугу (совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность), не имеющую вещественной формы, а заказчик обязуется оплатить указанную услугу (ст. 694 ГК).

При этом туристские услуги будут оказываться чаще всего не тем, кто реализовал туристскую путевку (турагент), а туроператором, непосредственно предоставляющим услуги по проживанию, питанию, транспортные и другие услуги, т.е. третьим лицом. О возможности исполнения обязательств третьим лицом говорится также в ст. 303 ГК: "Исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом". Из содержания ст. 694 ГК КР следует, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услугу (совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность), не имеющую вещественной формы, а заказчик обязуется оплатить указанную услугу. Данные действия или деятельность направлены на достижение определенной цели. Этой целью не является достижение конкретного овеществленного результата даже в тех случаях, когда услуга имеет материальный результат. Юридической ценностью обладают нематериальные действия, приведшие к нему, в то время как сам результат не может существовать в качестве самостоятельного объекта гражданских прав.

Договор на туристское обслуживание является публичным договором. Это обусловлено тем, что правовые последствия квалификации договора на туристское обслуживание как публичного состоят: во-первых, в невозможности отказа туроператора (турагента) от заключения договора на туристское обслуживание (п. 3 ст. 386 ГК КР); во-вторых, в случае уклонения коммерческой организации от заключения договора она может быть в судебном порядке понуждена заключить договор и возместить другой стороне убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора (п. 4 ст. 406 ГК КР); в-третьих, с требованием о понуждении заключить публичный договор в суд вправе обратиться только турист; в-четвертых, в силу публичного характера договора на туристское обслуживание условия договора, не соответствующие п. 2, 4 ст. 386 ГК КР, являются ничтожными.

Для более эффективного регулирования отношений в сфере туристского обслуживания следует воспользоваться широко распространенной в гражданском обороте моделью возложения должником исполнения обязательства на третье лицо (ст. 303 ГК КР). Следовательно, заказчик (турист), являющийся кредитором в обязательстве по оказанию туристских услуг, будет заключать договор с исполнителем (туроператором, организатором туризма), являющимся должником в этом обязательстве. Лица, непосредственно оказывающие туристские услуги, будут являться третьими лицами в соответствующем обязательстве, связывая таким образом кредитора с должником. Главное, что при данной конструкции ответственность перед кредитором за действия третьих лиц в соответствии со ст. 367 ГК КР будет нести непосредственно должник, то есть туроператор, что позволяет урегулировать правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения третьими лицами обязательств по оказанию соответствующих услуг.

Особенностью данного договора является то обстоятельство, что одной из его сторон всегда является гражданин (турист), выступающий в качестве потребителя. Другой стороной договора - туроператором или турагентом - является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющее соответствующую деятельность на основании лицензии о туристской деятельности (ст. 1 Закона КР «О туризме»), что позволяет говорить о туристской деятельности этих лиц как об их предпринимательской деятельности. Субъектами договора на туристское обслуживание являются исполнитель (туроператор, турагент) и заказчик (турист). ГК КР не содержит каких-либо специальных требований к субъектному составу обязательства по оказанию туристских услуг. Однако для оказания туристской услуги устанавливаются специальные правила. Так, деятельность по оказанию туристской услуги подлежит обязательному лицензированию.

Составной частью договора на туристское обслуживание, наряду с этой особенностью, являются его условия. По мнению И.В Гранкина, к существенным условиям названного договора относятся: информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, юридический адрес и банковские реквизиты агента; сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; достоверная информация о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта . Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их компетентного выбора. Одним из условий договора на туристического обслуживания чаще всего является предоставление определенных транспортных средств. Здесь произошло смешение понятий – предмета договора и объекта обязательства, что является довольно типичным случаем. Объект обязательства – это действие по реализации прав и обязанностей сторон, направленных на достижение поставленной перед ними цели; предмет же договора выступает в виде того, на что направлено исполнение обязательства . В договоре должны быть указаны дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность, порядок встречи, проводов и сопровождения туристов, права, обязанности и ответственность сторон, розничная цена тура и порядок оплаты. В договоре необходимо определить порядок и сроки предъявления туристом претензий. Он вправе потребовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем оказываются эти услуги. Конкретные условия путешествия и цена указываются в туристской путевке, считающейся письменным согласием туроператора (турагента) на оказание туристской услуги и неотъемлемой частью договора. Эта путевка выдается туристу оператором или агентом[16].

Существуют и другие точки зрения о том, что в договор, помимо прочего, «должны быть включены взаимные гражданские права и обязанности». К тому же, «права и обязанности, принимаемые на себя каждой из сторон, как правило, различны, но они должны быть взаимно согласованы, должны в своей совокупности дать единый правовой результат». Стороны вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых они исходили при заключении договора. К таковым относятся: ухудшение условий путешествия; изменение его сроков; недобор указанного в договоре минимального количества туристов в группе, необходимого для того, чтобы путешествие состоялось; непредвиденный рост транспортных тарифов; введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов; резкое изменение курса национальных валют.

Согласно ст.5 Закона КР «О туризме», субъект туристской деятельности, в случае нарушения сроков выезда и (или) возврата туристов (кроме форс-мажорных обстоятельств) выплачивает туристу неустойку в размере трех процентов стоимости туристской путевки за каждый день просрочки (но не свыше общей стоимости путевки). Договором между туристами и субъектами туристской деятельности может быть установлен более высокий размер неустойки. Следует иметь в виду, что если турист откажется от исполнения договора до его реализации по собственной инициативе, он должен компенсировать турфирме ее расходы. Это предусмотрено статьей ч. 3 ст. 697 ГК КР. Турфирмы, как правило, фиксируют данное условие в договоре. Таким образом, обе стороны должны взвесить свои возможности и лишь после этого ставить подписи под текстом договора на туристское обслуживание.

Что касается условий ответственности сторон по договору, то условия об ответственности туроператора и турагента в Законе КР «О туризме» не дифференцируются. В соответствии со ст. 5 Закона КР «О туризме» субъект туристской деятельности при организации и осуществлении тура отвечает перед клиентом как за свои собственные действия, так и за действия своих партнеров по организации тура, предоставляющих услуги размещения, питания, транспортные и другие, включенные в программу поездки и указанные в путевке. Включение в договор на туристское обслуживание положений, ограничивающих или исключающих ответственность исполнителя за действия третьих лиц, следует в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона КР «О защите прав потребителей» рассматривать в качестве условий, ущемляющих права потребителя. Такие условия признаются недействительными.

Следует иметь в виду, что по общим правилам односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг для заказчика обусловлен оплатой исполнителю фактически понесенных им расходов (п. 1 ст. 699 ГК КР), а для исполнителя - полным возмещением убытков заказчику (п. 2 ст. 699 ГК КР).

Во время совершения путешествия, включая транзит, туристы обязаны:

- соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее политическое и социальное устройство, традиции, обычаи. религиозные верования местного населения;

- бережно относиться к окружающей природной среде, памятникам истории и культуры, святыням и объектам, находящимся под особой охраной;

- соблюдать правила въезда и выезда страны (места) временного пребывания (транзита);

- соблюдать правила личной безопасности.

Оплата оказанных туристских услуг является существенным условием договора на туристское обслуживание. Оплата должна производиться в порядке и в сроки, указанные в договоре. Если невозможность оплаты услуг наступила по вине заказчика, то он должен оплатить услугу в полном объеме, поскольку иное не предусмотрено законом или данным договором. Другой порядок оплаты услуги определен законом при условии, что невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые стороны не отвечают. На заказчика также, если иное не предусмотрено законом или договором, возлагается обязанность возместить исполнителю только фактически понесенные им расходы по исполнению договора (ст. 697 ГК КР).

За услуги по туристскому обслуживанию должна взиматься плата, установленная соглашением сторон, если иное не установлено законом, иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества для туристов по оплате услуг по туристскому обслуживанию, понесенные в связи с этим расходы возмещаются туроператору за счет средств соответствующего бюджета. Турист обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. Если иное не установлено договором, турист обязан оплатить услуги, входящие в туристское обслуживание, туроператору. В случае, когда договором с туроператором предусмотрена возможность оплаты отдельных услуг непосредственно третьим лицам, такая оплата является составной частью общей оплаты по договору.

В случае, когда договором предусмотрена предварительная оплата услуг туроператора, неоплата туристом таких услуг в установленный договором срок признается отказом туриста от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Турист вправе в любое время отказаться от договора на туристское обслуживание. Неявка туриста к месту начала тура рассматривается как невозможность исполнения договора по вине туриста, если иное не предусмотрено договором на туристское обслуживание. В соответствии с п. 1 ст. 699 ГК КР отказ заказчика (туриста) допускается при условии возмещения исполнителю (туроператору, турагенту) фактически понесенных им расходов.

Таким образом, подлежат возмещению убытки не в полном объеме, а только реальный ущерб в определенной части.

Договор на туристское обслуживание заключается на определенный срок, по истечении которого договор прекращается. Каждая из сторон договора имеет право потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении.

В соответствии со ст. 1 Закона КР «О туризме» туристская путевка - индивидуальный документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта. Из понятия туристской путевки выясняется, что предметом договора на туристское обслуживание является туристский продукт. Статья 22 Гражданского кодекса КР дает обширный перечень объектов гражданских прав, т.е. того, на что направлены права и обязанности субъектов гражданских правоотношений. Их можно объединить в пять групп: 1) имущество (вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, имущественные права); 2) действия (работы и услуги); 3) информация; 4) результаты интеллектуальной (творческой) деятельности и исключительные права на них (интеллектуальная собственность); 5) нематериальные блага. В соответствии с данной статьей услуги и работы представляют собой отдельные объекты гражданских прав, отличные от имущества и результатов интеллектуальной деятельности.

В ст. 1 Законе КР «О туризме» туристский продукт определяется как комплекс услуг, предоставляемых гражданам (туристам); продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое.

С учетом выше изложенного можно констатировать, что:

1. Договор на туристское обслуживание является разновидностью договора возмездного оказания услуг, в соответствии с которым одна сторона (туроператор, турагент) обязуется оказать другой стороне (туристу) туристскую услугу своими средствами либо средствами третьих лиц, а другая сторона (турист) обязуется уплатить установленную денежную сумму.

2. Договор на туристское обслуживание является консенсуальным, что вытекает из самой природы туристского обслуживания, включающего в себя выполнение разнообразных действий юридического и фактического порядка.

3. Договор на туристское обслуживание имеет двусторонний характер. Это означает, что он порождает права и обязанности для каждого из его участников. При этом права и обязанности сторон по договору являются взаимообусловленными: права туроператора соответствуют обязанностям туриста и, наоборот, праву туриста противостоит обязанность туроператора.

4. Договор на туристское обслуживание является возмездным договором. Каждый из его субъектов имеет имущественный интерес, то есть обладает правом на получение встречного удовлетворения: турист получает согласованное обслуживание, организатор путешествий - определенную договором денежную сумму.

5. Услуги, предусмотренные договором на туристское обслуживание, оказываются, как правило, лично исполнителем (туроператором, турагентом), а также третьими лицами, с которыми исполнитель (туроператор) заключает договоры (перевозки, об оказании гостиничных, экскурсионных и др. услуг) с исполнением третьим лицам (туристам).

6. Договор на туристское обслуживание является публичным договором, в связи с чем к нему неприменимо правило о праве исполнителя (туроператора, турагента) на отказ от заключения договора.

7. Одной из сторон договора на туристское обслуживание всегда вступает физическое лицо - турист.

8. Договор на туристское обслуживание заключается на определенный срок (от 24 часов до 12 месяцев).

9. Если исполнение договора возложено на третье лицо, ответственность за неисполнение или надлежащее исполнение договора с его стороны несет сам туроператор.

А теперь перейдем к видам договора на туристское обслуживание. В связи с изложенными признаками договора на туристское обслуживание, на наш взгляд, договор на туристское обслуживание в зависимости от участников, заключающих договор, разделяется на три группы:

1. Договоры, заключаемые между туроператором (турагентом) и туристом.

2. Договоры, заключаемые между туроператором и его партнерами - непосредственными исполнителями отдельных услуг.

3. Договоры, заключаемые между туроператором и турагентом.

Договоры, отнесенные нами к первой группе, именуются в ст. 694 ГК КР как «договор возмездного оказания услуг» (по туристическому обслуживанию). В Законе КР «О туризме» не определены особенности заключения договоров между туроператором (турагентом) и туристом, не установлены существенные условия данного договора.

К второй группе относятся договоры, которые туроператор заключает с организациями (в том числе с другими туроператорами), непосредственно оказывающими те или иные услуги, входящие в пакет услуг. Это договоры перевозки, договоры на экскурсионное обслуживание, оказания гостиничных услуг, услуг общественного питания, регулируемые нормами ГК КР, а также правилами оказания соответствующих услуг. Закон КР «О туризме» не определяет вид договора, заключаемого туроператором со своими партнерами. Существо отношений между туроператором (турагентом) и туристом состоит в том, что туроператор заключает договоры о предоставлении соответствующих услуг (не права на них) третьему лицу – туристу. Такие отношения предусмотрены ст. 303 ГК КР и квалифицируются как заключение договора в пользу третьих лиц. Стороны этого договора устанавливают, что должник (принимающая сторона) обязан произвести исполнение не кредитору (направляющей стороне), а указанному или не указанному в договоре третьему лицу (туристу), имеющему право требовать исполнения обязательства. При этом ни туроператор, ни турагент не способны оказывать услуги лично, поэтому туроператор всегда заключает договоры с непосредственными исполнителями отдельных видов услуг (гостиничных, транспортных, экскурсионных и др.). Исполнение названных договоров непосредственными исполнителями производится туристу.

При исполнении обязательства по оказанию туристских услуг имеет место возложение исполнения обязательства на третье лицо, т.е. конструкция, предусмотренная правилом ч.1 ст. 303 ГК КР, где турист выступает в качестве кредитора по договору на туристское обслуживание, а туристская фирма является должником, возлагающим исполнение обязательства на третьих лиц, непосредственных исполнителей отдельных видов услуг.

К третьей группе относятся агентский договор, договоры поручения и комиссии.

Для различных правовых систем считалось естественным наличие либо агентского договора, либо договоров поручения и комиссии. В ГК КР урегулированы в качестве самостоятельных договоров и договор агентирования, и договор поручения, и договор комиссии. При этом ни один из них не выступает в качестве общего для других, так как все они юридически равны.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.