Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма и путешествий. Туристские гостиницы, кемпинги, курорты, которые расположены среди нетронутой природы и где уделяется должное внимание вопросам экологии, сохранению природного ландшафта и культурного наследия, становятся все более популярными и привлекают новых, экологически сознательных и подготовленных туристов.
«Защита окружающей среды должна устоять перед давлением со стороны организаций или лиц, озабоченных только коммерческим успехом или личным обогащением», – сказано в Монреальской декларации по туризму (1996 г.). Термин «экотуризм» используется в индустрии туризма уже более 10 лет, однако в это понятие вкладывается разное содержание. В одном случае экотуризм – это путешествия, предпринимаемые в нетронутые человеческой цивилизацией, экологически чистые уголки природы для поддержания экологического равновесия в природе. В другом – термин «экотуризм» рассматривается как ярлык предлагаемого к продаже турпродукта. Но и в том, и в другом случае экотуризм рассматривается как неотъемлемый элемент устойчивого развития туризма. Известно, что туризм по–разному влияет на окружающую среду. Туриндустрия эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы страны, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное антропогенное воздействие на природу. Транспорт использует невосполнимые виды топлива, загрязняя окружающую среду.
В последнее десятилетие охрана окружающей среды вышла на новый уровень, включая меры финансового контроля и рыночные факторы, а также соответствующие законодательные меры. Европейский союз разработал положение ЕС 1893/93 «О добровольном участии компаний в Системе экологического менеджмента и ревизии». В соответствии с методикой экологического менеджмента турфирма может проводить или заказывать объективные экоревизии, целью которых является улучшение управления экологическими аспектами туристской деятельности.
Результаты воздействия на окружающую среду оцениваются по следующим направлениям:
1. Воздух: запах (производство и потребление электро– и теплоэнергии, приготовление пищи, транспорт, используемый туристами и персоналом).
2. Вода: водоснабжение, потребление воды (на кухне, при уборке, в сауне, в номерах, при оказании туристских услуг).
3. Почва и почвенные воды: охрана почвенных вод (при оказании туристских услуг, утилизации отходов).
4. Шум: состав и уровень шума (в месте отдыха, при оказании туристских услуг).
5. Визуальные воздействия: территория, окружающая местность, ландшафт, здания, маркетинг, отходы, туристские услуги.
Экоревизии дают ответ на то, каким образом туристские предприятия на практике решают экологические вопросы, насколько заинтересовано в их решении руководство, какова экологическая подготовка сотрудников, как распространяется экологическая информация и каким образом туристские предприятия учитывают интересы своих клиентов - туристов.
Важное направление деятельности туристских администраций – технологическое сотрудничество в области туризма и международных путешествий. С развитием туристской деятельности возникает потребность ускоренного обмена информацией, знаниями и технологиями между странами с высокоразвитым туризмом и странами, где туризм лишь начинает развиваться. По мнению ВТО, такая «потребность должна стать правом, нормы и принципы которого должны быть определены международным сообществом»[14].
Важным вопросом является свобода передвижений в туризме и международных путешествиях. Со времени первой Дипломатической конференции ООН по туризму и международным путешествиям 1963 г. достигнут прогресс в упразднении, ослаблении и стандартизации официальных формальностей в области туризма, однако имеются ограничительные меры, сдерживающие свободу передвижений (ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.).
Необходимо смягчение пограничных формальностей для импорта туристской литературы и рекламы. Не нормализован статус туристского персонала за рубежом. Юридический статус его должен быть одинаковым во всех странах. Следует провести стандартизацию паспортов и других официальных туристских документов, упростить таможенные формальности, создать аэропортные службы, паспортный контроль на границе, электронную систему обработки данных, упростить таможенные требования в отношении группового багажа и потери багажа индивидуальных туристов, прибывших с опозданием, применение положений социального страхования к туристам (медицинское обслуживание, страхование туристов, медицинское удостоверение личности). Нужно провести международную стандартизацию и принять туристские знаки и символы, использовать групповые паспорта в целях облегчения группового туризма и принять меры по защите туристов и международных путешественников и оказанию им правовой помощи (туристская полиция)[15].
Дата: 2019-02-02, просмотров: 278.