Международный туризм в промышленно развитых странах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие международного туризма между странами происходит путем интернационализации туристских услуг, которая сопутствует процессам экономической интеграции. Проявлением процесса интернационализации можно считать:

– упрощение формальностей при получении виз и паспортов, вплоть до их полной ликвидации;

– политико–экономические меры, облегчающие развитие туристских связей и путешествий (таможенные, валютные, кредитные и др.);

– создание международных предприятий и организаций (бюро путешествий, транспортных обществ и др.) и связанные с этим вывоз и перемещение капитала через границы для инвестиций в туристские услуги в других странах.

С этим тесно связан процесс монополизации, который во второй половине двадцатого века перерастает национальные границы и становится чертой международного туризма и путешествий.

Монополизация происходит в рамках собственных предприятий (крупный капитал, союзы гостиничных предприятий, транснациональные корпорации и др.) путем проникновения в сферу международного туризма транспортных монополий и объединений, которые подчиняют себе предприятия туристской сферы услуг или сами их основывают, и путем проникновения банковского капитала в туристские сферы услуг.

Особенно ярко процесс монополизации прослеживается в гостиничной индустрии. С 50–х гг. утвердились две основные модели организации гостиничного дела[13]. Первая модель – модель Ритца – связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Многие престижные отели мира носят его имя. Основная ставка этих гостиниц делалась на европейские традиции изысканности и аристократизма (например, «Палас - Отель» в Москве). В настоящее время эта модель переживает кризис: за последние 25 лет с мирового рынка гостиничных услуг ушло более 2 млн гостиничных номеров в стиле «палас».

Вторая модель организации связана с именем американского предпринимателя Кемонса Уильсона (цепь гостиниц «Холлидей Инн»). В этой модели делается ставка на большую гибкость в удовлетворении потребностей клиента (независимо от того, в какой стране находится гостиница) в сочетании с поддержанием достаточно высоких стандартов обслуживания. Значительное внимание уделяется интерьеру гостиницы, начиная с холла. Основные требования гостиничной цепи, организованной по этой модели, сводятся к следующему:

• единство стиля (архитектуры, интерьера);

• единство обозначений и внешней информации;

• просторный и функциональный холл;

• быстрота регистрации клиентов;

• номера, предусмотренные для постоянных клиентов;

• завтрак «шведский стол»;

• наличие конференц–холла;

• гибкая система тарифов;

• единое управление, маркетинг и служба коммуникаций.

Под контролем гостиничных цепей, построенных по второй модели, находится более 50 % гостиничных номеров в мире. Такие цепи являются, по сути, финансово–экономическими империями, управляемыми одним собственником – головным холдингом. Существует и третья модель организации – так называемые «добровольные» гостиничные цепочки (типа Best Western, Romantic Hotels и др.). В этом случае под единой торговой маркой объединяют гостиницы по каким–либо однородным признакам, выдерживающие определенные стандарты и наборы услуг, независимо от страны нахождения. Гостиницы – члены цепи платят взносы в единый фонд, который расходится на объединенные рекламную и маркетинговую деятельность, продвижение продукта и т.д. При этом полностью сохраняется их финансово–экономическая и управленческая самостоятельность. По сути дела, эти цепи представляют что-то вроде ассоциации гостиниц, объединенных единым договором.

Возможно и сочетание второй модели с третьей. Пример этого - цепь гостиниц «Аккор». При вступлении в цепь гостиница совсем не обязательно должна стать ее собственностью. В этом случае согласно договору, заключаемому крупными гостиничными цепями (франшизодателями) и вступающими в цепь независимыми гостиницами, последним предоставляется право использовать в коммерческих целях фирменный знак цепи, техническую и коммерческую информацию, информационные системы бронирования, техническую помощь, обучение персонала и другие возможности, находящиеся у франшизодателя.

Франшизное предприятие выплачивает за это обусловленную в договоре компенсацию. Система франшизных договоров получила большое распространение в мире.

Статистика показывает, что входящие в цепь отели имеют на 60 % больше средний доход и на 8 % больше заполняемость, чем самостоятельные предприятия. В ст. 866 Гражданского кодекса КР договор франшизы носит название «Договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг)». По договору одна сторона (комплексный лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (комплексному лицензиату) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования лицензиара и охраняемой коммерческой информации, а также других исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания, патента), предусмотренных договором, в предпринимательской деятельности лицензиата.

Западная Европа остается оплотом модели Ритца.

Примечательной чертой международного туризма в рыночной системе считается постоянно растущая роль государства в этой сфере услуг. Мотив этого роста обусловлен доходом от международного туризма. Эта роль осуществляется непосредственным созданием государственных организаций и предприятий в области туристских услуг, субсидированием и предоставлением льгот для предпринимательской деятельности и организацией и поддержкой рекламной деятельности.

Значительную роль в развитии международного туризма в рыночной системе хозяйства играет социальный туризм. Закон КР «О туризме» определяет социальный туризм как «путешествия, или передвижения, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды».

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети–сироты, воспитанники детских домов и школ - интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане.

Международное бюро социального туризма (БИТС), организовано 7 июня 1963 г. в Брюсселе. БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.): «Социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых».

Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туризма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайнером общества и двигателем экономического развития».

Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация и т. д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли». Принадлежность к организациям социального туризма при этом должна подтверждаться следующими, подлежащими проверке, условиями:

· Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.

· Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.

· Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.

· Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду.

· Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.

· Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров.

Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:

· проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;

· отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;

· информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;

· растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;

· формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.

Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них – отпускные чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение.

Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует. Известно и одно из положений Гаагской декларации 1989 г., в котором провозглашается, что государства не могут тратить на туризм больше того, что они надеются от него получить. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в

поиске источников его финансирования, а при наличии таковых – в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 269.