В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В любом государстве в обязательном порядке функционирует правовая система, включающая следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, договор, религиозные обычаи и др.

Для России наиболее характерный способ правового регулирования - нормативный акт, что обусловливается масштабами страны, централизацией и многонациональностью государства, необходимостью обеспечить единообразие применения правовых норм. Нормативный акт содержит норму права и отличается от индивидуального акта, направленного на решение конкретного индивидуального случая.

Под нормой права понимают общее (неперсонифи-цированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным органом. Норма права - это повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не должен исчерпываться исполнением, он действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное число случаев.

Нормативный акт в условиях РФ имеет определенные преимущества перед остальными источниками права: он является письменным, публикуемым источником права, широко тиражируемым, доведенным до сведения исполнителей, призванным отражать общий интерес, общую волю. Готовится тщательно, длительное время и с помощью квалифицированных юристов.

В связи с многообразием социально-экономических и природно-экологических условий нашей страны, федеральные нормативные акты по вопросам земельных отношений и управления земельными ресурсами, как правило, принимают только по крупным общегосударственным проблемам, а решение конкретных задач передают субъектам Федерации.

Нормативные акты составляют иерархическую систему, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различают конституцию, законы и подчиняющиеся им подзаконные акты.

Среди федеральных законов, относящихся к земельному праву, нужно выделить Земельный, Водный, Лесной и Градостроительный кодексы, федеральные законы об охране окружающей среды, особо охраняемых природных территориях, о мелиорации земель, о землеустройстве, о государственном кадастре недвижимости, об обороте земель сельскохозяйственного назначения и др.

Для земельного права конституционные положения являются отправными. В области регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы: первая – непосредственно посвященная земельным отношениям и УЗР и вторая – непосредственно участвующая в регулировании земельных отношений и УЗР.

 Нормы земельного права содержатся также в законах, составляющих природоресурсное законодательство.

Законы природоресурсного блока, которые, регулируют отношения по управлению, использованию и охране природных ресурсов, затрагивают и земельные отношения: это федеральные законы «О недрах», «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха» и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права. В природоресурсном законодательстве имеется немало норм, связанных с землепользованием. Например, Водный кодекс РФ предусматривает нормы о береговой линии и прибрежной полосе внутренних морских вод и территориального моря, водоохранных зон водных объектов, порядке ведения работ в них, особенностях предоставления земельных участков в водоохранных зонах, контроле за их использованием, зонах и округах санитарной охраны вокруг водоемов и др.

В Лесном кодексе РФ регулирование лесных отношений тесно переплетается с регулированием землепользования. В ст. 5 Лесного кодекса РФ отмечено, что: лесное законодательство регулирует отношения в области использования и охраны земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью; отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством; отношения в области использования древесно-кустарниковой растительности регулируются гражданским, земельным, водным, лесным и иным законодательством.

Нормы земельного права также содержатся в Гражданском кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ.

В частности, в Кодексе об административных правонарушениях РФ и Уголовном кодексе РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые установлена соответственно административная или уголовная ответственность - в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

В условиях РФ основной источник земельного права, как и остальных отраслей права, - подзаконные нормативные акты. В них входят указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты министерств, федеральных служб и агентств, нормативные акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Главные подзаконные акты - указы Президента России, оказывающие значительное влияние на развитие земельных отношений в РФ. Правительство РФ осуществляя распорядительные функции, издает большое количество актов непосредственно формирующих земельное право (рис. 3.3.1).

Нормативные акты организаций, т.е. акты, устанавливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права, принимают в организациях, учреждениях и на предприятиях. Их называют локальными, они могут быть двоякими: рассчитанными на работающих на данном предприятии, т.е. обращенными внутрь предприятия и направленными вне предприятия. Оба вида актов имеют общий характер и ориентированы на неоднократное число применения.

Нормативные акты даже самой низшей ступени, должны соответствовать вышестоящим нормативным актам. Они являются самыми массовыми, регулирующими наибольшее число прав граждан и конкретных земельных отношений, вызывающими наибольшее число нарушений законности и посягательств на права граждан, в том числе и земельные.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА
Нормативные правовые акты земельного законодательства
Указы Президента РФ
Подзаконные акты
Федеральные акты
Акты субъектов РФ
Постановления правительства РФ
Приказы, инструкции и другие нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Нормативные акты организаций
Законы
Конституция РФ
Федеральные конституционные законы
Федеральные законы по предметам ведения РФ
Законы субъектов РФ
Иные нормативно-правовые акты
Источники административного, гражданского и уголовного права
Международные и двухсторонние договоры, нормы, правила, стандарты  
Законодательные акты других отраслей, затрагивающие земельное законодательство
Конфиденциальные законодательные акты, кодексы
Иные законы
В соответствии с федеральным законодательством
По вопросам вне предметов ведения РФ

Рисунок 3.3.1 - Классификация источников права

 

Конституционные основания правотворчества субъектов Федерации в области земельных отношений являются основополагающей предпосылкой подготовки и принятия земельных актов субъектов Федерации как источников права.

В связи с введением частной собственности на землю, активизацией земельного рынка, земельные правоотношения наполняются новым содержанием, права и обязанности участников, совершающих действия по купле-продаже земельных участков, иным сделкам, должны реализовываться в точном соответствии с нормами права, учитывать особенности субъектов, и объектов рыночных правоотношений. Российское государство, при этом, регулируя и формируя систему управления земельными ресурсами, всегда выступает как гарант защиты прав различных форм и видов земельной собственности.

Для дальнейшего развития системы управления земельными ресурсами в РФ необходимо совершенствовать законодательство, в части комплексного регулирования отношений по поводу земли как объекта земельного права.

 

Контрольные вопросы: 1. Назовите свойства организационных систем управления. 2. Перечислите организационно - структурные блоки системы управления земельными ресурсами. 3.Назовите функции государственного управления земельными ресурсами на различных уровнях. 4. Перечислите виды (формы) управления земельными ресурсами.5. Какой наиболее характерный способ правового регулирования в России. 6. Назовите федеральные законы, относящиеся к земельному праву. 7. Какова классификация источников права в нашей стране.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.