В современных условиях, информации земельного кадастра и ГКН недостаточно для принятия управленческих решений в сфере землепользования. Поэтому помимо данных земельного кадастра как сведений, отражающих наличие и состояние земель, для выявления и изучения различных процессов, которым они подвержены, требуется дополнительная информация, получаемая в процессе проведения мониторинга земель.
Государственный мониторинг земель в Российской Федерации осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 26 декабря 2014 г. № 852.
В рамках государственного мониторинга земель осуществляются систематические наблюдения за фактическим состоянием и использованием земель, выявление изменений состояния земель, оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, оценка и прогнозирование развития негативных процессов, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.
При мониторинге использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением. Полученные сведения используются при осуществлении государственного земельного надзора.
В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель. Выявляются изменения качественных характеристик состояния земель под воздействием следующих негативных процессов: подтопления и затопления, переувлажнения, заболачивания, эрозии, опустынивания земель, загрязнения земель тяжелыми металлами, радионуклидами, нефтью и нефтепродуктами, другими токсичными веществами, захламления отходами производства и потребления, вырубок и гарей на землях лесного фонда, образования оврагов, оползней, селевых потоков, карстовых и других процессов и явлений, влияющих на состояние земель.
При осуществлении государственного мониторинга земель необходимые сведения получаются с использованием:
а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
г) сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости;
д) землеустроительной документации;
е) материалов инвентаризации и обследования земель;
ж) сведений о количестве земель и составе угодий из экспликаций;
з) данных, представленных органами государственной власти и органами местного самоуправления;
и) результатов обновления картографической основы;
к) данных государственного лесного реестра, а также лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков).
Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения государственного мониторинга земель, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:
а) базовые (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на момент начала осуществления государственного мониторинга земель);
б) периодические (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель за период 3-х лет);
в) оперативные (проводятся для получения данных об использовании и состоянии земель на текущий момент).
При подготовке итоговых материалов государственного мониторинга земель указывается, какие виды съемки, наблюдения и обследования использовались.
В ходе осуществления государственного мониторинга земель Росреестр, вправе запрашивать необходимые сведения об использовании и состоянии земельных участков у различных органов исполнительной власти. В качестве объектов мониторинга земель определяются земли независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования.
При проведении мониторинга использования земель земельные участки изучаются в соответствии с установленными для них категориями и видами разрешенного использования.
Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.
Показателями мониторинга использования земель являются:
- общая площадь земельных участков, имеющих соответствующий вид разрешенного использования;
- площадь земель или земельных участков, в отношении которых выявлено неиспользование или использование их не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- иные показатели, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Качественными показателями мониторинга состояния земель являются:
- площадь земель, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);
- площадь земель, подверженных опустыниванию;
- площадь подтопленных земель;
- площадь заболоченных земель;
- площадь переувлажненных земель;
- площадь нарушенных земель;
- площадь захламленных земель;
- площадь земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- площадь земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами;
- площадь земель, загрязненных тяжелыми металлами;
- площадь земель, подверженных иным негативным процессам (с указанием наименования и степени развития негативного процесса).
Оценка состояния земель выполняется путем анализа наблюдений и сравнения полученных показателей со значениями базового наблюдения и нормативного показателя.
Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.
По результатам оценки состояния земель составляются прогнозы и рекомендации с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
Данные, полученные в ходе проведения государственного мониторинга земель, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.
Государственный мониторинг земель осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель, являющейся информационной подсистемой единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Оператором автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель является Росреестр.
Полученные материалы и данные государственного мониторинга земель накапливаются и хранятся в архивах (фондах) и базах данных автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель.
Информация, полученная при осуществлении государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) предоставляется оператору государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013г. № 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)".
Проведение мониторинга земель сельскохозяйственного назначения возложено на Министерство сельского хозяйства РФ.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 261.