Лекция 10. 2.7. Производственная программа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В зависимости от вида бизнеса в плане производства (торговом плане, плане перевозок и т.д.] дается краткое описание особеннос­тей технологического процесса изготовления продукции или оказа­ния услуг.

Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.

Технологический процесс (производ­ственный процесс) в общем - это целенаправленное превращение ис­ходного сырья и материалов в готовый продукт с заданными свой­ствами, пригодный к индивидуальному или производительному потреблению.

 На предприятиях выделяют два вида производствен­ных процессов:

· основные - непосредственно связанные с превращением пред­метов труда (сырья) в готовую продукцию (муки - в хлеб и дру­гие хлебобулочные изделия, шерсти - в ткань и т.д.);

· вспомогательные - прямо не участвуют в основных процессах, а только способствуют их выполнению (ремонт, перемещение предметов труда и др.).

 

Любой производственный процесс состоит из ряда технологических операций – т.е. частей, элементарных действий (работ) по преобразованию предмета труда и получению необходимого результата.

Операции делятся на ручные, машинные, машинно-ручные и  аппаратурные.

При детальном оперативном планировании произ­водства по рабочим местам предусматривают:

· последовательность выполнения операций;

· необходимое оборудование и приспособления;

· вид исходного сырья и материалов;

· режим обработки изделия;

· дозировка компонентов конечного продукта;

· время выполнения каждой операции;

· назначение выпускаемого товара;

· полные затраты на выполнение операции и всего изделия;

· сроки поставок и себестоимость продукции.

 

План производства должен соответствовать мощности предпри­ятия - объему или количеству единиц продукции [услуг, работ], ко­торые можно изготовить за определенный период.

 

Номинальная мощность достигается в нормальных рабочих условиях с учетом ус­тановленного оборудования, перерывов в работе, простоев, празд­ничных дней, времени технического обслуживания оборудования и количества смен.

Максимальная мощность - технически достижимая мощность, которая соответствует производительности установленного обору­дования.

 

Необходимая по плану мощность предприятия может быть достигнута как за счет использования внутренних резервов, так и путем введения дополнительных фондов за счет:

· ввода в действие производственных мощностей в результате
реконструкции;

· прироста производственных мощностей в результате реконструкции;

· расширения действующих и строительства новых цехов пред­
приятия.

 

Определение необходимой мощности предприятия осуществля­ется в ходе технико-экономического обоснования с учетом:

· прогноза спроса и степени проникновения на рынок выпускае­мой продукции;

· наличия требующихся ресурсов, сырья и материалов;

· типа производства - единичного, серийного или массового;

· особенностей выпускаемой продукции или оказываемых услуг;

· применяемой технологии;

· минимально окупаемого размера данного вида производства;

· наличия соответствующего оборудования {машин, станков и др. средств производства).

 

объем выпуска продукции (оказания услуг, выполнения работ) планируется в соответствии с условиями и возможностями предприятия:

· целями долгосрочной стратегии;

· состоянием и мощностями производственного потенциала;

· наличием профессиональных кадров и плана их обучения;

· реальным обеспечением производства необходимым сырьем,
энергией, топливом и другими компонентами;

· размером инвестиций в освоение, расширение или модерниза­цию производства;

· экологической обстановкой и влиянием выпускаемой продукции
на окружающую среду;

· применением новых энергосберегающих технологий (таблица 11)

СЛАЙД ТАБЛ. 11 ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ – ОБЪЕМ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ, НАТУРАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ.

 

После определения мощности и производственной программы подсчитывается потребность предприятия в материальных ресур­сах. Такие расчеты проводятся с учетом эффективности их пользо­вания, а также возможных источников приобретения и финанси­рования

(схема 47).ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Исходными данными для расчета потребности производства в материальных ресурсах являются предусматриваемые объемы выпуска и оказываемых услуг а также нормативная база потребностей в материальных ресурсах на единицу продукции.

 

Потребность в ма­териальных ресурсах определяется методом прямых расчетов, т. е. путем умножения нормы расхода материалов на соответствующие объемные показатели. Эта потребность определяется в натуральном и стоимостном выражениях по видам ресурсов

Слайд (табл. 11а).  РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСАХ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ (сырье и материалы)

 

Величина производственного запаса обосновывается его нормой, представляющей средний в течение года запас материалов в днях его среднесуточного потребления, и рассчитывается на конец года как переходящий запас.

 

Размер переходящего запаса по i-му мате­риалу (в днях):

Т=QiМ/Дн, где

Qi - потребность в i-м материале за период;

М - норма переходящего запаса i-ro материала, дни;

Дн - число дней в году (планируемом периоде).

 

Потребность в зданиях, сооружениях, машинах и оборудовании определяется на основе производственной мощности, принятой тех­нологии, особенностей отрасли и производительности оборудования каждого вида.

Расчет потребности в основных фондах осуществляется по каж­дому виду основных фондов, исходя из нормативов производитель­ности.

Результаты плановых расчетов сводятся в таблице 12 и  16.

СЛАЙД табл. 12 ПОТРЕБНОСТЬ В ОСНОВНЫХ ФОНДАХ

Табл 16. РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ

 

Планирование трудовых ресурсов осуществляется путем опреде­ления потребностей в рабочих, ИТР и служащих по категориям.

Для этих целей составляется штатное расписание для рабочих и служа­щих отдельно

СЛАЙД (таблица 13, 14). ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

 

Другим методом определения потребности в основном производственном персонале является его расчет исходя из уровня выработки и объема производственной программы.

При расчете численности проводятся сначала ориентировочные расчеты с учетом фонда времени и выполнения норм выработки.

Отдельно рассчитывается численность вспомогательных рабочих, подсобных рабочих и других категорий рабочих.

Численность инженерно-технических работ­ников, служащих и других категорий управленческого персонала определяется по штатному расписанию.

Определение потребностей в рабочих, ИТР и служащих позволяет осуществить расчет фонда заработной платы по отдельным подраз­делениям предприятиям, категориям работников.

Итоговым документом этого раздела являет­ся общая потребность в персонале и заработной плате, которая оформляется в виде таблицы 15.

СЛАЙД ТАБЛ 15. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Завершается производственная программа составлением сметы расходов и калькуляции себестоимости продукции (таблица 17).

СЛАЙД ТАБЛИЦА 17. СМЕТА РАСХОДОВ И КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

 

Контрольные вопросы

1. Описание особеннос­тей технологического процесса, основной и вспомогательный процесс

2. Производственный процесс и технологические операции, виды операций

3. План производства, понятия номинальной и максимальной мощности

4. Использование резервов предприятия для достижения необходимой мощности

5. Определение необходимой мощности предприятия и ее технико-экономическое обоснование

6. Объем выпуска продукции (оказания услуг, выполнения работ) и возможностями предприятия

7. Потребность предприятия в материальных ресур­сах, формирование материальной базы предприятия

8. Потребность в основных фондах, расчет амортизационных отчислений

9. Расчет потребности в персонале и фонда заработной платы предприятия

10. Смета расходов и калькуляция себестоимости

 

лекция 11. 2.8. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

                                                                    

В процессе организационного планирования формируется организационная структура предприятия, направленная на установление четких взаимосвязей между подразделениями: определяются количество и размер цехов, их взаимоподчиненность, размеры и организация обслуживающих и управленческих подразделений (маркетинга, материального обеспечения, сбыта и т. д. ). а также администрации схема 48.

СЛАЙД СХЕМА 48. ТРЕБОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

Выработаны различные типы организационных структур которые могут быть использованы с учетом особенностей предприятий (схема 49).

СЛАЙД СХЕМА 49. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

(СХЕМА 50,51, 52, 53)

 

Главный фактор влияющий на значение этих характеристик, является объем работ по управлению предприятием, который зависит от состава и функций управления.

Разработка оргструктуры является сложным и длительным процессом, решаются вопросы о роли оргструктуры, значимости той или иной функций в основной деятельности предприятия и проходит ряд этапов

(СХЕМА 54)ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Для разработки организационной структуры предприятия необ­ходимо:

· подготовить учредительные документы и внутрифирменные регламентирующие положения;

· определить перечень основных и вспомогательных подразделе­ний, их функции и порядок взаимодействия между ними;

· распределить обязанности по вертикальной структуре управ­ления;

· дать характеристику главных менеджеров - квалификация,
опыт, принципы оплаты труда и др.;

· привести описание учредителей предприятия (собственников) -
перечень лиц и доля каждого в уставном капитале и другие данные.

 

Контрольные вопросы

1. Формирование организационной структуры предприятия

2. Требования, принципы и факторы определяющие организационные структуры управления предприятием

3. Типы организационных структур

4. Этапы разработки проекта структуры предприятия

 

 Лекция 12. 2.9. Финансовый план и бюджет предприятия

 

Для принятия окончательного решения по предпринимательско­му проекту необходимо четко определить инвестиции и производ­ственные издержки, учитывая, что прибыльность проекта будет в конечном счете зависеть от их размеров, структуры и графика осу­ществления.

При сведении воедино суммы инвестиций и производственных издержек особое внимание следует обратить на график их осуществ­ления, поскольку эти сроки оказывают влияние на движение наличностей при реализации проекта и его норму прибыли.

Планирова­ние инвестиций и производственных издержек следует осуществ­лять на годичной основе с учетом результатов анализа движения наличности.

Общая сумма инвестиционных затрат на осуществление пред­принимательского проекта включает прежде всего издержки на фор­мирование основного капитала (инвестиций), оборотного капитала и производственных издержек. Причем основной капитал представ­ляет собой средства, необходимые для строительства и оснащения оборудованием инвестируемого проекта, а оборотный капитал - средства, необходимые для функционирования проекта

СЛАЙД (схема 55) ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

 

Основной капитал складывается из первоначальных инвести­ций и капитальных затрат на подготовку производства.

К первоначальным инвестициям относятся затраты на:

1 подготовку земельного участка и площадки предприятия;

2 здания и гражданские сооружения;

3 машины и оборудование, включая вспомогательное;

4 некоторые приобретенные части основного капитала, та­кие, как права на промышленную собственность.

 

Для того чтобы получить сумму первоначальных инвестиций, со­ставляется специальная форма

СЛАЙД (табл. 18) ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

 

Помимо первоначальных инвестиций любой проект влечет за собой затраты, которые образуются, например, входе приобретения или формирования основного капитала.

Эти затраты складываются из ряда возникающих ситуаций проекта и включают следующие рас­ходы.

 

1 Предварительные расходы (возникающие во время регистрации и образования компании) и расходы на эмиссию ценных бумаг.

Последние включают затраты на подготовку и выпуск проспектов, рекламу, объявления через средства массовой информации, комиссионные за размещение ценных бумаг, брокерские операции, на обработку заявлений на акции и распределение акций. В предварительные расходы входят также вознаграждения за юридическое оформление заявлений на получение ссуд, заключение договоров на покупку земельных участков и т. д.

 

2 Расходы на предварительные исследования, в том числе:

a) расходы на прединвестиционные, конъюнктурные, инже­нерные и иные исследования (например, отчет о проектно-конструкторской разработке проекта), проводимые в це­лях осуществления проекта;

b) вознаграждения консультантам за подготовку исследований, проектирование и руководство строительными и монтажными работами;

c) прочие расходы.

 

3 Расходы на подготовку производства, которые включают;

a) зарплату, отчисления на социальное страхование и доплаты персоналу, занятому в период подготовки производства;

b) проездные расходы;

c) затраты на подготовительные сооружения типа общежитий
для рабочих, временных административных помещений,
складов и т. д.;

d) издержки на рекламу будущей продукции при подготовке к
производству, создание сети сбыта и рекламные объявле­ния;

e) издержки на подготовку кадров;

f) выплату процентов по займам в ходе строительства.

 

4.Расходы на пуско-наладку и сдачу в эксплуатацию, включающие вознаграждения за руководство пусковыми операциями, зарплату, отчисления на социальное страхование и дополнительные выплаты по персоналу, занятому на пуско-наладке, стоимость потребленных производственных и вспомогательных материалов, затраты на вспомогательные и прочие средства, необходимые для пуско-наладки

СЛАЙД (табл. 19) КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ (ИНВЕСТИЦИИ) НА СТАДИИ ПОДГОТОВКИ К ПРОИЗВОДСТВУ

 

Оборотный капитал означает финансовые средства, необходимые для эксплуатации объекта в соответствии с его производствен­ной программой.

Оборотный капитал представляет собой текущие оборотные средства за вычетом краткосрочных обязательств, т. е. счета дебиторов, товарно-материальные ценности (сырье, вспомо­гательные материалы, запасные части и мелкий инструмент), неза­вершенную и готовую продукцию и наличные средства.

Краткосроч­ные обязательства складываются главным образом из подлежащих оплате счетов (кредиторов), на которые проценты не начисляются.

 

1.Счета дебиторов. Размеры этой статьи определяются торговокредитной политикой компании.

Учитывая, что доли продаж в кре­дит от общего объема продаж у разных компаний различны и зависят от обстановки, сложившейся в данной отрасли, дать правильную общую оценку представляется достаточно трудным.

 

Поэтому в каждом конкретном случае оценку следует производить по следующей формуле:

Сумма                    Сроки кредита (помесячно)              Общий

дебиторской =       ----------------------------------       Х   ежегодный

задолженности                 12  месяцев                               объем продаж

 

2.Товарно-материальные ценности. На потребность в оборотном капитале значительное воздействие оказывает объем капитальных средств, находящихся без движения в форме товарно-материальных ценностей. Необходимо стремится к максимальному сокращению их
объема.

Производственные материалы. При исчислении запасов производственных материалов следует обращать внимание на источники и способы их доставки.

Если материалы могут быть быстро дос­тавлены в необходимых количествах, то следует создавать лишь ограниченные запасы, за исключением тех случаев, когда они тре­буют особых способов хранения.

Други­ми факторами, оказывающими влияние на объем товарно-матери­альных ценностей, являются надёжность и сезонность поставок, количество поставщиков, возможность замены одних поставок дру­гими и предполагаемые изменения цен.

Запасные части. Объем складируемых запасных частей зависит от наличия их на месте, операций импорта и возможностей обеспе­чения технического обслуживания в данном районе, а также от ха­рактера самого предприятия. Обычно на предприятии создается первоначальный объем запасных частей.

Незавершенная продукция. Для оценки объема незавершенной продукции необходимо произвести анализ процесса производства и степени отработки отдельных материалов, обеспечиваемых на каждой стадии.

Этот объем выражается в месячной (или суточной) продукции в зависимости от характера изделия. Для продукции ма­шиностроения он может достигать нескольких месяцев. Стоимость незавершенной продукции исчисляется также на основе ее заводс­кой себестоимости.

Готовые изделия. Запасы готовых изделий зависят от таких фак­торов, как характер изделия и особенности сбыта. Их стоимость ис­числяется также на основе заводской себестоимости.

 

3. Наличность на руках и банковские счета. Оборотный капитал может возрасти за счет начисляемых процентов. Из осторожности можно также иметь некоторую наличность в кассе за счет выделения из оборотного капитала резерва на непредвиденные расходы (до
5%). Конкретный размер наличности регулируется нормативными
документами.

 

4. Счета кредиторов. Сырье и вспомогательные материалы, товарно-материальные ценности, вспомогательные средства и т. д. обычно приобретаются в кредит, предоставляемый на определенное время. Начисленные налоги также уплачиваются по истечении определенного срока и представляют собой еще один источник
средств, аналогичных счетам, подлежащим оплате. Такие кредитуемые платежи сокращают объем необходимого чистого оборотного
капитала.

 

Следующим шагом является определение коэффициента обора­чиваемости составных частей текущих активов и пассивов, который может быть найден в результате деления 360 дней на количество Дней минимального обеспечения.

 В дальнейшем данные об издержках по каждой статье текущих активов и пассивов делятся на соот­ветствующие коэффициенты оборачиваемости и вносятся в табл. 20.

И наконец, путем вычитания текущих пассивов из суммы текущих активов получают сумму необходимого чистого оборотного капита­ла для различных стадий производства.

Одновременно определяется необходимая сумма наличности в кассе предприятия.

ТАБЛИЦА 20. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНОМ КАПИТАЛЕ

 

Особое значение имеет исчисление потребности в оборотном ка­питале на стадии технико-экономического исследования, поскольку оно вынуждает предпринимателя подумать о средствах, необходимых для финансирования эксплуатации проекта.

Таким образом, исходя из сумм расходов на подготовку производ­ства, фиксированных инвестиций и расчетов чистого оборотного ка­питала, можно исчислить общую потребность в финансовых ресур­сах (табл. 21).

ТАБЛИЦА 21.ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ

 

Для реализации предпринимательского проекта в бизнес-плане в зависимости от конкретных условий могут быть предусмотрены различные источники финансирования

(схема 56).ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА

 

Для финансовых расчетов используются специальные ведомости:

· таблица движения наличности (таблица 22);

· ведомость чистого дохода (таблица 23);

· проектный баланс.

СЛАЙД ТАБЛ. 22 ДВИЖЕНИЕ НАЛИЧНОСТИ (МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ)

 

Модель денежных потоков (таблица 22) составляется для согла­сования по времени притока средств (дохода от продаж и других по­ступлений) с оттоком средств на инвестиции, затраты производства и другие расходы.

 

Выручка от реализации продукции (таблица 22, стр. 1] определяется на основе прогнозных объемов продаж по годам и прогнозных цен на единицу продукции..

Величина затрат на производство продукции принимается по данным табл. 17 с выделением в их составе, как отдельных состав­ляющих, износа и расходов на выплату процентов.

 

СЛАЙД 17 ТАБЛИЦА СМЕТА РАСХОДОВ И КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

ТАБЛ. 22 СЛАЙД Прибыль от реализации равна разности между выручкой от реа­ лизации (стр. 1) и общей величиной затрат (стр. 2).

Чистый доход есть прибыль от реализации, уменьшенная на ве­ личину налоговых выплат (стр. 3 - стр. 4). Ставки налога на прибыль установлены законодательством.

Чистый денежный поток (стр. 6} рассчитывается следующим об­ разом:

· величина чистого дохода от реализации корректируется па сум­ му начисленного износа (стр. 6.1 + стр. 6.2),

· плюс рост задолженности или минус ее уменьшение (погашение) (стр. 6.1 + стр. 6.2 + стр. 6.3),

· плюс величина средств, полученных от продажи основных средств, или минус размер затрат на их приобретение (стр. 6.1 +стр. 6.2 ± стр. 6.3 ± стр. 6.4),

· минус намечаемые инвестиции (стр. 6.5). требующиеся действу­ющему производственному оборудованию для достижения темпов роста, предусмотренных в прогнозе.

Если темпы роста производства уже стабилизировались и ввода новых мощностей не предвидится, инвестиции направляются толь­ ко на замещение текущих активов по мере их износа.

Когда точный расчет произвести не представляется возможным, инвестиции мо­ гут быть приняты равными износу, поскольку при достаточно дли­тельном интервале времени (более пяти лет) величина износа будет равна резервам, требующимся для замещения текущих активов.

Прирост оборотного капитала (стр. 6.6) рассчитывается исходя из требуемой его величины на каждый планируемый год, пред­ ставляющий собой оборотные средства, которыми должно распо­ лагать предприятие в начале периода.

Величина требуемого обо­ротного капитала рассчитывается исходя из величины той части выручки из реализации (в расчете на один рубль), которая направ­ляется на инвестирование оборотного капитала (товарно-матери­альные запасы, дебиторская задолженность и т. д.) на основании анализа потребности предприятия в оборотном капитале за про­шлые годы, а также его типичной величины на аналогичных пред­приятиях.

По мере роста предприятия некоторая часть денежного потока Должна направляться на финансирование закупок товарно-матери­альных запасов, покрытие роста дебиторской задолженности и т. д.

Текущий оборотный капитал может быть рассчитан на основа­нии данных балансового отчета предприятия как разность между текущими активами и текущими обязательствами.

Величину избытка (дефицита) оборотного капитала можно опре­ делить, сопоставив требуемый оборотный капитал и имеющиеся в наличии оборотные средства.

Остаток денежных средств на начало периода (стр. 7) показыва­ ет размер денежной наличности предприятия текущего периода.

Накопленная денежная наличность (стр. 8) определяется суммой стр. 6 и стр. 7.

Коэффициент текущей стоимости рассчитывается на основе ставки дисконта (стр.9), которая принимается равной ставке рефи­ нансирования Центрального банка на момент составления бизнес-плана.

  Текущая стоимость денежного потока по годам определяется пу­ тем умножения величин чистого денежного потока каждого года на рассчитанный коэффициент текущей стоимости (стр. 6 * стр. 9).

  Сумма текущих стоимостей денежных потоков рассчитывается путем суммирования текущих стоимостей денежного потока за весь планируемый период.

 

(схема 57). ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

 

Для финансовой оценки предпринимательского проекта приме­няется система показателей (коэффициентов), характеризующих ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов и акционерного капитала

Финансовая оценка предпринимательского проекта и его вари­антов осуществляется также с помощью системы показателей

 

Чистая текущая стоимость определяется по каждому году пе­риода функционирования проекта путем дисконтирования разно­сти всех оттоков и притоков средств к какому-либо моменту времени (как правило, началу осуществления проекта) при фиксированной, заранее определенной норме процента.

 

Значения ЧТС, полученные по каждому году, затем суммируются:

ЧТС = ЧПН 1 + (ЧПН 2 * К2) + (ЧПН 3 * К3) + ... + (ЧПН п – K п) , где

ЧПН - чистый поток наличностей по каждому году (1,2... п) периода функционирования проекта;

К - коэффициенты дисконтирования.

 

Коэффициент дисконтирования (или минимальный коэффици­ент окупаемости) должен быть равен либо фактической величине ставки процента по долгосрочным займам на рынке капиталов, либо ставке процентов, выплачиваемой заемщиком. Он всегда меньше единицы, в противном случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем деньги завтра.

Ведь известно, что деньги обладают стоимостью во времени: один рубль, который будет получен в будущем, стоит меньше рубля, получаемого сегодня.

Определяется коэффициент дисконти­рования по формуле:

1+г
К= -------- ,

r----------------------------

где г - норма прибыли {ставка дисконта), которую инвесторы хотят получить за согласие отсрочить поступления на будущие периоды.

При ЧТС, имеющей положительное значение, рентабельность ин­вестиций превышает минимальный коэффициент дисконтирова­ния. При значениях ЧТС, равных нулю, рентабельность проекта рав­на минимальной норме.

Таким образом проект, ЧТС которого имеет положительное или нулевое значение, можно считать приемлемым.

При ЧТС меньше нуля рентабельность проекта ниже минимальной нормы и, следовательно, отданного проекта следует отказаться.

 

Внутренняя норма окупаемости (ВНО) представляет собой ко­эффициент дисконтирования, при котором притоки равны текущей величине оттоков наличностей, или же коэффициент, при котором текущая величина поступлений по проекту равна текущей сумме ин­вестиций, а величина чистой текущей стоимости равна нулю.

 

Для расчета ВНО применяется та же самая методика, что и для расчета ЧТС. Могут использоваться те же типы таблиц, и вместо дисконтиро­ вания потоков наличностей при заранее установленном минималь­ном коэффициенте могут применяться различные коэффициенты дисконтирования для определения такой величины коэффициента, при которой ЧТС равна нулю. Этот коэффициент и есть ВНО, и он показывает рентабельность проекта.

 

Период окупаемости и простая норма прибыли. Период оку­паемости - это срок, необходимый для возмещения исходных инве­стиций за счет доходов от проекта, под которыми подразумевается сумма чистой прибыли.

 

Иначе говоря, под сроком окупаемости по­нимается продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвес­тиций, равна сумме инвестиций.

 

Содержание этого соотношения можно представить в виде следующего уравнения:

n         ЧПН

                               сумма ------------ = И                где,

t = o      (1+г)t

·  n - срок окупаемости {мес, квартал);

· t - годы реализации предпринимательского проекта;

· t = 0 - момент окончания инвестиций;

· И - суммарные инвестиции в предпринимательский проект;

· г - ставка дисконта.

 

Проектное предложение может быть принято, если период оку­паемости меньше или равен приемлемому периоду времени, опре­деляемому на основе прошлого опыта осуществления аналогичных проектов или принятых нормативов.

 

Простая норма прибыли определяется как отношение прибыли за обычный полный год эксплуатации к инвестиционным затратам.

 

Индекс доходности (ИД) - это отношение суммы приведенных эффектов (чистых текущих стоимостей - ЧТС) к величине инвести­ций (И). Если чистая текущая стоимость положительная, то и ИД > 1 и наоборот. Если ИД > 1, то проект эффективен.

 

При отборе предпринимательских проектов с использованием перечня критериев сначала устанавливаются критерии, вытека­ющие из целей, стратегии и задач проекта, его ориентации и долго­срочных планов, а затем по каждому критерию дается оценка про­ектов. Результаты анализа могут быть формализованы с помощью балльной оценки.

Для этого определяются наиболее важные фак­ торы и каждому критерию присваиваются весы в зависимости от степени влияния их на результаты проектов.

Качественным оцен­ кам по каждому критерию придаются количественные значения эк­ спертами. Общая оценка получается путем перемножения весов ран­ гов на вероятность достижения этих рангов и получения вероятного веса критерия, который затем умножается на вес критерия.

Полу­ченные данные по каждому критерию суммируются.

 

Анализ безубыточности - определение точки безубыточности (X), т.е. минимального объема выпускаемой продукции, при кото­ром доход от продажи равен издержкам производства.

 

Точка бе­зубыточности может быть также выражена в виде определенного уровня использования производственных мощностей предприятия, при котором доходы от продаж и издержки производства равны, что можно представить в виде равенства произведения цены продажи (Ц) единицы продукции на количество проданных единиц (х) и сум­мы постоянных издержек на весь объем производства (И пос) плюс удельные переменные расходы (И пер ), умноженные на количество проданных единиц продукции (X), т.е. Ц • X = И пос + И пер * X. Отсюда точка безубыточности предпринимательского проекта определяет­ся как отношение постоянных издержек производства (И пос) к раз­нице между ценой (Ц) и переменной составляющей себестоимости единицы продукции (Ипер), т.е.

                                               И пос

                                х = -------------------

                                             Ц – И пер

Это соотношение позволяет определить максимальную сумму издер­жек производства, если известны значения остальных величин:

И пос =Х * ( Ц – И пер )

 

Можно также рассчитать и минимальную цену реализации про­дукции, исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:

                     Ипос

Ц = ------------------ + И пер

           Х

К постоянным затратам относятся накладные расходы, кредиты, начисляемые на них проценты, амортизационные отчисления по ос­новному оборудованию;

к переменным - все прямые затраты мате­риалов, сырья, комплектующих изделий, электроэнергии, тепла, за­работной платы основного производственного персонала и др.

 

Контрольные вопросы

1. Инвестиции и производ­ственные издержки, прибыльность проекта

2. Понятия оборотного и основного капитала, первоначальных инвестиций

3. Капитальные расходы (инвестиции) на стадии подготовки к производству

4. Расчет потребности в оборотном капитале

5. Общая потребность в финансовых ресурсах

6. Источники финансирования проекта

7. Движение наличности (модель денежных потоков)

8. Смета расходов и калькуляция себестоимости

9. Показатели эффективности предпринимательских проектов

10. Анализ безубыточности

 

 

 Лекция 13. 2.10. Анализ рисков

Риск - событие, которое может случиться или не случиться. Если такое событие произойдет, то у предприятия возможны три эконо­мических результата:

· отрицательный - потеря части ресурсов предприятия, недопо­лучение доходов или появление дополнительных расходов;

· положительный - увеличение прибыли, сокращение расходов
или выгода;

· нулевой - не оказывает влияния на финансово-хозяйственные
результаты.

 

В предпринимательской деятельности важное значение имеют как чистые, так и спекулятивные риски.

 

 Чистые риски - природно-естественные (землетрясение, наводнение ит.п.), экологические, политические, транспортные и некоторые коммерческие риски (имущественные, производственные, торговые} могут привести к от­рицательным или нулевым хозяйственным результатам.

 

Спекулятивные риски - финансовые риски, связанные с поку­пательной способностью денег (инфляционные, валютные, дефля­ ционные и др.), и инвестиционные (процентные, кредитные, упу­щенной выгоды, биржевой, селективный, банкротства) -означают вероятность получения как отрицательных, так и положительных экономических результатов.

 

В целях нейтрализации отрицательного воздействия рисков на эффективность производства при планировании на предприятии проводят их качественный и количественный анализ.

Суть каче­ственного анализа состоит в определении факторов риска и ви­дов работ, при выполнении которых он возникает.

Количественно размер риска можно установить с помощью статистических, анали­тических и других методов.

 

Закономерности случайных событий изучаются с использованием математического аппарата теории ве­роятности. Вероятность наступления рискового события может быть определена субъективным способом или объективными методами.

 

Объективным методом вероятность события устанавливается путем вычисления частоты, с которой оно происходит.

Например, если при инвестировании капитала в сумме 50 тыс. руб. в соответ ствующие проекты прибыль в сумме 40 тыс. руб. была получена в 70 случаях из 100, то вероятность обеспечения такого чистого дохода составит 0,7 {70 :100).

Субъективный метод определения вероятности основан на субъективных оценках экспертов, консультантов или личном опыте предпринимателя, плановика.

 

Для уменьшения риска и повышения надежности проекта про­водят анализ его чувствительности, т.е. определяют степень вли­яния на эффективность {срок окупаемости вложений капитала, уро­вень рентабельности и др.) основных (критических) факторов.

 

 В процессе анализа чувствительности изменяют значение одного из критических факторов и, при прочих не меняющихся в данном слу­чае параметрах, определяют степень зависимости показателя эф­фективности плана от испытуемых изменений.

 

(СЛАЙД) В исследование обычно включают следующие факторы:

· цена единицы продукции (услуги, работы);

· объем продаж;

· себестоимость единицы продукции (услуги, работы);

· уровень инфляции в плановый период;

· время задержки платежей за поставленную продукцию и др.

 

По результатам анализа чувствительности в процессе планиро­вания предусматривают также мероприятия, которые уменьшат степень риска при реализации проекта.

 

Контрольные вопросы

1. Понятие риска и его эконо­мические результаты

2. Чистые и спекулятивные риски, их характеристики

3. Суть каче­ственного и количественно анализа

4. Субъективный и объективный методы определения риска

5. Анализ чувствительности, основные (критические) факторы

 

 

 Лекция 14. 2.11. Организационный план

Для организационного обеспечения проекта необходимо составить, реалистичный календарный план (деловое расписание) проведения важнейших видов работ (заключение контрактов, разработку доку­ментации, строительство, пуск производства и др.) с указанием даты Начала и окончания каждого мероприятия, ответственных лиц и воз­можных корректировок в случае отклонений от графика.

 

При реализации проекта инвестор должен создать группу уп­равления осуществлением проекта. Он должен также передать ей определенные полномочия, чтобы она выступала от его имени по от­ношению к подрядчикам и консультантам.

 

Причем она должна работать не только в пе­ риод осуществления проекта, но в идеальном варианте стать и яд­ром группы управления техников и эксплуатационников, которые впоследствии будут отвечать за выпуск продукции.

 

Выбор технологии. На выбор технологии обычно не уходит слишком много времени, поскольку соответствующие аспекты дол­жны были найти свое отражение в технико-экономическом иссле­довании. Однако в некоторых случаях много времени могут потре­бовать переговоры с поставщиками или лицензиарами технологии.

 

Документация (по оборудованию и объектам гражданского строительства), заявки подрядчиков, оценки тендеров, разме­щение заказов. До того, как начнется фактическая работа на пло­щадке, необходимо выделить определенное время на ряд предва­рительных мероприятий, включая их подробное планирование, подготовку документов, заявки , переговоры по контрактам и др.

 

Заказывая оборудование, следует учитывать время на монтаж и другие работы, с тем чтобы гарантировать поступление оборудова­ния в оптимальные сроки.

 

Финансирование проекта. После того как принято решение об инвестициях и определены общие инвестиционные издержки и сроки реализации проекта, необходимо решить вопрос о финансировании проекта.

С учетом привлечения средств поставщика, финансирова­ния со стороны кредитных учреждений и собственных фондов сле дует стремиться к экономическому соотношению между привлечен­ ным капиталом и акционерным капиталом.

 

Период строительства. Одним из наиболее важных шагов в ра­боте над проектом является приобретение или аренда земельного участка и урегулирование вопроса подъездных путей к площадке предприятия.

Иногда это может повлечь за собой длительные перего­воры (например, если нельзя достичь согласия относительно продаж­ ной цены}, поэтому на первоначальном этапе можно предусмотреть варианты приобретения земли, что позволит избежать излишней траты времени.

 

Строительство помещений для предприятия нельзя начинать до готовности окончательного плана размещения оборудования, закуп­ки земельного участка и подготовки и освоения площадки.

 

Важными этапами на стадии осуществления проекта являются испытания оборудования, пробный выпуск продукции и сдача пред­приятия в эксплуатацию.

 

Наем и подготовка рабочих, ИТР и служащих должны тща­тельно планироваться, с тем чтобы по мере надобности обеспечить наличие квалифицированных кадров. Создавать и развивать административную структуру предприятия необходимо в период осуществления проекта.

В этот же период необходимо также окончательно решить воп­росы снабжения, касающиеся основных производственных матери­алов.

При импортных поставках следует предусмотреть достаточное количество времени. В отношении отечественных материалов не­обходимо тщательно спланировать поступление сырья, с тем чтобы не допускать отставания по срокам.

 

Подготовку рынка сбыта необходимо начинать заранее, с тем чтобы в будущем обеспечить сбыт готовой продукции в соответствии с планом. Подготовка к сбыту продукции начинается с рекламы товаров, подготовки продавцов и завершается предоставлением специально­го торгового оборудования (например, морозильников).

 

Виды графиков. При правильном планировании проекта по сро­кам следует добиваться того, чтобы производственные помещения и вспомогательные строения и средства инфраструктуры были вов­ремя подготовлены  для монтажа и установки механизмов и обору­дования, имелись квалифицированные рабочие для эксплуатации предприятия по его готовности и предприятие было обеспечено ос­новными и вспомогательными материалами в объеме, необходимом для успешного начала работы.

 

Поэтому и необходим эффектив­ный и сбалансированный график потребностей в различных мате­риальных факторах производства.

 

Существуют различные методы составления и анализа графиков. При самом простом и наиболее распространенном методе исполь­зуется столбиковая диаграмма, в которой осуществление проекта де­лится на различные виды деятельности по компонентам и указыва­ются сроки для выполнения каждой операции.

Для комплексного проекта с рядом взаимосвязанных и последо­вательных операций этот подход может быть недостаточно дей­ственным и тогда придется использовать сетевую диаграмму, в ко­торой находят применение два метода: метод критического пути (МКП) и метод оценки и пересмотра проекта (ПЕРТ).

 

Какой бы метод не применялся, очень важно время от времени корректировать первоначальный график, выявлять и решать воз­никающие в ходе осуществления проекта проблемы и затруднения. при посто­янном контроле его выполнения можно вносить логичные измене­ния в ход реализации проекта.

 

Издержки на осуществление проекта - это расходы на подго­товку к производству, которые впоследствии превратятся в капитал. Они включают ряд составляющих.

 

1. Расходы на руководство осуществлением проекта: оклады и
заработная плата управленческого персонала; арендная плата за помещения, автомобили, жилые помещения и т.д.; расходы на проезд
и средства связи; налоги и пошлины в период осуществления проекта.

2. Затраты, связанные с осуществлением контроля и координа цией строительства, монтажом, испытаниями, пробными пусками, пуском и сдачей предприятия в эксплуатацию: оклады и заработная плата рабочих-строителей и монтажников; издержки на иностранных экспертов; аренда (жилых помещений, административных зданий); сырье и вспомогательные материалы, предметы снабжения и средства для испытаний и пуска предприятия: процентные ставки в ходе строительства (на срочные займы и текущие счета в бан­ке); прочее.

3.Расходы на создание административного аппарата, наем и подготовку рабочих, ИТР и служащих: оклады и заработная плата административного персонала (включая работников по найму кад­ров); издержки на рекламу, связанную с наймом; оклады и зарплата обучающегося персонала и (или) гонорары обучающим экспертам и или) гонорары за подготовку кадров вне предприятия (в своей стране или за рубежом), включая проездные и суточные; учебные мате­риалы; оклады и заработная плата принятых на работу рабочих, ИТР и служащих со времени найма до начала выпуска продукции; арен­да и эксплуатация административных помещений, учебных средств
автомобилей, жилых помещений и т.д.

4.Расходы, связанные с обеспечением снабжения: оклады и за­работная плата сотрудников по закупке товаров; проездные и другие расходы; связь.

5.Расходы по сбыту: оклады и заработная плата для сотрудни­ков системы сбыта и торговли; реклама; подготовка продавцов и ком­мерсантов; проездные; связь.

6.Расходы, связанные с налаживанием связей с местными влас­ тями: издержки на получение санкций на работы и проч.

7.Предварительные расходы, связанные с эмиссией ценных бумаг:
регистрационные (заявочные) пошлины; типографские и побочные
расходы; выпуск проспектов и другие типографские расходы; расходы
на официальные заявления: комиссионные; оплата брокерских услуг; гонорары за юридические услуги; прочие расходы.

 

При необходимости формируются исходные экономические, тех­нические и другие данные по организации производства, прейску­ранты, заключения, таблицы и иная документация, на которую есть ссылки в бизнес-плане.

Контрольные вопросы

1. Понятие календарного плана (деловое расписание)

2. Выбор технологии.

3. Документация (по оборудованию и объектам гражданского строительства), заявки подрядчиков, оценки тендеров, разме­щение заказов.

4. Финансирование проекта.

5. Период строительства.

6. Наем и подготовка рабочих, ИТР и служащих

7. Виды графиков. столбиковая и сетевая диаграммы, метод МКП и ПЕРТ

8. Издержки на осуществление проекта

 
























Лекция 15. Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Общие положения

3.2. Критерии и факторы выбора месторасположения предприятия

        3.3. Методы принятия решения о местоположении предприятия

 

3.1. Общие положения

Местоположение оказывает существенное влияние на конечные результаты предпринимательства в любой сфере деятельности. Ре­шения о местоположении бизнеса являются стратегическими. По­этому их обоснованию в бизнес-плане должно быть уделено доста­точно внимания.

 

Задача состоит в том, чтобы согласовать предъявляемые к раз­мещению данного вида бизнеса требования с реально существую­щими или прогнозируемыми условиями его расположения,

 

Вопрос о выборе местоположения возникает

 в трех случаях:

· При создании новой коммерческой организации.

· При необходимости перебазирования фирмы в другое место по
тем или иным причинам.

· Вследствие создания и перебазирования отдельных структурных подразделения предприятий.

 

Выбор наиболее эффективного местоположения осуществ­ляется последовательной разработкой альтернативных вариантов размещения фирмы и ее подразделений.

 

Альтернативными вариантами местоположения могут быть:

а) географическое пространство {площади}, которое рассматривается как возможное для размещения коммерческой орга­низации или ее филиалов - внутри страны и за границей, в больших, средних и малых городах, в деревнях и поселках, в центре и на окраине, на центральных магистралях и узловых точках или вдали от них и т.д. - конкретно для каждой определенной точки;

б) способы оформления размещения: с помощью покупки, арен­ды или договора о совместном использовании.

                         

Качество местоположения бизнеса определяется многими усло­виями, и в частности соответствием избранного участка принято­му в данном районе типу землепользования и близостью к экономи­ческой среде.

Вместе эти две характеристики составляют ситус или экономическое местоположение объекта

СЛАЙД (схема 59). СИТУС КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Ситус определяется взаимодействием конкретного варианта зем­лепользования и экономической среды по крайней мере на четырех уровнях, которые на схеме 59 отмечены условно концентрическими окружностями, обозначающими

 ближайшие окрестности (2),

при­мыкающую территорию (3),

торговую зону (4)

и весь регион для тор­гового бизнеса.

 

Связи крупных предприятий могут расширяться до региона, страны и международных границ.

 

                                                

 

3.2. Критерии и факторы выбора месторасположения предприятия

Основная цель выбора месторасположения фирмы состоит в том, чтобы установить, где можно получить максимум прибыли при про­чих равных условиях. Этот главный экономический критерий в за­висимости от обстоятельств может быть дополнен рядом других, в качестве которых чаще всего выступают увеличение объемов обо­рота капитала и доли на рынке.

 Кроме того, могут быть и неэконо­мические критерии: политическое влияние, стабильный рост и на­дежность предприятия, научно-техническая политика, социальная и экономическая стабильность, престиж, сохранение самостоятель­ности фирмы.

 

Детализация критериев выбора места размещения во многом зависит от вида бизнеса

 

В зависимости от особенностей технологического процесса раз­мещение производственных организаций тяготеет к источникам сырья или к рынкам сбыта продукции.

 

В любом случае выбор месторасположения предприятия должен осуществляться с учетом не только фактического состояния, но и перспектив развития технологий, транспорта, рынков и сырьевых ресурсов.

 

Все факторы месторасположения бизнеса объединяются в четы­ре группы.

 

1. Заготовительно-ориентированные, включающие: земельные участки (структура, цены покупки или аренды); сырье, вспомога­тельные и производственные материалы (цены, транспортные из­держки); трудовые ресурсы (потенциал рабочей силы в зависимос­ти от численности и уровня жизни в данном месте, школы, театры, возможность проведения досуга, уровень оплаты труда, квалифика­ция кадров, мотивация).

 

2. Факторы, ориентированные на изготовление: естественные особенности (почвы, климат), технические и инфраструктурные осо­бенности (пространственная близость к партнерам по кооперации, к используемой инфраструктуре).

 

3. Факторы, ориентированные на сбыт: потенциал сбыта {струк­тура населения и соответствующая ей структура потребления, покупательная способность, конкуренция в данной местности); пути сообщения (магистральные связи, транспортные издержки); деловые контакты (наличие квалифицированных маклеров, бирж, аген­тов по рекламе, ярмарок).

 

4.Факторы, устанавливаемые государством и местными органа­ми власти: система хозяйствования (хозяйственное и торговое пра­во; лицензионные и сертификационные нормы; условия перевода капитала и прибыли; юридические требования к учредительным документам организации, к отчетности, бюджетному контролю и аудиту; трудовое законодательство; риск изменения хозяйственного устройства, т.е. риск политической нестабильности, экспроприации, ограничения в деятельности предприятий); регулирование пересечения границы (таможни, законы внешней торговли и управление ими); меры по защите окружающей среды и( регулирование нагрузок на окружающую среду, возмещение наносимого
ущерба, платежи за природные ресурсы); государственная помощь
(субсидии, целевые программы для отдельных районов, админист­ративная поддержка)

 

При оценке альтернативных вариантов размещения фирмы не­обходимо также изучить и учесть социально-культурную и экономи­ческую среду предварительно намеченных мест

 

Изучение места размещения бизнеса, особенно промышленного, должно содержать также оценку средств удаления отходов и выбро­са отработанных материалов. Отдельные производственные отхо­ды (ядовитые, вредные и даже опасные) требуют особой обработки.

 

Анализ альтернативных мест размещения бизнеса должен вклю­чать информацию о наличии трудовых ресурсов и их характерис­тику по уровню квалификации и профессиям, условиям жизни, включая строительство жилья, социальное обеспечение, рекреаци­онные объекты и демографическую обстановку в районе

 

Важным фактором при выборе места размещения бизнеса могут быть природные климатические условия.

 

3.3. Методы принятия решения о местоположении предприятия

 

Принятие решения о местоположении бизнеса осуществляется путем оценки альтернативных пунктов размещения фирмы и сте­пени достижения поставленных предпринимателем целей на осно­ве относительных критериев.  

 

Для подготовки исходной информации по альтернативным вари­антам местоположения предприятий можно пользоваться следую­щим примерным перечнем показателей.

1. Климат

Температура воздуха: максимальная, минимальная, средняя; (су­точная, годовая, за десять лет).

Влажность: максимальная, минимальная, средняя (суточная, го­довая, за десять лет).

Солнечное время: число солнечных часов в году (за десять лет).

Ветер: направление ветра и количество ветреных дней (роза вет­ров), направление и максимальная скорость, разрушительные вет­ры (ураганы и т.д.).

Количество осадков (дождь, снег): длительность и уровень выпа­дения осадков (максимальный, минимальный и средний) за час, за день, за месяц, за год, за десять лет. Чрезвычайные явления (выпа­дение града и т. д.).

Пыль и дым. Пылевые ветры (длительность, направление, ско­рость, содержание твердых веществ на кубический метр воздуха). Кочующие пески. Дым от соседних предприятий. Затопление от поверхностных источников: высота, длительность и календарный период затопления.

Землетрясения: сила по международной шкале (например, по

шкале Рихтера), частота.

2. Площадка и местность

Местонахождение площадки: адрес (страна, область, город, ули­ца, номер дома). Соседние предприятия (адреса, наименования, при­надлежности к той или иной отрасли промышленности).

Характеристика площадки: размеры (длина, ширина), высота над уровнем моря, географическая ориентация, топография, суще­ствующие сервитуты, цена недвижимости.

3. Транспортные средства

Дороги: ширина дорог и мостов, грузоподъемность, просвет мос­тов, тип дорог (всепоходные, с щебеночным покрытием, грунтовые), сезонные дорожно-транспортные ограничения, сеть дорог (на карте}.

Железные дороги: сеть железных дорог(на карте), ширина колеи, профиль, грузоподъемность подвижного состава (грузы, количе­ство), погрузочно-разгрузочное оборудование, сезонные ограничения, складские помещения и хранилища, тарифы.

Водный транспорт: сеть каналов, рек, гавани (на карте), ширина и глубина каналов и рек, грузоподъемность судов, погрузочно-разгрузочное оборудование, складские помещения и хранилища, тарифы.

Воздушный транспорт: тип взлетно-посадочного сооружения (аэропорт, взлетно-посадочная полоса), длина взлетно-посадочных полос, складские помещения и хранилища, тарифы.

Система пассажирского транспорта: автобусы, трамваи и т. д.

4. Водоснабжение

Характеристика (без указания конкретного использования). При­меси: жесткость, коррозийность, газы. Взвеси. Температура: днев­ная-максимальная, минимальная, годовая-максимальная, мини­мальная. Давление: максимальное, минимальное. Источники ком­мунального водоснабжения: максимальное количество, место воз­можного подключения, диаметр и материал существующей сети, давление, цена. Собственные источники водоснабжения: поверхно­стные источники (река), подземные источники (грунтовые воды).

 

5. Энергоснабжение и средства связи

Электроэнергия от государственных и частных источников. Мощ­ность (кВт). Напряжение (вольт) (высокое, низкое). Место подключе­ния (расстояние до площадки). Жидкое топливо: количество, теплота сгорания (кДж/кг), источник (заправочная станция, нефтеперера­батывающее предприятие), расстояние до площадки, средства дос­тавки, цена.

Уголь, кокс, газ: количество, теплота сгорания (кДж/кг), источ­ник, цена-Пар: количество, давление, место подключения, цена. Средство связи. Телефон: система, мощность, место подключения, тарифы. Телекс. Радиотелефон, телеграф.

6. Удаление отходов

Свалки: тип, местонахождение, подъезды, плата за пользование. Канализационная система: тип (дождевой сток, смешанный), диаметр и материал труб сети, место подключения, плата за пользова­ние. Установки по очистки стоков: тип, местонахождение, плата за пользование.

7. Кадры

ИТР и служащие: вид и уровень подготовки, оклады. Рабочие: вид и уровень квалификации, наличие, заработная плата. Предостав­ляемые льготы, налоги, компенсации и др. Трудовое законодатель­ство и производственные отношения.

8. Бюджетные и правовые положения

Представители власти (местные, региональные, национальные). Бюджетные положения. Налоги, таможенные сборы, амортизаци­онные ставки и т.д. Правовые положения: строительное законода­тельство, ограничения, меры безопасности, законодательство и ком­пенсации, нормы. Виды страхования: страхование от пожара, от несчастного случая, гражданской ответственности, от наводнения и ущерба в результате бурь. Право пользование медицинским обслу­живанием по месту работы. Оборудование для строительства, мон­тажа и обслуживания. Подрядчики по гражданскому строительству, электроснабжению, механике с указанием наименования фирмы, адреса, ее возможностей. Строительные материалы с указанием наличия, качества, источника, цены.

9. Условия жизни

Жилищные условия, питание, отдых, школы, культовые объек­ты, торговые предприятия, медицинское обеспечение.

 

Контрольные вопросы

1. Выбор местоположения бизнеса

2. Альтернативные варианты местоположения

3. Ситус коммерческой организации

4. Основная цель выбора месторасположения фирмы, основные критерии

5. Факторы месторасположения бизнеса, основные группы

6. Удаления отходов и выбро­с отработанных материалов

7. Принятия решения о местоположении предприятия

8. Основные показатели подготовки исходной информации по альтернативным вари­антам местоположения предприятий




Дата: 2019-02-02, просмотров: 244.