В зависимости от вида бизнеса в плане производства (торговом плане, плане перевозок и т.д.] дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг.
Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.
Технологический процесс (производственный процесс) в общем - это целенаправленное превращение исходного сырья и материалов в готовый продукт с заданными свойствами, пригодный к индивидуальному или производительному потреблению.
На предприятиях выделяют два вида производственных процессов:
· основные - непосредственно связанные с превращением предметов труда (сырья) в готовую продукцию (муки - в хлеб и другие хлебобулочные изделия, шерсти - в ткань и т.д.);
· вспомогательные - прямо не участвуют в основных процессах, а только способствуют их выполнению (ремонт, перемещение предметов труда и др.).
Любой производственный процесс состоит из ряда технологических операций – т.е. частей, элементарных действий (работ) по преобразованию предмета труда и получению необходимого результата.
Операции делятся на ручные, машинные, машинно-ручные и аппаратурные.
При детальном оперативном планировании производства по рабочим местам предусматривают:
· последовательность выполнения операций;
· необходимое оборудование и приспособления;
· вид исходного сырья и материалов;
· режим обработки изделия;
· дозировка компонентов конечного продукта;
· время выполнения каждой операции;
· назначение выпускаемого товара;
· полные затраты на выполнение операции и всего изделия;
· сроки поставок и себестоимость продукции.
План производства должен соответствовать мощности предприятия - объему или количеству единиц продукции [услуг, работ], которые можно изготовить за определенный период.
Номинальная мощность достигается в нормальных рабочих условиях с учетом установленного оборудования, перерывов в работе, простоев, праздничных дней, времени технического обслуживания оборудования и количества смен.
Максимальная мощность - технически достижимая мощность, которая соответствует производительности установленного оборудования.
Необходимая по плану мощность предприятия может быть достигнута как за счет использования внутренних резервов, так и путем введения дополнительных фондов за счет:
· ввода в действие производственных мощностей в результате
реконструкции;
· прироста производственных мощностей в результате реконструкции;
· расширения действующих и строительства новых цехов пред
приятия.
Определение необходимой мощности предприятия осуществляется в ходе технико-экономического обоснования с учетом:
· прогноза спроса и степени проникновения на рынок выпускаемой продукции;
· наличия требующихся ресурсов, сырья и материалов;
· типа производства - единичного, серийного или массового;
· особенностей выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
· применяемой технологии;
· минимально окупаемого размера данного вида производства;
· наличия соответствующего оборудования {машин, станков и др. средств производства).
объем выпуска продукции (оказания услуг, выполнения работ) планируется в соответствии с условиями и возможностями предприятия:
· целями долгосрочной стратегии;
· состоянием и мощностями производственного потенциала;
· наличием профессиональных кадров и плана их обучения;
· реальным обеспечением производства необходимым сырьем,
энергией, топливом и другими компонентами;
· размером инвестиций в освоение, расширение или модернизацию производства;
· экологической обстановкой и влиянием выпускаемой продукции
на окружающую среду;
· применением новых энергосберегающих технологий (таблица 11)
СЛАЙД ТАБЛ. 11 ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ – ОБЪЕМ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ, НАТУРАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ.
После определения мощности и производственной программы подсчитывается потребность предприятия в материальных ресурсах. Такие расчеты проводятся с учетом эффективности их пользования, а также возможных источников приобретения и финансирования
(схема 47).ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Исходными данными для расчета потребности производства в материальных ресурсах являются предусматриваемые объемы выпуска и оказываемых услуг а также нормативная база потребностей в материальных ресурсах на единицу продукции.
Потребность в материальных ресурсах определяется методом прямых расчетов, т. е. путем умножения нормы расхода материалов на соответствующие объемные показатели. Эта потребность определяется в натуральном и стоимостном выражениях по видам ресурсов
Слайд (табл. 11а). РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСАХ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ (сырье и материалы)
Величина производственного запаса обосновывается его нормой, представляющей средний в течение года запас материалов в днях его среднесуточного потребления, и рассчитывается на конец года как переходящий запас.
Размер переходящего запаса по i-му материалу (в днях):
Т=QiМ/Дн, где
Qi - потребность в i-м материале за период;
М - норма переходящего запаса i-ro материала, дни;
Дн - число дней в году (планируемом периоде).
Потребность в зданиях, сооружениях, машинах и оборудовании определяется на основе производственной мощности, принятой технологии, особенностей отрасли и производительности оборудования каждого вида.
Расчет потребности в основных фондах осуществляется по каждому виду основных фондов, исходя из нормативов производительности.
Результаты плановых расчетов сводятся в таблице 12 и 16.
СЛАЙД табл. 12 ПОТРЕБНОСТЬ В ОСНОВНЫХ ФОНДАХ
Табл 16. РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ
Планирование трудовых ресурсов осуществляется путем определения потребностей в рабочих, ИТР и служащих по категориям.
Для этих целей составляется штатное расписание для рабочих и служащих отдельно
СЛАЙД (таблица 13, 14). ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
Другим методом определения потребности в основном производственном персонале является его расчет исходя из уровня выработки и объема производственной программы.
При расчете численности проводятся сначала ориентировочные расчеты с учетом фонда времени и выполнения норм выработки.
Отдельно рассчитывается численность вспомогательных рабочих, подсобных рабочих и других категорий рабочих.
Численность инженерно-технических работников, служащих и других категорий управленческого персонала определяется по штатному расписанию.
Определение потребностей в рабочих, ИТР и служащих позволяет осуществить расчет фонда заработной платы по отдельным подразделениям предприятиям, категориям работников.
Итоговым документом этого раздела является общая потребность в персонале и заработной плате, которая оформляется в виде таблицы 15.
СЛАЙД ТАБЛ 15. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Завершается производственная программа составлением сметы расходов и калькуляции себестоимости продукции (таблица 17).
СЛАЙД ТАБЛИЦА 17. СМЕТА РАСХОДОВ И КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
Контрольные вопросы
1. Описание особенностей технологического процесса, основной и вспомогательный процесс
2. Производственный процесс и технологические операции, виды операций
3. План производства, понятия номинальной и максимальной мощности
4. Использование резервов предприятия для достижения необходимой мощности
5. Определение необходимой мощности предприятия и ее технико-экономическое обоснование
6. Объем выпуска продукции (оказания услуг, выполнения работ) и возможностями предприятия
7. Потребность предприятия в материальных ресурсах, формирование материальной базы предприятия
8. Потребность в основных фондах, расчет амортизационных отчислений
9. Расчет потребности в персонале и фонда заработной платы предприятия
10. Смета расходов и калькуляция себестоимости
лекция 11. 2.8. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
В процессе организационного планирования формируется организационная структура предприятия, направленная на установление четких взаимосвязей между подразделениями: определяются количество и размер цехов, их взаимоподчиненность, размеры и организация обслуживающих и управленческих подразделений (маркетинга, материального обеспечения, сбыта и т. д. ). а также администрации схема 48.
СЛАЙД СХЕМА 48. ТРЕБОВАНИЯ, ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Выработаны различные типы организационных структур которые могут быть использованы с учетом особенностей предприятий (схема 49).
СЛАЙД СХЕМА 49. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
(СХЕМА 50,51, 52, 53)
Главный фактор влияющий на значение этих характеристик, является объем работ по управлению предприятием, который зависит от состава и функций управления.
Разработка оргструктуры является сложным и длительным процессом, решаются вопросы о роли оргструктуры, значимости той или иной функций в основной деятельности предприятия и проходит ряд этапов
(СХЕМА 54)ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Для разработки организационной структуры предприятия необходимо:
· подготовить учредительные документы и внутрифирменные регламентирующие положения;
· определить перечень основных и вспомогательных подразделений, их функции и порядок взаимодействия между ними;
· распределить обязанности по вертикальной структуре управления;
· дать характеристику главных менеджеров - квалификация,
опыт, принципы оплаты труда и др.;
· привести описание учредителей предприятия (собственников) -
перечень лиц и доля каждого в уставном капитале и другие данные.
Контрольные вопросы
1. Формирование организационной структуры предприятия
2. Требования, принципы и факторы определяющие организационные структуры управления предприятием
3. Типы организационных структур
4. Этапы разработки проекта структуры предприятия
Лекция 12. 2.9. Финансовый план и бюджет предприятия
Для принятия окончательного решения по предпринимательскому проекту необходимо четко определить инвестиции и производственные издержки, учитывая, что прибыльность проекта будет в конечном счете зависеть от их размеров, структуры и графика осуществления.
При сведении воедино суммы инвестиций и производственных издержек особое внимание следует обратить на график их осуществления, поскольку эти сроки оказывают влияние на движение наличностей при реализации проекта и его норму прибыли.
Планирование инвестиций и производственных издержек следует осуществлять на годичной основе с учетом результатов анализа движения наличности.
Общая сумма инвестиционных затрат на осуществление предпринимательского проекта включает прежде всего издержки на формирование основного капитала (инвестиций), оборотного капитала и производственных издержек. Причем основной капитал представляет собой средства, необходимые для строительства и оснащения оборудованием инвестируемого проекта, а оборотный капитал - средства, необходимые для функционирования проекта
СЛАЙД (схема 55) ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Основной капитал складывается из первоначальных инвестиций и капитальных затрат на подготовку производства.
К первоначальным инвестициям относятся затраты на:
1 подготовку земельного участка и площадки предприятия;
2 здания и гражданские сооружения;
3 машины и оборудование, включая вспомогательное;
4 некоторые приобретенные части основного капитала, такие, как права на промышленную собственность.
Для того чтобы получить сумму первоначальных инвестиций, составляется специальная форма
СЛАЙД (табл. 18) ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
Помимо первоначальных инвестиций любой проект влечет за собой затраты, которые образуются, например, входе приобретения или формирования основного капитала.
Эти затраты складываются из ряда возникающих ситуаций проекта и включают следующие расходы.
1 Предварительные расходы (возникающие во время регистрации и образования компании) и расходы на эмиссию ценных бумаг.
Последние включают затраты на подготовку и выпуск проспектов, рекламу, объявления через средства массовой информации, комиссионные за размещение ценных бумаг, брокерские операции, на обработку заявлений на акции и распределение акций. В предварительные расходы входят также вознаграждения за юридическое оформление заявлений на получение ссуд, заключение договоров на покупку земельных участков и т. д.
2 Расходы на предварительные исследования, в том числе:
a) расходы на прединвестиционные, конъюнктурные, инженерные и иные исследования (например, отчет о проектно-конструкторской разработке проекта), проводимые в целях осуществления проекта;
b) вознаграждения консультантам за подготовку исследований, проектирование и руководство строительными и монтажными работами;
c) прочие расходы.
3 Расходы на подготовку производства, которые включают;
a) зарплату, отчисления на социальное страхование и доплаты персоналу, занятому в период подготовки производства;
b) проездные расходы;
c) затраты на подготовительные сооружения типа общежитий
для рабочих, временных административных помещений,
складов и т. д.;
d) издержки на рекламу будущей продукции при подготовке к
производству, создание сети сбыта и рекламные объявления;
e) издержки на подготовку кадров;
f) выплату процентов по займам в ходе строительства.
4.Расходы на пуско-наладку и сдачу в эксплуатацию, включающие вознаграждения за руководство пусковыми операциями, зарплату, отчисления на социальное страхование и дополнительные выплаты по персоналу, занятому на пуско-наладке, стоимость потребленных производственных и вспомогательных материалов, затраты на вспомогательные и прочие средства, необходимые для пуско-наладки
СЛАЙД (табл. 19) КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ (ИНВЕСТИЦИИ) НА СТАДИИ ПОДГОТОВКИ К ПРОИЗВОДСТВУ
Оборотный капитал означает финансовые средства, необходимые для эксплуатации объекта в соответствии с его производственной программой.
Оборотный капитал представляет собой текущие оборотные средства за вычетом краткосрочных обязательств, т. е. счета дебиторов, товарно-материальные ценности (сырье, вспомогательные материалы, запасные части и мелкий инструмент), незавершенную и готовую продукцию и наличные средства.
Краткосрочные обязательства складываются главным образом из подлежащих оплате счетов (кредиторов), на которые проценты не начисляются.
1.Счета дебиторов. Размеры этой статьи определяются торговокредитной политикой компании.
Учитывая, что доли продаж в кредит от общего объема продаж у разных компаний различны и зависят от обстановки, сложившейся в данной отрасли, дать правильную общую оценку представляется достаточно трудным.
Поэтому в каждом конкретном случае оценку следует производить по следующей формуле:
Сумма Сроки кредита (помесячно) Общий
дебиторской = ---------------------------------- Х ежегодный
задолженности 12 месяцев объем продаж
2.Товарно-материальные ценности. На потребность в оборотном капитале значительное воздействие оказывает объем капитальных средств, находящихся без движения в форме товарно-материальных ценностей. Необходимо стремится к максимальному сокращению их
объема.
Производственные материалы. При исчислении запасов производственных материалов следует обращать внимание на источники и способы их доставки.
Если материалы могут быть быстро доставлены в необходимых количествах, то следует создавать лишь ограниченные запасы, за исключением тех случаев, когда они требуют особых способов хранения.
Другими факторами, оказывающими влияние на объем товарно-материальных ценностей, являются надёжность и сезонность поставок, количество поставщиков, возможность замены одних поставок другими и предполагаемые изменения цен.
Запасные части. Объем складируемых запасных частей зависит от наличия их на месте, операций импорта и возможностей обеспечения технического обслуживания в данном районе, а также от характера самого предприятия. Обычно на предприятии создается первоначальный объем запасных частей.
Незавершенная продукция. Для оценки объема незавершенной продукции необходимо произвести анализ процесса производства и степени отработки отдельных материалов, обеспечиваемых на каждой стадии.
Этот объем выражается в месячной (или суточной) продукции в зависимости от характера изделия. Для продукции машиностроения он может достигать нескольких месяцев. Стоимость незавершенной продукции исчисляется также на основе ее заводской себестоимости.
Готовые изделия. Запасы готовых изделий зависят от таких факторов, как характер изделия и особенности сбыта. Их стоимость исчисляется также на основе заводской себестоимости.
3. Наличность на руках и банковские счета. Оборотный капитал может возрасти за счет начисляемых процентов. Из осторожности можно также иметь некоторую наличность в кассе за счет выделения из оборотного капитала резерва на непредвиденные расходы (до
5%). Конкретный размер наличности регулируется нормативными
документами.
4. Счета кредиторов. Сырье и вспомогательные материалы, товарно-материальные ценности, вспомогательные средства и т. д. обычно приобретаются в кредит, предоставляемый на определенное время. Начисленные налоги также уплачиваются по истечении определенного срока и представляют собой еще один источник
средств, аналогичных счетам, подлежащим оплате. Такие кредитуемые платежи сокращают объем необходимого чистого оборотного
капитала.
Следующим шагом является определение коэффициента оборачиваемости составных частей текущих активов и пассивов, который может быть найден в результате деления 360 дней на количество Дней минимального обеспечения.
В дальнейшем данные об издержках по каждой статье текущих активов и пассивов делятся на соответствующие коэффициенты оборачиваемости и вносятся в табл. 20.
И наконец, путем вычитания текущих пассивов из суммы текущих активов получают сумму необходимого чистого оборотного капитала для различных стадий производства.
Одновременно определяется необходимая сумма наличности в кассе предприятия.
ТАБЛИЦА 20. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНОМ КАПИТАЛЕ
Особое значение имеет исчисление потребности в оборотном капитале на стадии технико-экономического исследования, поскольку оно вынуждает предпринимателя подумать о средствах, необходимых для финансирования эксплуатации проекта.
Таким образом, исходя из сумм расходов на подготовку производства, фиксированных инвестиций и расчетов чистого оборотного капитала, можно исчислить общую потребность в финансовых ресурсах (табл. 21).
ТАБЛИЦА 21.ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСАХ
Для реализации предпринимательского проекта в бизнес-плане в зависимости от конкретных условий могут быть предусмотрены различные источники финансирования
(схема 56).ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА
Для финансовых расчетов используются специальные ведомости:
· таблица движения наличности (таблица 22);
· ведомость чистого дохода (таблица 23);
· проектный баланс.
СЛАЙД ТАБЛ. 22 ДВИЖЕНИЕ НАЛИЧНОСТИ (МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ)
Модель денежных потоков (таблица 22) составляется для согласования по времени притока средств (дохода от продаж и других поступлений) с оттоком средств на инвестиции, затраты производства и другие расходы.
Выручка от реализации продукции (таблица 22, стр. 1] определяется на основе прогнозных объемов продаж по годам и прогнозных цен на единицу продукции..
Величина затрат на производство продукции принимается по данным табл. 17 с выделением в их составе, как отдельных составляющих, износа и расходов на выплату процентов.
СЛАЙД 17 ТАБЛИЦА СМЕТА РАСХОДОВ И КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ
ТАБЛ. 22 СЛАЙД Прибыль от реализации равна разности между выручкой от реа лизации (стр. 1) и общей величиной затрат (стр. 2).
Чистый доход есть прибыль от реализации, уменьшенная на ве личину налоговых выплат (стр. 3 - стр. 4). Ставки налога на прибыль установлены законодательством.
Чистый денежный поток (стр. 6} рассчитывается следующим об разом:
· величина чистого дохода от реализации корректируется па сум му начисленного износа (стр. 6.1 + стр. 6.2),
· плюс рост задолженности или минус ее уменьшение (погашение) (стр. 6.1 + стр. 6.2 + стр. 6.3),
· плюс величина средств, полученных от продажи основных средств, или минус размер затрат на их приобретение (стр. 6.1 +стр. 6.2 ± стр. 6.3 ± стр. 6.4),
· минус намечаемые инвестиции (стр. 6.5). требующиеся действующему производственному оборудованию для достижения темпов роста, предусмотренных в прогнозе.
Если темпы роста производства уже стабилизировались и ввода новых мощностей не предвидится, инвестиции направляются толь ко на замещение текущих активов по мере их износа.
Когда точный расчет произвести не представляется возможным, инвестиции мо гут быть приняты равными износу, поскольку при достаточно длительном интервале времени (более пяти лет) величина износа будет равна резервам, требующимся для замещения текущих активов.
Прирост оборотного капитала (стр. 6.6) рассчитывается исходя из требуемой его величины на каждый планируемый год, пред ставляющий собой оборотные средства, которыми должно распо лагать предприятие в начале периода.
Величина требуемого оборотного капитала рассчитывается исходя из величины той части выручки из реализации (в расчете на один рубль), которая направляется на инвестирование оборотного капитала (товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность и т. д.) на основании анализа потребности предприятия в оборотном капитале за прошлые годы, а также его типичной величины на аналогичных предприятиях.
По мере роста предприятия некоторая часть денежного потока Должна направляться на финансирование закупок товарно-материальных запасов, покрытие роста дебиторской задолженности и т. д.
Текущий оборотный капитал может быть рассчитан на основании данных балансового отчета предприятия как разность между текущими активами и текущими обязательствами.
Величину избытка (дефицита) оборотного капитала можно опре делить, сопоставив требуемый оборотный капитал и имеющиеся в наличии оборотные средства.
Остаток денежных средств на начало периода (стр. 7) показыва ет размер денежной наличности предприятия текущего периода.
Накопленная денежная наличность (стр. 8) определяется суммой стр. 6 и стр. 7.
Коэффициент текущей стоимости рассчитывается на основе ставки дисконта (стр.9), которая принимается равной ставке рефи нансирования Центрального банка на момент составления бизнес-плана.
Текущая стоимость денежного потока по годам определяется пу тем умножения величин чистого денежного потока каждого года на рассчитанный коэффициент текущей стоимости (стр. 6 * стр. 9).
Сумма текущих стоимостей денежных потоков рассчитывается путем суммирования текущих стоимостей денежного потока за весь планируемый период.
(схема 57). ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
Для финансовой оценки предпринимательского проекта применяется система показателей (коэффициентов), характеризующих ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов и акционерного капитала
Финансовая оценка предпринимательского проекта и его вариантов осуществляется также с помощью системы показателей
Чистая текущая стоимость определяется по каждому году периода функционирования проекта путем дисконтирования разности всех оттоков и притоков средств к какому-либо моменту времени (как правило, началу осуществления проекта) при фиксированной, заранее определенной норме процента.
Значения ЧТС, полученные по каждому году, затем суммируются:
ЧТС = ЧПН 1 + (ЧПН 2 * К2) + (ЧПН 3 * К3) + ... + (ЧПН п – K п) , где
ЧПН - чистый поток наличностей по каждому году (1,2... п) периода функционирования проекта;
К - коэффициенты дисконтирования.
Коэффициент дисконтирования (или минимальный коэффициент окупаемости) должен быть равен либо фактической величине ставки процента по долгосрочным займам на рынке капиталов, либо ставке процентов, выплачиваемой заемщиком. Он всегда меньше единицы, в противном случае деньги сегодня стоили бы меньше, чем деньги завтра.
Ведь известно, что деньги обладают стоимостью во времени: один рубль, который будет получен в будущем, стоит меньше рубля, получаемого сегодня.
Определяется коэффициент дисконтирования по формуле:
1+г
К= -------- ,
r----------------------------
где г - норма прибыли {ставка дисконта), которую инвесторы хотят получить за согласие отсрочить поступления на будущие периоды.
При ЧТС, имеющей положительное значение, рентабельность инвестиций превышает минимальный коэффициент дисконтирования. При значениях ЧТС, равных нулю, рентабельность проекта равна минимальной норме.
Таким образом проект, ЧТС которого имеет положительное или нулевое значение, можно считать приемлемым.
При ЧТС меньше нуля рентабельность проекта ниже минимальной нормы и, следовательно, отданного проекта следует отказаться.
Внутренняя норма окупаемости (ВНО) представляет собой коэффициент дисконтирования, при котором притоки равны текущей величине оттоков наличностей, или же коэффициент, при котором текущая величина поступлений по проекту равна текущей сумме инвестиций, а величина чистой текущей стоимости равна нулю.
Для расчета ВНО применяется та же самая методика, что и для расчета ЧТС. Могут использоваться те же типы таблиц, и вместо дисконтиро вания потоков наличностей при заранее установленном минимальном коэффициенте могут применяться различные коэффициенты дисконтирования для определения такой величины коэффициента, при которой ЧТС равна нулю. Этот коэффициент и есть ВНО, и он показывает рентабельность проекта.
Период окупаемости и простая норма прибыли. Период окупаемости - это срок, необходимый для возмещения исходных инвестиций за счет доходов от проекта, под которыми подразумевается сумма чистой прибыли.
Иначе говоря, под сроком окупаемости понимается продолжительность периода, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, равна сумме инвестиций.
Содержание этого соотношения можно представить в виде следующего уравнения:
n ЧПН
сумма ------------ = И где,
t = o (1+г)t
· n - срок окупаемости {мес, квартал);
· t - годы реализации предпринимательского проекта;
· t = 0 - момент окончания инвестиций;
· И - суммарные инвестиции в предпринимательский проект;
· г - ставка дисконта.
Проектное предложение может быть принято, если период окупаемости меньше или равен приемлемому периоду времени, определяемому на основе прошлого опыта осуществления аналогичных проектов или принятых нормативов.
Простая норма прибыли определяется как отношение прибыли за обычный полный год эксплуатации к инвестиционным затратам.
Индекс доходности (ИД) - это отношение суммы приведенных эффектов (чистых текущих стоимостей - ЧТС) к величине инвестиций (И). Если чистая текущая стоимость положительная, то и ИД > 1 и наоборот. Если ИД > 1, то проект эффективен.
При отборе предпринимательских проектов с использованием перечня критериев сначала устанавливаются критерии, вытекающие из целей, стратегии и задач проекта, его ориентации и долгосрочных планов, а затем по каждому критерию дается оценка проектов. Результаты анализа могут быть формализованы с помощью балльной оценки.
Для этого определяются наиболее важные фак торы и каждому критерию присваиваются весы в зависимости от степени влияния их на результаты проектов.
Качественным оцен кам по каждому критерию придаются количественные значения эк спертами. Общая оценка получается путем перемножения весов ран гов на вероятность достижения этих рангов и получения вероятного веса критерия, который затем умножается на вес критерия.
Полученные данные по каждому критерию суммируются.
Анализ безубыточности - определение точки безубыточности (X), т.е. минимального объема выпускаемой продукции, при котором доход от продажи равен издержкам производства.
Точка безубыточности может быть также выражена в виде определенного уровня использования производственных мощностей предприятия, при котором доходы от продаж и издержки производства равны, что можно представить в виде равенства произведения цены продажи (Ц) единицы продукции на количество проданных единиц (х) и суммы постоянных издержек на весь объем производства (И пос) плюс удельные переменные расходы (И пер ), умноженные на количество проданных единиц продукции (X), т.е. Ц • X = И пос + И пер * X. Отсюда точка безубыточности предпринимательского проекта определяется как отношение постоянных издержек производства (И пос) к разнице между ценой (Ц) и переменной составляющей себестоимости единицы продукции (Ипер), т.е.
И пос
х = -------------------
Ц – И пер
Это соотношение позволяет определить максимальную сумму издержек производства, если известны значения остальных величин:
И пос =Х * ( Ц – И пер )
Можно также рассчитать и минимальную цену реализации продукции, исходя из заданного объема продаж, суммы постоянных и удельных переменных издержек производства:
Ипос
Ц = ------------------ + И пер
Х
К постоянным затратам относятся накладные расходы, кредиты, начисляемые на них проценты, амортизационные отчисления по основному оборудованию;
к переменным - все прямые затраты материалов, сырья, комплектующих изделий, электроэнергии, тепла, заработной платы основного производственного персонала и др.
Контрольные вопросы
1. Инвестиции и производственные издержки, прибыльность проекта
2. Понятия оборотного и основного капитала, первоначальных инвестиций
3. Капитальные расходы (инвестиции) на стадии подготовки к производству
4. Расчет потребности в оборотном капитале
5. Общая потребность в финансовых ресурсах
6. Источники финансирования проекта
7. Движение наличности (модель денежных потоков)
8. Смета расходов и калькуляция себестоимости
9. Показатели эффективности предпринимательских проектов
10. Анализ безубыточности
Лекция 13. 2.10. Анализ рисков
Риск - событие, которое может случиться или не случиться. Если такое событие произойдет, то у предприятия возможны три экономических результата:
· отрицательный - потеря части ресурсов предприятия, недополучение доходов или появление дополнительных расходов;
· положительный - увеличение прибыли, сокращение расходов
или выгода;
· нулевой - не оказывает влияния на финансово-хозяйственные
результаты.
В предпринимательской деятельности важное значение имеют как чистые, так и спекулятивные риски.
Чистые риски - природно-естественные (землетрясение, наводнение ит.п.), экологические, политические, транспортные и некоторые коммерческие риски (имущественные, производственные, торговые} могут привести к отрицательным или нулевым хозяйственным результатам.
Спекулятивные риски - финансовые риски, связанные с покупательной способностью денег (инфляционные, валютные, дефля ционные и др.), и инвестиционные (процентные, кредитные, упущенной выгоды, биржевой, селективный, банкротства) -означают вероятность получения как отрицательных, так и положительных экономических результатов.
В целях нейтрализации отрицательного воздействия рисков на эффективность производства при планировании на предприятии проводят их качественный и количественный анализ.
Суть качественного анализа состоит в определении факторов риска и видов работ, при выполнении которых он возникает.
Количественно размер риска можно установить с помощью статистических, аналитических и других методов.
Закономерности случайных событий изучаются с использованием математического аппарата теории вероятности. Вероятность наступления рискового события может быть определена субъективным способом или объективными методами.
Объективным методом вероятность события устанавливается путем вычисления частоты, с которой оно происходит.
Например, если при инвестировании капитала в сумме 50 тыс. руб. в соответ ствующие проекты прибыль в сумме 40 тыс. руб. была получена в 70 случаях из 100, то вероятность обеспечения такого чистого дохода составит 0,7 {70 :100).
Субъективный метод определения вероятности основан на субъективных оценках экспертов, консультантов или личном опыте предпринимателя, плановика.
Для уменьшения риска и повышения надежности проекта проводят анализ его чувствительности, т.е. определяют степень влияния на эффективность {срок окупаемости вложений капитала, уровень рентабельности и др.) основных (критических) факторов.
В процессе анализа чувствительности изменяют значение одного из критических факторов и, при прочих не меняющихся в данном случае параметрах, определяют степень зависимости показателя эффективности плана от испытуемых изменений.
(СЛАЙД) В исследование обычно включают следующие факторы:
· цена единицы продукции (услуги, работы);
· объем продаж;
· себестоимость единицы продукции (услуги, работы);
· уровень инфляции в плановый период;
· время задержки платежей за поставленную продукцию и др.
По результатам анализа чувствительности в процессе планирования предусматривают также мероприятия, которые уменьшат степень риска при реализации проекта.
Контрольные вопросы
1. Понятие риска и его экономические результаты
2. Чистые и спекулятивные риски, их характеристики
3. Суть качественного и количественно анализа
4. Субъективный и объективный методы определения риска
5. Анализ чувствительности, основные (критические) факторы
Лекция 14. 2.11. Организационный план
Для организационного обеспечения проекта необходимо составить, реалистичный календарный план (деловое расписание) проведения важнейших видов работ (заключение контрактов, разработку документации, строительство, пуск производства и др.) с указанием даты Начала и окончания каждого мероприятия, ответственных лиц и возможных корректировок в случае отклонений от графика.
При реализации проекта инвестор должен создать группу управления осуществлением проекта. Он должен также передать ей определенные полномочия, чтобы она выступала от его имени по отношению к подрядчикам и консультантам.
Причем она должна работать не только в пе риод осуществления проекта, но в идеальном варианте стать и ядром группы управления техников и эксплуатационников, которые впоследствии будут отвечать за выпуск продукции.
Выбор технологии. На выбор технологии обычно не уходит слишком много времени, поскольку соответствующие аспекты должны были найти свое отражение в технико-экономическом исследовании. Однако в некоторых случаях много времени могут потребовать переговоры с поставщиками или лицензиарами технологии.
Документация (по оборудованию и объектам гражданского строительства), заявки подрядчиков, оценки тендеров, размещение заказов. До того, как начнется фактическая работа на площадке, необходимо выделить определенное время на ряд предварительных мероприятий, включая их подробное планирование, подготовку документов, заявки , переговоры по контрактам и др.
Заказывая оборудование, следует учитывать время на монтаж и другие работы, с тем чтобы гарантировать поступление оборудования в оптимальные сроки.
Финансирование проекта. После того как принято решение об инвестициях и определены общие инвестиционные издержки и сроки реализации проекта, необходимо решить вопрос о финансировании проекта.
С учетом привлечения средств поставщика, финансирования со стороны кредитных учреждений и собственных фондов сле дует стремиться к экономическому соотношению между привлечен ным капиталом и акционерным капиталом.
Период строительства. Одним из наиболее важных шагов в работе над проектом является приобретение или аренда земельного участка и урегулирование вопроса подъездных путей к площадке предприятия.
Иногда это может повлечь за собой длительные переговоры (например, если нельзя достичь согласия относительно продаж ной цены}, поэтому на первоначальном этапе можно предусмотреть варианты приобретения земли, что позволит избежать излишней траты времени.
Строительство помещений для предприятия нельзя начинать до готовности окончательного плана размещения оборудования, закупки земельного участка и подготовки и освоения площадки.
Важными этапами на стадии осуществления проекта являются испытания оборудования, пробный выпуск продукции и сдача предприятия в эксплуатацию.
Наем и подготовка рабочих, ИТР и служащих должны тщательно планироваться, с тем чтобы по мере надобности обеспечить наличие квалифицированных кадров. Создавать и развивать административную структуру предприятия необходимо в период осуществления проекта.
В этот же период необходимо также окончательно решить вопросы снабжения, касающиеся основных производственных материалов.
При импортных поставках следует предусмотреть достаточное количество времени. В отношении отечественных материалов необходимо тщательно спланировать поступление сырья, с тем чтобы не допускать отставания по срокам.
Подготовку рынка сбыта необходимо начинать заранее, с тем чтобы в будущем обеспечить сбыт готовой продукции в соответствии с планом. Подготовка к сбыту продукции начинается с рекламы товаров, подготовки продавцов и завершается предоставлением специального торгового оборудования (например, морозильников).
Виды графиков. При правильном планировании проекта по срокам следует добиваться того, чтобы производственные помещения и вспомогательные строения и средства инфраструктуры были вовремя подготовлены для монтажа и установки механизмов и оборудования, имелись квалифицированные рабочие для эксплуатации предприятия по его готовности и предприятие было обеспечено основными и вспомогательными материалами в объеме, необходимом для успешного начала работы.
Поэтому и необходим эффективный и сбалансированный график потребностей в различных материальных факторах производства.
Существуют различные методы составления и анализа графиков. При самом простом и наиболее распространенном методе используется столбиковая диаграмма, в которой осуществление проекта делится на различные виды деятельности по компонентам и указываются сроки для выполнения каждой операции.
Для комплексного проекта с рядом взаимосвязанных и последовательных операций этот подход может быть недостаточно действенным и тогда придется использовать сетевую диаграмму, в которой находят применение два метода: метод критического пути (МКП) и метод оценки и пересмотра проекта (ПЕРТ).
Какой бы метод не применялся, очень важно время от времени корректировать первоначальный график, выявлять и решать возникающие в ходе осуществления проекта проблемы и затруднения. при постоянном контроле его выполнения можно вносить логичные изменения в ход реализации проекта.
Издержки на осуществление проекта - это расходы на подготовку к производству, которые впоследствии превратятся в капитал. Они включают ряд составляющих.
1. Расходы на руководство осуществлением проекта: оклады и
заработная плата управленческого персонала; арендная плата за помещения, автомобили, жилые помещения и т.д.; расходы на проезд
и средства связи; налоги и пошлины в период осуществления проекта.
2. Затраты, связанные с осуществлением контроля и координа цией строительства, монтажом, испытаниями, пробными пусками, пуском и сдачей предприятия в эксплуатацию: оклады и заработная плата рабочих-строителей и монтажников; издержки на иностранных экспертов; аренда (жилых помещений, административных зданий); сырье и вспомогательные материалы, предметы снабжения и средства для испытаний и пуска предприятия: процентные ставки в ходе строительства (на срочные займы и текущие счета в банке); прочее.
3.Расходы на создание административного аппарата, наем и подготовку рабочих, ИТР и служащих: оклады и заработная плата административного персонала (включая работников по найму кадров); издержки на рекламу, связанную с наймом; оклады и зарплата обучающегося персонала и (или) гонорары обучающим экспертам и или) гонорары за подготовку кадров вне предприятия (в своей стране или за рубежом), включая проездные и суточные; учебные материалы; оклады и заработная плата принятых на работу рабочих, ИТР и служащих со времени найма до начала выпуска продукции; аренда и эксплуатация административных помещений, учебных средств
автомобилей, жилых помещений и т.д.
4.Расходы, связанные с обеспечением снабжения: оклады и заработная плата сотрудников по закупке товаров; проездные и другие расходы; связь.
5.Расходы по сбыту: оклады и заработная плата для сотрудников системы сбыта и торговли; реклама; подготовка продавцов и коммерсантов; проездные; связь.
6.Расходы, связанные с налаживанием связей с местными влас тями: издержки на получение санкций на работы и проч.
7.Предварительные расходы, связанные с эмиссией ценных бумаг:
регистрационные (заявочные) пошлины; типографские и побочные
расходы; выпуск проспектов и другие типографские расходы; расходы
на официальные заявления: комиссионные; оплата брокерских услуг; гонорары за юридические услуги; прочие расходы.
При необходимости формируются исходные экономические, технические и другие данные по организации производства, прейскуранты, заключения, таблицы и иная документация, на которую есть ссылки в бизнес-плане.
Контрольные вопросы
1. Понятие календарного плана (деловое расписание)
2. Выбор технологии.
3. Документация (по оборудованию и объектам гражданского строительства), заявки подрядчиков, оценки тендеров, размещение заказов.
4. Финансирование проекта.
5. Период строительства.
6. Наем и подготовка рабочих, ИТР и служащих
7. Виды графиков. столбиковая и сетевая диаграммы, метод МКП и ПЕРТ
8. Издержки на осуществление проекта
Лекция 15. Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Общие положения
3.2. Критерии и факторы выбора месторасположения предприятия
3.3. Методы принятия решения о местоположении предприятия
3.1. Общие положения
Местоположение оказывает существенное влияние на конечные результаты предпринимательства в любой сфере деятельности. Решения о местоположении бизнеса являются стратегическими. Поэтому их обоснованию в бизнес-плане должно быть уделено достаточно внимания.
Задача состоит в том, чтобы согласовать предъявляемые к размещению данного вида бизнеса требования с реально существующими или прогнозируемыми условиями его расположения,
Вопрос о выборе местоположения возникает
в трех случаях:
· При создании новой коммерческой организации.
· При необходимости перебазирования фирмы в другое место по
тем или иным причинам.
· Вследствие создания и перебазирования отдельных структурных подразделения предприятий.
Выбор наиболее эффективного местоположения осуществляется последовательной разработкой альтернативных вариантов размещения фирмы и ее подразделений.
Альтернативными вариантами местоположения могут быть:
а) географическое пространство {площади}, которое рассматривается как возможное для размещения коммерческой организации или ее филиалов - внутри страны и за границей, в больших, средних и малых городах, в деревнях и поселках, в центре и на окраине, на центральных магистралях и узловых точках или вдали от них и т.д. - конкретно для каждой определенной точки;
б) способы оформления размещения: с помощью покупки, аренды или договора о совместном использовании.
Качество местоположения бизнеса определяется многими условиями, и в частности соответствием избранного участка принятому в данном районе типу землепользования и близостью к экономической среде.
Вместе эти две характеристики составляют ситус или экономическое местоположение объекта
СЛАЙД (схема 59). СИТУС КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ситус определяется взаимодействием конкретного варианта землепользования и экономической среды по крайней мере на четырех уровнях, которые на схеме 59 отмечены условно концентрическими окружностями, обозначающими
ближайшие окрестности (2),
примыкающую территорию (3),
торговую зону (4)
и весь регион для торгового бизнеса.
Связи крупных предприятий могут расширяться до региона, страны и международных границ.
3.2. Критерии и факторы выбора месторасположения предприятия
Основная цель выбора месторасположения фирмы состоит в том, чтобы установить, где можно получить максимум прибыли при прочих равных условиях. Этот главный экономический критерий в зависимости от обстоятельств может быть дополнен рядом других, в качестве которых чаще всего выступают увеличение объемов оборота капитала и доли на рынке.
Кроме того, могут быть и неэкономические критерии: политическое влияние, стабильный рост и надежность предприятия, научно-техническая политика, социальная и экономическая стабильность, престиж, сохранение самостоятельности фирмы.
Детализация критериев выбора места размещения во многом зависит от вида бизнеса
В зависимости от особенностей технологического процесса размещение производственных организаций тяготеет к источникам сырья или к рынкам сбыта продукции.
В любом случае выбор месторасположения предприятия должен осуществляться с учетом не только фактического состояния, но и перспектив развития технологий, транспорта, рынков и сырьевых ресурсов.
Все факторы месторасположения бизнеса объединяются в четыре группы.
1. Заготовительно-ориентированные, включающие: земельные участки (структура, цены покупки или аренды); сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, транспортные издержки); трудовые ресурсы (потенциал рабочей силы в зависимости от численности и уровня жизни в данном месте, школы, театры, возможность проведения досуга, уровень оплаты труда, квалификация кадров, мотивация).
2. Факторы, ориентированные на изготовление: естественные особенности (почвы, климат), технические и инфраструктурные особенности (пространственная близость к партнерам по кооперации, к используемой инфраструктуре).
3. Факторы, ориентированные на сбыт: потенциал сбыта {структура населения и соответствующая ей структура потребления, покупательная способность, конкуренция в данной местности); пути сообщения (магистральные связи, транспортные издержки); деловые контакты (наличие квалифицированных маклеров, бирж, агентов по рекламе, ярмарок).
4.Факторы, устанавливаемые государством и местными органами власти: система хозяйствования (хозяйственное и торговое право; лицензионные и сертификационные нормы; условия перевода капитала и прибыли; юридические требования к учредительным документам организации, к отчетности, бюджетному контролю и аудиту; трудовое законодательство; риск изменения хозяйственного устройства, т.е. риск политической нестабильности, экспроприации, ограничения в деятельности предприятий); регулирование пересечения границы (таможни, законы внешней торговли и управление ими); меры по защите окружающей среды и( регулирование нагрузок на окружающую среду, возмещение наносимого
ущерба, платежи за природные ресурсы); государственная помощь
(субсидии, целевые программы для отдельных районов, административная поддержка)
При оценке альтернативных вариантов размещения фирмы необходимо также изучить и учесть социально-культурную и экономическую среду предварительно намеченных мест
Изучение места размещения бизнеса, особенно промышленного, должно содержать также оценку средств удаления отходов и выброса отработанных материалов. Отдельные производственные отходы (ядовитые, вредные и даже опасные) требуют особой обработки.
Анализ альтернативных мест размещения бизнеса должен включать информацию о наличии трудовых ресурсов и их характеристику по уровню квалификации и профессиям, условиям жизни, включая строительство жилья, социальное обеспечение, рекреационные объекты и демографическую обстановку в районе
Важным фактором при выборе места размещения бизнеса могут быть природные климатические условия.
3.3. Методы принятия решения о местоположении предприятия
Принятие решения о местоположении бизнеса осуществляется путем оценки альтернативных пунктов размещения фирмы и степени достижения поставленных предпринимателем целей на основе относительных критериев.
Для подготовки исходной информации по альтернативным вариантам местоположения предприятий можно пользоваться следующим примерным перечнем показателей.
1. Климат
Температура воздуха: максимальная, минимальная, средняя; (суточная, годовая, за десять лет).
Влажность: максимальная, минимальная, средняя (суточная, годовая, за десять лет).
Солнечное время: число солнечных часов в году (за десять лет).
Ветер: направление ветра и количество ветреных дней (роза ветров), направление и максимальная скорость, разрушительные ветры (ураганы и т.д.).
Количество осадков (дождь, снег): длительность и уровень выпадения осадков (максимальный, минимальный и средний) за час, за день, за месяц, за год, за десять лет. Чрезвычайные явления (выпадение града и т. д.).
Пыль и дым. Пылевые ветры (длительность, направление, скорость, содержание твердых веществ на кубический метр воздуха). Кочующие пески. Дым от соседних предприятий. Затопление от поверхностных источников: высота, длительность и календарный период затопления.
Землетрясения: сила по международной шкале (например, по
шкале Рихтера), частота.
2. Площадка и местность
Местонахождение площадки: адрес (страна, область, город, улица, номер дома). Соседние предприятия (адреса, наименования, принадлежности к той или иной отрасли промышленности).
Характеристика площадки: размеры (длина, ширина), высота над уровнем моря, географическая ориентация, топография, существующие сервитуты, цена недвижимости.
3. Транспортные средства
Дороги: ширина дорог и мостов, грузоподъемность, просвет мостов, тип дорог (всепоходные, с щебеночным покрытием, грунтовые), сезонные дорожно-транспортные ограничения, сеть дорог (на карте}.
Железные дороги: сеть железных дорог(на карте), ширина колеи, профиль, грузоподъемность подвижного состава (грузы, количество), погрузочно-разгрузочное оборудование, сезонные ограничения, складские помещения и хранилища, тарифы.
Водный транспорт: сеть каналов, рек, гавани (на карте), ширина и глубина каналов и рек, грузоподъемность судов, погрузочно-разгрузочное оборудование, складские помещения и хранилища, тарифы.
Воздушный транспорт: тип взлетно-посадочного сооружения (аэропорт, взлетно-посадочная полоса), длина взлетно-посадочных полос, складские помещения и хранилища, тарифы.
Система пассажирского транспорта: автобусы, трамваи и т. д.
4. Водоснабжение
Характеристика (без указания конкретного использования). Примеси: жесткость, коррозийность, газы. Взвеси. Температура: дневная-максимальная, минимальная, годовая-максимальная, минимальная. Давление: максимальное, минимальное. Источники коммунального водоснабжения: максимальное количество, место возможного подключения, диаметр и материал существующей сети, давление, цена. Собственные источники водоснабжения: поверхностные источники (река), подземные источники (грунтовые воды).
5. Энергоснабжение и средства связи
Электроэнергия от государственных и частных источников. Мощность (кВт). Напряжение (вольт) (высокое, низкое). Место подключения (расстояние до площадки). Жидкое топливо: количество, теплота сгорания (кДж/кг), источник (заправочная станция, нефтеперерабатывающее предприятие), расстояние до площадки, средства доставки, цена.
Уголь, кокс, газ: количество, теплота сгорания (кДж/кг), источник, цена-Пар: количество, давление, место подключения, цена. Средство связи. Телефон: система, мощность, место подключения, тарифы. Телекс. Радиотелефон, телеграф.
6. Удаление отходов
Свалки: тип, местонахождение, подъезды, плата за пользование. Канализационная система: тип (дождевой сток, смешанный), диаметр и материал труб сети, место подключения, плата за пользование. Установки по очистки стоков: тип, местонахождение, плата за пользование.
7. Кадры
ИТР и служащие: вид и уровень подготовки, оклады. Рабочие: вид и уровень квалификации, наличие, заработная плата. Предоставляемые льготы, налоги, компенсации и др. Трудовое законодательство и производственные отношения.
8. Бюджетные и правовые положения
Представители власти (местные, региональные, национальные). Бюджетные положения. Налоги, таможенные сборы, амортизационные ставки и т.д. Правовые положения: строительное законодательство, ограничения, меры безопасности, законодательство и компенсации, нормы. Виды страхования: страхование от пожара, от несчастного случая, гражданской ответственности, от наводнения и ущерба в результате бурь. Право пользование медицинским обслуживанием по месту работы. Оборудование для строительства, монтажа и обслуживания. Подрядчики по гражданскому строительству, электроснабжению, механике с указанием наименования фирмы, адреса, ее возможностей. Строительные материалы с указанием наличия, качества, источника, цены.
9. Условия жизни
Жилищные условия, питание, отдых, школы, культовые объекты, торговые предприятия, медицинское обеспечение.
Контрольные вопросы
1. Выбор местоположения бизнеса
2. Альтернативные варианты местоположения
3. Ситус коммерческой организации
4. Основная цель выбора месторасположения фирмы, основные критерии
5. Факторы месторасположения бизнеса, основные группы
6. Удаления отходов и выброс отработанных материалов
7. Принятия решения о местоположении предприятия
8. Основные показатели подготовки исходной информации по альтернативным вариантам местоположения предприятий
Дата: 2019-02-02, просмотров: 323.