Важное значение в планировании имеют технико-экономические нормы и нормативы.
Норма - мера затрат труда и расхода сырья, энергии, материалов и т. д. в абсолютном измерении на производство единицы продукции (работы, услуги) при заданных нормальных средних условиях.
Норматив - относительные показатели степени использования средств производства при современной технике и технологий, прогрессивной организации труда и высокой квалификации персонала.
В практике планирования применяют шесть основных групп норм и нормативов:
1 Удельные нормы материальных затрат сырья, материалов, комплектующих изделий, энергии и т. д.
2 Нормативы использования орудий труда - машин, оборудования, инструментов, механизмов.
3 Организационные нормативы - длительность рабочего периода, времени обращения, объем незавершенного производства, запасы сырья, продолжительность освоения проектных мощностей и др.
4 Нормы качества продукции - соответствие стандартам.
5 Нормы окупаемости затрат и прибыльности производства.
6 Нормы труда:
· нормы затрат времени - количество рабочего времени на единицу продукции (работ, услуги);
· норма численности - количество работников соответствующей квалификации, необходимых для выполнения планируемого объема работ;
· норма времени обслуживания - рабочее время, для обслуживания объекта;
· норма выработки - объем работы (штук, метров, кг и т.д.), который планируется выполнить в единицу времени (час, смену и т.д.);
· норма обслуживания - количество машин, единиц, оборудования, рабочих мест, площади и др. производственных объектов, закрепленных за одним или группой работников.
Нормы и нормативы должны быть обоснованы технически, экономически и физиологически.
Техническая обоснованность норм состоит в учете влияния факторов на продолжительность выполнения работ при среднем уровне умения работника и интенсивности труда.
Экономическая обоснованность состоит в обеспечении равной и оптимальной напряженности норм.
Физиологическая обоснованность - соответствие регламенту труда и отдыха, санитарно-гигиеническим условиям.
3. методы установления норм - аналитический и суммарный
В процессе планирования применяют два основных метода установления норм - аналитический и суммарный
(схема 22). МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ НОРМ
Контрольные вопросы
1. Показатели планирования их особенности и основные группы
2. Нормы и нормативы их обоснованность
3. Основные группы норм и нормативов
4. Обоснованность норм и нормативов
5. Основные методы установления норм, аналитический и суммарный
Лекция 6. Глава 2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1. Титульный лист и оглавление
Меморандум конфиденциальности
Описание отрасли
Характеристика предприятия
Выбор вида деятельности
План маркетинга
Производственная программа
Организационная структура предприятия
2.9. финансовый план и бюджет предприятия
Анализ рисков
2.11. Организационный план
Прежде всего при обосновании положений бизнес-плана целесообразно;
· акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому они адресованы - работникам
предприятия, партнерам или другим внешним потребителям;
· представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана;
· аргументировать все расчеты и показатели таким образом, чтобы они были реальными и достоверными, без преувеличения и приукрашивания экономических результатов реализации проекта.
· Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:
· наименование проекта, например, «бизнес-план создания предприятия по производству обоев»;
· место подготовки плана;
· авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны;
· имена и адреса учредителей;
· назначение бизнес-плана и его пользователи.
После титульного листа следует оглавление - формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.
2.1.Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы.
2.2.Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные:
·идеи, цели и суть проекта;
·особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
·стратегии и тактика достижения поставленных целей;
·квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров;
·прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т.д.):
·планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования;
·ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;
·основные факторы успеха - описание способов действий и мероприятий.
2.3. Описание отрасли - анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику:
·ее сырьевой базы;
·сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нем;
·потенциальных клиентов и их возможностей;
·региональной структуры производства;
·основных фондов и их структуры;
·инвестиционных условий.
Анализ инвестиционной привлекательности сферы бизнеса состоит из трех этапов:
· многофакторного анализа уровня интенсивности отраслевой конкурентности;
·определение стадии развития избранной отрасли;
·непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли
Для многих предпринимателей возникают экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль:
· высокий уровень начального капитала;
· длительный срок окупаемости вложенных средств;
· неопределенность в достижении прибыли (сфера образования и др.).
Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. предпринимательская деятельность подвержена цикличности: процветание, застой, спад.
Выбор сферы деятельности предприниматель осуществляет из четырех основных видов бизнеса (СХЕМА 25). КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ БИЗНЕСА
Для успеха в бизнесе важное значение имеет не просто правильное определение для себя рынка, но и отыскание на нем своей, часто очень узкой области, места, которое еще не занято или недостаточно использованную конкурентами - «нишу» рынка,
Контрольные вопросы
1. Титульный лист, оглавление, их особенности
2. Меморандум конфиденциальности, резюме их принципиальные данные
3. Описание отрасли ее характеристика, этапы анализа инвестиционной привлекательности
4. Ограничения при проникновении в отрасль
5. Основные виды бизнеса
Дата: 2019-02-02, просмотров: 280.