Идея в предпринимательской деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ

Планирование предпринимательской деятельности

2. Виды планов

3. Организация подготовки плана

Планирование предпринимательской деятельности

Надо ли планировать предпринимательскую и

любую другую деятельность или невидимая рука рынка все раци­ онально расставит по своим местам и автоматически обеспечит эко­ номическую безопасность общества в преемственности поколений?

С ама жизнь убедительно доказала, что общественный прогресс достигается не на пути противопоставле­ния плана и рынка, а разумного и уместного их сочетания.

 

Планирование - не столько и не только одно из сущностных эле­ ментов социализма, а скорее всего закономерный результат поиска человеческим обществом наиболее рациональных и эффективных способов своего развития и выжи­вания. Оно имело место и существует в той или иной форме и соот­ ветствующих нормах во всех общественно-экономических системах, на любых предприятиях, в семье с самого начала ее появления и даже у каждого отдельного человека.

 

Для эффективного развития любого предприятия нужны ресурсы, Мировой опыт подтверждает, что распределение ограниченных ресурсов в производимой продукции может эффективно осуществ­ляться тремя способами:

· на основе рыночной саморегуляции;

· системой адекватных плановых механизмов;

· путем одновременного использования рыночных и плановых начал.

Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организа­ционно-правовых форм предприятий.

 

2. Виды планов

На уровне предприятий осуще­ствляется не только стратегическое (долгосрочное) самопланирование, но и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. В календарных пла­нах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально кон­кретизируются цели и задачи, поставленные перспективным и сред­несрочным планом.

 

Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченность их материальными ресурсами, степень загрузки производственных мощностей и их использование с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусмат­риваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, заме­ну оборудования, обучение работников и др. В рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества плани­рования в конкурентной борьбе.

 

3. Организация подготовки плана

Тот кто всерьез хочет заниматься предприниматель­ской деятельностью и получать прибыль, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный Деталь­ный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производ­ства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного пла­на позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.

 Он дает также возмож­ность:

· определить пути и способы достижения поставленных целей;

· максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;

· предотвратить ошибочные действия;

· отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;

· доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и ре­ализуемость проекта;

· смягчить влияние слабых сторон предприятия;

· определить потребность в капитале и денежных средствах;

· своевременно принять защитные меры против разного рода
рисков;

· полнее использовать инновации в своей деятельности;

· объективнее оценивать результаты производственной и коммер­ческой деятельности предприятия:

· обосновать экономическую целесообразность направления раз­вития предприятия (стратегия проекта).

 

Одновременно план является руководством к действию и испол­нению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования ре­зультатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоя­тельств план может уточняться путем корректировок соответству­ющих показателей.

 

Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инстру­мента оценки практических результатов работы предприятия.

 

Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев про­цесс творческий, основанный на учете не только общих закономер­ностей бизнеса но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств подго­товка бизнес-плана может быть организована различным образом

· самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт;

· командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем реализовывать проект;

· сторонней специализированной компанией за определенную плату.

 

Во всех случаях неоценимую помощь разработчикам могут ока­зать профессионально составленные примерные бизнес-планы как типовые образцы, которые могут служить им известным примером для подробного обоснования своего собственного плана. Конечно, в каждом конкретном случае любой план имеет свою специфику как в предмете деятельности и порядке его осуществления, так и в каче­ ственном и особенно количественном отношении - ценах, нормах затрат ресурсов, рынках сбыта и других показателях.

 

Контрольные вопросы

1. Что есть планирование

2. Способы распределение ресурсов

3. Виды планов на уровне предприятий

4. Календарные планы производства

5. Деталь­ный план как документ, его возмож­ности

6. Организация и подго­товка бизнес-плана, типовые образцы

 

лекция 2 Глава1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

1. Бизнес-план - как один из видов планов и его назначение

2. Назначение бизнес плана и его основные элементы

3. Функции и принципы планирования на предприятии

 

1. Бизнес-план - как один из видов планов и его Назначение

 

1. План – это, образ чего-либо, модель желае­мого будущего или система мер, направленная на достижение по­ставленных целей и задач.

 Бизнес-план, как один из наиболее рас­пространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:         

· рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;

· развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;

· документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;

· результат исследования и обоснования конкретного направле­ния деятельности фирмы на определенном рынке.

 

Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-пла­нов, в которых степень детализации обоснований может быть раз­личной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предпри­ятия могут совпадать и по объему и по содержанию.

 

Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для са­мого предпринимателя и его возможных партнеров по крайней мере на пять основных вопросов (схема 1).

 СХЕМА 1 (СЛАЙД)


НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС ПЛАНА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

3. Функции и принципы планирования на предприятии

Бизнес-планирование, как элемент управления вы­полняет в системе предпринимательской деятельности ряд функций, среди которых наибольшее значение имеют следую­щие;

(СЛАЙД)

- инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

- прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

- оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучше­го варианта развития предприятия в конкретной социально-эконо­мической среде;

- координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

- безопасность управления - обеспечение информацией о воз­можных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

- упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

- контроль - возможность оперативного отслеживания выпол­нения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

- воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

- документирование - представление действий в документаль­ной форме, что может быть доказательством успешных или ошибоч­ных действий менеджеров фирмы.

 

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать принципы планирования, которые создают предпосыл­ки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономи­ческой среде . Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой.

(СЛАЙД таблица 1) ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планиро­вания обычно учитываются и общеэкономические принципы (на­учности, приоритетности, динамичности, директивности, эффек­тивности, комплектности и др.)

 

Контрольные вопросы

1. Бизнес-план - как вид планов и его назначение

2. План и его основные характеристики

3. Назначение бизнес плана и его основные элементы

4. Функции планирования на предприятии

5. Основные принципы внутрифирменного планирования

6. Общеэкономические принципы планирования

 

 

 

 

 

 

лекция 3. 1.2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

Лекция 4. 1.3. ПРОЦЕСС И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1. Планирование, как функция управления

2. Система планирования на предприятии

3. Организация планирования

 

1. Планирование, как функция управления

В практике планирование, как важнейшая функция управления, выступает в форме творческой деятельности людей по обоснованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных спо­собов достижения целей в сфере бизнеса.

Планирование предполагает тщательную подготовку принимаемых решений путем всесторонней оценки различных вариантов действий в прогнозируе­мых условиях и ограничениях. Сам процесс планирования состоит из поиска, анализа, сравнения и выбора.

В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности, проходит в несколько этапов;

· определение целей планирования - желаемого состояния предприятия и его положения на рынке;

· анализ проблем - фактического исходного положения дел и по окончании планового периода;

· поиск альтернатив - выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;

· определение потребности в ресурсах и способов достижения
поставленных целей, объемов производства и др.;

· оценка - проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей;

· оформление плана в виде единого документа.

 

2. Система планирования на предприятии

Все процессы и этапы планирования на предприятии взаимосвязаны и зависят друг от друга. они составляют определенную систему планирования, которые можно классифицировать по степени определенности условий, временной ориентации разработчиков плана, типу целей, методам обоснования и другим признакам

СЛАЙД (схема 19) СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

При организации разработки бизнес-плана предварительно оп­ределяют:

· объекты планирования - предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, определение общих целей, потенциала, программ и действий;

·  разработчиков плана - ответственные работники фирмы, специализированные функциональные службы, внешние консультанты или определенная их комбинация;

· средства планирования - калькуляторы, компьютерная техника и ее программное обеспечение;

· порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование (координация) частных планов и их объединение в общий проект;

· методы планирования - обычные традиционные приемы (таблицы, графики и т.п.) и современные компьютерные специальные программы.

 

Организация планово-экономической работы предприятия зависит от его размера и типа. На малых предприятиях обычно нет глубокого разделения управленческих функций и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планирования и организации производства.

На крупных и средних предприятиях стратегические, тактические и календарные планы разрабатывают децентрализовано с учетом организационной структуры, распределения обязанностей между коллективами различных служб, соподчинения управляющих, контроля и кооперации всех функций организации как единого целого. Так как Именно в подразделениях сосредоточены кадры, имеющие опыт в области производства, закупок, реализации и оперативного руководства. Поэтому подразделения обычно выдвигают реальные предложения в календарные, тактические и даже стратегические планы предприятия.

 

На практике применяют три схемы организации работ по составлению планов:

1 сверху вниз;

2 снизу вверх по иерархической структуре предприятия;

3 круговым способом (встречное планирование).

 

1. Организационно централизованное планирование на большинстве крупных и средних предприятий осуществляется сверху вниз. При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления - определяются цели, основные направления и главные задачи предприятия, их реализация, проводится взаимоувязка всех плановых предложений. Затем цели, задачи и показатели по мере продвижения на более низкие уровни предприятия в более конкретной форме включаются в планы подразделений.

После согласования плановых заданий с исполнителями они утверждаются выс­шим руководством предприятия.

 

2. При составлению планов снизу вверх, планирование осуществляет­ся от планов на местах и планов подразделений к общему плану пу­тем согласований, объединений и корректировок.

Низшие органи­зационные единицы - участки, цехи - составляют подобные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия.

3. Встречное планирование объединяет оба предыдущих способа. В процессе сверху вниз осуществляется предварительное планиро­вание по главным целям и составление общего плана на уровне уп­равления предприятием. На более низких уровнях происходит кон­кретизация этих планов.

Затем начинается обратный ход планирования снизу вверх. При этом в план встраиваются более эффективные решения и устраня­ются разногласия между частями единого объекта планирования.

 

3. Организация планирования

Центральное звено аппарата планирования - отдел планирования, в функции которого входит разработка перспективных и текущих планов, согласование их с производственными подразделениями, корректировка и уточнение плановых показателей, контроль за их выполнением и систематический анализ работы предприятия и его подразделений.

Менеджер по планированию намечает цели организации и определяет наилучшие способы их достижения, анализирует бюджеты, информацию о состоянии отрасли, имеющиеся и необходимые ре­сурсы. Важнейшим аспектом планирования является тщательная оценка исходных данных.

В производственных подразделениях функции планирования выполняют службы оперативного и текущего планирования и контроля. Их задача - составление планов на каждую смену, сутки, неделю, месяц, квартал и год с учетом ограничений и общехозяйственных целей

 (СХЕМА 21).ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПЛАНИРОВАНИЯ НА СРЕДНЕМ ПО РАЗМЕРУ ПРЕДПРИЯТИИ

                 

Годовой план предприятия подробно разрабатывают при непос­редственном участии работников производственных подразделе­нии.

В годовом плане детализируются планы - производства и сбыта помесячно, устанавливаются задания для низовых уровней управления в нормо-часах трудовых затрат и расхода сырья на единицу товара. Цикл годового планирования предприятия в зависимости от особенностей его построения включает систему взаимосвязанных мероприятий

СЛАЙД (табл. 8) ПРИМЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Контрольные вопросы

1. Планирование как процесс и его этапы

2. Система планирования на предприятии

3. Организация планово-экономической работы на предприятии

4. Стратегические, тактические и календарные планы

5. Схемы организации работ по составлению планов

6. Отдел планирования, его функции

7. Годовой план предприятия его разработка

 


Лекция 5. ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, НОРМЫ И НОРМАТИВЫ

 

Лекция 6. Глава 2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

2.1. Титульный лист и оглавление

Описание отрасли

Характеристика предприятия

Выбор вида деятельности

План маркетинга

Производственная программа

Анализ рисков

2.11. Организационный план

 

 

Прежде всего при обоснова­нии положений бизнес-плана целесообразно;

· акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому они адресованы - работникам
предприятия, партнерам или другим внешним потребителям;

· представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана;

· аргументировать все расчеты и показатели таким образом, чтобы они были реальными и достоверными, без преувеличения и при­украшивания экономических результатов реализации проекта.

· Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:

· наименование проекта, например, «бизнес-план создания предприятия по производству обоев»;

· место подготовки плана;

· авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны;

· имена и адреса учредителей;

· назначение бизнес-плана и его пользователи.

 

После титульного листа следует оглавление - формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.

2.1.Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы.

2.2.Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные:

·идеи, цели и суть проекта;

·особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;

·стратегии и тактика достижения поставленных целей;

·квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров;

 

·прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т.д.):

·планируемая себестоимость продукции и потребность финан­сирования;

·ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупае­мости затрат;

·основные факторы успеха - описание способов действий и мероприятий.

 

2.3. Описание отрасли - анализ текущего состояния и перс­пектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характерис­тику:

·ее сырьевой базы;

·сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нем;

·потенциальных клиентов и их возможностей;

·региональной структуры производства;

·основных фондов и их структуры;

·инвестиционных условий.

 

Анализ инвестиционной привлекательности сферы бизнеса со­стоит из трех этапов:

· многофакторного анализа уровня интенсивности отраслевой конкурентности;

·определение стадии развития избранной отрасли;

·непосредственный анализ инвестиционной привлекательнос­ти отрасли

 

Для многих предпринимателей возникают экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль:

· высокий уровень начального капитала;

· длительный срок окупаемости вложенных средств;

· неопределенность в достижении прибыли (сфера образования и др.).

Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. предпринимательская деятельность подвержена цикличности: процветание, застой, спад.

Вы­бор сферы деятельности предприниматель осуществляет из четы­рех основных видов бизнеса (СХЕМА 25). КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ БИЗНЕСА

 

Для успеха в бизнесе важное значение имеет не просто правильное определение для себя рынка, но и отыскание на нем своей, часто очень узкой области, места, которое еще не занято или недостаточно ис­пользованную конкурентами - «нишу» рынка,

 

Контрольные вопросы

1. Титульный лист, оглавление, их особенности

2. Меморандум конфиденциальности, резюме их принципиальные данные

3. Описание отрасли ее характерис­тика, этапы анализа инвестиционной привлекательности

4. Ограничения при проникновении в отрасль

5. Основные виды бизнеса

 


Лекция 9.  2.6. План маркетинга

Для организации эффективной предпринимательской деятель­ности важное значение на стадии разработки бизнес-плана имеют маркетинговые исследования, оценка рыночных возможностей предприятия, спрос на выпускаемую продукцию, способы продви­жения товаров на различные типы рынков

(схемы 32, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЙ

33, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ РЫНКА

34,РЫНОК ПРОДАВЦОВ И РЫНОК ПОКУПАТЕЛЕЙ

«Рынок продавца» - это такой тип рынка, на котором спрос на товар (С) превосходит его предложение (П):

С>П

Характерные черты «рынка продавца»:

· Наличие дефицита

· Недостаточное качество товара

· Высокие цены

«Рынок покупателя» - это такой тип рынка, на котором спрос на товар ниже предложения:

С<П

Характерные черты «рынка покупателя»:

· Отсутствие дефицита

· Тенденция улучшения качества товара

· Тенденция стабильности или снижения цен

Схема 35, КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКОВ

Схема 36. ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

Анализ рынка в целях предсказания спроса на конкретные товары требует больших затрат времени и средств и охваты­вает:

1 Анализ планов производства и развития сферы бизнеса, осуществляемый путем анкетирования персонала организаций, промышленных предприятий, финансовых учрежде­ний и инвесторов.

2 Анализ потребления товаров и услуг, основанный на выбороч­ном опросе основных групп потребителей.

3 Анализ торговли, проводимый среди владельцев торговых
предприятий.

 

Эти исследования должны дать достаточно достоверное данные об общем спросе, темпах его роста, о сложившейся практике и ха­рактерных методах торговли, определить локализацию спроса, его рост в различных секторах, предпочтения потребителей, изменения во вкусах потребителей или различных групп потребителей, элас­тичность доходов, цен, мотивировки выбора потребителей и др.

 

Для прогнозирования спроса могут применяться различные методы:

· метод тенденции (экстраполирования);

· нормативный;

· метод уровня потребления (включая эластичность спроса по
доходам и ценам);

· метод конечного использования (коэффициента потребления);

· экономико-математические;

· метод ведущего показателя;

· выборочный;

· анкетные опросы и др. (схемы 39, 40).

 СХЕМА 39).СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА

 

После определения объема текущего спроса для всего рынка следует провести его сегментацию с целью составления прогнозов .

Сегментация рынка – это деление совокупного рынка фирмы на более мелкие части (сегменты).

Цель сегментации – найти на рынке как можно более однородные по своему поведению группы покупателей, каждая из которых может рассматриваться как отдельный рыночный сегмент.

Критериями сегментации рынка в зависимости от потребителей могут быть для частных лиц следующие параметры: возраст, пол, национальная принадлежность, профессия, уровень дохода, жизненный цикл семьи. Для фирм: сфера деятельности, местонахождение, объем продаж, численность персонала и др.

 

Важной составной частью плана маркетинга является выбор ценовой стратегии предприятия.

На правильный выбор и назначение цены на товар и услуги влияют множества факторов, которые можно подразделить на две части: внутренняя выражающаяся в издержках производства и внешняя к которой относятся: конкуренция, положение, занимаемое товаром на рынке, характер спроса, другие факторы.

СХЕМА 43. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ И ДИНАМИКУ ЦЕН.

Цена товара может также зависеть и от качества товара

СХЕМА 44. ЦЕНА И КАЧЕСТВО ТОВАРА

 

Существует пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать изолированно либо в различных ком­бинациях друг с другом

1.  Метод полных издержек.

2.  Метод стоимости изготовления (переработки).

3.  Метод маржинальных (предельных) издержек.

4.  Метод рентабельности (доходности) инвестиций.

5.  Методы маркетинговых или рыночных оценок.

При планировании предпринимательства следует проводить ана­лиз ценообразования, используя при этом планируемый объем про­даж таким образом, чтобы можно было определить доход при раз­личных вариантах.

 

В заключительной части маркетингового раздела формируется план сбыта продукции предприятия и дается следующее описание;

· стратегии проникновения на рынок;

· порядок оплаты поставляемых товаров;

· объема продаж по планируемым периодам.

Проникновение товаров на рынок обеспечивается такими сред­ствами маркетинга, как личная продажа, реклама, продвижение товара и организация общественного мнения

Под личной продажей понимается сбытовая деятельность, осуще­ствляемая агентом фирмы в процессе личного общения с перспек­тивным покупателем.

С помощью личной продажи стремятся оказать непосредственное воздействие на поведение клиента. Этот инструмент маркетинга по­ лучил достаточно широкое распространение в странах с рыночной экономикой. Особенно он применяется в торговле предметами лич­ ного потребления.

В качестве средств распространения рекламы предприятия мо­жет быть указана:

· пресса (газеты, журналы, книги, справочники);

· печатная реклама (листовки, плакаты, каталоги, открытки, про­спекты, визитные карточки и т.п.);

· наружная реклама (крупногабаритные плакаты; электрифицированные и газосветные панно с неподвижными, бегущими или запрограммированными надписями, пространственные конструкции и т.п.);

· реклама на транспорте (внутри и снаружи транспортных средств,
на остановках железнодорожных и автовокзалов, аэро- и морских портах;);

· экранная реклама (кино- и телереклама, слайды);

· радиореклама.

 

После исследования рынков и его сегментов для продвижения товаров на эти рынки, опреде­ляется прогнозируемый объем продаж, а затем - прогнозируемые доходы от продаж.

Однако такие оценки не могут быть единовремен­ным и окончательными и корректируются в зависимости от мощности предприятия, технологии производства, реальных цен, по которым будет осуществляться проект.

детальная разработка программ продаж и доходов от реализации про­дукции окончательно завершается после завершения бизнес-плана, в его финансовом разделе.

На данном этапе предполагаемый объем сбыта рассчитывается исходя из результатов проводимых маркетинговых исследований рынка, объема и динамики спроса покупателей и учета конкуренции

СЛАЙД таблица 10).ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ

 

Контрольные вопросы

1. Маркетинговые исследования, основные направления исследования рыночных условий

2. Характеристика основных типов рынка

3. Рынок продавцов и рынок покупателей, их характерные черты

4. Классификация потребительских рынков

5. Виды и характеристики рынков предприятий

6. Анализ рынка в целях предсказания спроса

7. Методы  прогнозирования спроса

8. Сегментация рынка, цель сегментации, критерии сегментации

9. Выбор ценовой стратегии предприятия

10. Факторы, влияющие на уровень и динамику цен.

11. Основные методы определения базовой цены

12. План сбыта продукции предприятия и его описание

13. Сред­ства маркетинга, такие как личная продажа, реклама, продвижение товара и организация общественного мнения

14. Прогнозируемый объем продаж, прогнозируемые доходы от продаж, объем и динамики спроса покупателей и учет конкуренции

 




Лекция 15. Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Общие положения

3.2. Критерии и факторы выбора месторасположения предприятия

        3.3. Методы принятия решения о местоположении предприятия

 

3.1. Общие положения

Местоположение оказывает существенное влияние на конечные результаты предпринимательства в любой сфере деятельности. Ре­шения о местоположении бизнеса являются стратегическими. По­этому их обоснованию в бизнес-плане должно быть уделено доста­точно внимания.

 

Задача состоит в том, чтобы согласовать предъявляемые к раз­мещению данного вида бизнеса требования с реально существую­щими или прогнозируемыми условиями его расположения,

 

Вопрос о выборе местоположения возникает

 в трех случаях:

· При создании новой коммерческой организации.

· При необходимости перебазирования фирмы в другое место по
тем или иным причинам.

· Вследствие создания и перебазирования отдельных структурных подразделения предприятий.

 

Выбор наиболее эффективного местоположения осуществ­ляется последовательной разработкой альтернативных вариантов размещения фирмы и ее подразделений.

 

Альтернативными вариантами местоположения могут быть:

а) географическое пространство {площади}, которое рассматривается как возможное для размещения коммерческой орга­низации или ее филиалов - внутри страны и за границей, в больших, средних и малых городах, в деревнях и поселках, в центре и на окраине, на центральных магистралях и узловых точках или вдали от них и т.д. - конкретно для каждой определенной точки;

б) способы оформления размещения: с помощью покупки, арен­ды или договора о совместном использовании.

                         

Качество местоположения бизнеса определяется многими усло­виями, и в частности соответствием избранного участка принято­му в данном районе типу землепользования и близостью к экономи­ческой среде.

Вместе эти две характеристики составляют ситус или экономическое местоположение объекта

СЛАЙД (схема 59). СИТУС КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Ситус определяется взаимодействием конкретного варианта зем­лепользования и экономической среды по крайней мере на четырех уровнях, которые на схеме 59 отмечены условно концентрическими окружностями, обозначающими

 ближайшие окрестности (2),

при­мыкающую территорию (3),

торговую зону (4)

и весь регион для тор­гового бизнеса.

 

Связи крупных предприятий могут расширяться до региона, страны и международных границ.

 

                                                

 

3.2. Критерии и факторы выбора месторасположения предприятия

Основная цель выбора месторасположения фирмы состоит в том, чтобы установить, где можно получить максимум прибыли при про­чих равных условиях. Этот главный экономический критерий в за­висимости от обстоятельств может быть дополнен рядом других, в качестве которых чаще всего выступают увеличение объемов обо­рота капитала и доли на рынке.

 Кроме того, могут быть и неэконо­мические критерии: политическое влияние, стабильный рост и на­дежность предприятия, научно-техническая политика, социальная и экономическая стабильность, престиж, сохранение самостоятель­ности фирмы.

 

Детализация критериев выбора места размещения во многом зависит от вида бизнеса

 

В зависимости от особенностей технологического процесса раз­мещение производственных организаций тяготеет к источникам сырья или к рынкам сбыта продукции.

 

В любом случае выбор месторасположения предприятия должен осуществляться с учетом не только фактического состояния, но и перспектив развития технологий, транспорта, рынков и сырьевых ресурсов.

 

Все факторы месторасположения бизнеса объединяются в четы­ре группы.

 

1. Заготовительно-ориентированные, включающие: земельные участки (структура, цены покупки или аренды); сырье, вспомога­тельные и производственные материалы (цены, транспортные из­держки); трудовые ресурсы (потенциал рабочей силы в зависимос­ти от численности и уровня жизни в данном месте, школы, театры, возможность проведения досуга, уровень оплаты труда, квалифика­ция кадров, мотивация).

 

2. Факторы, ориентированные на изготовление: естественные особенности (почвы, климат), технические и инфраструктурные осо­бенности (пространственная близость к партнерам по кооперации, к используемой инфраструктуре).

 

3. Факторы, ориентированные на сбыт: потенциал сбыта {струк­тура населения и соответствующая ей структура потребления, покупательная способность, конкуренция в данной местности); пути сообщения (магистральные связи, транспортные издержки); деловые контакты (наличие квалифицированных маклеров, бирж, аген­тов по рекламе, ярмарок).

 

4.Факторы, устанавливаемые государством и местными органа­ми власти: система хозяйствования (хозяйственное и торговое пра­во; лицензионные и сертификационные нормы; условия перевода капитала и прибыли; юридические требования к учредительным документам организации, к отчетности, бюджетному контролю и аудиту; трудовое законодательство; риск изменения хозяйственного устройства, т.е. риск политической нестабильности, экспроприации, ограничения в деятельности предприятий); регулирование пересечения границы (таможни, законы внешней торговли и управление ими); меры по защите окружающей среды и( регулирование нагрузок на окружающую среду, возмещение наносимого
ущерба, платежи за природные ресурсы); государственная помощь
(субсидии, целевые программы для отдельных районов, админист­ративная поддержка)

 

При оценке альтернативных вариантов размещения фирмы не­обходимо также изучить и учесть социально-культурную и экономи­ческую среду предварительно намеченных мест

 

Изучение места размещения бизнеса, особенно промышленного, должно содержать также оценку средств удаления отходов и выбро­са отработанных материалов. Отдельные производственные отхо­ды (ядовитые, вредные и даже опасные) требуют особой обработки.

 

Анализ альтернативных мест размещения бизнеса должен вклю­чать информацию о наличии трудовых ресурсов и их характерис­тику по уровню квалификации и профессиям, условиям жизни, включая строительство жилья, социальное обеспечение, рекреаци­онные объекты и демографическую обстановку в районе

 

Важным фактором при выборе места размещения бизнеса могут быть природные климатические условия.

 

3.3. Методы принятия решения о местоположении предприятия

 

Принятие решения о местоположении бизнеса осуществляется путем оценки альтернативных пунктов размещения фирмы и сте­пени достижения поставленных предпринимателем целей на осно­ве относительных критериев.  

 

Для подготовки исходной информации по альтернативным вари­антам местоположения предприятий можно пользоваться следую­щим примерным перечнем показателей.

1. Климат

Температура воздуха: максимальная, минимальная, средняя; (су­точная, годовая, за десять лет).

Влажность: максимальная, минимальная, средняя (суточная, го­довая, за десять лет).

Солнечное время: число солнечных часов в году (за десять лет).

Ветер: направление ветра и количество ветреных дней (роза вет­ров), направление и максимальная скорость, разрушительные вет­ры (ураганы и т.д.).

Количество осадков (дождь, снег): длительность и уровень выпа­дения осадков (максимальный, минимальный и средний) за час, за день, за месяц, за год, за десять лет. Чрезвычайные явления (выпа­дение града и т. д.).

Пыль и дым. Пылевые ветры (длительность, направление, ско­рость, содержание твердых веществ на кубический метр воздуха). Кочующие пески. Дым от соседних предприятий. Затопление от поверхностных источников: высота, длительность и календарный период затопления.

Землетрясения: сила по международной шкале (например, по

шкале Рихтера), частота.

2. Площадка и местность

Местонахождение площадки: адрес (страна, область, город, ули­ца, номер дома). Соседние предприятия (адреса, наименования, при­надлежности к той или иной отрасли промышленности).

Характеристика площадки: размеры (длина, ширина), высота над уровнем моря, географическая ориентация, топография, суще­ствующие сервитуты, цена недвижимости.

3. Транспортные средства

Дороги: ширина дорог и мостов, грузоподъемность, просвет мос­тов, тип дорог (всепоходные, с щебеночным покрытием, грунтовые), сезонные дорожно-транспортные ограничения, сеть дорог (на карте}.

Железные дороги: сеть железных дорог(на карте), ширина колеи, профиль, грузоподъемность подвижного состава (грузы, количе­ство), погрузочно-разгрузочное оборудование, сезонные ограничения, складские помещения и хранилища, тарифы.

Водный транспорт: сеть каналов, рек, гавани (на карте), ширина и глубина каналов и рек, грузоподъемность судов, погрузочно-разгрузочное оборудование, складские помещения и хранилища, тарифы.

Воздушный транспорт: тип взлетно-посадочного сооружения (аэропорт, взлетно-посадочная полоса), длина взлетно-посадочных полос, складские помещения и хранилища, тарифы.

Система пассажирского транспорта: автобусы, трамваи и т. д.

4. Водоснабжение

Характеристика (без указания конкретного использования). При­меси: жесткость, коррозийность, газы. Взвеси. Температура: днев­ная-максимальная, минимальная, годовая-максимальная, мини­мальная. Давление: максимальное, минимальное. Источники ком­мунального водоснабжения: максимальное количество, место воз­можного подключения, диаметр и материал существующей сети, давление, цена. Собственные источники водоснабжения: поверхно­стные источники (река), подземные источники (грунтовые воды).

 

5. Энергоснабжение и средства связи

Электроэнергия от государственных и частных источников. Мощ­ность (кВт). Напряжение (вольт) (высокое, низкое). Место подключе­ния (расстояние до площадки). Жидкое топливо: количество, теплота сгорания (кДж/кг), источник (заправочная станция, нефтеперера­батывающее предприятие), расстояние до площадки, средства дос­тавки, цена.

Уголь, кокс, газ: количество, теплота сгорания (кДж/кг), источ­ник, цена-Пар: количество, давление, место подключения, цена. Средство связи. Телефон: система, мощность, место подключения, тарифы. Телекс. Радиотелефон, телеграф.

6. Удаление отходов

Свалки: тип, местонахождение, подъезды, плата за пользование. Канализационная система: тип (дождевой сток, смешанный), диаметр и материал труб сети, место подключения, плата за пользова­ние. Установки по очистки стоков: тип, местонахождение, плата за пользование.

7. Кадры

ИТР и служащие: вид и уровень подготовки, оклады. Рабочие: вид и уровень квалификации, наличие, заработная плата. Предостав­ляемые льготы, налоги, компенсации и др. Трудовое законодатель­ство и производственные отношения.

8. Бюджетные и правовые положения

Представители власти (местные, региональные, национальные). Бюджетные положения. Налоги, таможенные сборы, амортизаци­онные ставки и т.д. Правовые положения: строительное законода­тельство, ограничения, меры безопасности, законодательство и ком­пенсации, нормы. Виды страхования: страхование от пожара, от несчастного случая, гражданской ответственности, от наводнения и ущерба в результате бурь. Право пользование медицинским обслу­живанием по месту работы. Оборудование для строительства, мон­тажа и обслуживания. Подрядчики по гражданскому строительству, электроснабжению, механике с указанием наименования фирмы, адреса, ее возможностей. Строительные материалы с указанием наличия, качества, источника, цены.

9. Условия жизни

Жилищные условия, питание, отдых, школы, культовые объек­ты, торговые предприятия, медицинское обеспечение.

 

Контрольные вопросы

1. Выбор местоположения бизнеса

2. Альтернативные варианты местоположения

3. Ситус коммерческой организации

4. Основная цель выбора месторасположения фирмы, основные критерии

5. Факторы месторасположения бизнеса, основные группы

6. Удаления отходов и выбро­с отработанных материалов

7. Принятия решения о местоположении предприятия

8. Основные показатели подготовки исходной информации по альтернативным вари­антам местоположения предприятий




Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ

Планирование предпринимательской деятельности

2. Виды планов

3. Организация подготовки плана

Планирование предпринимательской деятельности

Надо ли планировать предпринимательскую и

любую другую деятельность или невидимая рука рынка все раци­ онально расставит по своим местам и автоматически обеспечит эко­ номическую безопасность общества в преемственности поколений?

С ама жизнь убедительно доказала, что общественный прогресс достигается не на пути противопоставле­ния плана и рынка, а разумного и уместного их сочетания.

 

Планирование - не столько и не только одно из сущностных эле­ ментов социализма, а скорее всего закономерный результат поиска человеческим обществом наиболее рациональных и эффективных способов своего развития и выжи­вания. Оно имело место и существует в той или иной форме и соот­ ветствующих нормах во всех общественно-экономических системах, на любых предприятиях, в семье с самого начала ее появления и даже у каждого отдельного человека.

 

Для эффективного развития любого предприятия нужны ресурсы, Мировой опыт подтверждает, что распределение ограниченных ресурсов в производимой продукции может эффективно осуществ­ляться тремя способами:

· на основе рыночной саморегуляции;

· системой адекватных плановых механизмов;

· путем одновременного использования рыночных и плановых начал.

Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организа­ционно-правовых форм предприятий.

 

2. Виды планов

На уровне предприятий осуще­ствляется не только стратегическое (долгосрочное) самопланирование, но и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. В календарных пла­нах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально кон­кретизируются цели и задачи, поставленные перспективным и сред­несрочным планом.

 

Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченность их материальными ресурсами, степень загрузки производственных мощностей и их использование с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусмат­риваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, заме­ну оборудования, обучение работников и др. В рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества плани­рования в конкурентной борьбе.

 

3. Организация подготовки плана

Тот кто всерьез хочет заниматься предприниматель­ской деятельностью и получать прибыль, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный Деталь­ный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производ­ства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного пла­на позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.

 Он дает также возмож­ность:

· определить пути и способы достижения поставленных целей;

· максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;

· предотвратить ошибочные действия;

· отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;

· доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и ре­ализуемость проекта;

· смягчить влияние слабых сторон предприятия;

· определить потребность в капитале и денежных средствах;

· своевременно принять защитные меры против разного рода
рисков;

· полнее использовать инновации в своей деятельности;

· объективнее оценивать результаты производственной и коммер­ческой деятельности предприятия:

· обосновать экономическую целесообразность направления раз­вития предприятия (стратегия проекта).

 

Одновременно план является руководством к действию и испол­нению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования ре­зультатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоя­тельств план может уточняться путем корректировок соответству­ющих показателей.

 

Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инстру­мента оценки практических результатов работы предприятия.

 

Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев про­цесс творческий, основанный на учете не только общих закономер­ностей бизнеса но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств подго­товка бизнес-плана может быть организована различным образом

· самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт;

· командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем реализовывать проект;

· сторонней специализированной компанией за определенную плату.

 

Во всех случаях неоценимую помощь разработчикам могут ока­зать профессионально составленные примерные бизнес-планы как типовые образцы, которые могут служить им известным примером для подробного обоснования своего собственного плана. Конечно, в каждом конкретном случае любой план имеет свою специфику как в предмете деятельности и порядке его осуществления, так и в каче­ ственном и особенно количественном отношении - ценах, нормах затрат ресурсов, рынках сбыта и других показателях.

 

Контрольные вопросы

1. Что есть планирование

2. Способы распределение ресурсов

3. Виды планов на уровне предприятий

4. Календарные планы производства

5. Деталь­ный план как документ, его возмож­ности

6. Организация и подго­товка бизнес-плана, типовые образцы

 

лекция 2 Глава1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

1. Бизнес-план - как один из видов планов и его назначение

2. Назначение бизнес плана и его основные элементы

3. Функции и принципы планирования на предприятии

 

1. Бизнес-план - как один из видов планов и его Назначение

 

1. План – это, образ чего-либо, модель желае­мого будущего или система мер, направленная на достижение по­ставленных целей и задач.

 Бизнес-план, как один из наиболее рас­пространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:         

· рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;

· развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;

· документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;

· результат исследования и обоснования конкретного направле­ния деятельности фирмы на определенном рынке.

 

Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-пла­нов, в которых степень детализации обоснований может быть раз­личной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предпри­ятия могут совпадать и по объему и по содержанию.

 

Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для са­мого предпринимателя и его возможных партнеров по крайней мере на пять основных вопросов (схема 1).

 СХЕМА 1 (СЛАЙД)


НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС ПЛАНА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

3. Функции и принципы планирования на предприятии

Бизнес-планирование, как элемент управления вы­полняет в системе предпринимательской деятельности ряд функций, среди которых наибольшее значение имеют следую­щие;

(СЛАЙД)

- инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

- прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

- оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучше­го варианта развития предприятия в конкретной социально-эконо­мической среде;

- координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

- безопасность управления - обеспечение информацией о воз­можных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

- упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

- контроль - возможность оперативного отслеживания выпол­нения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;

- воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;

- документирование - представление действий в документаль­ной форме, что может быть доказательством успешных или ошибоч­ных действий менеджеров фирмы.

 

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать принципы планирования, которые создают предпосыл­ки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономи­ческой среде . Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой.

(СЛАЙД таблица 1) ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планиро­вания обычно учитываются и общеэкономические принципы (на­учности, приоритетности, динамичности, директивности, эффек­тивности, комплектности и др.)

 

Контрольные вопросы

1. Бизнес-план - как вид планов и его назначение

2. План и его основные характеристики

3. Назначение бизнес плана и его основные элементы

4. Функции планирования на предприятии

5. Основные принципы внутрифирменного планирования

6. Общеэкономические принципы планирования

 

 

 

 

 

 

лекция 3. 1.2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

Идея в предпринимательской деятельности

2. Формирование бизнес-плана

3. Первый этап подготовки бизнес-плана

4. Второй этап подготовки бизнес-плана

5. Третий этап подготовки бизнес-плана

6. Четвертый этап подготовки бизнес-плана

7. Пятый этап подготовки бизнес-плана

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 225.