Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ
Планирование предпринимательской деятельности
2. Виды планов
3. Организация подготовки плана
Планирование предпринимательской деятельности
Надо ли планировать предпринимательскую и
любую другую деятельность или невидимая рука рынка все раци онально расставит по своим местам и автоматически обеспечит эко номическую безопасность общества в преемственности поколений?
С ама жизнь убедительно доказала, что общественный прогресс достигается не на пути противопоставления плана и рынка, а разумного и уместного их сочетания.
Планирование - не столько и не только одно из сущностных эле ментов социализма, а скорее всего закономерный результат поиска человеческим обществом наиболее рациональных и эффективных способов своего развития и выживания. Оно имело место и существует в той или иной форме и соот ветствующих нормах во всех общественно-экономических системах, на любых предприятиях, в семье с самого начала ее появления и даже у каждого отдельного человека.
Для эффективного развития любого предприятия нужны ресурсы, Мировой опыт подтверждает, что распределение ограниченных ресурсов в производимой продукции может эффективно осуществляться тремя способами:
· на основе рыночной саморегуляции;
· системой адекватных плановых механизмов;
· путем одновременного использования рыночных и плановых начал.
Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий.
2. Виды планов
На уровне предприятий осуществляется не только стратегическое (долгосрочное) самопланирование, но и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом.
Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченность их материальными ресурсами, степень загрузки производственных мощностей и их использование с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. В рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.
3. Организация подготовки плана
Тот кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный Детальный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.
Он дает также возможность:
· определить пути и способы достижения поставленных целей;
· максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
· предотвратить ошибочные действия;
· отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
· доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
· смягчить влияние слабых сторон предприятия;
· определить потребность в капитале и денежных средствах;
· своевременно принять защитные меры против разного рода
рисков;
· полнее использовать инновации в своей деятельности;
· объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия:
· обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).
Одновременно план является руководством к действию и исполнению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.
Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.
Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев процесс творческий, основанный на учете не только общих закономерностей бизнеса но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств подготовка бизнес-плана может быть организована различным образом
· самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт;
· командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем реализовывать проект;
· сторонней специализированной компанией за определенную плату.
Во всех случаях неоценимую помощь разработчикам могут оказать профессионально составленные примерные бизнес-планы как типовые образцы, которые могут служить им известным примером для подробного обоснования своего собственного плана. Конечно, в каждом конкретном случае любой план имеет свою специфику как в предмете деятельности и порядке его осуществления, так и в каче ственном и особенно количественном отношении - ценах, нормах затрат ресурсов, рынках сбыта и других показателях.
Контрольные вопросы
1. Что есть планирование
2. Способы распределение ресурсов
3. Виды планов на уровне предприятий
4. Календарные планы производства
5. Детальный план как документ, его возможности
6. Организация и подготовка бизнес-плана, типовые образцы
лекция 2 Глава1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
1. Бизнес-план - как один из видов планов и его назначение
2. Назначение бизнес плана и его основные элементы
3. Функции и принципы планирования на предприятии
1. Бизнес-план - как один из видов планов и его Назначение
1. План – это, образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач.
Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
· рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
· развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
· документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
· результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.
Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию.
Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров по крайней мере на пять основных вопросов (схема 1).
СХЕМА 1 (СЛАЙД)
НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС ПЛАНА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
3. Функции и принципы планирования на предприятии
Бизнес-планирование, как элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие;
(СЛАЙД)
- инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
- прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
- оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
- координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
- безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
- упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
- контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
- воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
- документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде . Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой.
(СЛАЙД таблица 1) ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы (научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.)
Контрольные вопросы
1. Бизнес-план - как вид планов и его назначение
2. План и его основные характеристики
3. Назначение бизнес плана и его основные элементы
4. Функции планирования на предприятии
5. Основные принципы внутрифирменного планирования
6. Общеэкономические принципы планирования
лекция 3. 1.2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Лекция 4. 1.3. ПРОЦЕСС И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1. Планирование, как функция управления
2. Система планирования на предприятии
3. Организация планирования
1. Планирование, как функция управления
В практике планирование, как важнейшая функция управления, выступает в форме творческой деятельности людей по обоснованию предстоящих действий и определению наиболее эффективных способов достижения целей в сфере бизнеса.
Планирование предполагает тщательную подготовку принимаемых решений путем всесторонней оценки различных вариантов действий в прогнозируемых условиях и ограничениях. Сам процесс планирования состоит из поиска, анализа, сравнения и выбора.
В технологическом отношении планирование, как процесс научной и практической деятельности, проходит в несколько этапов;
· определение целей планирования - желаемого состояния предприятия и его положения на рынке;
· анализ проблем - фактического исходного положения дел и по окончании планового периода;
· поиск альтернатив - выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;
· определение потребности в ресурсах и способов достижения
поставленных целей, объемов производства и др.;
· оценка - проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей;
· оформление плана в виде единого документа.
2. Система планирования на предприятии
Все процессы и этапы планирования на предприятии взаимосвязаны и зависят друг от друга. они составляют определенную систему планирования, которые можно классифицировать по степени определенности условий, временной ориентации разработчиков плана, типу целей, методам обоснования и другим признакам
СЛАЙД (схема 19) СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
При организации разработки бизнес-плана предварительно определяют:
· объекты планирования - предприятие в целом, структурные подразделения или отдельные направления деятельности, определение общих целей, потенциала, программ и действий;
· разработчиков плана - ответственные работники фирмы, специализированные функциональные службы, внешние консультанты или определенная их комбинация;
· средства планирования - калькуляторы, компьютерная техника и ее программное обеспечение;
· порядок составления планов: одновременная разработка всех частных планов в единой модели или последовательное согласование (координация) частных планов и их объединение в общий проект;
· методы планирования - обычные традиционные приемы (таблицы, графики и т.п.) и современные компьютерные специальные программы.
Организация планово-экономической работы предприятия зависит от его размера и типа. На малых предприятиях обычно нет глубокого разделения управленческих функций и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планирования и организации производства.
На крупных и средних предприятиях стратегические, тактические и календарные планы разрабатывают децентрализовано с учетом организационной структуры, распределения обязанностей между коллективами различных служб, соподчинения управляющих, контроля и кооперации всех функций организации как единого целого. Так как Именно в подразделениях сосредоточены кадры, имеющие опыт в области производства, закупок, реализации и оперативного руководства. Поэтому подразделения обычно выдвигают реальные предложения в календарные, тактические и даже стратегические планы предприятия.
На практике применяют три схемы организации работ по составлению планов:
1 сверху вниз;
2 снизу вверх по иерархической структуре предприятия;
3 круговым способом (встречное планирование).
1. Организационно централизованное планирование на большинстве крупных и средних предприятий осуществляется сверху вниз. При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления - определяются цели, основные направления и главные задачи предприятия, их реализация, проводится взаимоувязка всех плановых предложений. Затем цели, задачи и показатели по мере продвижения на более низкие уровни предприятия в более конкретной форме включаются в планы подразделений.
После согласования плановых заданий с исполнителями они утверждаются высшим руководством предприятия.
2. При составлению планов снизу вверх, планирование осуществляется от планов на местах и планов подразделений к общему плану путем согласований, объединений и корректировок.
Низшие организационные единицы - участки, цехи - составляют подобные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия.
3. Встречное планирование объединяет оба предыдущих способа. В процессе сверху вниз осуществляется предварительное планирование по главным целям и составление общего плана на уровне управления предприятием. На более низких уровнях происходит конкретизация этих планов.
Затем начинается обратный ход планирования снизу вверх. При этом в план встраиваются более эффективные решения и устраняются разногласия между частями единого объекта планирования.
3. Организация планирования
Центральное звено аппарата планирования - отдел планирования, в функции которого входит разработка перспективных и текущих планов, согласование их с производственными подразделениями, корректировка и уточнение плановых показателей, контроль за их выполнением и систематический анализ работы предприятия и его подразделений.
Менеджер по планированию намечает цели организации и определяет наилучшие способы их достижения, анализирует бюджеты, информацию о состоянии отрасли, имеющиеся и необходимые ресурсы. Важнейшим аспектом планирования является тщательная оценка исходных данных.
В производственных подразделениях функции планирования выполняют службы оперативного и текущего планирования и контроля. Их задача - составление планов на каждую смену, сутки, неделю, месяц, квартал и год с учетом ограничений и общехозяйственных целей
(СХЕМА 21).ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПЛАНИРОВАНИЯ НА СРЕДНЕМ ПО РАЗМЕРУ ПРЕДПРИЯТИИ
Годовой план предприятия подробно разрабатывают при непосредственном участии работников производственных подразделении.
В годовом плане детализируются планы - производства и сбыта помесячно, устанавливаются задания для низовых уровней управления в нормо-часах трудовых затрат и расхода сырья на единицу товара. Цикл годового планирования предприятия в зависимости от особенностей его построения включает систему взаимосвязанных мероприятий
СЛАЙД (табл. 8) ПРИМЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Контрольные вопросы
1. Планирование как процесс и его этапы
2. Система планирования на предприятии
3. Организация планово-экономической работы на предприятии
4. Стратегические, тактические и календарные планы
5. Схемы организации работ по составлению планов
6. Отдел планирования, его функции
7. Годовой план предприятия его разработка
Лекция 5. ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, НОРМЫ И НОРМАТИВЫ
Лекция 6. Глава 2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1. Титульный лист и оглавление
Описание отрасли
Характеристика предприятия
Выбор вида деятельности
План маркетинга
Производственная программа
Анализ рисков
2.11. Организационный план
Прежде всего при обосновании положений бизнес-плана целесообразно;
· акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому они адресованы - работникам
предприятия, партнерам или другим внешним потребителям;
· представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана;
· аргументировать все расчеты и показатели таким образом, чтобы они были реальными и достоверными, без преувеличения и приукрашивания экономических результатов реализации проекта.
· Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:
· наименование проекта, например, «бизнес-план создания предприятия по производству обоев»;
· место подготовки плана;
· авторы проекта, название и адрес предприятия, телефоны;
· имена и адреса учредителей;
· назначение бизнес-плана и его пользователи.
После титульного листа следует оглавление - формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.
2.1.Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы.
2.2.Резюме - краткое изложение основных положений предполагаемого плана, включающий следующие принципиальные данные:
·идеи, цели и суть проекта;
·особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
·стратегии и тактика достижения поставленных целей;
·квалификация персонала и особенно ведущих менеджеров;
·прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т.д.):
·планируемая себестоимость продукции и потребность финансирования;
·ожидаемая чистая прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;
·основные факторы успеха - описание способов действий и мероприятий.
2.3. Описание отрасли - анализ текущего состояния и перспектив развития избранной отрасли бизнеса, включая характеристику:
·ее сырьевой базы;
·сегмента (ниши) рынка и доли предприятия на нем;
·потенциальных клиентов и их возможностей;
·региональной структуры производства;
·основных фондов и их структуры;
·инвестиционных условий.
Анализ инвестиционной привлекательности сферы бизнеса состоит из трех этапов:
· многофакторного анализа уровня интенсивности отраслевой конкурентности;
·определение стадии развития избранной отрасли;
·непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли
Для многих предпринимателей возникают экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль:
· высокий уровень начального капитала;
· длительный срок окупаемости вложенных средств;
· неопределенность в достижении прибыли (сфера образования и др.).
Необходимо учитывать также сложившуюся конъюнктуру, т.к. предпринимательская деятельность подвержена цикличности: процветание, застой, спад.
Выбор сферы деятельности предприниматель осуществляет из четырех основных видов бизнеса (СХЕМА 25). КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ БИЗНЕСА
Для успеха в бизнесе важное значение имеет не просто правильное определение для себя рынка, но и отыскание на нем своей, часто очень узкой области, места, которое еще не занято или недостаточно использованную конкурентами - «нишу» рынка,
Контрольные вопросы
1. Титульный лист, оглавление, их особенности
2. Меморандум конфиденциальности, резюме их принципиальные данные
3. Описание отрасли ее характеристика, этапы анализа инвестиционной привлекательности
4. Ограничения при проникновении в отрасль
5. Основные виды бизнеса
Лекция 9. 2.6. План маркетинга
Для организации эффективной предпринимательской деятельности важное значение на стадии разработки бизнес-плана имеют маркетинговые исследования, оценка рыночных возможностей предприятия, спрос на выпускаемую продукцию, способы продвижения товаров на различные типы рынков
(схемы 32, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЙ
33, ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ РЫНКА
34,РЫНОК ПРОДАВЦОВ И РЫНОК ПОКУПАТЕЛЕЙ
«Рынок продавца» - это такой тип рынка, на котором спрос на товар (С) превосходит его предложение (П):
С>П
Характерные черты «рынка продавца»:
· Наличие дефицита
· Недостаточное качество товара
· Высокие цены
«Рынок покупателя» - это такой тип рынка, на котором спрос на товар ниже предложения:
С<П
Характерные черты «рынка покупателя»:
· Отсутствие дефицита
· Тенденция улучшения качества товара
· Тенденция стабильности или снижения цен
Схема 35, КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКОВ
Схема 36. ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
Анализ рынка в целях предсказания спроса на конкретные товары требует больших затрат времени и средств и охватывает:
1 Анализ планов производства и развития сферы бизнеса, осуществляемый путем анкетирования персонала организаций, промышленных предприятий, финансовых учреждений и инвесторов.
2 Анализ потребления товаров и услуг, основанный на выборочном опросе основных групп потребителей.
3 Анализ торговли, проводимый среди владельцев торговых
предприятий.
Эти исследования должны дать достаточно достоверное данные об общем спросе, темпах его роста, о сложившейся практике и характерных методах торговли, определить локализацию спроса, его рост в различных секторах, предпочтения потребителей, изменения во вкусах потребителей или различных групп потребителей, эластичность доходов, цен, мотивировки выбора потребителей и др.
Для прогнозирования спроса могут применяться различные методы:
· метод тенденции (экстраполирования);
· нормативный;
· метод уровня потребления (включая эластичность спроса по
доходам и ценам);
· метод конечного использования (коэффициента потребления);
· экономико-математические;
· метод ведущего показателя;
· выборочный;
· анкетные опросы и др. (схемы 39, 40).
СХЕМА 39).СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА
После определения объема текущего спроса для всего рынка следует провести его сегментацию с целью составления прогнозов .
Сегментация рынка – это деление совокупного рынка фирмы на более мелкие части (сегменты).
Цель сегментации – найти на рынке как можно более однородные по своему поведению группы покупателей, каждая из которых может рассматриваться как отдельный рыночный сегмент.
Критериями сегментации рынка в зависимости от потребителей могут быть для частных лиц следующие параметры: возраст, пол, национальная принадлежность, профессия, уровень дохода, жизненный цикл семьи. Для фирм: сфера деятельности, местонахождение, объем продаж, численность персонала и др.
Важной составной частью плана маркетинга является выбор ценовой стратегии предприятия.
На правильный выбор и назначение цены на товар и услуги влияют множества факторов, которые можно подразделить на две части: внутренняя выражающаяся в издержках производства и внешняя к которой относятся: конкуренция, положение, занимаемое товаром на рынке, характер спроса, другие факторы.
СХЕМА 43. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ И ДИНАМИКУ ЦЕН.
Цена товара может также зависеть и от качества товара
СХЕМА 44. ЦЕНА И КАЧЕСТВО ТОВАРА
Существует пять основных методов определения базовой цены, которые можно использовать изолированно либо в различных комбинациях друг с другом
1. Метод полных издержек.
2. Метод стоимости изготовления (переработки).
3. Метод маржинальных (предельных) издержек.
4. Метод рентабельности (доходности) инвестиций.
5. Методы маркетинговых или рыночных оценок.
При планировании предпринимательства следует проводить анализ ценообразования, используя при этом планируемый объем продаж таким образом, чтобы можно было определить доход при различных вариантах.
В заключительной части маркетингового раздела формируется план сбыта продукции предприятия и дается следующее описание;
· стратегии проникновения на рынок;
· порядок оплаты поставляемых товаров;
· объема продаж по планируемым периодам.
Проникновение товаров на рынок обеспечивается такими средствами маркетинга, как личная продажа, реклама, продвижение товара и организация общественного мнения
Под личной продажей понимается сбытовая деятельность, осуществляемая агентом фирмы в процессе личного общения с перспективным покупателем.
С помощью личной продажи стремятся оказать непосредственное воздействие на поведение клиента. Этот инструмент маркетинга по лучил достаточно широкое распространение в странах с рыночной экономикой. Особенно он применяется в торговле предметами лич ного потребления.
В качестве средств распространения рекламы предприятия может быть указана:
· пресса (газеты, журналы, книги, справочники);
· печатная реклама (листовки, плакаты, каталоги, открытки, проспекты, визитные карточки и т.п.);
· наружная реклама (крупногабаритные плакаты; электрифицированные и газосветные панно с неподвижными, бегущими или запрограммированными надписями, пространственные конструкции и т.п.);
· реклама на транспорте (внутри и снаружи транспортных средств,
на остановках железнодорожных и автовокзалов, аэро- и морских портах;);
· экранная реклама (кино- и телереклама, слайды);
· радиореклама.
После исследования рынков и его сегментов для продвижения товаров на эти рынки, определяется прогнозируемый объем продаж, а затем - прогнозируемые доходы от продаж.
Однако такие оценки не могут быть единовременным и окончательными и корректируются в зависимости от мощности предприятия, технологии производства, реальных цен, по которым будет осуществляться проект.
детальная разработка программ продаж и доходов от реализации продукции окончательно завершается после завершения бизнес-плана, в его финансовом разделе.
На данном этапе предполагаемый объем сбыта рассчитывается исходя из результатов проводимых маркетинговых исследований рынка, объема и динамики спроса покупателей и учета конкуренции
СЛАЙД таблица 10).ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ
Контрольные вопросы
1. Маркетинговые исследования, основные направления исследования рыночных условий
2. Характеристика основных типов рынка
3. Рынок продавцов и рынок покупателей, их характерные черты
4. Классификация потребительских рынков
5. Виды и характеристики рынков предприятий
6. Анализ рынка в целях предсказания спроса
7. Методы прогнозирования спроса
8. Сегментация рынка, цель сегментации, критерии сегментации
9. Выбор ценовой стратегии предприятия
10. Факторы, влияющие на уровень и динамику цен.
11. Основные методы определения базовой цены
12. План сбыта продукции предприятия и его описание
13. Средства маркетинга, такие как личная продажа, реклама, продвижение товара и организация общественного мнения
14. Прогнозируемый объем продаж, прогнозируемые доходы от продаж, объем и динамики спроса покупателей и учет конкуренции
Лекция 15. Глава 3. ПЛАНИРОВАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Общие положения
3.2. Критерии и факторы выбора месторасположения предприятия
3.3. Методы принятия решения о местоположении предприятия
3.1. Общие положения
Местоположение оказывает существенное влияние на конечные результаты предпринимательства в любой сфере деятельности. Решения о местоположении бизнеса являются стратегическими. Поэтому их обоснованию в бизнес-плане должно быть уделено достаточно внимания.
Задача состоит в том, чтобы согласовать предъявляемые к размещению данного вида бизнеса требования с реально существующими или прогнозируемыми условиями его расположения,
Вопрос о выборе местоположения возникает
в трех случаях:
· При создании новой коммерческой организации.
· При необходимости перебазирования фирмы в другое место по
тем или иным причинам.
· Вследствие создания и перебазирования отдельных структурных подразделения предприятий.
Выбор наиболее эффективного местоположения осуществляется последовательной разработкой альтернативных вариантов размещения фирмы и ее подразделений.
Альтернативными вариантами местоположения могут быть:
а) географическое пространство {площади}, которое рассматривается как возможное для размещения коммерческой организации или ее филиалов - внутри страны и за границей, в больших, средних и малых городах, в деревнях и поселках, в центре и на окраине, на центральных магистралях и узловых точках или вдали от них и т.д. - конкретно для каждой определенной точки;
б) способы оформления размещения: с помощью покупки, аренды или договора о совместном использовании.
Качество местоположения бизнеса определяется многими условиями, и в частности соответствием избранного участка принятому в данном районе типу землепользования и близостью к экономической среде.
Вместе эти две характеристики составляют ситус или экономическое местоположение объекта
СЛАЙД (схема 59). СИТУС КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ситус определяется взаимодействием конкретного варианта землепользования и экономической среды по крайней мере на четырех уровнях, которые на схеме 59 отмечены условно концентрическими окружностями, обозначающими
ближайшие окрестности (2),
примыкающую территорию (3),
торговую зону (4)
и весь регион для торгового бизнеса.
Связи крупных предприятий могут расширяться до региона, страны и международных границ.
3.2. Критерии и факторы выбора месторасположения предприятия
Основная цель выбора месторасположения фирмы состоит в том, чтобы установить, где можно получить максимум прибыли при прочих равных условиях. Этот главный экономический критерий в зависимости от обстоятельств может быть дополнен рядом других, в качестве которых чаще всего выступают увеличение объемов оборота капитала и доли на рынке.
Кроме того, могут быть и неэкономические критерии: политическое влияние, стабильный рост и надежность предприятия, научно-техническая политика, социальная и экономическая стабильность, престиж, сохранение самостоятельности фирмы.
Детализация критериев выбора места размещения во многом зависит от вида бизнеса
В зависимости от особенностей технологического процесса размещение производственных организаций тяготеет к источникам сырья или к рынкам сбыта продукции.
В любом случае выбор месторасположения предприятия должен осуществляться с учетом не только фактического состояния, но и перспектив развития технологий, транспорта, рынков и сырьевых ресурсов.
Все факторы месторасположения бизнеса объединяются в четыре группы.
1. Заготовительно-ориентированные, включающие: земельные участки (структура, цены покупки или аренды); сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, транспортные издержки); трудовые ресурсы (потенциал рабочей силы в зависимости от численности и уровня жизни в данном месте, школы, театры, возможность проведения досуга, уровень оплаты труда, квалификация кадров, мотивация).
2. Факторы, ориентированные на изготовление: естественные особенности (почвы, климат), технические и инфраструктурные особенности (пространственная близость к партнерам по кооперации, к используемой инфраструктуре).
3. Факторы, ориентированные на сбыт: потенциал сбыта {структура населения и соответствующая ей структура потребления, покупательная способность, конкуренция в данной местности); пути сообщения (магистральные связи, транспортные издержки); деловые контакты (наличие квалифицированных маклеров, бирж, агентов по рекламе, ярмарок).
4.Факторы, устанавливаемые государством и местными органами власти: система хозяйствования (хозяйственное и торговое право; лицензионные и сертификационные нормы; условия перевода капитала и прибыли; юридические требования к учредительным документам организации, к отчетности, бюджетному контролю и аудиту; трудовое законодательство; риск изменения хозяйственного устройства, т.е. риск политической нестабильности, экспроприации, ограничения в деятельности предприятий); регулирование пересечения границы (таможни, законы внешней торговли и управление ими); меры по защите окружающей среды и( регулирование нагрузок на окружающую среду, возмещение наносимого
ущерба, платежи за природные ресурсы); государственная помощь
(субсидии, целевые программы для отдельных районов, административная поддержка)
При оценке альтернативных вариантов размещения фирмы необходимо также изучить и учесть социально-культурную и экономическую среду предварительно намеченных мест
Изучение места размещения бизнеса, особенно промышленного, должно содержать также оценку средств удаления отходов и выброса отработанных материалов. Отдельные производственные отходы (ядовитые, вредные и даже опасные) требуют особой обработки.
Анализ альтернативных мест размещения бизнеса должен включать информацию о наличии трудовых ресурсов и их характеристику по уровню квалификации и профессиям, условиям жизни, включая строительство жилья, социальное обеспечение, рекреационные объекты и демографическую обстановку в районе
Важным фактором при выборе места размещения бизнеса могут быть природные климатические условия.
3.3. Методы принятия решения о местоположении предприятия
Принятие решения о местоположении бизнеса осуществляется путем оценки альтернативных пунктов размещения фирмы и степени достижения поставленных предпринимателем целей на основе относительных критериев.
Для подготовки исходной информации по альтернативным вариантам местоположения предприятий можно пользоваться следующим примерным перечнем показателей.
1. Климат
Температура воздуха: максимальная, минимальная, средняя; (суточная, годовая, за десять лет).
Влажность: максимальная, минимальная, средняя (суточная, годовая, за десять лет).
Солнечное время: число солнечных часов в году (за десять лет).
Ветер: направление ветра и количество ветреных дней (роза ветров), направление и максимальная скорость, разрушительные ветры (ураганы и т.д.).
Количество осадков (дождь, снег): длительность и уровень выпадения осадков (максимальный, минимальный и средний) за час, за день, за месяц, за год, за десять лет. Чрезвычайные явления (выпадение града и т. д.).
Пыль и дым. Пылевые ветры (длительность, направление, скорость, содержание твердых веществ на кубический метр воздуха). Кочующие пески. Дым от соседних предприятий. Затопление от поверхностных источников: высота, длительность и календарный период затопления.
Землетрясения: сила по международной шкале (например, по
шкале Рихтера), частота.
2. Площадка и местность
Местонахождение площадки: адрес (страна, область, город, улица, номер дома). Соседние предприятия (адреса, наименования, принадлежности к той или иной отрасли промышленности).
Характеристика площадки: размеры (длина, ширина), высота над уровнем моря, географическая ориентация, топография, существующие сервитуты, цена недвижимости.
3. Транспортные средства
Дороги: ширина дорог и мостов, грузоподъемность, просвет мостов, тип дорог (всепоходные, с щебеночным покрытием, грунтовые), сезонные дорожно-транспортные ограничения, сеть дорог (на карте}.
Железные дороги: сеть железных дорог(на карте), ширина колеи, профиль, грузоподъемность подвижного состава (грузы, количество), погрузочно-разгрузочное оборудование, сезонные ограничения, складские помещения и хранилища, тарифы.
Водный транспорт: сеть каналов, рек, гавани (на карте), ширина и глубина каналов и рек, грузоподъемность судов, погрузочно-разгрузочное оборудование, складские помещения и хранилища, тарифы.
Воздушный транспорт: тип взлетно-посадочного сооружения (аэропорт, взлетно-посадочная полоса), длина взлетно-посадочных полос, складские помещения и хранилища, тарифы.
Система пассажирского транспорта: автобусы, трамваи и т. д.
4. Водоснабжение
Характеристика (без указания конкретного использования). Примеси: жесткость, коррозийность, газы. Взвеси. Температура: дневная-максимальная, минимальная, годовая-максимальная, минимальная. Давление: максимальное, минимальное. Источники коммунального водоснабжения: максимальное количество, место возможного подключения, диаметр и материал существующей сети, давление, цена. Собственные источники водоснабжения: поверхностные источники (река), подземные источники (грунтовые воды).
5. Энергоснабжение и средства связи
Электроэнергия от государственных и частных источников. Мощность (кВт). Напряжение (вольт) (высокое, низкое). Место подключения (расстояние до площадки). Жидкое топливо: количество, теплота сгорания (кДж/кг), источник (заправочная станция, нефтеперерабатывающее предприятие), расстояние до площадки, средства доставки, цена.
Уголь, кокс, газ: количество, теплота сгорания (кДж/кг), источник, цена-Пар: количество, давление, место подключения, цена. Средство связи. Телефон: система, мощность, место подключения, тарифы. Телекс. Радиотелефон, телеграф.
6. Удаление отходов
Свалки: тип, местонахождение, подъезды, плата за пользование. Канализационная система: тип (дождевой сток, смешанный), диаметр и материал труб сети, место подключения, плата за пользование. Установки по очистки стоков: тип, местонахождение, плата за пользование.
7. Кадры
ИТР и служащие: вид и уровень подготовки, оклады. Рабочие: вид и уровень квалификации, наличие, заработная плата. Предоставляемые льготы, налоги, компенсации и др. Трудовое законодательство и производственные отношения.
8. Бюджетные и правовые положения
Представители власти (местные, региональные, национальные). Бюджетные положения. Налоги, таможенные сборы, амортизационные ставки и т.д. Правовые положения: строительное законодательство, ограничения, меры безопасности, законодательство и компенсации, нормы. Виды страхования: страхование от пожара, от несчастного случая, гражданской ответственности, от наводнения и ущерба в результате бурь. Право пользование медицинским обслуживанием по месту работы. Оборудование для строительства, монтажа и обслуживания. Подрядчики по гражданскому строительству, электроснабжению, механике с указанием наименования фирмы, адреса, ее возможностей. Строительные материалы с указанием наличия, качества, источника, цены.
9. Условия жизни
Жилищные условия, питание, отдых, школы, культовые объекты, торговые предприятия, медицинское обеспечение.
Контрольные вопросы
1. Выбор местоположения бизнеса
2. Альтернативные варианты местоположения
3. Ситус коммерческой организации
4. Основная цель выбора месторасположения фирмы, основные критерии
5. Факторы месторасположения бизнеса, основные группы
6. Удаления отходов и выброс отработанных материалов
7. Принятия решения о местоположении предприятия
8. Основные показатели подготовки исходной информации по альтернативным вариантам местоположения предприятий
Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ
Планирование предпринимательской деятельности
2. Виды планов
3. Организация подготовки плана
Планирование предпринимательской деятельности
Надо ли планировать предпринимательскую и
любую другую деятельность или невидимая рука рынка все раци онально расставит по своим местам и автоматически обеспечит эко номическую безопасность общества в преемственности поколений?
С ама жизнь убедительно доказала, что общественный прогресс достигается не на пути противопоставления плана и рынка, а разумного и уместного их сочетания.
Планирование - не столько и не только одно из сущностных эле ментов социализма, а скорее всего закономерный результат поиска человеческим обществом наиболее рациональных и эффективных способов своего развития и выживания. Оно имело место и существует в той или иной форме и соот ветствующих нормах во всех общественно-экономических системах, на любых предприятиях, в семье с самого начала ее появления и даже у каждого отдельного человека.
Для эффективного развития любого предприятия нужны ресурсы, Мировой опыт подтверждает, что распределение ограниченных ресурсов в производимой продукции может эффективно осуществляться тремя способами:
· на основе рыночной саморегуляции;
· системой адекватных плановых механизмов;
· путем одновременного использования рыночных и плановых начал.
Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий.
2. Виды планов
На уровне предприятий осуществляется не только стратегическое (долгосрочное) самопланирование, но и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом.
Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченность их материальными ресурсами, степень загрузки производственных мощностей и их использование с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. В рыночных условиях стабильные предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.
3. Организация подготовки плана
Тот кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный Детальный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы.
Он дает также возможность:
· определить пути и способы достижения поставленных целей;
· максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;
· предотвратить ошибочные действия;
· отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;
· доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;
· смягчить влияние слабых сторон предприятия;
· определить потребность в капитале и денежных средствах;
· своевременно принять защитные меры против разного рода
рисков;
· полнее использовать инновации в своей деятельности;
· объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия:
· обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).
Одновременно план является руководством к действию и исполнению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путем корректировок соответствующих показателей.
Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями дает возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.
Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев процесс творческий, основанный на учете не только общих закономерностей бизнеса но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств подготовка бизнес-плана может быть организована различным образом
· самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт;
· командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем реализовывать проект;
· сторонней специализированной компанией за определенную плату.
Во всех случаях неоценимую помощь разработчикам могут оказать профессионально составленные примерные бизнес-планы как типовые образцы, которые могут служить им известным примером для подробного обоснования своего собственного плана. Конечно, в каждом конкретном случае любой план имеет свою специфику как в предмете деятельности и порядке его осуществления, так и в каче ственном и особенно количественном отношении - ценах, нормах затрат ресурсов, рынках сбыта и других показателях.
Контрольные вопросы
1. Что есть планирование
2. Способы распределение ресурсов
3. Виды планов на уровне предприятий
4. Календарные планы производства
5. Детальный план как документ, его возможности
6. Организация и подготовка бизнес-плана, типовые образцы
лекция 2 Глава1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
1. Бизнес-план - как один из видов планов и его назначение
2. Назначение бизнес плана и его основные элементы
3. Функции и принципы планирования на предприятии
1. Бизнес-план - как один из видов планов и его Назначение
1. План – это, образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач.
Бизнес-план, как один из наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:
· рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы;
· развернутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающую оценку расходов и доходов;
· документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;
· результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке.
Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объему и по содержанию.
Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров по крайней мере на пять основных вопросов (схема 1).
СХЕМА 1 (СЛАЙД)
НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС ПЛАНА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
3. Функции и принципы планирования на предприятии
Бизнес-планирование, как элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие;
(СЛАЙД)
- инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
- прогнозирование - предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
- оптимизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
- координация и интеграция - учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
- безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
- упорядочение - создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
- контроль - возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
- воспитание и обучение - благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
- документирование - представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде . Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой.
(СЛАЙД таблица 1) ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы (научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.)
Контрольные вопросы
1. Бизнес-план - как вид планов и его назначение
2. План и его основные характеристики
3. Назначение бизнес плана и его основные элементы
4. Функции планирования на предприятии
5. Основные принципы внутрифирменного планирования
6. Общеэкономические принципы планирования
лекция 3. 1.2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Идея в предпринимательской деятельности
2. Формирование бизнес-плана
3. Первый этап подготовки бизнес-плана
4. Второй этап подготовки бизнес-плана
5. Третий этап подготовки бизнес-плана
6. Четвертый этап подготовки бизнес-плана
7. Пятый этап подготовки бизнес-плана
Дата: 2019-02-02, просмотров: 280.