Контрольные мероприятия (количество)

ФИЛОСОФИЯ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа специальной дисциплины

дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании»

 

Челябинск-2012

 

 


Утверждена на заседании кафедры управления, экономики и права

 

Протокол № 4 от 20 апреля 2012 г.

 

Зав.кафедрой ______________А.В. Коптелов

 

 

Квалификация: менеджер образования   

 

 

Общее количество часов 80
В том числе: Аудиторные   30
Лекции 10
Практические занятия 20
Лабораторные работы -
Консультации -
Самостоятельная работа 50
Зачет +
Курсовые работы -
   

Отчетность:

Экзамен -
Зачет +
   

ИТОГО

80 10 20 50

 

 

Учебная программа

Тема 1. Философия образования как основание выработки прогноза развития системы образования.

Роль философии в развитии образования. Философия образования как теоретическая основа педагогики. Формирование содержания философии образования как проблема. Качества предмета современной педагогики как основание определения инвариантной структуры философии современного образования. Философские знания как основание выработки прогноза развития системы образования:

· общая характеристика социокультурной природы образования;

· философские аспекты целеполагания в образовании;

· общечеловеческий и конкретно-исторический характер образования: социокультурные функции образования и их взаимосвязь как основание определения общечеловеческого и культурно-исторического характера образовании; тип формирующего (поддерживающего) образования; тип развивающего (инновационного) образования;

· противоположные культурно-исторические формы образования.

Тема 2. Современные теории развития образования и противоречия развития образования с позиций философии

Социальная природа образования, его общечеловеческий конкретно-исторический характер. Современные теории развития образования. Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в образовании и воспитании. Непрерывность воспитания и образования. Развивающие образование. Идеи гуманизации в образовании.

Основные противоречия и закономерности развития образования с позиций философии:

· как проявление основных социальных и социокультурных противоречий;

· обусловленные одновременной реализацией в обществе (государстве) парных и противоположных моделей образования, дифференцированных по одному основанию.

Тема 10. Философские основы антропологического подхода в педагогике   

Философские основы стратегий образования, складывающихся на основе антропологического подхода. Понимание природы человека как основание разработок моделей личностно-ориентированного образования в современной России. Антропологический подход при определении стратегии образования, ориентированного на развитие человека как целостности. Философско-теоретические основы антропологического подхода при изучении и проектировании образования, ориентированного на развитие человека как целостности.

 

Тема 12. Философские основы деятельностного подхода в педагогике

Социально-деятельностная сущность личности и её отношение с окружающим миром как основание изучения и проектирования образовательного процесса.

Основные подходы к пониманию деятельности и возникновение деятельностного подхода в педагогике. Философские основы современного деятельностного подхода в отечественной педагогике. Характеристика педагогического процесса как педагогического взаимодействия с позиций теории деятельности. Методика уровневого проектирования педагогических систем. Применение положений теории деятельности при определении целей обучения средствам и способам деятельности, обеспечивающим развитие деятельностной стороны личностного опыта обучающихся.

 

Практические занятия

Таблица 4.

Практические занятия по специальной дисциплине «Философия и развитие образования»

Раз-дел Тема и краткое содержание Характер и цель практического занятия Кол. часов
1 2 Современные теории развития образования и проблемы развития образования с позиций философии   1.Анализ современных отечественных и зарубежных теорий развития образования. 2.Прогнозирование перспектив и препятствий реализации процесса становления Единого Европейского Образовательного пространства в рамках Болонского процесса 2
2 7 Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-функциональном подходе: системный подход как методологическое основание научного познания и научного проектирования целостного образовательного процесса; теоретические основания структурно-функционального подхода и их применение при исследовании и проектировании целостного образовательного процесса; ограниченность возможностей структурно-функционального подхода и возникающие в связи с этим проблемы в образовании Обсуждение проблем, связанных с применением структурно-функционального подхода в педагогике и в управлении образовательными системами 2
3 8 Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-генетическом подходе Практикум по построению структурно-генетических моделей образовательного процесса и структурно-генетических моделей образовательного учреждения 2
4 10 Философские основы антропологического подхода в педагогике: философские основы стратегий образования, складывающихся на основе антропологического подхода; понимание природы человека как основание разработок моделей личностно ориентированного образования в современной России; антропологический подход при определении стратегии образования, ориентированного на развитие человека как целостности 1. Анализ современных моделей образования с целью выявления философских основ их построения. 2. Анализ нормативных характеристик современного образования и выявление требований к его философским основам 4
5 11 Философские основы культурологического подхода в педагогике. Философское понимание культуры как теоретическое основание построение образовательного процесса согласно принципу культуросообразности; структура личностного опыта и социокультурное развитие человека; непрерывность воспитания и образования, обусловленная закономерностями социокультурного развития человека; философские основы выделения общечеловеческого, национального и индивидуального в образовании и воспитании Обсуждение проблем, связанных с применением культурологического подхода при проектировании и организации образовательного процесса 2
6 12 Философские основы деятельностного подхода в педагогике: социально-деятельностная сущность личности и её отношение с окружающим миром как основание изучения и проектирования образовательного процесса; основные подходы к пониманию деятельности и возникновение деятельностного подхода в педагогике; применение положений теории деятельности при определении целей обучения средствам и способам деятельности, обеспечивающим развитие деятельностной стороны личностного опыта обучающихся Обсуждение проблем, связанных с применением деятельностного подхода при проектировании и организации образовательного процесса 2
7 13 Аксиологический подход в педагогике: основные направления применения аксиологического подхода в педагогике; ценности как цели воспитания: проблема выбора аксиологической теории как теоретической основы изучения и проектирования образовательного процесса; ценностно-ориентационный компонент образовательных программ как механизм применения аксиологического подхода в педагогике Обсуждение проблем, связанных с применением аксиологического подхода при проектировании и организации образовательного процесса 2
8 14 Определение концептуально-теоретических основ построения образовательного процесса и тенденций развития образовательного учреждения: выявление проблем развития образовательного учреждения; построение идеальной модели образования и определение тенденций развития образовательного учреждения; подбор концептуально-теоретических основ построения образовательного процесса в соответствии с нормативными требованиями системы образования Разработка концептуально-теоретических основ программы развития своего образовательного учреждения 4

Итого:

20

 

Самостоятельная работа слушателей

Таблица 5.

Самостоятельная работа слушателей по специальной дисциплине «Философия и развитие образования»

 

Тема Вид самостоятельной работы Кол часов
1 Современные теории развития образования и проблемы развития образования с позиций философии Составить характеристику современных теорий развития образования и определить проблемы развития образования с позиций философии 4
2 Философия науки о социально-гуманитарном познании в педагогике На основе знаний об особенностях социо-гуманитарного познания составить рекомендации по организации познавательной деятельности педагогов, осуществляемой в педагогическом взаимодействии 4
3 Методология научного обоснования образования как способ организации научного познания образовательного процесса Составить модель научного обоснования образования, ориентированного на развитие человека как целостности 4
4 Философско-методологические основы современного образования, ориентированного на развитие человека как целостности Написать эссе на тему «Какова роль философии в развитии образования?» 4
5 Системный подход как методология изучения и построения целостного образовательного процесса Разработать систему правил, регламентирующих применение системного подхода при проектировании образовательного процесса 4
6 Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-функциональном подходе Разработать систему правил, регламентирующих применение структурно-функционального подхода при проектировании образовательного процесса 4
7 Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-генетическом подходе Разработать систему правил применения структурно-генетического подхода при проектировании образовательного процесса 4
8 Философские основы генетического подхода в педагогике На основе применения знаний о закономерностях развития разработать систему правил проектирования и организации образовательного процесса 4
9 Философские основы антропологического подхода в педагогике На основе изучения авторских концепций личности, разработанных в философии, составить модель образования, ориентированного на становление личности с выделенными качествами 4
10 Философские основы культурологического подхода в педагогике На основе применения знаний о закономерностях социокультурного развития человека работать систему правил проектирования и организации образовательного процесса 3
11 Философские основы деятельностного подхода в педагогике На основе применения знаний о закономерностях развития деятельностной стороны личностного опыта и организации деятельности работать систему правил проектирования и организации образовательного процесса 3
12 Аксиологический подход в педагогике На основе применения знаний о закономерностях развития ценностного мира человека разработать систему правил проектирования и организации образовательного процесса 4
13 Определение концептуально-теоретических основ построения образовательного процесса и тенденций развития образовательного учреждения На основе осознания сущностных качеств образования, выделяемых в современной отечественной системе образования, и освоенной системы философских знаниях, выступающих философско-методологическими основами современного образования, определить: 1) тенденции развития образовательного учреждения; 2) концептуально-теоретические основы построения образовательного процесса, ориентированного на развитие человека как целостности 4

Итого:

50

 

Контрольные мероприятия

 

Вопросы для подготовки к зачету

1. Роль философии в развитии образования.

2. Необходимость осознания проблем развития образования с позиций философии.

3. Философия образования как теоретическая основа педагогики.

4. Формирование содержания философии образования как проблема.

5. Качества предмета современной педагогики как основание определения инвариантной структуры философии современного образования.

6. Общая характеристика социокультурной природы образования.

7. Философские аспекты целеполагания в образовании.

8. Общечеловеческий и конкретно-исторический характер образования.

9. Тип формирующего образования.

10. Тип развивающего образования.

11. Противоположные культурно-исторические формы образования.

12. Основные противоречия и закономерности развития образования с позиций философии.

13. Философия науки о социально-гуманитарном познании в педагогике.

14. Познаваемость образовательного процесса и образовательных систем и проблема истинности в образовании.

15. Основные гносеологические модели как теоретическая основа решения проблемы познаваемости образовательного процесса и образовательных систем.

16. Истина как предмет философского осмысления.

17. Причины возникновения проблемы истинности в педагогике.

18. Особенности социально-гуманитарного познания.

19. Методология научного обоснования образования как способ организации научного познания образовательного процесса.

20. Философско-методологические основы современного образования, ориентированного на развитие человека как целостности.

21. Философские основы системного подхода в педагогики.

22. Системный подход как методология изучения и построения целостного образовательного процесса.

23. Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-функциональном подходе.

24. Правила системного исследования, описания и проектирования объектов с позиций теории функциональных систем.

25. Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-генетическом подходе.

26. Построение модели образовательного процесса на основе применения структурно-генетического подхода. Онтология образования.

27. Правила применения структурно-генетического подхода при проектировании образовательного процесса.

28. Философские основы генетического подхода в педагогике.

29. Генетический подход как методология изучения и построения развивающего образования.

30. Всеобщие закономерности развития как философско-теоретические основы изучения и проектирования образования, ориентированного на развитие человека как целостности.

31. Генетический подход в педагогике как следование принципу развития.

32. Система правил проектирования и организации образовательного процесса как способ реализации принципа развития.

33. Философские основы антропологического подхода в педагогике.

34. Философские основы стратегий образования, складывающихся на основе антропологического подхода.

35. Понимание природы человека как основание разработок моделей личностно-ориентированного образования в современной России.

36. Антропологический подход при определении стратегии развития образования, ориентированного на развитие человека как целостности.

37. Философско-теоретические основы антропологического подхода при изучении и проектировании образования, ориентированного на развитие человека как целостности.

38. Авторские концепции личности как философско-теоретическое основание моделей образования.

39. Система правил проектирования и организации образовательного процесса как способ реализации антропологического подхода.

40. Философские основы культурологического подхода в педагогике.

41. Культурологический подход в педагогике как следование философским основам принципа культуросообразности.

42. Содержательно-конструктивная характеристика культуры как теоретическое основание построения образовательного процесса.

43. Структура личностного опыта и социокультурное развитие человека.

44. Порядок проектирования образовательного процесса на основе комплексного применения системного, генетического и антропологического и культурологического подходов.

45. Содержательно-смысловая характеристика культуры как теоретическое основание построения образовательного процесса.

46. Философские основы выделения общечеловеческого, национального и индивидуального в образовании и воспитании.

47. Система правил проектирования и организации образовательного процесса как способ реализации культурологического подхода.

48. Философские основы деятельностного подхода в педагогике.

49. Основные подходы к пониманию деятельности и возникновение деятельностного подхода в педагогике.

50. Философские основы современного деятельностного подхода в отечественной педагогике.

51. Характеристика педагогического процесса как педагогического взаимодействия с позиций теории деятельности.

52. Методика уровневого проектирования педагогических систем.

53. Применение положений теории деятельности при определении целей обучения средствам и способам деятельности, обеспечивающим развитие деятельностной стороны личностного опыта обучающихся.

54. Система правил проектирования и организации образовательного процесса как способ реализации деятельностного подхода.

55. Аксиологический подход в педагогике. Основные направления применения аксиологического подхода в педагогике.

56. Ценности как цели воспитания: проблема выбора аксиологической теории как теоретической основы изучения и проектирования образовательного процесса.

57. Аксиологические теории о ценностях.

58. Структурно-генетическая концепция ценностей.

59. Ценностно-ориентационный компонент образовательных программ как механизм применения аксиологического подхода в педагогике.

60. Система правил проектирования и организации образовательного процесса как способ реализации аксиологического подхода.

61. Тенденции развития конкретного (вашего) образовательного учреждения.

62. Концептуально-теоретические основы построения образовательного процесса, ориентированного на развитие человека как целостности.

Литература

Основная литература:

  1. Кармин, А.С. Философия [Текст] : Учебник для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб.: Питер, 2009.
  2. Худякова, Н. Л. Философия и развитие образования [Текст] : учебное пособие / Н.Л. Худякова. - Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009.

 

Дополнительная литература

1. Худякова Н.Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие - Челябинск: Изд-во «Околица», ООО «Тендерлайн», 2004.

  1. Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования [Текст]. – М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  2. Амонашвили Ш.А. Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. – 2000. - № 2. – С. 11-16.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000. – 351с.
  4. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М. : Эконом., 1991. – 416 с.
  5. Асмолов А.Г. Культурно - историческая психология и конструирование миров. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 768с
  6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно - воспитательного процесса. (Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982. - 192с.
  7. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 412с.
  8. Библер В.С. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. – 1989, - № 6. – С. 31-42.
  9. Бим-Бад Б.М. Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. – 1996. - № 1. – С. 3-8.
  10. Борисов СВ. Эпистемология наивного философствования. - М.: Компания Спутник+, 2007. - 369 с.
  11. Гартман Н. Старая и новая онтология. / Историко-философский ежегодник: научное издание АН СССР. Институт философии. – М.: Наука, - 1988, - Вып. 3. - 383 с.
  12. Гартман Н. Познание в свете онтологии / Западная философия: итоги тысячелетия. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», Бишкек: Изд-во «Одиссей», - 1997. - С. 463-540.
  13. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.
  14. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: "Школа - Пресс", 1995. - с. 448
  15. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико - психологические проблемы построения учебных предметов). - М.: "Педагогика", 1972. - 424 с.
  16. Ильин В.С. Методологические основы разработки целостной теории формирования личности // Методологические проблемы развития педагогической науки. - М.: Педагогика, 1985. - 236 с.
  17. Ильенков Э.В. Биологическое и социальное в человеке / Школа должна учить мыслить. – М.: Из-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. – С. 72-77.
  18. Ильенков Э.В. О природе способности / Школа должна учить мыслить. – М.: Из-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. – С.62-71.
  19. Ильенков Э.В. К вопросу о понятии «деятельность» и его значении для педагогики / Школа должна учить мыслить. – М.: Из-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002. – С. 72-77.
  20. Каган М.С. Система и структура. / Системные исследования. – М.: из-во «Наука», АН СССР, 1983, - с. 86-105.
  21. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - с.328.
  22. Конев В.А. Социальная философия: учеб. пособие / В.А. Конев; Федеральное агентство по образованию. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2006. - 287 с.
  23. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара. 1994.
  24. Краевский В. В. Методология педагогики: анализ с позиции практики // Советская педагогика. - 1988. – № 7. - С. 23 - 29
  25. Краевский В. В. Воспитание или образование? // Педагогика. - 2001.- № 3. – С.3-10.
  26. Краевский В. В. Состав, функции и структура научного обоснования обучения. Авт. диссерт. на соиск. ученой степени доктора пед. наук. - М.: НИИ общей педагогики АПН ССР, 1976 - 37 с.
  27. Лазарев В.С. О деятельностном подходе к проектированию цели образования.// Известия РАО. – 2000. - № 2.- С. 15- 25.
  28. Леонтьев А.Н. "Единицы" и уровни деятельности // Вестник МГУ. Психология. - 1978. - № 2. - С. 3 -13.
  29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 302 с.
  30. Личность и её ценностные ориентации / Под ред. В.А. Ядова, И.С. Кона. – М., 1969. –169 с.
  31. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Уч. Пособие. – М.: Прометей, 1995. – 282 с.

33. Лойфман И. Я. Культура как плодотворное существование. XXI век: будущее России в философском измерении. – Екатеринбург: УГУ, УГИ, 1999. – С. 91-95.

  1. Мамардашвили М К. О призвании и точке присутствия (из курса «Лекций о Марселе Прусте») / Конгениальность мысли. О философе Мерабе Мамардашвили. – М.: АО Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1994.- 240 с.
  2. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. Под ред. Ю.П. Сенокосова . М.: "Аграф", 1999 .
  3. Михайлов Ф.Т. Содержание образования и его идеальная форма. // Известия РАО. - 2000. - № 2.- С. 4 – 14.
  4. Невелев А.Б. Событие духа: от мысли к Лику. - Челябинск: ЧГИИК, ЧИПКРО, 1997. - 203 с.
  5. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей и подготовка учителей. – М., 1998. – 125 с.
  6. Норланд Е. Воспитание в эпоху глобальных проблем: размышления о новой парадигме // Приоритеты современной педагогики: мир-экология-сотрудничество / Под ред. Э.С. Соколовой. – М., 1993. – С. 8-28.
  7. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. — СПб.: РХГИ, 2004. — 520 с.
  8. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди / Избранные труды: Пер. с исп. – М.: Изд-во «Весь Мир», 2000. – С. 480-698.
  9. Петров, М. К. Язык, знак, культура [Текст] / М. К. Петров; вступ. ст. С. С.
    Неретиной. Изд. 2-е, стереотипное. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 328 с.
  10. Розин В. М. Философия образования: Этюды-исследования / В. М. Розин. — М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. — 576 с.
  11. Степанова И.Н. Философско-антропологические основы стратегий образования и воспитания: Монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003.
  12. Тарнас Р. История западного мышления./ Пер. с английского Т.А. Азаркович. – М.: КРОН – ПРЕСС. – 1995. – 448 с.
  13. Тофлер Э. Шок будущего. / Пер. с анг. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 560 с.
  14. Философско - психологические проблемы развития образования // Сер.: Теория и практика развивающего обучения / Под. ред. В. В. Давыдова, - М.: ИНТОР, 1994. - с. 128.
  15. Философия для детей / Под ред. Н. С. Юлиной.- М.: ИФ РАН, 1996. – 241 с.
  16. Худякова Н.Л. Воспитывающая функция образования: В помощь учителю. – Челябинск: Уральский научн.-образ. Центр РАО, ЧелГУ, 2000.
  17. Цанер Р.М. О подходе к философской антропологии // Это человек: Антология. - М.: Высш. шк., 1995. С.159-165.
  18. Шелер М. Формы знания и образования. / Избранные Произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А.В., Малинкина А.Н., Филлипова А.Ф.; Под ред. Денежкина А.В. – М.: Издательство «Гнозис», 1994. – С.- 15-56.
  19. Шелер М. Положение человека в космосе. / Избранные Произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А.В., Малинкина А.Н., Филлипова А.Ф.; Под ред. Денежкина А.В. – М.: Издательство «Гнозис», 1994. – С.- 129-193.
  20. Шульц Л.Б. О значении личности в философии// Философские науки. - 1991. - №5. - С.30-43.
  21. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика - М.: из-во "Касталь", 1992. - C. 16 – 202
  22. Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. Избранные труды. – М.: Шк. Культ. Полит., -1995. – С. 88 – 114.
  23. Щедровицкий Г.П. Системное движение и перспективы развития методологии. Избранные труды. – М.: Шк. Культ. Полит., 1995. – С. 57-88.
  24. Щедровицкий Г. П. Синтез знаний: проблемы и методы [Текст] // Г. П. Щедровицкий. Избранные труды. — М. : Шк. культ, полит., 1995. — С. 634—667.
  25. Юлина Н. С. Новая образовательная парадигма, «Философские науки» № 9, 2005.
  26. Юлина Н. С. Сайт «Философия для детей», Учебно-методические материалы http://www.p4c.ru/454
  27. Ямбург Е. А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования. 2005. Официальный сайт Московоского городского психолого-педагогического университета http://www.mgppu.ru/ru/practice/conf/doc.php?d=159

10. Методические пособия и рекомендации по изучению курса или дисциплины

 

1. Менеджмент в образовании: Учебно-методическое пособие для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании» с присвоением квалификации «Менеджер образования» /Сост. А.В.Щербаков, Е.В.Рябышева. - Челябинск, 2009.

2. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Философия и развитие образования» / Сост. Н.Л. Худякова.- Челябинск, 2009.

 




ФИЛОСОФИЯ И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа специальной дисциплины

дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании»

 

Челябинск-2012

 

 


Утверждена на заседании кафедры управления, экономики и права

 

Протокол № 4 от 20 апреля 2012 г.

 

Зав.кафедрой ______________А.В. Коптелов

 

 

Квалификация: менеджер образования   

 

 

Общее количество часов 80
В том числе: Аудиторные   30
Лекции 10
Практические занятия 20
Лабораторные работы -
Консультации -
Самостоятельная работа 50
Зачет +
Курсовые работы -
   

Отчетность:

Экзамен -
Зачет +
   

Контрольные мероприятия (количество)

Контрольные работы - Домашние контрольные задания - Коллоквиумы - Другие контрольные мероприятия -

 

 


1. Образовательно-профессиональные требования к дисциплине

 

1.1. Место дисциплины в системе подготовки:

· данная дисциплина относится к компоненту специальных дисциплин дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент организации»;

· программа разработана для переподготовки руководителей дошкольных и общеобразовательных учреждений для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования»

 

1.2. Согласно государственным требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специальности для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования» (для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений») выпускник (дипломированный специалист) в результате усвоения курса « Философия и развитие образования» должен:

знать:

- о роли философии в развитии образования;

- о социокультурной природе образования, его общечеловеческом и конкретно-историческом характере;

- о философских аспектах целеполагания в образовании;

- об основных противоречиях и закономерностях развития образования;

- о современных теориях и концепциях развития образования и воспитания;

- о познаваемости образовательного процесса и образовательных систем, проблеме истинности в образовании как источнике его кризиса;

- о феноменологии образования;

- об естественно-физиологических и морально-этических пределах образования;

- о философско-методологических основах современного образования, соотнесенных с основными подходами, применяемыми при изучении и проектировании образовательного процесса: 

- философские основы системного подхода в образовании (структурно-функциональный и структурно-генетический); онтологию образования;

- философские основы генетического подхода в образовании как методологии изучения и построения развивающего образования;

- философские основы антропологического подхода в образовании; идеи гуманизации в образовании как применение антропологического подхода; личностно ориентированное образование;

- философские основы культурологического подхода в образовании; общечеловеческое, национальное и индивидуальное в образовании и воспитании; непрерывность воспитания и образования;

-  философские основы деятельностного подхода в образовании;  социально-деятельностная сущность личности и ее отношение с окружающим миром;

- философские основы аксиологического подхода в образовании; нравственные и духовные ценности личности.

Уметь:

- определять противоречия развития образования и с учетом закономерностей этого процесса определять стратегию развития образовательного учреждения;

- применять в практической деятельности руководителя образовательного учреждения по определению стратегии и тактики развития образовательного учреждения знания о философско-методологических основаниях изучения и проектирования образовательного процесса;

- организовывать эффективную подготовку, переподготовку и развитие разных категорий педагогов в соответствии с философско-методологическими основами современного образования.

Иметь представление:

- о философских основах существующих моделей образования;

- о способах выявления проблем развития образования;

- о способах изучения и проектирования образовательного процесса, ориентированного на развитие человека как целостности, на непрерывное воспитание и образование.

 

1.3. Элементы разработанной программы, соответствуют государственным требованиям к целевым установкам и минимуму содержания.

 

2. Цель дисциплины

 

Обеспечить философско-методологическую подготовку менеджеров образования для достижения ими уровня профессиональной культуры, позволяющей самостоятельно принимать решения по определению стратегии развития образовательного учреждения, по планированию и организации системы повышения квалификации педагогов, позволяющей им освоить способы комплексного применения основных подходов изучения и построения образовательного процесса и философско-методологические основы современного образования, ориентированного на развитие человека как целостности.

.


3. Учебный план

 

Таблица 1.

Объем дисциплины  «Философия и развитие образования» и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по семестрам (час.)

1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр 5-й семестр
Общая трудоемкость дисциплины 80 80
Аудиторные занятия 30 30        
Лекции (Л) 20 10  
Практические занятия (ПЗ) 10 20  
Самостоятельная работа слушателей (СРС) 50 50        
Консультации            
Индивидуальная работа со студентами            
Итоговый контроль      
Экзамен            
Зачет 6,25 6,25    
Объем в соответствии с ГОС и учебным планом 75 75  

Таблица 2.

Учебный план специальной дисциплины «Философия и развитие образования»

Наименование разделов дисциплины (модуля)

Всего (часов)

В том числе

Форма контроля

Лекции Практич. занятия Самостоятельная работа
1 Философия и развитие образования 80 10 20 50 зачет
  Итого 80 10 20 50 6,25

 

 


 

4. Учебно-тематический план

 

Таблица 3.

Учебно-тематический план специальной дисциплины «Философия и развитие образования»

Наименование разделов, тем дисциплины

Всего (часов)

В том числе

Форма контроля

Лекции Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др. Практич, лаб., семин. занятия Самостоятельная работа
1.   Философия образования как основание выработки прогноза развития системы образования 1 1        
2. Современные теории развития образования и противоречия развития образования с позиций философии 7 1   2 4  
3. Философия науки о социально-гуманитарном познании в педагогике 5 1     4  
4. Методология научного обоснования образования как способ организации научного познания образовательного процесса 5 1     4  
5. Философско-методологические основы современного образования, ориентированного на развитие человека как целостности 5 1     4  
6. Системный подход как методология изучения и построения целостного образовательного процесса. 5 1     4  
7 Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-функциональном подходе 6     2 4  
8 Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-генетическом подходе 6     2 4  
9 Философские основы генетического подхода в педагогике 5 1     4  
10 Философские основы антропологического подхода в педагогике 9 1   4 4  
11 Философские основы культурологического подхода в педагогике 6 1   2 3  
12 Философские основы деятельностного подхода в педагогике 6 1   2 3  
13 Аксиологический подход в педагогике 6     2 4  
14 Определение концептуально-теоретических основ построения образовательного процесса и тенденций развития образовательного учреждения 8     4 4  

Итоговый контроль

 

 

зачет



ИТОГО

80 10 20 50

 

 

Учебная программа

Тема 1. Философия образования как основание выработки прогноза развития системы образования.

Роль философии в развитии образования. Философия образования как теоретическая основа педагогики. Формирование содержания философии образования как проблема. Качества предмета современной педагогики как основание определения инвариантной структуры философии современного образования. Философские знания как основание выработки прогноза развития системы образования:

· общая характеристика социокультурной природы образования;

· философские аспекты целеполагания в образовании;

· общечеловеческий и конкретно-исторический характер образования: социокультурные функции образования и их взаимосвязь как основание определения общечеловеческого и культурно-исторического характера образовании; тип формирующего (поддерживающего) образования; тип развивающего (инновационного) образования;

· противоположные культурно-исторические формы образования.

Тема 2. Современные теории развития образования и противоречия развития образования с позиций философии

Социальная природа образования, его общечеловеческий конкретно-исторический характер. Современные теории развития образования. Общечеловеческое, национальное и индивидуальное в образовании и воспитании. Непрерывность воспитания и образования. Развивающие образование. Идеи гуманизации в образовании.

Основные противоречия и закономерности развития образования с позиций философии:

· как проявление основных социальных и социокультурных противоречий;

· обусловленные одновременной реализацией в обществе (государстве) парных и противоположных моделей образования, дифференцированных по одному основанию.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 18240.