Культурологический подход в педагогике как следование философским основам принципа культуросообразности: культуросообразность образования как педагогическая проблема; философское понимание культуры как теоретическое основание построения образовательного процесса согласно принципу культуросообразности.
Содержательно-конструктивная сторона культуры как теоретическое основание построения образовательного процесса: содержательно-конструктивная характеристика культуры как проявление её качеств, определяемых следующим: 1) инвариантной структурой культурно-опосредованного отношения человека с действительностью (миром и самим собой); 2) инвариантной структурой развития культурно-опосредованного отношения человека с миром; 3) инвариантной структурой социо-культурного опыта (личностного и общественного).
Структура личностного опыта и социокультурное развитие человека: использование знаний о структуре личностного опыта в отечественной педагогике; социокультурное развитие человека: развитие личностного опыта как становление личностной культуры; этапы развития личностного опыта; основные типы личностной культуры, соотносимые с основными этапами развития личностного опыта.
Порядок проектирования образовательного процесса на основе комплексного применения системного, генетического, антропологического и культурологического подходов: выделение объекта и предмета развития в образовательном процессе и определение основных этапов их развития; определение образовательной функции и целей образования; модель системы основных целей образования; структурно-генетическая модель образовательного процесса; характеристика образования, ориентированного на развитие человека как целостности.
Содержательно-смысловая сторона культуры как теоретическое основание построения образовательного процесса: содержательно-смысловая сторона культуры как проявление значимости и значения отношений человеком с действительностью; формы выражения смысловой значимости культуры; проявление смысловой значимости культуры в отношении со-бытия.
Философские основы выделения общечеловеческого, национального и индивидуального в образовании и воспитании: общечеловеческое, национальное и индивидуальное как характеристика общего, особенного и единичного в бытии человека и как проявление качеств его природной стороны (его индивидуального духа, его психики и его физиологии) и качеств социокультурной стороны его бытия.
Индивидуальный дух как новообразование, которое задает все качества человека, характеризующие его как человека (В. Дильтей, М. Шелер, В.И. Плотников, А.Б. Невелев и др.). Архетипические структуры осуществления деятельной способности духа: всеобщая архетипическая структура; родовая архетипическая структура; культурно-исторические модификации всеобщей и родовой архетипических структур как форма проявления архетипов коллективного бессознательного (К. Юнг), как культурно-исторические типы (Н.Я. Данилевский, И. Гессен, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс); личностные модификации структуры внутреннего мира человека.
Соотнесенность архетипических структур внутреннего мира человека с выделяемыми Н. Гартманом в целостности мира модусами духовного. Личностные ценности как непосредственный продукт работы индивидуального духа. Соотнесенность личностных ценностей с модусами духовного и с общечеловеческим, национальным и индивидуальным.
Оптимальные условия социально-культурного развития человека и развития его ценностного мира как организация условий освоения людьми общественного опыта в соответствии с архетипической структуой осуществления деятельной способности духа, отражающей всеобщее (онтологическое), родовое (общечеловеческое), культурно-историческое (в том числе и национальное) и индивидуальное.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 67176.