Социально-деятельностная сущность личности и её отношение с окружающим миром как основание изучения и проектирования образовательного процесса.
Основные подходы к пониманию деятельности и возникновение деятельностного подхода в педагогике. Философские основы современного деятельностного подхода в отечественной педагогике. Характеристика педагогического процесса как педагогического взаимодействия с позиций теории деятельности. Методика уровневого проектирования педагогических систем. Применение положений теории деятельности при определении целей обучения средствам и способам деятельности, обеспечивающим развитие деятельностной стороны личностного опыта обучающихся.
Тема 13.Аксиологический подход в педагогике
Основные направления применения аксиологического подхода в педагогике. Ценности как цели воспитания: проблема выбора аксиологической теории как теоретической основы изучения и проектирования образовательного процесса.
Аксиологические теории о ценностях: краткая характеристика основных групп аксиологических теорий: теории аксиологического трансцендентализма, аксиологического нормативизма, аксиологического психологизма, аксиологического онтологизма; наиболее значимые качества ценностного мира человека, выделяемые в аксиологических теориях; проблема определения категориальной структуры ценностного мира человека.
Структурно-генетическая концепция ценностей.
Ценностно-ориентационный компонент образовательных программ как механизм применения аксиологического подхода в педагогике.
Тема 14. Определение концептуально-теоретических основ построения образовательного процесса и тенденций развития образовательного учреждения
Способы выявления и осознания проблем образовательного учреждения как ситуации, характеризующейся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Описание проблемы через систему вопросов, ответы на которые приведут к её разрешению. Формулирования целей и задач деятельности, направленной на поиск оптимальных способов решения проблемы и их осуществление.
Определение тенденций развития образовательного учреждения как направленности изменений его элементов.
Практические занятия
Таблица 4.
Практические занятия по специальной дисциплине «Философия и развитие образования»
№ | Раз-дел | Тема и краткое содержание | Характер и цель практического занятия | Кол. часов |
1 | 2 | Современные теории развития образования и проблемы развития образования с позиций философии | 1.Анализ современных отечественных и зарубежных теорий развития образования. 2.Прогнозирование перспектив и препятствий реализации процесса становления Единого Европейского Образовательного пространства в рамках Болонского процесса | 2 |
2 | 7 | Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-функциональном подходе: системный подход как методологическое основание научного познания и научного проектирования целостного образовательного процесса; теоретические основания структурно-функционального подхода и их применение при исследовании и проектировании целостного образовательного процесса; ограниченность возможностей структурно-функционального подхода и возникающие в связи с этим проблемы в образовании | Обсуждение проблем, связанных с применением структурно-функционального подхода в педагогике и в управлении образовательными системами | 2 |
3 | 8 | Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-генетическом подходе | Практикум по построению структурно-генетических моделей образовательного процесса и структурно-генетических моделей образовательного учреждения | 2 |
4 | 10 | Философские основы антропологического подхода в педагогике: философские основы стратегий образования, складывающихся на основе антропологического подхода; понимание природы человека как основание разработок моделей личностно ориентированного образования в современной России; антропологический подход при определении стратегии образования, ориентированного на развитие человека как целостности | 1. Анализ современных моделей образования с целью выявления философских основ их построения. 2. Анализ нормативных характеристик современного образования и выявление требований к его философским основам | 4 |
5 | 11 | Философские основы культурологического подхода в педагогике. Философское понимание культуры как теоретическое основание построение образовательного процесса согласно принципу культуросообразности; структура личностного опыта и социокультурное развитие человека; непрерывность воспитания и образования, обусловленная закономерностями социокультурного развития человека; философские основы выделения общечеловеческого, национального и индивидуального в образовании и воспитании | Обсуждение проблем, связанных с применением культурологического подхода при проектировании и организации образовательного процесса | 2 |
6 | 12 | Философские основы деятельностного подхода в педагогике: социально-деятельностная сущность личности и её отношение с окружающим миром как основание изучения и проектирования образовательного процесса; основные подходы к пониманию деятельности и возникновение деятельностного подхода в педагогике; применение положений теории деятельности при определении целей обучения средствам и способам деятельности, обеспечивающим развитие деятельностной стороны личностного опыта обучающихся | Обсуждение проблем, связанных с применением деятельностного подхода при проектировании и организации образовательного процесса | 2 |
7 | 13 | Аксиологический подход в педагогике: основные направления применения аксиологического подхода в педагогике; ценности как цели воспитания: проблема выбора аксиологической теории как теоретической основы изучения и проектирования образовательного процесса; ценностно-ориентационный компонент образовательных программ как механизм применения аксиологического подхода в педагогике | Обсуждение проблем, связанных с применением аксиологического подхода при проектировании и организации образовательного процесса | 2 |
8 | 14 | Определение концептуально-теоретических основ построения образовательного процесса и тенденций развития образовательного учреждения: выявление проблем развития образовательного учреждения; построение идеальной модели образования и определение тенденций развития образовательного учреждения; подбор концептуально-теоретических основ построения образовательного процесса в соответствии с нормативными требованиями системы образования | Разработка концептуально-теоретических основ программы развития своего образовательного учреждения | 4 |
Итого: | 20 |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 79222.