Познаваемость образовательного процесса и образовательных систем и проблема истинности в образовании: основные гносеологические модели как теоретическая основа решения проблемы познаваемости образовательного процесса и образовательных систем; истина как предмет философского осмысления; причины возникновения проблемы истинности в педагогике; особенности социально-гуманитарного познания; феноменология образования; естественно-физиологические и морально-этические пределы образования, задаваемые качествами субъекта и объекта педагогической деятельности.
Тема 4. Методология научного обоснования образования как способ организации научного познания образовательного процесса
Основные характеристики формирующего научного обоснования как способа научно-педагогической деятельности, разработанные В.В. Краевским: 1) предмет научного обоснования как объект педагогических исследований, одновременно выступающий и объектом изучения, и объектом конструирования; 2) основные структурные компоненты процесса формирующего научного обоснования: основание или «обосновывающее» (познавательное описание предмета научного обоснования) и обосновываемое (проект предмета научного обоснования, фиксирующий нормативные характеристики этого предмета); 3) методологические условия организации формирующего научного обоснования.
Модель организации процесса исследования в педагогике как формирующего научного обоснования.
Тема 5. Философско-методологические основы современного образования, ориентированного на развитие человека как целостности
Качества предмета современной педагогики как основание отбора философских знаний, составляющих философско-методологическое основание современного образования. Философские знания как методологическое ядро подходов к изучению и проектированию образовательного процесса. Комплексность применения подходов в педагогике. Порядок применения подходов, задаваемый сущностными качествами образовательного процесса.
Тема 6. Системный подход как методология изучения и построения целостного образовательного процесса.
Системный подход как методология изучения и построения целостного образовательного процесса: построение целостного образовательного процесса как центральная проблема педагогики; системный подход и системное исследование в трактовке Г.П. Щедровицкого; проблема целостности педагогического процесса как проявление конструируемых условий его организации и как проявление фактически складывающихся условий.
Тема 7. Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-функциональном подходе
Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-функциональномо подходе: основные положения теории функциональных систем; правила системного описания объектов с позиций теории функциональных систем; проблемы исследования и проектирования целостных объектов, не решаемые на основе структурно-функционального подхода.
Тема 8. Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-генетическом подходе
Теоретические основы изучения и проектирования образовательного процесса как целостности при структурно-генетическом подходе: проблема выявления структуры функционирования и генетической структуры (структуры развития) при изучении и проектировании целостных объектов; взаимосвязанное применение методов функционального (системно-структурного) и методов генетического (структурно-генетического) анализа при изучении процессов функционирования и процессов развития целостных объектов (методика Г.П. Щедровицкого); генетически исходная структура как системообразующее основание применения структурно-генетического подхода при изучении и проектировании сложных развивающихся объектов.
Построение модели образовательного процесса на основе применения структурно-генетического подхода: человек, получающий образование как генетически исходная структура образовательного процесса; развитие человека и условия его осуществления как основание выделения структуры образовательного процесса и построения его системной модели.
Онтология образования: обусловленность обращения к онтологии (разделу философии, изучающему мир как целое, как бытие) при поиске решения проблем образования применением в педагогике структурно-генетического подхода (включающего в себя положения структурно-функционального подхода) как системообразующего, т.е. задающего порядок, методологию исследования, распространяющуюся на все его уровни.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 58983.