Форма государства — это совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти.
Форма правления отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства.
Форма правления показывает, как организована высшая власть кто и как правит в государстве.
Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха.
Признаки монархии:
1. Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно (возможны и выборы);
2. Концентрирует в одних руках всю полноту государственной власти;
3. Монарх не несет конкретной юридической ответственности за результаты своей деятельности.
Перечисленные признаки являются типичными, идеальными для абсолютной монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и не безграничны.
Ограниченные монархии - власть монарха значительно ограничена представительным органом. К ним относятся сословно-представительная монархия при феодализме и современные конституционные монархии. Такие монархии разделяются на дуалистические, где власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Это своеобразный переходный, промежуточный вариант между абсолютной и парламентарной монархиями (Кувейт, Иорданияи т.д.); и парламентарные, где власть монарха ограничена парламентом и правительством. В них правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, повеление монарха приобретает
юридическую силу лишь при согласии на это соответствующего министра — члена правительства (Англия, Япония и т.д.).
Республика— форма правления, при которой государственная власть делегируется народом представительным органам,
избранным на определенный срок.
Признаки республики:
1. Источником власти формально-юридически признается народ.
2. Выборность и сменяемость (срочность) представительной власти.
3. Коллегиальность правления, основанная на разделении властей, позволяющая обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола.
4. Законодательно закрепленная подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.
Основные виды современных республик: президентская (США); парламентская (ФРГ, Италия). Они различаются в зависимости от того, какой из органов власти — президент или парламент формирует правительство и осуществляет прямое руководство им.
В парламентской республике правительство формируется парламентом и подотчетно ему. Поэтому здесь не действует принцип разделения властей в классическом виде. Президент в такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной коллегией и имеет незначительные полномочия. Его роль аналогична роли монарха в парламентской монархии. Все свои действия он вынужден согласовывать с правительством. При этом значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером правящей партии.
В президентской республике парламенту принадлежит законодательная власть. В то же время президенту как главе государства принадлежат весьма большие полномочия как в правотворческой (законодательная инициатива, право вето на законы, принятые парламентом, принятие указов), так и в исполнительной сферах деятельности.
Будучи главой исполнительной власти, он назначает министров и формирует правительство, которое несет ответственность перед ним, но не перед парламентом. Тем самым устанавливается большая степень политической
стабильности.
В настоящее время получили распространение смешанные формы правления президентской и парламентской республик (Франция, Финляндия).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 254.