В реальной действительности существовало и существует много конкретных государств, отличающихся друг от друга определенной спецификой.
Возникает потребность на основе сопоставления общих и специфических свойств привести их в определенную систему, дать типологическую характеристику.
Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных, как правило, исторически обособленной группе государств и выраженных в единстве их экономической основы, классовой сущности и социального назначения государства.
Типология является особой разновидностью классификации.
Типология позволяет:
- познать естественно-исторический процесс развития государств, установить последовательность эволюционного и революционного перехода от одного состояния к другому;
- выявить внутреннюю логику, тенденции и закономерности функционирования государства и на этой основе определить перспективы его дальнейшего развития;
- на основе познания общих закономерностей определить специфику функционирования отдельных государственно-правовых явлений, установить их системные связи друг с другом и зависимость от иных явлений социальной действительности.
В основе формационного подхода лежат свойства общественно- экономических формаций, отражающие своеобразие влияния на сущностную природу государства экономического базиса и надстройки. Для определения типологической принадлежности конкретного государства необходимо ответить на три вопроса:
1. Какому типу производственных отношений соответствует данное государство (какая форма собственности в нем преобладает)?
2. Инструментом политической власти какого класса оно является?
3. Каково социальное назначение данного государства?
Ответы на эти вопросы позволяют выделить рабовладельческий, феодальный,
буржуазный и социалистический типы государства.
Таким образом, согласно формационному подходу тип государства — это
система сущностных признаков государств определенной общественно-
экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы,
сущности и социального назначения.
Недостатки формационного подхода:
игнорирование цикличности, возможной возвратности развития
государств, умалении значимости духовно-культурной жизни общества, в
механистической, прямолинейной трактовке государственного прогресса, при
котором социалистическое государство рассматривается как высшее и
исторически последнее.
Цивилизационный подход:
-основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.
-В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков.
В соответствии с этим выделяется более двух десятков цивилизаций (египетская, китайская, западная, православная, дальневосточная, арабская и т.д.)
Недостатки цивилизационного подхода:
1. недооцениваются социально-экономические факторы;
2. по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.
Особо следует сказать о переходном государстве. Некоторые авторы, ссылаясь на то, что переходный процесс занимает весьма продолжительное время, позволяющее видоизменяться не только государству, но и национальным, культурным, религиозным и т.п. духовным ценностям и ориентирам, утверждают его как самостоятельный тип государства.
В качестве примера делаются ссылки на Японию, Южную Корею, удачно соединивших традиции национальной культуры с западноевропейскими технологиями.
12. Правовое государство: понятие и принципы формирования.
Правовое государство — это демократическое государство, в котором политическая власть ограничена правом, выражающим волю всего общества, где создаются все условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 266.