Предмет и метод теории государства и права
Всякая наука представляет собой систему упорядоченных знаний об определенных явлениях и процессах действительности, формально выраженных в абстрактных понятиях и категориях.
Следует иметь в виду, что при определении предмета исследования конкретной науки следует избегать его отождествления с объектом.
Объектом теории государства и права как и всех юридических наук, является реальная государственно-правовая действительность во взаимодействии с экономикой, политикой, культурой и другими явлениями окружающей среды без
системного изучения которых невозможно понять причины появления и особенности функционирования государства и права.
Предметом ТГП является специализированное изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как относительно самостоятельных, но функционально взаимосвязанных явлений системно обеспечивающих организацию общественной жизни.
закономерности – устойчивые связи явлений и процессов, которые выражают их сущность.
Государственно-правовые закономерности составляют основу теории государства и права потому, что без их познания невозможно деятельное преобразование окружающей действительности и политико-правовое упорядочение общественной жизни.
· возникновение – процесс появления сущности нового качества,
· развитие – приобретений появившейся сущности новых качеств или утрата старых,
· функционирование – взаимосвязь процесса появления с другими процессами и явлениями.
Специфика предмета теории государства и права состоит в следующем:
1. Изучаются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостных системных явленийобщественной жизни, обеспечивающих развитие конкретизирующих
закономерностей отдельных государственных и правовых явлений.
2. Будучи взаимообусловленными, государство и право исследуются этой наукой в органическом единстве и системном взаимовлиянии на иные явления и процессы (экономику, политику, психологию и т.д.). Изучение закономерных
связей государства и права между собой и с иными социальными явлениями, говорит о комплексном характере предмета теории государства и права.
Результат познания закономерностей функционирования государства и права выражается в формулировании понятий, категорий и определений государственно-правовых явлений. Понятия — это такие научные абстракции, которые в обобщенной форме отражают систему взаимосвязанных общих и специальных признаков, позволяющих отграничить данное явление от иных родственных, пограничных явлений общественной жизни.
В отличие от понятия, категория характеризуется более высоким уровнем общности, т.к. выражает логическую общность ряда научных абстракций. Она создается за счет устранения второстепенных, детализирующих признаков, образующих конкретные видовые понятия и их логического объединения на основе общих, сущностных свойств в общие (родовые) понятия или категории.
Так, категория «государство» формируется на основе объединения таких родственных видовых понятий как рабовладельческое, феодальное и т.п. государства
Определение — это краткое раскрытие сути того или иного понятия путем его наиболее характерных свойств.
4. Предмет теории государства и права отражает не только статику (состояние и структуру) данных явлений, но и динамику, которая выражается в их реальном функционировании и совершенствовании на практике.
В Российской Федерации различают три уровня государственной власти: федеральная государственная власть, окружная государственная власть и государственная власть в субъектах РФ. В субъектах Федерации наряду с государственной властью существует и муниципальная власть.
Структура правосознания
правовая психология — совокупность чувств, мнений, переживаний, предрассудков и т.п., выражающих отношение человека к правовой действительности.
правовая идеология — это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.
Виды правосознания
Обыденное правосознание складывается у людей на основе жизненного опыта. Отождествляется со справедливостью.
Доктринальное правосознание - носителями являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т.д.).
Профессиональное – у юристов.
С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на:
общественное, групповое (классовое) и индивидуальное.
Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:
познавательной, связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;
оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на
основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей.
регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.
В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.
Структура нормы права.
Норма права – это общеобязательное формально - определенное правило поведения, установленная и обеспечиваемая государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.
Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих элементов.
Норма права состоит из:
гипотезы, диспозиции и санкции.
Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции — немыслима, без санкции — бессильна.
Гипотеза — структурный элемент нормы, указывающая на жизненные условия, при которых норма права вступает в действие.
В зависимости от строения гипотезы бывают:
- простые - указывают на одно условие реализации нормы
- сложные — на несколько условий. Сложные гипотезы могут быть кумулятивными (связывают осуществление нормы с одновременным наличием нескольких условий) и альтернативными (ставит реализацию нормы в зависимость от наступления одного из нескольких условий).
По форме выражения:
- казуистическими (указывают на условия действия нормы, акцентируя внимание на их общих родовых признаках)
- абстрактными (отражает строго определенный частный случай).
Диспозиция — часть нормы, в которой определяются субъективные права и юридические обязанности.
Как и гипотезы, диспозиции бывают
- простые предполагают один вариант поведения (п.1 ст.89 СК РФ супруги обязаны материально поддерживать друг друга).
- сложные — несколько (ст.197 УПК РФ следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу, проводимых им действий). Причем сложные диспозиции могут быть кумулятивными и альтернативными.
По степени определенности диспозиции бывают абсолютно определенными
(простая), относительно определенными (сложная) и неопределенными («вести себя должным образом»).
В зависимости от формы выражения:
- управомачивающие
- обязывающие
- запрещающие.
Санкция — часть нормы, определяющая вид и меру юридической ответственности за нарушение предписаний правовой нормы (самый динамический элемент).
По своему составу санкции подразделяются на:
- простая санкция содержит одну меру наказания
- сложная — несколько. Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение от должности).
По степени определенности санкции могут быть
- абсолютно определенными (штраф 1500 р.)
- относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания или только высший, или только низший пределы.
По отраслевой принадлежности:
- уголовные,
- административные,
- дисциплинарные,
- гражданско-правовые,
- финансовые.
По характеру неблагоприятных последствий:
- правовостановительные (возместительные)
- штрафные (карательные, в пользу государства).
Классификация норм права.
Норма права – это общеобязательное формально - определенное правило поведения, установленная и обеспечиваемая государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.
Классификация – распределение изучаемых объектов по группам (классам) на основании общего признака.
По функциям в механизме правового регулирования подразделяются на:
- исходные нормы (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.д.) устанавливающие основные начала, исходные моменты правового регулирования определенной группы общественных отношений, они не имеют четко выраженной трехэлементной структуры (определение преступления);
- нормы – правила поведения - детализирующие исходные нормы, регулирующие специфические разновидности общественных отношений путем установления типичных прав и обязанностей.
По предмету правового регулирования
- по отраслям права, т.е. по тем о/о, которые они регулируют
По методу правового регулирования:
- Императивные – властные предписания государства о том варианте поведения, который хочет видеть законодательный орган
- Диспозитивные – представляют субъектам возможность договориться, выбрать приемлемый для них вариант поведения в приделах закона по своему усмотрению
- Поощрительные – содержат предписания морального и материального стимулирования субъектов за одобряемый государством полезный отличительный вариант их поведения, результатом которого может быть награда, премия и т.д.
- Рекомендательные – нормы, закрепляющие желательный с точки зрения государства вариант урегулирования определенных общественных отношений. Они не обязывают адресата совершать предусмотренные в них действия или не совершать их, а предоставляют право самому определить свое поведение
По форме выражения:
- Обязывающие
- Запрещающие
- Управомачивающие
По сфере действия:
- Общефедеральные
- Республиканские (региональные)
- Местные
-Локальные
По юридической силе:
- Нормы законов
- Нормы подзаконных НПА.
По функциональной направленности:
- регулятивные — направленные на позитивное регулирование отношений. Они указывают на то, как нужно действовать, чтобы достичь позитивных результатов, приобрести какое-либо благо;
- охранительные — направленные на обеспечение регулятивных норм, их
охрану от нарушений или восстановление нарушенного состояния.
По уровню реализации государственной воли различают:
- Статутные нормы являются необходимой предпосылкой регулирования конкретных общественных отношений. Они закрепляют общие правовые положения субъектов и устанавливают общерегулятивные правоотношения с их участием.
- Функциональные нормы определяют порядок поведения участников конкретных общественных отношений в границах установленной для них сферы деятельности и предоставленных полномочий.
По содержанию: нормы с
- техническим;
- организационным;
- экономическим;
- политическим
- и т.п. содержанием.
Различают и другие разновидности норм. Так, в зависимости от специфики цели выделяют коллизионные, компенсационные, компетенционные и иные разновидности.
Объект правоотношения.
Правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами права. Любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение является правоотношением.
Объект правоотношения — это блага, на которые направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов.
В юридической литературе существуют монистический и плюралистический
подходы к пониманию объекта правоотношения. Согласно монистическому —
объектом правоотношения является поведение участников правоотношения, так
как именно на него направлено регулирующее воздействие нормы. Согласно
плюралистическому — объектом правоотношения является не само поведение, а
те явления окружающего мира, по поводу которых люди вступают в отношения
друг с другом.
Таковыми могут быть:
а) материальные блага (предметы материального мира ).
б) нематериальные личные блага, (жизнь, честь, достоинство, свобода,
безопасность, неприкосновенность человека) — типичны для уголовных,
гражданских и процессуальных правоотношений;
в) поведение субъектов и его результаты (действие или бездействие
субъектов, услуги и т.п.) — характерны для административных,
хозяйственных правоотношений, отношений в сфере бытового обслуживания и
т.д.;
г) продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства,
научные открытия, изобретения и т.д.).
д) ценные бумаги, официальные документы (акции, векселя, деньги, дипломы,
аттестаты и т.п.) — характерны для финансовых, хозяйственных, гражданских и
иных правоотношений.
Историческая школа права.
Возникла в Германии в начале XIX в. Ее представители: Г. Гуго, Г. Пухта, Ф. Савиньи и другие. На содержание научной школы в значительной мере повлияло состояние Германии того времени. Это была страна, раздробленная на княжества. Король имел лишь номинальную власть, а буржуазия была еще так слаба и разобщена, что мечтала лишь о незначительном усовершенствовании общества, стремилась к компромиссу и была напугана революцией во Франции.
Сторонники данной теории собрали богатый исторический материал и на его
основе утверждали, что каждый народ обладает своим правом, которое коренится в народном духе, имеет национальную специфику. Не разум или воля отдельных лиц является источником права, а народный дух, проявляющийся в народном сознании и прошедший долгий путь внешнего выражения. По мнению Г. Пухты – право есть общая воля всех членов правового общества… Все члены народа соединены этим общим юридическим сознанием, как общим языком, общей религией… в единый союз, основанный на телесном и духовном родстве… Народный дух есть источник человеческого и естественного права.
Оно формируется и развивается очень медленно, подобно национальному языку, и выражается первоначально в обычаях, которые, какими бы они ни были, известны всему народу. Будучи логико-языковым феноменом, действующее право с помощью законодателя облекает мысли человека в слова и словосочетания, порой значительно оторванные от реальной действительности.
Поэтому законы, созданные властью и выражающие ее интересы, мало кто знает. Следовательно, право Германии — это одно, а право Франции — совершенно иное, несмотря на формальное сходство некоторых законодательных актов. Закон оправдан только в такой степени, в какой он соответствует «народному духу».
Юридическая техника.
Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и
правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении
юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного
воздействия.
Условно юридическая техника разграничивается на:
1) технику изложения воли законодателя,
2) технику ее документального оформления.
Техника изложения воли законодателя предполагает соблюдение
синтаксических, стилистических, лингвистических и терминологических правил. Это связано с тем, что основным, господствующим способом выражения юридических норм является письменная речь.
Исходной единицей текста, состоящей из отдельных слов и словосочетаний,
является предложение. Именно предложение способно выразить законченную мысль. Его конструкция не должна быть ни излишне сложной, ни искусственно упрощенной. Все члены предложения должны быть согласованы между собой.
Текст юридического акта должен отличаться простотой стиля, четкостью и
краткостью формулировок, эмоциональной нейтральностью.
Для юридических актов характерны директивность и официальность стиля.
Поэтому язык и стиль нормативных, интерпретационных, правоприменительных и иных юридических актов не должен отличаться друг от друга. При изложении правовых предписаний используются три вида терминов: общеупотребительные, специально-технические и специально-юридические. Юридическая терминология подразделяется на общеправовую, отраслевую и межотраслевую.
Средствами организации правовой материи для регулирования отношений,
отличающими определенной спецификой, являются:
нормативное построение, выражающееся в структурной организации
правовых предписаний (гипотеза, диспозиция, санкция), в употреблении их
различных разновидностей (регулятивных, охранительных) и т.д.;
юридическая конструкция —типовая модель, отражающая правовое состояние структурно организованного явления правовой жизни. Это согласованное взаимодействие комплекса юридических средств, направленное на достижение определенно юридической цели. Содержание юридической конструкции складывается их выстроенных в определѐнную структуру средств и способов правового воздействия, которые лишь в своѐм системно логическом взаимодействии обеспечивают достижение желаемого результата.
отраслевая типизация выражается в использовании таких конструкций,
нормативных построений и терминологии, которые рассчитаны именно на
данную отрасль права.
Техника документального оформления предполагает структурную
организацию юридического текста и оформление официальных реквизитов. Для этого предложения объединяются в логически связанные абзацы, части статей, статьи, параграфы, главы, разделы и части. Целью такой структурной рубрикации нормативно-правового акта является придание ему композиционной завершенности и четкости, что позволяет быстро ориентироваться в содержании.
Официальный характер юридического акта подтверждается выделением
определенных реквизитов: наименования акта, его заглавия, даты принятия и
введения в действие, порядкового номера, подписей, печати.
В зависимости от специфики содержания юридической деятельности
различают правотворческую, правоприменительную и интерпретационную
юридическую технику.
Предмет и метод теории государства и права
Всякая наука представляет собой систему упорядоченных знаний об определенных явлениях и процессах действительности, формально выраженных в абстрактных понятиях и категориях.
Следует иметь в виду, что при определении предмета исследования конкретной науки следует избегать его отождествления с объектом.
Объектом теории государства и права как и всех юридических наук, является реальная государственно-правовая действительность во взаимодействии с экономикой, политикой, культурой и другими явлениями окружающей среды без
системного изучения которых невозможно понять причины появления и особенности функционирования государства и права.
Предметом ТГП является специализированное изучение общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права как относительно самостоятельных, но функционально взаимосвязанных явлений системно обеспечивающих организацию общественной жизни.
закономерности – устойчивые связи явлений и процессов, которые выражают их сущность.
Государственно-правовые закономерности составляют основу теории государства и права потому, что без их познания невозможно деятельное преобразование окружающей действительности и политико-правовое упорядочение общественной жизни.
· возникновение – процесс появления сущности нового качества,
· развитие – приобретений появившейся сущности новых качеств или утрата старых,
· функционирование – взаимосвязь процесса появления с другими процессами и явлениями.
Специфика предмета теории государства и права состоит в следующем:
1. Изучаются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостных системных явленийобщественной жизни, обеспечивающих развитие конкретизирующих
закономерностей отдельных государственных и правовых явлений.
2. Будучи взаимообусловленными, государство и право исследуются этой наукой в органическом единстве и системном взаимовлиянии на иные явления и процессы (экономику, политику, психологию и т.д.). Изучение закономерных
связей государства и права между собой и с иными социальными явлениями, говорит о комплексном характере предмета теории государства и права.
Результат познания закономерностей функционирования государства и права выражается в формулировании понятий, категорий и определений государственно-правовых явлений. Понятия — это такие научные абстракции, которые в обобщенной форме отражают систему взаимосвязанных общих и специальных признаков, позволяющих отграничить данное явление от иных родственных, пограничных явлений общественной жизни.
В отличие от понятия, категория характеризуется более высоким уровнем общности, т.к. выражает логическую общность ряда научных абстракций. Она создается за счет устранения второстепенных, детализирующих признаков, образующих конкретные видовые понятия и их логического объединения на основе общих, сущностных свойств в общие (родовые) понятия или категории.
Так, категория «государство» формируется на основе объединения таких родственных видовых понятий как рабовладельческое, феодальное и т.п. государства
Определение — это краткое раскрытие сути того или иного понятия путем его наиболее характерных свойств.
4. Предмет теории государства и права отражает не только статику (состояние и структуру) данных явлений, но и динамику, которая выражается в их реальном функционировании и совершенствовании на практике.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 239.