Эффективность правовой нормы определяется соотношением между фактическим результатом ее действия и той социальной целью, для достижения которой эта норма была принята.
Действие нормы вызывает не только юридические, но и иные позитивные и негативные социальные последствия, выходящие за сферу правового регулирования. Поэтому можно говорить о поведенческой эффективности норм, когда достигаются ближайшие, тактические цели, связанные с поведением непосредственных адресатов норм, и фактической эффективности, когда достигаются отдаленные, стратегические цели, связанные с развитием экономики, культуры и т.д.
При этом эффективность нормы следует отличать от таких ее частных проявлений, как полезность, которая выражается в соотношении намеченных позитивных и побочных негативных результатов, возникших вне предвидения законодателя, и экономичность, выражающаяся в соотношении достигнутых результатов и средств, затраченных на их достижение.
Эффективная реализация правовых норм возможна лишь при условии их соответствия требованиям нравственности и закономерностям развития национально ориентированных отношений. Нормы должны быть приспособлены, адаптированы к специфике той социальной среды, в условиях которой им придется жить и работать. Их эффективность напрямую зависит от степени их соответствия изменяющимся потребностям и интересам общества.
Особую значимость для эффективности нормы имеет качество работы правотворческих органов, создающих норму и планирующих ее результативность.
Результативность действия норм во многом зависит и от характера деятельности правоприменителя, от уровня его профессионализма и относительной независимости при выполнении своего служебного долга.
Только обеспечив реализацию этих условий можно ожидать должной эффективности от правовой нормы.
Причем эффективность различных разновидностей правовых норм может проявляться по-разному. Так, чем больше используются предписания управомачивающих норм, тем выше степень их эффективности, а эффективность запрещающих норм, наоборот, тем выше, чем реже применяются они правоприменительными органами.
Структура нормы права.
Норма права – это общеобязательное формально - определенное правило поведения, установленная и обеспечиваемая государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.
Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих элементов.
Норма права состоит из:
гипотезы, диспозиции и санкции.
Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции — немыслима, без санкции — бессильна.
Гипотеза — структурный элемент нормы, указывающая на жизненные условия, при которых норма права вступает в действие.
В зависимости от строения гипотезы бывают:
- простые - указывают на одно условие реализации нормы
- сложные — на несколько условий. Сложные гипотезы могут быть кумулятивными (связывают осуществление нормы с одновременным наличием нескольких условий) и альтернативными (ставит реализацию нормы в зависимость от наступления одного из нескольких условий).
По форме выражения:
- казуистическими (указывают на условия действия нормы, акцентируя внимание на их общих родовых признаках)
- абстрактными (отражает строго определенный частный случай).
Диспозиция — часть нормы, в которой определяются субъективные права и юридические обязанности.
Как и гипотезы, диспозиции бывают
- простые предполагают один вариант поведения (п.1 ст.89 СК РФ супруги обязаны материально поддерживать друг друга).
- сложные — несколько (ст.197 УПК РФ следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу, проводимых им действий). Причем сложные диспозиции могут быть кумулятивными и альтернативными.
По степени определенности диспозиции бывают абсолютно определенными
(простая), относительно определенными (сложная) и неопределенными («вести себя должным образом»).
В зависимости от формы выражения:
- управомачивающие
- обязывающие
- запрещающие.
Санкция — часть нормы, определяющая вид и меру юридической ответственности за нарушение предписаний правовой нормы (самый динамический элемент).
По своему составу санкции подразделяются на:
- простая санкция содержит одну меру наказания
- сложная — несколько. Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение от должности).
По степени определенности санкции могут быть
- абсолютно определенными (штраф 1500 р.)
- относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания или только высший, или только низший пределы.
По отраслевой принадлежности:
- уголовные,
- административные,
- дисциплинарные,
- гражданско-правовые,
- финансовые.
По характеру неблагоприятных последствий:
- правовостановительные (возместительные)
- штрафные (карательные, в пользу государства).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 241.