В соответствии с программой в 3-4 классах рассматриваются уравнения первой степени с одним неизвестным вида:
x + 4 = 8, 5+ x =10, 8-х=3, 8 : x = 4, x•3 = 12 и др.
Неизвестное число сначала находят подбором, а позднее на основе знания связи между результатом и компонентами арифметических действий. Эти требования программы определяют методику работы над уравнениями.
На подготовительном этане к введению первых уравнений при изучении сложения и вычитания в пределах 10 учащиеся устанавливают связь между суммой и слагаемыми. Кроме того, к этому времени дети овладевают умением сравнивать выражение и число и получают первые представления о числовых равенствах вида: 6+4=10, 8=5+3. Большое значение в плане подготовки к введению уравнений имеют задания на подбор пропущенного числа в выражениях вида:
4+ = 6, 5- =2, -3=7. В процессе выполнения таких заданий дети привыкают к мысли, что неизвестным может быть не только сумма или разность, но и одно из слагаемых (уменьшаемое или вычитаемое), в дальнейшем – компоненты действий умножения и деления.
Знакомство с уравнением происходит в 3 классе (ч.1, с. 10) при решении задачи с числами, например: «К неизвестному числу прибавили 3 и получили 8. Найти неизвестное число». По данной задаче составляется равенство с неизвестным числом, которое может быть записано так: +3=8. Затем учитель поясняет, что в математике принято обозначать неизвестное число малыми латинскими буквами. Дается запись и чтение одной из букв—x (икс). Предлагается обозначить неизвестное число буквой x и прочитать равенство. Учитель поясняет, что такие равенства называют уравнениями, что решить уравнение – значит найти такое значение x, при котором равенство будет верным. Определение уравнения и корня уравнения не даётся в начальных классах. Учащиеся упражняются в чтении, записи и решении уравнений. Показывают разные формы чтения: «К какому числу надо прибавить 2, чтобы получить 9», «Первое слагаемое 4, второе неизвестно, сумма равна 7; чему равно второе слагаемое?» и др. При решении первых уравнений дети опираются на операции над множествами, на знание состава чисел, на установление отношений между результатами и компонентами действий (при сложении самое большое число-сумма, она состоит из слагаемых; при вычитании самое большое число- уменьшаемое, оно состоит из вычитаемого и разности).
Сначала уравнения решаются подбором: вместо неизвестного подставляют (например, с помощью разрезных цифр) одно за другим числа из множества чисел, данных в учебнике или учителем, пока не найдут такое, которое «подходит» (при котором получается верная запись).
Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают решение уравнения так:
х+3=7 х-3=7 7-х=5
х=4 х=10 х=2
Затем дети учатся выполнять проверку решения уравнения и учатся оформлять решение следующим образом:
Х + 40 = 96
Х = 96 – 40
Х = 56
56+40=96
96=96
Для того, чтобы лучше подготовить детей к решению уравнений в старших классах имеет смысл прежде всего установить, какие значения может принимать x в данном уравнении (т.е. фактически речь ведётся об области допустимых значений неизвестного - ОДЗ).
Примерно в таком же плане в 3 классе (ч. 1, с. 48) вводятся уравнения вида: x•3==12, 5•х=10, 15:х=5 и др., которые также вначале решаются подбором. Данный способ решения применяют к уравнениям, где вычисления выполняются на основе знания табличных случаев арифметических действий. Таким образом, решение уравнений способствует усвоению таблиц и состава чисел из слагаемых, из множителей.
Затем уравнения решают на основе знаний правил нахождения неизвестного компонента.
Учащиеся объясняют решение уравнения, пользуясь памяткой
1)Читаю уравнение.
2) Подумаю, какие значения может принимать Х.
3) Подумаю, чем является неизвестное число.
4) Вспомню правило, как найти неизвестное число.
5) Вычисляю.
6) Проверяю.
С целью формирования умений решать уравнения, предлагают разнообразные задания:
1) Решите уравнение и выполните проверку.
2) Выполните проверку решенных уравнений, объясните ошибки в неверно решенных уравнениях.
3) Составьте уравнения с заданными числами, решите и проверьте решение.
4) Из заданных уравнений выберите, и решите те, в которых неизвестное число находят вычитанием (делением).
5) Из заданных уравнений выпишите те, в которых неизвестное число равно 8.
6) Рассмотрите решение уравнения, определите, чем является неизвестное в уравнении, и вставьте пропущенный знак действия:
x 2=12, x2=12,
х=12:2. х=12•2.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 384.