Отчетность по сегментам в соответствии с МСФО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" был опубликован в ноябре 2006 г. Этот стандарт вступает в силу с годовых отчетных пе­риодов, начинающихся 1 января 2009 г. или после этой даты, заме­няя собой МСФО 14 "Сегментная отчетность". Основное отличие указанного документа от действующего ныне кроется в самом на­звании МСФО (IFRS) 8. Упраздняя понятия "географический сег­мент", "первичный формат отчетности", "вторичный формат пред­ставления отчетности", он вводит центральное и по существу един­ственное определение – "операционный сегмент".

Операционный сегмент – это компонент (структурное подразде­ление) компании. Стандарт выделяет следующие признаки опера­ционного сегмента:

• он должен осуществлять хозяйственную деятельность, позволя­ющую иметь доходы и нести расходы (включая доходы и расхо­ды по операциям с другими компонентами той же компании);

• руководитель, принимающий операционные решения, каса­ющиеся распределения ресурсов на сегмент и оценки резуль­татов его деятельности, должен проводить регулярный анализ деятельности компонента;

• руководитель должен иметь обособленную финансовую инфор­мацию по сегменту.

Операционными сегментами в соответствии со стандартом могут стать структурные подразделения компании (направления ее деятель­ности), удовлетворяющие перечисленным требованиям и опериру­ющие в различных географических регионах. Как следует из приве­денного определения, операционным сегментом может стать подраз­деление компании, не имеющее "выхода" за ее пределы и продающее продукцию (оказывающее услуги) исключительно другим подразде­лениям компании. Это положение стандарта является принципиаль­но новым.

Согласно МСФО (IFRS) 8 идентификация операционных сегмен­тов должна основываться на структуре управления компанией, при этом основополагающим моментом служит то, по какому из направ­лений деятельности компании руководство получает информацию я принимает управленческие решения в первую очередь. Таким обра­зом, основной принцип МСФО (IFRS) 8 состоит в следующем: компа­ния обязана раскрывать информацию, позволяющую заинтересован­ным пользователям оценить характер и финансовые последствия разных видов деятельности, которые ведет компания, и экономи­ческие условия, в которых она работает.

Другим принципиальным отличием нового стандарта от действующего ныне является положение о том, что основой для идентифи­кации сегментов служит внутренняя информация, на основе кото­рой менеджмент принимает операционные решения. Напомним, что МСФО 14 требует раскрытия информации по сегментам, подготов­ленной на основе учетной политики для целей внешней отчетности, а не на основе внутреннего управленческого учета.

Стандарт требует от компаний раскрытия основы измерения сле­дующих показателей:

• прибыль (убыток) сегментов;

• активы сегментов;

• обязательства сегментов;

• отдельные статьи доходов и расходов, данные по которым ре­гулярно представляются руководителю, принимающему управ­ленческие решения.

В этой части МСФО (IFRS) 8 близок к МСФО 14. Объединяет стандарты и требование выделения отчетных сегмен­тов.

МСФО (IFRS) 8 приводит количественные пороги (критерии) выделения отчетных операционных сегментов. Они соответствуют критериям, содержащимся в МСФО 14:

• выручка сегмента (как внешняя так и внутрисегментная) рав­на или превышает 10% совокупной выручки (как внутренней, так и внешней) всех операционных сегментов;

• абсолютная величина прибыли или убытка сегмента равна или превышает 10% большего из двух показателей (выраженного в абсолютных величинах):

совокупной прибыли всех прибыльных сегментов;

совокупного убытка всех убыточных сегментов;

• активы сегмента равны или превышают 10% совокупных ак­тивов всех операционных сегментов.

Если совокупная внешняя выручка операционных сегментов, идентифицированных в качестве отчетных, составляет менее 75% всей выручки компании, компании следует выделить в качестве отчет­ных дополнительные операционные сегменты (даже если они не удовлетворяют приведенным выше количественным порогам). Эти сегменты будут рассматриваться как отчетные до тех пор, пока в сум­марную выручку по отчетным сегментам не попадет 75% выручки компании.

Таким образом, действующая ныне методика выделения отчет­ных сегментов в новом стандарте изменений не претерпела.

Вместе с тем МСФО (IFRS) 8 определяет предельное количество отчетных сегментов. Оно не должно превышать десяти. Если ука­занное количество достигнуто, компании не следует далее углублять и детализировать сегментную отчетность.

Порядок раскрытия информации. За каждый отчетный период ком­пания обязана раскрыть следующую сегментную информацию:

• факторы, определившие идентификацию сегментов, включая основу их выделения (основой сегментации, например, могут стать отдельные виды производства продукции (работ, услуг), отдельные регионы ведения бизнеса и т.п., а также любая ком­бинация этих и других признаков);

• о прибылях, убытках, активах и обязательствах сегментов;

• сверку суммарных доходов, прибыли и убытков, активов и обязательств сегментов, а также иной существенной сегмент­ной информации с соответствующими суммами, определен­ными по компании в целом.

МСФО (IFRS) 8 содержит следующее положение: если перечис­ленные ниже данные включаются в расчет прибыли или убытка сегмента, выполняемый для руководителя, принимающего управлен­ческие решения, или иным образом регулярно ему сообщаются, они также должны быть раскрыты:

• выручка, полученная от внешних покупателей;

• межсегментная выручка;

• процентные доходы (расходы);

• амортизация;

• иные существенные не денежные статьи, отличные от аморти­зации;

• прочие существенные статьи доходов и расходов, раскрывае­мые в отчете о прибылях и убытках;

• доля в доходах ассоциированных совместных компаний, учи­тываемых по методу долевого участия;

• расход (доход) по налогу на прибыль.

Оценка. Каждый сегментный показатель должен быть представ­лен в отчетности в оценке, сообщаемой руководителю, принима­ющему операционные решения для целей распределения ресурсов между сегментами и оценки результатов их деятельности. МСФО (IFRS) 8 не допускает корректировки оценок данных внутренней сегментной отчетности для целей их включения в финансовую от­четность – они должны быть показаны в том же измерении" в каком представлены в управленческой отчетности. Это положение стан­дарта является принципиально новым.

Следуя МСФО (IFRS) 8, финансовая отчетность компании долж­на содержать объяснение оценки сегментной прибыли (убытка), сегментных активов и обязательств по каждому отчетному сегменту. В этой связи обязательно раскрытие следующей информации:

• метод учета операций между отчетными сегментами;

• причины различий, возникших при оценке прибыли (убытка) отчетных сегментов, и прибыли (убытка) до налогообложения компании в целом;

• причины изменений в применяемых методах оценки в срав­нении с предыдущим отчетным периодом (в случае наличия таковых);

• причины и финансовые последствия несимметричного распре­деления данных компании между отчетными сегментами (на­пример, при наличии в отчетности сегмента статьи "Аморти­зация" амортизируемые активы на него не отнесены).

Числовые сверки. В соответствии с МСФО (IFRS) 8 в финансовой отчетности компании должны присутствовать числовые сверки сле­дующих показателей:

• суммарной выручки отчетных сегментов с выручкой всей ком­пании;

• суммарной прибыли (убытка) отчетных сегментов с прибылью компании до налогообложения;

• суммарных активов и обязательств отчетных сегментов с ак­тивами и обязательствами всей компании;

• суммарных данных по другим существенным показателям де­ятельности отчетных сегментов с соответствующими показа­телями по компании в целом.

Информация по географическим регионам. МСФО (IFRS) 8 обязы­вает компании раскрывать следующую информацию по географи­ческим регионам:

• выручку от внешних покупателей, полученную:

в стране регистрации;

во всех зарубежных странах, где компания ведет свой бизнес;

• сумму внеоборотных активов (кроме финансовых инструмен­тов, отложенных налоговых активов, активов пенсионных пла­нов и активов по договорам страхования), расположенных:

в стране регистрации;

во всех зарубежных странах, где у компании имеются активы.

Указанные суммы должны быть рассчитаны на базе финансовой информации, использованной при подготовке внешней финансо­вой отчетности компании.

Информация об основных покупателях. МСФО (IFRS) 8 предписы­вает компаниям раскрывать в публикуемой ими финансовой отчетно­сти информацию о степени зависимости от своих основных покупа­телей. Если выручка от операций с одним покупателем составляет не менее 10% от общей выручки компании, этот факт подлежит обяза­тельному раскрытию. Кроме того, в финансовой отчетности необхо­димо привести данные о суммарной выручке от каждого такого поку­пателя с указанием сегмента, которому эта выручка принадлежит.

Если покупатели компании находятся под общим контролем од­ной материнской компании или одних и тех же акционеров, то в соответствии с положениями МСФО (IFRS) 8 они идентифициру­ются как единый покупатель. То же относится к покупателям, нахо­дящимся под общим контролем государственных органов.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.