МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты" был опубликован в ноябре 2006 г. Этот стандарт вступает в силу с годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2009 г. или после этой даты, заменяя собой МСФО 14 "Сегментная отчетность". Основное отличие указанного документа от действующего ныне кроется в самом названии МСФО (IFRS) 8. Упраздняя понятия "географический сегмент", "первичный формат отчетности", "вторичный формат представления отчетности", он вводит центральное и по существу единственное определение – "операционный сегмент".
Операционный сегмент – это компонент (структурное подразделение) компании. Стандарт выделяет следующие признаки операционного сегмента:
• он должен осуществлять хозяйственную деятельность, позволяющую иметь доходы и нести расходы (включая доходы и расходы по операциям с другими компонентами той же компании);
• руководитель, принимающий операционные решения, касающиеся распределения ресурсов на сегмент и оценки результатов его деятельности, должен проводить регулярный анализ деятельности компонента;
• руководитель должен иметь обособленную финансовую информацию по сегменту.
Операционными сегментами в соответствии со стандартом могут стать структурные подразделения компании (направления ее деятельности), удовлетворяющие перечисленным требованиям и оперирующие в различных географических регионах. Как следует из приведенного определения, операционным сегментом может стать подразделение компании, не имеющее "выхода" за ее пределы и продающее продукцию (оказывающее услуги) исключительно другим подразделениям компании. Это положение стандарта является принципиально новым.
Согласно МСФО (IFRS) 8 идентификация операционных сегментов должна основываться на структуре управления компанией, при этом основополагающим моментом служит то, по какому из направлений деятельности компании руководство получает информацию я принимает управленческие решения в первую очередь. Таким образом, основной принцип МСФО (IFRS) 8 состоит в следующем: компания обязана раскрывать информацию, позволяющую заинтересованным пользователям оценить характер и финансовые последствия разных видов деятельности, которые ведет компания, и экономические условия, в которых она работает.
Другим принципиальным отличием нового стандарта от действующего ныне является положение о том, что основой для идентификации сегментов служит внутренняя информация, на основе которой менеджмент принимает операционные решения. Напомним, что МСФО 14 требует раскрытия информации по сегментам, подготовленной на основе учетной политики для целей внешней отчетности, а не на основе внутреннего управленческого учета.
Стандарт требует от компаний раскрытия основы измерения следующих показателей:
• прибыль (убыток) сегментов;
• активы сегментов;
• обязательства сегментов;
• отдельные статьи доходов и расходов, данные по которым регулярно представляются руководителю, принимающему управленческие решения.
В этой части МСФО (IFRS) 8 близок к МСФО 14. Объединяет стандарты и требование выделения отчетных сегментов.
МСФО (IFRS) 8 приводит количественные пороги (критерии) выделения отчетных операционных сегментов. Они соответствуют критериям, содержащимся в МСФО 14:
• выручка сегмента (как внешняя так и внутрисегментная) равна или превышает 10% совокупной выручки (как внутренней, так и внешней) всех операционных сегментов;
• абсолютная величина прибыли или убытка сегмента равна или превышает 10% большего из двух показателей (выраженного в абсолютных величинах):
совокупной прибыли всех прибыльных сегментов;
совокупного убытка всех убыточных сегментов;
• активы сегмента равны или превышают 10% совокупных активов всех операционных сегментов.
Если совокупная внешняя выручка операционных сегментов, идентифицированных в качестве отчетных, составляет менее 75% всей выручки компании, компании следует выделить в качестве отчетных дополнительные операционные сегменты (даже если они не удовлетворяют приведенным выше количественным порогам). Эти сегменты будут рассматриваться как отчетные до тех пор, пока в суммарную выручку по отчетным сегментам не попадет 75% выручки компании.
Таким образом, действующая ныне методика выделения отчетных сегментов в новом стандарте изменений не претерпела.
Вместе с тем МСФО (IFRS) 8 определяет предельное количество отчетных сегментов. Оно не должно превышать десяти. Если указанное количество достигнуто, компании не следует далее углублять и детализировать сегментную отчетность.
Порядок раскрытия информации. За каждый отчетный период компания обязана раскрыть следующую сегментную информацию:
• факторы, определившие идентификацию сегментов, включая основу их выделения (основой сегментации, например, могут стать отдельные виды производства продукции (работ, услуг), отдельные регионы ведения бизнеса и т.п., а также любая комбинация этих и других признаков);
• о прибылях, убытках, активах и обязательствах сегментов;
• сверку суммарных доходов, прибыли и убытков, активов и обязательств сегментов, а также иной существенной сегментной информации с соответствующими суммами, определенными по компании в целом.
МСФО (IFRS) 8 содержит следующее положение: если перечисленные ниже данные включаются в расчет прибыли или убытка сегмента, выполняемый для руководителя, принимающего управленческие решения, или иным образом регулярно ему сообщаются, они также должны быть раскрыты:
• выручка, полученная от внешних покупателей;
• межсегментная выручка;
• процентные доходы (расходы);
• амортизация;
• иные существенные не денежные статьи, отличные от амортизации;
• прочие существенные статьи доходов и расходов, раскрываемые в отчете о прибылях и убытках;
• доля в доходах ассоциированных совместных компаний, учитываемых по методу долевого участия;
• расход (доход) по налогу на прибыль.
Оценка. Каждый сегментный показатель должен быть представлен в отчетности в оценке, сообщаемой руководителю, принимающему операционные решения для целей распределения ресурсов между сегментами и оценки результатов их деятельности. МСФО (IFRS) 8 не допускает корректировки оценок данных внутренней сегментной отчетности для целей их включения в финансовую отчетность – они должны быть показаны в том же измерении" в каком представлены в управленческой отчетности. Это положение стандарта является принципиально новым.
Следуя МСФО (IFRS) 8, финансовая отчетность компании должна содержать объяснение оценки сегментной прибыли (убытка), сегментных активов и обязательств по каждому отчетному сегменту. В этой связи обязательно раскрытие следующей информации:
• метод учета операций между отчетными сегментами;
• причины различий, возникших при оценке прибыли (убытка) отчетных сегментов, и прибыли (убытка) до налогообложения компании в целом;
• причины изменений в применяемых методах оценки в сравнении с предыдущим отчетным периодом (в случае наличия таковых);
• причины и финансовые последствия несимметричного распределения данных компании между отчетными сегментами (например, при наличии в отчетности сегмента статьи "Амортизация" амортизируемые активы на него не отнесены).
Числовые сверки. В соответствии с МСФО (IFRS) 8 в финансовой отчетности компании должны присутствовать числовые сверки следующих показателей:
• суммарной выручки отчетных сегментов с выручкой всей компании;
• суммарной прибыли (убытка) отчетных сегментов с прибылью компании до налогообложения;
• суммарных активов и обязательств отчетных сегментов с активами и обязательствами всей компании;
• суммарных данных по другим существенным показателям деятельности отчетных сегментов с соответствующими показателями по компании в целом.
Информация по географическим регионам. МСФО (IFRS) 8 обязывает компании раскрывать следующую информацию по географическим регионам:
• выручку от внешних покупателей, полученную:
в стране регистрации;
во всех зарубежных странах, где компания ведет свой бизнес;
• сумму внеоборотных активов (кроме финансовых инструментов, отложенных налоговых активов, активов пенсионных планов и активов по договорам страхования), расположенных:
в стране регистрации;
во всех зарубежных странах, где у компании имеются активы.
Указанные суммы должны быть рассчитаны на базе финансовой информации, использованной при подготовке внешней финансовой отчетности компании.
Информация об основных покупателях. МСФО (IFRS) 8 предписывает компаниям раскрывать в публикуемой ими финансовой отчетности информацию о степени зависимости от своих основных покупателей. Если выручка от операций с одним покупателем составляет не менее 10% от общей выручки компании, этот факт подлежит обязательному раскрытию. Кроме того, в финансовой отчетности необходимо привести данные о суммарной выручке от каждого такого покупателя с указанием сегмента, которому эта выручка принадлежит.
Если покупатели компании находятся под общим контролем одной материнской компании или одних и тех же акционеров, то в соответствии с положениями МСФО (IFRS) 8 они идентифицируются как единый покупатель. То же относится к покупателям, находящимся под общим контролем государственных органов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.