В вопросе соотношения международного и внутригосударственного права существует два основных направления: дуалистическое и монистическое и три теории: дуалистическая теория, примат внутригосударственного права и примат международного права.
Суть дуализма состоит в разграничении международного и внутригосударственного права как независимых правовых систем, и признания их неподчиненности друг другу.
Монистический подход рассматривает международное и внутригосударственное право как одну правовую систему, и в зависимости от того, какая часть преобладает, различает примат внутригосударственного или международного права. Теория примата (верховенства) внутригосударственного права (получила распространение во второй половине XIX - в начале XX в. в работах немецких законодателей А.Цорна, А.Лассона, М.Венциля и др.) рассматривает международное право как сумму внешнегосударственных прав различных государств, как «внешнегосударственное право». Эта теория приводит к оправданию своеволия в международных отношениях и нарушению международного права, а поэтому чаще всего использовалась во время войн и конфликтов.
Теория примата международного права наиболее полно была развита в трудах Г.Кельзена, который считал, что в мире существует единая система права, которая охватывает как международное право, так и национальное право государства. В этой системе деятельность норм внутригосударственного права определяется нормами международного права.
Однако, неэффективность этой теории в современном мире и ее противоречие практике международного общения привело к возникновению нового течения - "умеренного монизма", которая признает, что во внутренней сфере действует прежде всего национальное право, независимо от возможности его противоречия международному. Более того, многочисленные международные документы конца 1980-х - начала 1990-х гг. имеют положение относительно признания государствами примата международного права в международных отношениях.
6.Формы и способы взаимодействия международного и внутригосударственного права .
Среди способов согласования международного и внутригосударственного права различают:
а) трансформацию (прямую или опосредованную);
б) инкорпорацию;
в) рецепцию;
г) отсылку к международному соглашению.
Прямая трансформация означает, что международное соглашение, которое было заключено соответствующим государством и вступило в силу, имеет силу закона в этом государстве.
При опосредованной трансформации конституция или другие законодательные акты регламентируют возможные пути ввода в действие международных соглашений в государстве.
Инкорпорация отличается от трансформации тем, что положения международного договора переносятся (копируются) в национальные законодательные акты.
При рецепции в национальное право переносятся не только тексты международных соглашений, но и принципы применения международного соглашения в национальное законодательство третьей страны.
При отсылке в национальном праве есть положения, которые предусматривают применение норм международного договора в случае расхождения норм национального и международного права.
По общему правилу внутригосударственное право не может противоречить международному праву. Это вытекает из принципа добросовестного (pakta sunt servanda) выполнения государствами своих международно-правовых обязательств. Кроме того, подтверждение этого принципа содержится во многих отраслях международного права. Так, например, в соответствии со ст. 27 Венской Конвенции о праве международных договоров (1969 г.) участник международного договора не может ссылаться на положение своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им положений договора, потому что государство обязано привести в соответствие с международным договором свое внутреннее законодательство. В этом состоит примат международного права над внутригосударственным правом.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 250.