Вопрос №2. Философские основания теории толкования права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы понимания, интерпретации и объяснения изучаются многими научными дисциплинами: герменевтикой, логикой и се­миотикой, психологией, историей и другими гуманитарными науками. Наше внимание привлекла герменевтика, исследующая интерпретацию, т.е. тот ас­пект понимания, который направлен на постижение смыслового содержания текстов. Интерпретация правовых явлений - это составная часть общефилософ­ской теории интерпретации явлений человеческой культуры. Интерпретация правовых явлений, следовательно, - одно из средств достижения их понимания. В советский период отечественной истории проблемы интерпретации права ис­следовались в русле только марксистской концепции познания. Накопленные западной философской наукой знания во многом оставались невостребованны­ми. Так произошло и с герменевтикой.  Термин «герменевтика» в переводе с греческого означает «разъясняющий», «истолковывающий». Его происхождение традиционно связывают с именем греческого бога Гермеса, вестника богов, покровителя путников, которому приписывали изобретение языка и письменности. Слово - это знак и средство сообщения, поэтому начальная постановка герменевтических вопросов находится в тесной связи с развитием грамматики, риторики и логики. Греческие софисты - учите­ля и носители образования - продолжали дело первых «экзегетов» (толковате­лей), связывая вопросы герменевтики с теоретическими вопросами языкозна­ния и словесного выражения. Появился новый вариант интерпретации - «грам­матическая». Наряду с представителями античной риторики (Цицерон, Квинти-лиан и др.) и великими александрийскими филологами (Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский, Леонид Тарентский и т.д.), софисты разработали реаль­ный филологический и исторический подходы к произведению с применением грамматико-риторических взглядов на язык, стиль, литературную композицию, систему метафор и поэтико-риторических приёмов и т.п. Нако­нец, у Аристотеля имеется уже специальное сочинение «Об Истолковании», где проблемы герменевтики рассматриваются в свете логики, т.е. речь идет, прежде всего, о логических формах суждений с точки зрения их истинности или лож­ности. В средние века герменевтика применяется к истолкованию и объяснению Священного Писания и в отличие от античности формируется как самостоя­тельное учение, но в качестве дисциплины вспомогательной, служебной по от­ношению к богословию. В данный период господствовала аллегорическая ин­терпретация, опиравшаяся на идеи античной риторики. Патристика, глоссаторы, пост глоссаторы. Целью интерпретации может быть установление существую­щего смысла явления (нормы права, правоотношения, субъективного права или обязанности, текста юридического учебника и т.д.) либо создание смысла в случаях его неясности, привнесение единства в понимание процесса, явления путём наделения их определённой ценностью для человека, коллектива и обще­ства. Ф.Шлейермахер, В.Дильтей. Г.Г.Гадамер. Важно отметить чрезвычайно ин­тересное обстоятельство, что философская герменевтика обобщила достижения античной риторики, средневековой теологической герменевтики, филологиче­ской герменевтики эпохи Возрождения и сформулировала ряд всеобщих прин­ципов интерпретации текстов, среди которых можно выделить принцип «цело­го и части» (понимание смысла текста возможно в результате уяснения смысла его отдельных частей, а понимание части обусловливается некоторым предва­рительным пониманием единого смысла текста в целом), принцип понимания сказанного текстом исходя из той конкретной ситуации, в которой было сделано высказывание, принцип понимания текста исходя из него самого, «продуктивный» принцип (конкретизации содержания текста для понимания особенностей индивидуальной жизненной ситуации) и другие. Так, например, составляющий ос­нову практически всех учений о герменевтике принцип «целого и части» или же «герменевтического круга» может быть охарактеризован как определённая логическая оболочка, производящая «набор» ценных приёмов и средств усвое­ния смысла норм права. Грамматическое толкование текста правового акта, на­правляющее внимание правоприменителя на анализ письменной речи его соз­дателя, сопряжено с уяснением смысла отдельных слов, словосочетаний и предложений, общеупотребительных и специальных терминов и оборотов речи, что в свою очередь помогает составить суммарное представление об общем смысле правовой нормы, заключённой в юридическом тексте. Вместе с остальными принципами интерпрета­ции текстов идея о «целом и части» образует своеобразную стартовую линию, расположенную в глубоких пластах сознания лица, дающую мощный толчок использованию специфических способов познания смысла права. Современная философская герменевтика, получившая импульс к новому витку своего развития в 60-х годах, в лице Г.Г.Гадамера тесно примыкает к проблемам толкования и применения права благодаря введению им в герменев­тический лексикон термина «аппликация» или «применение». В теории Г.Г.Гадамера понимание выступает универсальным философ­ским методом исследования и миросозерцания, раскрываясь в различных бы­тийных формах. Современная философская герменевтика яв­ляется философско-логической базой теории толкования права, что означает: 1. Герменевтика разработала систему всеобщих принципов интерпретации текстов, которые могут быть использованы в процессе толкования юридиче­ских текстов. 2. Герменевтика сформировала некоторые модели «предварительного об­раза» решения юридического дела - методологические и познавательные приё­мы, позволяющие путем взаимного уточнения и конкретизации знаний о фак­тах и правовых нормах правильно разрешить юридическое дело.3. Герменевтика сформулировала понятие толкования права как особой разновидности познавательной деятельности, сопутствующей процессу челове­ческого бытия в правовой сфере общественной жизни.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 459.