Вопросы понимания, интерпретации и объяснения изучаются многими научными дисциплинами: герменевтикой, логикой и семиотикой, психологией, историей и другими гуманитарными науками. Наше внимание привлекла герменевтика, исследующая интерпретацию, т.е. тот аспект понимания, который направлен на постижение смыслового содержания текстов. Интерпретация правовых явлений - это составная часть общефилософской теории интерпретации явлений человеческой культуры. Интерпретация правовых явлений, следовательно, - одно из средств достижения их понимания. В советский период отечественной истории проблемы интерпретации права исследовались в русле только марксистской концепции познания. Накопленные западной философской наукой знания во многом оставались невостребованными. Так произошло и с герменевтикой. Термин «герменевтика» в переводе с греческого означает «разъясняющий», «истолковывающий». Его происхождение традиционно связывают с именем греческого бога Гермеса, вестника богов, покровителя путников, которому приписывали изобретение языка и письменности. Слово - это знак и средство сообщения, поэтому начальная постановка герменевтических вопросов находится в тесной связи с развитием грамматики, риторики и логики. Греческие софисты - учителя и носители образования - продолжали дело первых «экзегетов» (толкователей), связывая вопросы герменевтики с теоретическими вопросами языкознания и словесного выражения. Появился новый вариант интерпретации - «грамматическая». Наряду с представителями античной риторики (Цицерон, Квинти-лиан и др.) и великими александрийскими филологами (Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский, Леонид Тарентский и т.д.), софисты разработали реальный филологический и исторический подходы к произведению с применением грамматико-риторических взглядов на язык, стиль, литературную композицию, систему метафор и поэтико-риторических приёмов и т.п. Наконец, у Аристотеля имеется уже специальное сочинение «Об Истолковании», где проблемы герменевтики рассматриваются в свете логики, т.е. речь идет, прежде всего, о логических формах суждений с точки зрения их истинности или ложности. В средние века герменевтика применяется к истолкованию и объяснению Священного Писания и в отличие от античности формируется как самостоятельное учение, но в качестве дисциплины вспомогательной, служебной по отношению к богословию. В данный период господствовала аллегорическая интерпретация, опиравшаяся на идеи античной риторики. Патристика, глоссаторы, пост глоссаторы. Целью интерпретации может быть установление существующего смысла явления (нормы права, правоотношения, субъективного права или обязанности, текста юридического учебника и т.д.) либо создание смысла в случаях его неясности, привнесение единства в понимание процесса, явления путём наделения их определённой ценностью для человека, коллектива и общества. Ф.Шлейермахер, В.Дильтей. Г.Г.Гадамер. Важно отметить чрезвычайно интересное обстоятельство, что философская герменевтика обобщила достижения античной риторики, средневековой теологической герменевтики, филологической герменевтики эпохи Возрождения и сформулировала ряд всеобщих принципов интерпретации текстов, среди которых можно выделить принцип «целого и части» (понимание смысла текста возможно в результате уяснения смысла его отдельных частей, а понимание части обусловливается некоторым предварительным пониманием единого смысла текста в целом), принцип понимания сказанного текстом исходя из той конкретной ситуации, в которой было сделано высказывание, принцип понимания текста исходя из него самого, «продуктивный» принцип (конкретизации содержания текста для понимания особенностей индивидуальной жизненной ситуации) и другие. Так, например, составляющий основу практически всех учений о герменевтике принцип «целого и части» или же «герменевтического круга» может быть охарактеризован как определённая логическая оболочка, производящая «набор» ценных приёмов и средств усвоения смысла норм права. Грамматическое толкование текста правового акта, направляющее внимание правоприменителя на анализ письменной речи его создателя, сопряжено с уяснением смысла отдельных слов, словосочетаний и предложений, общеупотребительных и специальных терминов и оборотов речи, что в свою очередь помогает составить суммарное представление об общем смысле правовой нормы, заключённой в юридическом тексте. Вместе с остальными принципами интерпретации текстов идея о «целом и части» образует своеобразную стартовую линию, расположенную в глубоких пластах сознания лица, дающую мощный толчок использованию специфических способов познания смысла права. Современная философская герменевтика, получившая импульс к новому витку своего развития в 60-х годах, в лице Г.Г.Гадамера тесно примыкает к проблемам толкования и применения права благодаря введению им в герменевтический лексикон термина «аппликация» или «применение». В теории Г.Г.Гадамера понимание выступает универсальным философским методом исследования и миросозерцания, раскрываясь в различных бытийных формах. Современная философская герменевтика является философско-логической базой теории толкования права, что означает: 1. Герменевтика разработала систему всеобщих принципов интерпретации текстов, которые могут быть использованы в процессе толкования юридических текстов. 2. Герменевтика сформировала некоторые модели «предварительного образа» решения юридического дела - методологические и познавательные приёмы, позволяющие путем взаимного уточнения и конкретизации знаний о фактах и правовых нормах правильно разрешить юридическое дело.3. Герменевтика сформулировала понятие толкования права как особой разновидности познавательной деятельности, сопутствующей процессу человеческого бытия в правовой сфере общественной жизни.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 502.