Неофициальное толкование-разъяснение – это разъяснение, не имеющее официального, юридически обязательного значения, лишенное властной юридической силы. Влияние неофициального толкования на правовое регулирование зависит от уровня его компетентности, от его правильности и убедительности. Сила и значение такого толкования зависят от личного авторитета интерпретатора, от обоснованности и аргументированности его истолковательных выводов. Здесь нет авторитета власти, но есть власть авторитета.
По уровню компетентности, авторитетности неофициальное толкование подразделяется на три разновидности. 1. Доктринальное толкование – это научно-юридическое толкование, осуществляемое учеными-юристами. Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в монографиях, статьях, комментариях к нормативно-правовым актам. Юридическая доктрина имеет для процесса толкования фундаментальное значение, поскольку именно юридико-доктринальное учение о смысле, правилах и роли толкования лежит в основе всех форм и видов толкования права. 2. Профессиональное толкование – это неофициальные разъяснения, основанные на профессиональных знаниях в области права и осуществляемые, как правило, юристами-практиками. Профессиональное, компетентное толкование исходит от специалистов, субъектов, профессионально (по службе) занимающихся соответствующими юридическими вопросами, – судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов и т.д. Оно может быть как письменным, так и устным. 3. Обыденное толкование – это пояснения и мнения в отношении законов, юридической практики, которые высказывают люди на основе житейского опыта, данных повседневной жизни, массового правосознания. В обыденном толковании нередко имеются заблуждения, поверхностные суждения. Однако оно не лишено здравого смысла, житейской мудрости, что немаловажно в случаях, когда представители населения, общественности принимают то или иное участие в решении юридических дел (например, в качестве присяжных заседателей). Неофициальное толкование может быть как нормативным, так и казуальным, а по форме выражения – как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Интерпретационные акты. Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют акты-документы официального толкования – интерпретационные акты. Интерпретационные акты – это акты-документы, изданные компетентными государственными органами и содержащие результат официального толкования-разъяснения. В первую очередь нужно отметить, что данные акты являются правовыми и обладают всеми качествами правовых актов: • представляют собой официальные письменные акты-документы; • издаются компетентными органами; • обладают государственно-властной обязательностью (для всех, кто применяет истолкованную юридическую норму); • формально закреплены; • реализация обеспечивается государством. В то же время интерпретационные акты имеют специфические (видовые) черты: • закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа; • не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм (не являются источниками права); • не имеют самостоятельного значения: они действуют только в единстве с толкуемыми нормативными юридическими актами и разделяют судьбу этих актов; • всегда обладают подзаконным характером; • имеют своим содержанием общие нормативные или рассчитанные на конкретный случай официальные разъяснения; • всегда обладают обратной силой: действуют не с момента их принятия, а с момента принятия толкуемого нормативного акта; • специально адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, поведение которых непосредственно регулируется толкуемой нормой. Интерпретационные акты можно подразделить на акты официального нормативного толкования и акты официального казуального толкования. Как официальные акты-документы интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Например, в России интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда и публикуются в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации". Конституционный Суд РФ издает свои акты в форме постановлений, которые публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации" и в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". Центральная избирательная комиссия свои интерпретационные акты издает в форме разъяснений, которые публикуются в "Вестнике Центральной избирательной комиссии" и в "Российской газете".
Дата: 2019-02-02, просмотров: 354.