1. Плательщик перечисляет определенную сумму со своего счета на счет получателя.
в Соответствии с п. 1.4 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, плательщиком является лицо, со счета которого инициируется перевод денег или которое инициирует перевод путем представления в банка или другого учреждения - члена платежной системы документа на перевод наличности вместе с соответствующей суммой денег. Получателем, в свою очередь, является лицо, на счет которого зачисляется сумма перевода или которое получает сумму перевода в наличной форме. Плательщиком и получателем могут быть как юридические, так и физические лица.
Для осуществления перечисления как у плательщика, так и у получателя средств должны быть счета, которые открываются банками и другими финансовыми учреждениями клиентам для хранения денег и осуществления расчетно-кассовых операций с помощью платежных инструментов согласно условиям договора и требований законодательства Украины (в терминологии п. 1.8 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах - "текущие счета"). Открытие таких счетов опосредуется заключением между клиентом и банком договора банковского счета, понятие и характеристика которого дается в отдельном параграфе этой темы.
Кроме того, необходимым условием осуществления перечисления с открытого плательщиком счета является наличие на нем соответствующих средств, которые существуют в виде специальных учетных записей. В соответствии с п. 2.22 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте банк выполняет расчетные документы соответственно очередности их поступления и исключительно в пределах остатка средств на счете клиента, если иное не установлено договором между банком и клиентом.
В ряде случаев законодательством устанавливаются ограничения на распоряжение денежными средствами, что означает, соответственно, и наличие ограничений на их перечисление со счета плательщика на счет получателя, а также на их получения получателем.
Так, согласно ст. 11 Закона "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" финансовая операция подлежит обязательному финансовому мониторингу в случае, если сумма, на которую она проводится, равняется или превышает 150000 грн. (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры - 13000 игры.) или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентной 150000 грн. (для субъектов хозяйствования, которые проводят азартные игры, - 13000 грн.), и имеет одну или больше таких признаков:
1) перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, отнесенной Кабинетом Министров Украины к перечню оффшорных зон (см. Перечень оффшорных зон - приложение в распоряжение Кабинета Министров Украины от 24 февраля 2003 г. № 77-р);
2) покупка-продажа чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;
3) зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), проведение других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон - участников финансовой операции является физическим или юридическим лицом, которое имеет соответствующую регистрацию, местожительство или местонахождения в стране (на территории), не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, либо одной из сторон является лицо, которая имеет счет в банке, зарегистрированном в вышеупомянутой стране (территории). Перечень таких стран (территорий) определяется согласно порядка, установленного Кабинетом Министров Украины, на основе выводов международных, межправительственных организаций, деятельность которых направлена на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;
4) зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом того же или следующего операционного дня другому лицу;
5) зачисление средств на текущий счет юридического или физического лица - предпринимателя или списания средств из текущего счета юридического или физического лица - предпринимателя, период деятельности которой не превышает трех месяцев с дня регистрации, или зачисление средств на текущий счет или списание наличности с текущего счета юридического или физического лица - предпринимателя в случае, если операции на отмеченном счете не осуществлялись с дня его открытия;
6) перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора (контракта);
7) обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;
8) проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонируемыми в депозитарных учреждениях;
9) проведение финансовых операций с векселями с бланочным индоссаментом или индоссаментом на предъявителя;
10) осуществление расчета по финансовой операции в наличной форме;
11) проведение финансовых операций по сделкам, форма расчетов за которыми не определена;
12) получение (уплата, перевод) страхового (перестрахового) платежа (страхового взноса, страховой премии);
13) проведение страховой выплаты или страхового возмещения;
14) выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, приобретение фишек, жетонов, внесение другим способом платы за право участия в азартной игре, выплата (передача) выигрыша субъектом хозяйствования, который проводит азартные игры;
15) осуществление расчетов по внешнеэкономическому контракту, который не предусматривает фактического снабжения на таможенную территорию Украины товаров, работ и услуг;
16) предоставление кредитных средств лицу, являющемуся членом небанковского кредитного учреждения, в один и тот же день несколько раз, при условии, что общая сумма финансовых операций равняется или превышает сумму, определенную частью первой настоящей статьи.
Другим ограничением на распоряжение денежными средствами является передача активов субъекта, к которым относятся и денежные средства, в налоговый залог в случае наличия у такого субъекта налогового долга. Согласно подпункту 8.6.1 п. 8.6 ст. 8 Закона Украины от 21 декабря 2000 г. "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" налогоплательщик, активы которого находятся в налоговом залоге, осуществляет свободное распоряжение ими, за исключением операций, подлежащих письменному согласованию с налоговым органом. Что касается операций с денежными средствами, то плательщик имеет право осуществлять соответствующие операции без их согласования с налоговым органом за исключением, в частности, операций купли, аренды (лизинга) недвижимого и подвижного имущества, имущественных или неимущественных прав, за исключением имущества, имущественных и неимущественных прав, используемых в предпринимательской деятельности плательщика налогов (других видах деятельности, которые по условиям налогообложения приравниваются к предпринимательской), а именно -- готовой продукции, товаров и товарных запасов, работ и услуг за средства по ценам не меньше обычных; по использованию средств для осуществления прямых или портфельных инвестиций, а также операций с ценными бумагами, которые удостоверяют отношения долга, предоставления гарантий, поручительства, уступки требования и перевода долга, выплату дивидендов, размещение депозитов или предоставление кредитов. Такие операции осуществляются по письменному согласованию с налоговым органом, что предполагает, соответственно, возможность отказа от его предоставления, а следовательно, ограничения в осуществлении операций с денежными средствами.
Ограничения на распоряжение денежными средствами, в том числе и теми, что хранятся на счетах субъектов предпринимательской деятельности, могут быть наложены также судом. Так, согласно ст. 67 Хозяйственного процессуального кодекса Украины одним из мер обеспечения иска является наложение ареста на денежные суммы, принадлежащие ответчику. Арест на денежные суммы может быть наложен в порядке исполнительного производства (см. Закон Украины от 21 апреля 1999 г. "Об исполнительном производстве"), в процессе признания банкротом (см. Закон "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом") и в других случаях, предусмотренных законодательством.
2. Банки по поручению предприятий и физических лиц перечисляют средства, внесенные ими наличными в кассу банка, на счета получателей средств. Другими словами, для отнесения расчетов к безналичным не обязательно наличие счета у плательщика денежных средств; также в случае, если у такого плательщика является счет, не является обязательным перечисление средств именно с него - важным является именно наличие счета у получателя средств и, соответственно, наличие собственно наличных средств у плательщика и права ими распоряжаться.
Этот признак имеет важное практическое значение. Как уже говорилось при рассмотрении соответствующей темы о патентовании предпринимательской деятельности, по Закону "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" патентованию подлежит, в частности, торговая деятельность, осуществляется в наличной форме. В случае проведения расчетов путем внесения покупателем наличных денежных средств за проданный товар (оказанные услуги) в кассу Сбербанка или кассу коммерческого банка, такие расчеты для плательщиков средств являются наличными, а для субъекта предпринимательства - безналичными, поэтому он может осуществлять торговую деятельность без приобретения торгового патента.
Возможны также случаи, когда лица плательщиков наличных средств и получателей, соответственно, зачисленных на их счета банками безналичных денежных средств совпадают. Это происходит в связи с обязательством, предусмотренным п. 2.8 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, по сдаче субъектами предпринимательской деятельности юридическими лицами наличной выручки сверх установленного лимита кассы для зачисления ее на их счет, о чем говорилось выше.
3. Законодательством предусмотрены сроки, в течение которых банки должны осуществлять платежи между субъектами, а также ответственность всех субъектов безналичных расчетов за нарушение порядка осуществления платежей. Статья 8 Закона "О платежные системы и пересказ средств в Украине" предусматривает обязанность банка исполнить поручение клиента, содержащееся в расчетном документе, который поступил в течение операционного времени банка, в день его поступления. В случае поступления расчетного документа клиента в обслуживающий банк после окончания операционного времени банк обязан выполнить поручение клиента, содержащееся в этом расчетном документе, не позднее следующего рабочего дня.
Субъекты безналичных расчетов - плательщики, получатели денежных средств, а также банки, которые их обслуживают, несут ответственность за правильность и своевременность осуществления перевода. Так, согласно ст. 32 Закона "О платежные системы и пересказ средств в Украине" в случае нарушения банком, обслуживающим плательщика, установленных сроков исполнения поручения клиента на перевод этот банк обязан уплатить плательщику пеню в размере 0,1% суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, не может превышать 10% суммы перевода, если другой размер пени не обусловлен договором между ними. В случае нарушения банком, который обслуживает получателя, сроков завершения перевода этот банк обязан уплатить получателю пеню в таком же размере, если другой размер пени не обусловлен договором между ними.
Плательщик несет перед банком, который его обслуживает, ответственность, предусмотренную условиями заключенного между ними договора, и обязан возместить ущерб, причиненный банку вследствие несоблюдения этим плательщиком требований по защите информации и проведения незаконных операций с компонентами платежных систем (платежные инструменты, оборудование, программное обеспечение и тому подобное).
Ответственность предусмотрена и в отношении ненадлежащих получателей средств. В соответствии с п. 35.1 ст. 35 Закона такой получатель обязан в течение 3 рабочих дней отдать поступления уведомления банка-нарушителя (то есть, банка, осуществившего ложный перевод) об осуществлении ошибочного перевода инициировать перевод эквивалентной суммы средств банку-нарушителю, при условии получения сообщения этого банка об осуществлении ошибочного перевода. В случае своевременного уведомления банком-нарушителем ненадлежащего получателя об осуществлении ошибочного перевода и нарушения ненадлежащим получателем указанного срока ненадлежащий получатель должен вернуть сумму перевода, а также уплатить банку-нарушителю пеню в размере 0,1% этой суммы за каждый день, начиная от даты завершения ошибочного перевода до дня возврата средств включительно, которая не может превышать 10% суммы перевода.
сть две формы расчетов: наличная и безналичная.
Наличные расчеты - платежи наличными предприятий (предпринимателей) и физических лиц за реализованную продукцию (товары, выполненные работы, оказанные услуги), а также за операциями, которые непосредственно не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и другого имущества.
При осуществлении наличных расчетов предприятия - получатели платежа обязаны предоставлять предприятиям-плательщикам налоговую накладную, счет-фактуру, товарный чек, акт выполненных работ, квитанцию приходного кассового ордера, кассовый чек и другие документы, которые бы подтверждали факт расходования наличных средств. Наличные расчеты осуществляются в соответствии с "Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине", которое утверждено постановлением Правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 г. № 637.
Безналичные расчеты - перечисление определенной суммы со счетов плательщиков на счета получателей средств, а также перечисление банками по поручению предприятий и физических лиц средств, внесенных ими наличностью в кассу банка, на счета получателей средств. Эти расчеты проводятся банком на основании расчетных документов на бумажных носителях или в электронном виде.
Расчеты между предприятиями и организациями осуществляются, как правило, в безналичной форме через банк, что определено "Инструкцией о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте", утвержденная постановлением Правления Национального банка Украины 21 января 2004 г. № 22.
Безналичные расчеты проводят с использованием платежных инструментов в форме:
- платежного поручения;
- мемориального ордера;
- платежного требования-поручения;
- платежного требования;
- расчетного чека;
- аккредитива;
- банковских платежных карточек;
- инкассовых поручений;
- векселей.
Предприятия свободно выбирают формы расчетов и закрепляют их в договорах, соглашениях или отдельных договоренностях.
Для проведения расчетов в платежных документах нужно проставить номера счетов партнеров, названия банков и их коды, идентификационные коды за Единственным государственным реестром предприятий и организаций Украины. В документах суммы платежа указывают цифрами и прописью, отмечают мотив для перечисления или получения денег (номера и даты договора, товарно-транспортных документов, наименования товаров и услуг), ставят подписи лица плательщиков, образцы которых имеются в банке, и ставят печать на первом экземпляре, на основании которого банк производит списание денег со счета плательщика.
Расчетные платежные документы выписываются с использованием технических средств за один раз под копирку в количестве экземпляров, необходимых банку и всем сторонам, которые участвуют в расчетах. Исправления и подчистки в расчетных документах не допустимы. Клиент, исходя из своих технических возможностей, может подавать в банк расчетные документы как в бумажной форме, так и в виде электронных документов.
Наиболее распространены расчеты платежными поручениями. Платежное поручение - расчетный документ, содержащий письменное поручение плательщика обслуживающему банку о списании со своего счета указанной суммы средств и ее перечислении на счет получателя. Платежное поручение выписывает плательщик для перечисления определенной суммы со своего счета на счет получателя. Плательщик подает платежное поручение в банк, который его обслуживает. Оно принимается к исполнению в течение 10 дней с даты заполнения только в сумме, которая может быть уплачена за наличными средствами на счете или за счет кредита.
В случае равномерных и постоянных поставок между поставщиками и покупателями расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров, сделок с использованием платежных поручений. В договоре предусматривается размер и сроки перечисления денег и порядок сверки и завершения расчетов.
Платежные поручения применяются для осуществления платежей:
- за фактически отгруженную/проданную продукцию (выполненные работы, предоставленные услуги и тому подобное);
- в порядке предварительной оплаты - если такой порядок расчетов установлен законодательством Украины и/или обусловлен в договоре;
- для завершения расчетов за актами сверки взаимной задолженности предприятий;
- для перечисления предприятиями сумм, которые принадлежат физическим лицам (заработная плата, пенсии и т. п.), на их счета, открытые в банках;
- для уплаты налогов и сборов, обязательных платежей в бюджеты и/или государственных целевых фондов;
- в других случаях в соответствии с заключенными договорами и законодательством Украины.
Перечисление средств (кроме уплаты налогов и сборов) должно осуществляться на основании, подтвержденной документами, которыми могут быть договор, акт выполненных работ, накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, письмо, приказ и тому подобное.
Для заполнения платежного поручения необходимо знать следующую информацию о получателе: наименование получателя и его код, название банка, его местонахождение и код (МФО), номер счета получателя. О себе плательщик записывает аналогичные данные.
Выписаны платежные поручения нумеруют порядковым номером с начала года и регистрируют в журнале.
Факт списания денежных средств со счета плательщика документально оформляется мемориальным ордером:
- частичной оплаты расчетных документов;
- документального подтверждения операций по перечислению с банковских счетов в пользу клиентов-получателей, внесенных в кассу банка средств;
- перечисление средств, зачисленных на счет "Кредитовые суммы до выяснения";
- перечисление банком средств для принятия мер по исполнению решения (постановления) суда;
- исполнение банком платежных поручений плательщика в произвольной форме;
- перечисление банком денежных средств при закрытии аккредитива. Платежные вимогидоручення могут применяться в
расчетах всеми участниками безналичных расчетов. Платежное требование-поручение - расчетный документ, содержащий требование получателя непосредственно к плательщику уплатить сумму денег и поручение плательщика банку, который его обслуживает, осуществить перевод определенной плательщиком суммы денег со своего счета на счет получателя. Этот документ состоит из двух частей:
1) верхней - требования получателя непосредственно к плательщику об уплате определенной суммы средств;
2) нижней - поручение плательщика обслуживающему банку о списании со своего счета определенной им суммы средств и перечисление ее на счет получателя.
Верхняя часть требования-поручения оформляется получателем средств и передается непосредственно плательщику не менее чем в двух экземплярах. Доставку требований-поручений к плательщику может осуществлять банк получателя через банк плательщика на договорных условиях. В случае согласия оплатить требование-поручение плательщик заполняет ее нижнюю часть и подает в банк, который его обслуживает.
Банк плательщика принимает требование-поручение от плательщика в течение 20 календарных дней с даты оформления ее получателем.
Принудительное списание средств со счетов банки осуществляют на основании решения суда по платежным требованиям.
Платежное требование - расчетный документ, содержащий требование взыскателя или при договорном списании получателя к обслуживающему плательщика банку осуществить без согласования с плательщиком перевод определенной суммы денег со счета плательщика на счет получателя.
Мемориальный ордер - расчетный документ, который составляется по инициативе банка для оформления операций по списанию средств со счета плательщика, внутрибанковских операций в соответствии с Законом Украины "О платежные системы и пересказ средств в Украине" и нормативно-правовых актов Национального банка Украины.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Украины денежные средства могут быть списаны со счета клиента без его распоряжения на основании решения суда, а также в случаях, установленных договором между банком и клиентом. Принудительное списание средств со счетов плательщиков инициируют взыскатели на основании исполнительных документов, выданных судами. Для принудительного списания средств взыскатель оформляет не менее чем в трех экземплярах платежное требование.
Субъекты хозяйствования при заключении договоров могут предусматривать право получателя на договорное списание средств со счета плательщика по его поручению. Такое право у получателя возникает при наступлении срока платежа, указанного в договоре, или при неуплате в определенный договором срок.
Перечисление средств при договорном списании банк проводит по поручению получателя на основании платежных требований.
Расчеты чеками осуществляют между юридическими лицами, а также физическими и юридическими лицами. Расчетный чек является письменным распоряжением чекодателя банку, который ведет его счет, оплатить чекотримачу указанную в чеке сумму.
Чековые книжки с бланками чеков банки выдают юридическим и физическим лицам, которым открыты счета в банках. Срок действия чековой книжки - один год, а расчетного чека, который выдается для разового расчета физическому лицу - три месяца. Чек из чековой книжки предъявляется к оплате в банк чекодержателя (предприятие, которое является получателем средств по чеку) в течение десяти календарных дней.
Для получения чековой книжки предприятие подает в банк заявление по установленной форме, а также платежное поручение для депонирования средств на отдельном счете чекодателя - юридического или физического лица, которое осуществляет платеж с помощью чека и подписывает его. При выдаче чековой книжки банк отмечает в ней лимит - предельная сумма платежа.
Чекодатель регистрирует выданные чеки на специально отведенных страницах в конце чековой книжки, где указывает: дату выписки, номер чека, кому выдан чек и на какую сумму, остаток лимита по чековой книжке.
Чекотримач сдает в банк чеки вместе с тремя экземплярами реестра чеков, если счета чекодателя и чекотримача открыты в одном банке, и в четырех экземплярах - если счета открыты в разных банках. Если чекодатель и чекотримач обслуживаются в одном банке, то после проверки правильности составления чеков и реестра банк зачисляет средства на счет чекотримача на основании реестра чеков и оставляет у себя первый экземпляр этого реестра. Если клиенты обслуживаются разными банками, то банк чекодержателя второй и третий экземпляры реестра инкассирует в банк-эмитент, который списывает средства с чекодателя и после этого обслуживающий банк зачисляет их чекотримачу.
Аккредитив является денежным обязательством банка, которое выдается им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив, может произвести платежи поставщику или предоставить полномочия другому банку осуществлять такие платежи на условиях предъявления документов, предусмотренных в аккредитиве. Аккредитив открывает плательщик (покупатель). Для этого он подает в свой банк (банк-эмитент) заявление не менее чем в трех экземплярах. Аккредитив открывается на соответствующий срок. Оплата поставщику осуществляется через аккредитив после отгрузки товаров и предъявления платежных документов согласно условием реализации аккредитива. Следовательно, оплата через аккредитив гарантирует поставщику (бенефициару) своевременное поступления денег за отгруженные товары. Аккредитивы бывают отзывные и безотзывные, что должно быть указано на каждом аккредитиве. Если такого указания нет, то аккредитив является безотзывным.
Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с бенефициаром (юридическое лицо, в пользу которого выставлен аккредитив).
Безотзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован только с согласия бенефициара, в пользу которого был открыт аккредитив.
Аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре.
Для получения денег по аккредитиву после отгрузки продукции, выполнения работ или услуг бенефициар подает реестр документов, как правило, в четырех экземплярах и предусмотренные условиями аккредитива документы исполняющему банку, который их тщательно проверяет и осуществляет платеж.
Применение аккредитивной формы расчетов осуществляется согласно Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов Международной торговой палаты от 1993 г. №500.
Денежный (циркулярный) аккредитив - аккредитив, выплата по которому производится без предоставления коммерческих документов.
Документарный (товарный) аккредитив - аккредитив, выплата по которому производится с предоставлением коммерческих документов, которыми является коммерческий счет, полный комплект чистых долговых коносаментов или дубликатов международной авиационной, автомобильной железнодорожной накладной или почтовой квитанции, страховой полис и другие документы.
Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то проверяется наличие акцептного надписи на реестрах документов или на товарно-транспортных документах такого содержания: "Акцептован за счет аккредитива от (дата) № уполномоченным (наименование организации покупателя)". Ставится подпись уполномоченного и дата.
Уполномоченный покупателя должен представить исполняющему банку паспорт или другой документ, Его заменяющий, образец подписи (заполняется в банке на кварточці образцов подписей), командировочное удостоверение или доверенность, выданные организацией, открывшей аккредитив.
Аккредитив закрывается исполняющим банком:
а) после окончания срока действия аккредитива;
б) по инициативе заявителя о прекращении действия отзывного аккредитива до истечения его срока.
Неиспользованная сумма перечисляется банку-эмитенту для зачисления на счет, с которого депонувались средства.
в Последнее время получила распространение форма безналичных расчетов с применением платежных банковских карт.
Общие требования Национального банка Украины относительно осуществления банками эмиссии платежных карточек, а также порядок расчетов с их использованием определен Положением о порядке эмиссии платежных карточек и осуществления операций с их применением, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 19 апреля 2005 г. № 137.
Платежная карточка - специальное платежное средство в виде эмитированной в установленном законодательством порядке пластиковой или другого вида карточки, используемой для инициирования перевода денег со счета плательщика или с соответствующего счета банка с целью оплаты стоимости товаров и услуг, перечисления денег со своих счетов на счета других лиц, получения денег в наличной форме в кассах банков, пунктах обмена иностранной валюты уполномоченных банков и через банковские автоматы, а также осуществления других операций, предусмотренных соответствующим договором.
Физические и юридические лица могут проводить расчеты за продукцию, товары, работы, услуги путем применения платежных карточек.
Первичными документами, подтверждающими расчеты по операциям с использованием платежных карт, является квитанция торгового терминала, чек банкомата, чек кассового аппарата, выписка с карточного счета.
Физические и юридические лица применяют платежные карточки согласно условиям договора с банком - эмитентом карточек как средство для безналичной оплаты за товары (услуги) на предприятиях торговли (услуг), для перечисления средств со своих картсчетов на счета других лиц, для оплаты за товары (услуги), покупка (получение) которых осуществляется в системах электронной коммерции, а также как средство для получения наличности в кассах банков (учреждений банков, пунктах обмена иностранной валюты уполномоченных банков и через банкоматы.
Во внешнеэкономической деятельности применяются расчеты инкассовыми поручениями (распоряжениями). При расчетах по инкассо банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению платежа от плательщика. Инкассовое поручение может быть оформлено платежным требованием, расчетным чеком и другими расчетными документами. Различают два типа инкассо:
1) чистое инкассо - инкассо финансовых документов, в частности, векселей, чеков, которые не сопровождаются коммерческими документами;
2) документарное инкассо - инкассовые операции осуществляются с финансовыми и коммерческими документами, которые включают коммерческий счет, полный комплект чистых долговых коносаментов, страховой полис, сертификат происхождения, дубликат железнодорожной накладной, упаковочный лист, весовой лист, грузовую таможенную декларацию, почтовую квитанцию, авиационную накладную и другие документы.
Форма расчетов "инкассо" более выгодна покупателю, который оплачивает товар и одновременно его получает. Для продавца есть риск невыкупа товарных документов после отправления товаров импортеру.
Форму расчетов векселями рассмотрены в пункте 4.10.
условия возникновения взаимных обязательств между должниками и кредиторами возможная форма безналичных расчетов путем зачета взаимной задолженности. В таком случае составляется акт сверки взаимных задолженностей, после чего на сумму встречных требований производится взаимозачет.
Предприятия могут производить расчеты путем периодического зачета взаимных задолженностей, о чем указывают в договорах.
Система безналичных расчетов (за проданные товары, ценные бумаги, оказанные услуги), основанной на приеме банками взаимных платежных требований и обязательств сторон, участвующих в расчетах, называется клиринг (англ. clearing, от clear - очищать, вносить ясность).
Погашение долговых обязательств, возникших между двумя сторонами как за реализованную продукцию (товары, работы, услуги), так и от иной деятельности, может осуществляться третьей стороной по взаимному согласию всех сторон.
Для учета расчетов с разными дебиторами, покупателями и заказчиками, подотчетными лицами применяется журнал lift 8. В сельскохозяйственных предприятиях учет расчетов с подотчетными лицами отражается в журнале-ордере № ЗА с.г., разными дебиторами - в журнале-ордере № ЗБ с.г., покупателями и заказчиками в журнале-ордере № 6 сек.г.
Виды безналичных расчетов
По смыслу ст. 1088 ГК (ст. 341 ГК, пункты 1.4, 1.13 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте) при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты с применением платежных поручений, аккредитивов, расчетных чеков (чеков), расчеты за инкассо, а также другие расчеты, предусмотренные законом, банковскими правилами и обычаями делового оборота. Также допускается использование банковских платежных карточек, векселей и других платежных инструментов.
По платежному поручению банк обязуется по доверенности плательщика за счет денежных средств, которые размещены на его счете в этом банка, пересказать определенную денежную сумму на счет определенного плательщиком лица (получателя) в этом или в ином банке в срок, установленный законом или банковскими правилами, если другой срок не предусмотрен договором или обычаями делового оборота (ч. 1 ст. 1089 ГК). Платежное поручение плательщика принимается банком к выполнению при условии, что сумма платежного поручения не превышает суммы денежных средств на счете плательщика, если иное не установлено договором между плательщиком и банком.
Банк, принявший платежное поручение плательщика, должен перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя для ее зачисления на счет лица, определенной в платежном поручении. Для выполнения перевода денежных средств на счет, определенный в поручении клиента, банк имеет право привлечь другой банк (исполняющий банк).
Банк должен немедленно информировать плательщика на его требование о выполнении платежного поручения. Порядок оформления и требования к содержанию сообщения о выполнении банком платежного поручения устанавливаются законом, банковскими правилами или договором между банком и плательщиком.
В случае расчетов за аккредитивом банк (банк-эмитент) по поручению клиента (плательщика) - заявителя аккредитива и согласно его указаниям или от своего имени обязуется провести платеж на условиях, определенных аккредитивом, или поручает другому (исполняющему) банку осуществить этот платеж в пользу получателя денежных средств или определенного им лица - бенефициара (ч. 1 ст. 1093 ГК).
По уровню обеспечения выделяются покрытые и непокрытые аккредитивы. В случае открытия покрытого аккредитива при его открытии бронируются денежные средства плательщика на отдельном счете в банке-эмитенте или исполняющем банке. В случае открытия непокрытого аккредитива банк-эмитент гарантирует оплату по аккредитиву при временном отсутствии средств на счете плательщика за счет банковского кредита.
По характеру обязательств участников отношений по исполнению аккредитива выделяются отзывные и безотзывные аккредитивы.
Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом в любое время без предварительного уведомления получателя денежных средств. Отзыв аккредитива не создает обязательств банка-эмитента перед получателем денежных средств. Исполняющий банк должен осуществить платеж или иные операции по отзывающим аккредитиву, если к моменту их осуществления им не получены сообщения об изменении условий или аннулирования аккредитива.
Безотзывный аккредитив может быть аннулирован или его условия могут быть изменены лишь по согласию на это получателя денежных средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив путем принятия дополнительно к обязательству банка-эмитента обязательства провести платеж согласно условиям аккредитива. Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или аннулирован без согласия исполняющего банка.
Для выполнения аккредитива получатель денежных средств подает в исполняющий банк документы, предусмотренные условиями аккредитива, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. В случае нарушения хотя бы одного из этих условий исполнение аккредитива не производится.
Если исполняющий банк отказывает в принятии документов, которые за внешними признаками не отвечают условиям аккредитива, он должен немедленно сообщить об этом получателя денежных средств и банк-эмитент с определением причин отказа.
Если банк-эмитент, получив принятые исполняющим банком документы, считает, что они не отвечают за внешними признаками условиям аккредитива, он вправе отказаться от их принятия и потребовать от исполняющего банка сумму, уплаченную получателю денежных средств с нарушением условий аккредитива.
Согласно ст. 1098 ГК аккредитив закрывается в случае:
1) истечения срока действия аккредитива;
2) отказа получателя денежных средств вич использования аккредитива до истечения срока его действия, если это предусмотрено условиями аккредитива;
3) полного или частичного отзыва аккредитива плательщиком, если такой отзыв предусмотрено условиями аккредитива.
О закрытии аккредитива исполняющий банк сообщает банк-эмитент.
Исполняющий банк одновременно с закрытием аккредитива немедленно возвращает банку-эмитенту неиспользованную сумму покрытого аккредитива. Банк-эмитент должен зачислить возвращенные суммы на счет плательщика.
В случае расчетов за инкассовыми поручениями (инкассо) банк (банк-эмитент) по доверенности клиента осуществляет за счет клиента действия относительно получения от плательщика платежа и (или) акцепта платежа (ч. 1 ст. 1099 ГК). Банк-эмитент, получивший инкассовое поручение, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).
В случае отсутствия любого документа или несоответствия документов за внешними признаками инкассовому поручению исполняющий банк должен немедленно сообщить об этом клиента. В случае неустранения указанных недостатков банк возвращает документы без исполнения.
Документы, подлежащие оплате при их представлении, исполняющий банк обязан подать в платеж немедленно с получением инкассового поручения. Если документы подлежат оплате в другой срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика подать документы для акцепта немедленно с получением инкассового поручения, а требование платежа должен осуществить не позже, чем днем наступления срока платежа, определенного в документе.
Полученные (инкассированные) суммы немедленно передаются исполняющим банком в распоряжение банка-эмитента, который должен зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк имеет право отсчитать из инкассированных сумм надлежащие ему плату и возмещение расходов и (или) расходов.
Если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк должен немедленно сообщить банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта. Банк-эмитент должен немедленно сообщить об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий.
В случае неполучения указаний относительно дальнейших действий в срок, установленный банковскими правилами, а если он не установлен, - в умный срок исполняющий банк имеет право возвратить документы банку-эмитенту.
Расчетным чеком (чеком) является документ, содержащий ничем не обусловленное письменное распоряжение собственника счета (чекодателя) банка перевести указанную в чеке денежную сумму получателю (чекодержателю) (ч. 1 ст. 1102 ГК). Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан.
Плательщиком за чеком может быть лишь банк, в котором чекодатель имеет денежные средства на счете, которыми он может распоряжаться. Учитывая это ст. 1103 ГК предусматривает, что чек оплачивается за счет денежных средств чекодателя.
Представление чека в банк чекодержателя на инкассо для получения платежа считается представлением чека к платежу. Зачисление средств за инкассированным чеком на счет чекодержателя производится после получения платежа от плательщика, если иное не предусмотрено договором между чекодержателем и банком.
90. Договор о совместной деятельности: понятие, характеристика, стороны, форма, исполнение, прекращение договора.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 254.