БИЛЕТ № 36
Асаны на раскрытие грудного отдела.
Боли в грудном отделе позвоночника;
Йога-терапия при остеохондрозе;
Тадасана с прогибом — раскрытие грудного отдела;
Вирабхадрасана и Бхуджангасана — комплексное воздействие на позвоночник.
Статическая и динамическая нагрузки позволены при любом остеохондрозе:
шейном; шейно-грудном; грудном; поясничном.
Вирасана – Поза героя.
Вирабхадрасана
Вирабхадрасана 2
Уттхита Триконасана – поза вытянутого треугольника
Паривритта Триконасана- поза развернутого треугольника
Уттхтта Паршвоттанасана – поза вытянутого бокового угла
Паривритта Паршвоттанасана – перевернутая поза растянутого бока
Шалабхасана –поза саранчи
Матьясана - Поза рыбы («матсия» - «рыба», «асана» – «положение тела
Сету Бандхасана – поза моста
Бхуджангасана – Поза Кобры
Урдхва Мукха Шванасана – Собака Мордой Вверх
Бхекасана – Поза Лягушки
Супта Вирасана- поза героя лежа
Уштрасана – Поза Верблюда
10. Урдхва Дханурасана – Поза Лука (подготовка)
Урдхва Дханурасана – Поза Лука
Прогиб на стуле
2. Перевёрнутые асаны. Характеристика. Место при построении тренировочных последовательностей. Классификация внутр. группы. Противопоказания. Положительное воздействие.
Особая группа асан, связанная с их пространственным положением.Внутри этой группы, как и в асанах стоя, могут быть ярко выражены балансы, сгибания, прогибы. Эти асаны характеризует то, что уровень головы находится ниже уровня грудной клетки, грудная клетка ниже уровня таза, а уровень ног выше уровня таза или чуть ниже.Существуют также полуперевернутые асаны(соб морд вниз), или наклоны вперед-вниз(тоже полупереверн). Это мощные стимулирующие асаны относительно положения к земле и центру тяжести. Нет перевернутых асан, чтобы не действовали на органы, в этом их сила, но и опасность для людей, которым они противопоказаны.
Воздействие на психологическом уровне – умение принять необходимую ситуацию, победить страх, взглянуть на ситуацию с противоположной стороны.
Перевернутые позы в йоге воздействуют на нас не только физически, но и более тонко — на уровне ума и эмоций. Одной из полезных особенностей перевернутых поз замедление процесса старения организма, поэтому подобные асаны являются, в большинстве своем, неотъемлемой частью любой практики йоги (естественно, с учетом возможных противопоказаний).
Механика перевернутых поз
Принцип действия подобных поз йоги заключается в обращении гравитационного воздействия на организм. «Простое» обращение действия земного притяжения на наше тело влечет за собой гигантские позитивные изменения в нашем организме, как на грубом, так и на тонком, энергетическом уровне.
В перевернутом положении тела, все, что «тянулось» к ногам, теперь «движется» в обратном направлении — к голове. На физическом уровне асана оживляет кровоснабжение, и многие органы омываются свежей кровью, получают свежее питание. На эмоциональном уровне, перевернутая поза, при регулярной практике, позволяет «перевернуть» некоторые психологические паттерны или модели поведения, наши представления и реакции на людей и события, посмотреть на все с новой стороны, свежим взглядом.
Эти позы йоги укрепляют здоровье, уменьшают беспокойство, делают нас более устойчивыми к стрессу. Еще они увеличивают уверенность в себе, концентрацию, а также работоспособность.
Перевернутое положение тела обеспечивает больший приток свежей крови к органам, расположенным ниже диафрагмы ( ниже сердца).
Прежде всего, дополнительное питание получает мозг. При обычном положении тела, кровь поступает в мозг, преодолевая силу тяжести; при малоподвижном образе жизни, ей еще приходится «справляться» со слабостью и зашлакованностью кровеносных сосудодов
Правильное выполнение перевернутых асан обеспечивает обильное поступление свежей крови в мозг без необходимости преодолевать силу земного притяжения, что не только приводит к улучшению кровоснабжения и питания клеток мозга, но и помогает сосудам очищаться от шлаков и быстрее восстанавливаться.
В мозгу находится гипофиз, отвечающий за регуляцию эндокринной системы. Улучшение кровоснабжения положительно сказывается на его работе, что выражается в нормализации всей гормональной системы организма, и, соответственно, в устранении и облегчении всех связанных с этой системой заболеваний.
При сидячем образе жизни, в нижних конечностях ухудшается кровоснабжение, обменные процессы замедляются, в результате чего продукты жизнедеятельности клеток выводятся неэффективно, и накапливаются шлаки. В ногах начинает ощущаться тяжесть, они быстрее устают, кровеносные сосуды слабеют, а далее варикозное расширения вен, проблемы с суставами.
У органов брюшной полости застойные явления ввиду ухудшения кровоснабжения.
Ширшасана и Сарвангасана, позволяют свежей крови «омывать» органы брюшной полости, тем самым улучшая их работу. Это выражается в нормализации пищеварения, более эффективном выведении токсинов из организма. Все органы и системы начинают работать в нормальном режиме.
Перевернутые позы благотворно воздействуют на дыхание: оно становится медленнее и глубже. При сидячем образе жизни мы привыкаем дышать неправильно, т.е. мы не используем весь объем легких, а зачастую, только верхнюю и среднюю часть. При этом брюшная часть — самая большая, и при брюшном дыхании еще происходит «массаж» органов брюшной полости.
Перевернутое положение тела провоцирует брюшное дыхание, что улучшает кислородный обмен в легких: кровь обогащается кислородом, и лучше выводится углекислый газ. В результате этого происходит усиление метаболизма, что ведет к таким «забавным» явлениям, как более быстрое заживление ран, быстрое восстановление, крепкий сон, более легкое усвоение пищи, а также быстрее начинают расти волосы и ногти.
Другие, менее очевидные, положительные эффекты от практики перевернутых асан включают в себя:
Улучшение зрения и здоровья глаз.
Улучшение слуха.
Возможное предотвращение выпадения волос.
Отдаление появления седых волос.
Улучшение цвета кожи (особенно лица).
Нормализация веса.
Более тонкое воздействие перевернутых поз
Согласно философии йоги, в теле есть два интересных энергетических центра: 1) Бинду или Лунный центр, находящийся примерно на уровне области межбровья, и 2) Солнечный центр, находящийся в районе Манипура чакры (в области солнечного сплетения).
Говорится, что из Лунного центра в Солнечный капает «нектар», где он сгорает, в результате чего человеческое тело постепенно угасает, т.е. стареет. Благодаря перевернутому положению тела, этот нектар сохраняется, продлевая жизнь.
При выполнении перевернутых поз, течение праны в теле уравновешивается, то положительно сказывается на энергетическом обмене в органах и тканях.
Еще одним интересным эффектом от практики обратных поз йоги является сублимация сексуальной энергии, ее трансформация и перенаправление в высшие энергетические центры — чакры. Это замедляет процесс старения, во-вторых, перенаправляет энергию в другое, возможно, более полезное русло, например, вместо ее растраты на сексуальные фантазии направляет ее на творчество, на достижение поставленных целей, на личную эффективность, на самоосознание.
Замечания к практике перевернутых асан
Не практикуйте перевернутые позы после еды; должно пройти хотя бы три часа после еды.
Не рекомендуется после энергичных упражнений — лучше подождите полчаса, чтобы из крови ушли продукты мышечного метаболизма.
Всегда занимайтесь на коврике для йоги, либо на сложенном одеяле — толщина должна быть достаточной для того, чтобы не было излишнего давления на шейные позвонки. НО: это одеяло или коврик не должны быть слишком мягкими, т.к. это тоже может оказать неблагоприятное влияние на позвоночник. Поэтому никогда не занимайтесь на мягком матрасе, воздушном матрасе или на матрасе с пружинами.
Начинающим следует задерживаться в перевернутых позах лишь на несколько секунд (речь идет о конечном положении). Продолжительность пребывания в асане можно постепенно увеличивать, но делать это нужно только тогда, когда поза будет выполняться без усилий.
После выполнения любой перевернутой позы необходимо выполнять Шавасану, пока дыхание и сердцебиение не придут в норму. После этого можно выполнить подходящую контр-позу.
Не практикуйте вблизи мебели или чего-либо, что может встать на пути вашего свободного падения на пол. Если вы все же не удержали равновесие, то при падении вперед или назад, старайтесь подставить ноги, чтобы избежать удара позвоночника. Во время падения тело должно быть полностью расслабленным. Если после падения вы чувствуете некоторый дискомфорт, прекратите практику, и просто полежите спокойно.
Перевернутые позы в йоге: противопоказания
Высокое кровяное давление, болезни позвоночника, особенно выпадение межпозвоночного диска или его грыжа, загрязнение крови , (например, какая-либо интоксикация) — сначала устраните проблему, иначе подобные асаны только разнесут «грязь» по всему телу, беременность, месячные.
При менструациях энергия в теле движется по направлению вниз, а перевернутые позы нарушают, в данном случае, это естественное движение энергии.
Другая причина состоит в том, что при этих позах матка, наполненная кровью во время месячных, оказывается сверху, над головой, что может привести к растяжению широких связок матки.
С точки зрения Аюрведы — древнеиндийской медицинской науки, принципы которой тесно перекликаются с йогой — во время месячных в теле женщины возрастает жар, поэтому и практика йоги должна быть направлена на успокоение и «охлаждение» в этот период. Перевернутые позы же, напротив, обычно увеличивают энергию и телесный жар.
Лучше в это время выполнять такие позы, как Супта Баддха Конасана, Матсьясана, Супта Вирасана, Пашчимоттанасана, Джану Ширшасана — эти позы увеличивают пространство между грудной клеткой и органами брюшной полости, а также оказывают успокаивающее воздействие на весь организм.
3. Строение биополя — перечислить тонкие тела и их особенности.
Питание эфирного тела обеспечивается питанием физического тела и отдыхом. Правильное его состояние отвечает за благополучие человека. Отдыху нужно уделять столько же внимания, сколько и труду, чтобы была гармония эфирного плана. Задача астрального тела – усиливать сигналы, идущие от души человека и наоборот внешние сигналы ослаблять. Это проводник, регулятор эмоций и желаний. Для того, чтобы оно правильно работало, свои эмоции необходимо регулировать в соответсвии с текущими делами и задачами дня.
Что делать, если возникают сильные эмоции, такие как ненависть, обида, зависть, гнев? В идеале такие эмоции вообще не нужно допускать. Для того и дан ментальный план, чтобы с помощью мысли осмыслить, осознать, дать самооценку, исходя из ответственности за своё будущее. Астральное тело питается регулированием эмоций, а не их проявлением.
Ментальное тело – проводник мысли.. Система питания требует внимания за качеством и чистотой мысли. Если человек думает только о материальных благах, не настроен на раскрытие своего творческого потенциала, раскрытие в себе духовных качеств, его ментальное тело искажается, вместо ментального тела возникает структура, похожая на кисельную медузу. Такой человек не может реализовать заложенные в него творческие возможности.
Тело причин – связь между телами материальными и телами духовными.Тело Причин ещё называют каузальным. Для того, чтобы оно было в норме, необходим постоянный и принципиальный контроль за событиями жизни, за своми поступками и делами. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».
Будхиальное тело. Должна быть сформирована система главных пинципов и ценностей. Принципы: польза, тайна, свобода воли, Со-творчество.
Нирваническое тело. Развивается при очищении и гармонизации низших тел.
Все тела человека, кроме буддического и нирванического, требуют чистки.
4. Асаны, вопросы по таблице.
БИЛЕТ № 37
Последовательностей.
Асаны стоя.
Врикшасана, Ардха Чандрасана, Натараджасана, Гарудасана, Уттхита Хаста Падангуштхасана, Вирабхадрасана 3 и другие.
Даже относительно простые позы, такие как Врикшасана (поза дерева) и Вирабхадрасана 3 (поза Война 3) зачастую даются с трудом и требуют полной концентрации внимания, успокоения дыхания, мыслей и эмоциональных колебаний. И даже если нам уже без труда технически удается стоять в таком балансе и мы чувствуем физическую уверенность, необходимо идти дальше в понимании сути асаны – к осознанию того, для чего мы стоим со сплетенными ногами и руками. Стоя на одной ноге, мы вначале осознаем, что баланс строится не сам по себе, а за счет постоянной работы ума и контроля за дыханием и мышцами. Чтобы удержаться неподвижно в той или иной позе, необходима непрерывная внутренняя работа на удержание равновесия и непоколебимая бдительность – эффект присутствия в настоящем моменте. Постепенно этот вид сосредоточения сказывается и на внутреннем состоянии: мы поднимаемся на шестую ступень Аштанга-йоги (восьмиступенчатая модель Патанджали) – осваиваем дхарану, и мысли перестают хаотично метаться, ум сосредотачивается на объекте концентрации и заостряется по направлению дыхания и взгляда – «дришти». Баланс дает нам состояние хладнокровия и здравомыслия, когда мы сбалансированы, мы выравниваем центр тяжести нашего тела с гравитационным полем Земли. В буквальном смысле - приводим себя в физическое равновесие с фундаментальной силой природы. Существует что-то однозначно неприятное в потере баланса, как на коврике, так и в жизни. Оно выходит за рамки ума, и превращается в инстинктивный страх падения и удара прямо по нашему эго. В конце концов, в жизни мы редко падаем на землю, и чтобы не «выглядеть глупо» люди подставляют вторую ногу, как только чувствуют неуверенность в себе. Таким образом, даже такое простое действие как удержание равновесия на одной ноге может сводить человека с ума, в прямом смысле этого слова. Наш внутренний критик управляет нашим умом в моменты, когда мы колышемся в позе Дерева, как истинная «березка на ветру»:
«Что с тобой? Ты же в состоянии сделать это! Вчера ты стоял уверенней! ". Ситуация усугубляется, если мы находимся в зале в окружении группы, ведь для человеческого эго, потеря баланса может навлечь чувство отторжения, унижения и даже гнева. Но, по своему опыту, могу вас заверить, когда ученик теряет баланс – он сильно переживает по этому поводу, но еще больше бунтует ум преподавателя, когда на него направлены двадцать глаз, и десять ног в Уттхита Хаста Падангуштхасане, отчего его собственное равновесие как физическое, так и психическое оказывается под угрозой. J Но, осознание причин своего состояния, принятие себя в конкретный момент времени и не слишком серьезное отношение к своей персоне - вот ключи к полезной, позитивной и неразрушающей практике, а также противоядие для ума и нашего эго, которое не любит терять контроль над ситуацией, особенно в присутствии других людей.
Таким образом, балансовые асаны, несмотря на некоторые препятствия, дают так много преимуществ, из-за которых стоит ежедневно включать их в свою личную практику.
Выравнивание: Физика баланса
Три основных элемента любого баланса - это выравнивание, энергия и внимание. Понимание элементарных законов физики и выравнивание центра тяжести своего тела относительно гравитации имеет решающее значение: это делает баланс физически возможным. Энергия дает нам возможность создавать, направлять, проводить и отстраивать любую позу за счет управления энергетическими потоками в нашем теле. И, наконец, внимание или концентрация помогает постоянно наблюдать и осознавать себя в пространстве, отслеживать мысли и замыкать энергию в теле, не расточая ее через разрушительные эмоции.
Ноги играют немаловажную роль в отстройке любой вертикальной асаны. Активно стремясь «врасти» в пол, и метафорично «пустить корни», мы ощущаем силу в ногах и стремимся, словно дерево, ввысь, подтягивая коленную чашечку, таким образом, поднимая энергию выше от земли к верхним центрам – кроне нашего дерева. В стопах существует множество мышц, которые амортизируют неровности земли, по которой мы ходим. К сожалению, в связи с природными и климатическими условиями нам нечасто удается ощутить пользу от хождения босиком по чистой земле, и освободить свои стопы от тесной обуви. Поэтому во время занятия лучше заниматься босиком и во время статических поз на баланс расправлять пальцы ног, увеличивая площадь опоры. Важно распределять вес по всей стопе, чувствуя стабильность в разных ее частях - подушечки под большими пальцами, центр пятки, и внешние края стоп. Для тех, кто ездит в общественном транспорте в час пик – такая «фундаментальная» практика помогает идеально устоять при колебаниях пространства и разнообразных мыслеформ, витающих в салоне автобуса или вагоне метро.
Помочь почувствовать центр тяжести и выровнять позицию в асане могут также и наши руки, ведь очевидно, что колебания из стороны в сторону могут быть вызваны нестабильным положением рук или даже пальцев. Грамотным шагом будет использовать их в качестве инструмента для поиска равновесия – сложив ладони в намасте перед грудью, а затем, подняв над головой во Врикшасане, или соединив указательный и большой палец в джняна-мудру, если рука отведена в сторону, замкнув тем самым энергию внутри тела.
Балансы на руках.
Мы подошли ко второму блоку асан, и в данной части статьи рассмотрим группу балансовых асан для начинающих, которые являются настоящим испытанием для практиков, делающих "первые шаги" в йоге. В эту категорию входят следующие асаны: Бакасана, Аштавакрасана, Бхуджа Пидасана, Титибхасана, Адхо Мукха Врикшасана, Эка Пада Галавасана, Вишвамитрасана и более продвинутые асаны: Випарита Чакрасана, Экапада Бакасана и Эка Пада Каундиньясана эти балансы на руках, порой, создают препятствия даже для опытных практикующих. И это далеко не полный список асан, позволяющих контролировать свой ум и тело в непривычных для него позициях, когда вес тела переходит полностью в руки.
Основной физический принцип любых балансов на руках заключается в том, что положение тела и фиксация его пространстве поддерживается не за счет силы отдельных мышц, а за счет слаженной работы всего тела. Чтобы освоить простые и сложные балансы, необходимо осознанно и внимательно слушать свое тело и подключать все мышцы и суставы, использовать бандхи и правильное дыхание.
Безусловно, мышцы рук должны быть в меру крепкими, но их работа будет не эффективной без использования мышц спины и пресса, а также подвижности и раскрепощенности суставов. Некоторые положения действительно сложны для начинающих практиков, так как требуют сочетания хорошей гибкости и силы. Поэтому важно постепенное введение балансов на руках в свою практику и тщательная предварительная подготовка – разогревающие комплексы и укрепление мышц рук, спины и брюшной полости статическими асанами (идеальный вариант - Чатуранга дандасана) и динамическими виньясами. Важно помнить, что результат приходит с постоянной практикой и достичь его можно лишь благодаря планомерному прикладыванию усилий и принятию своих возможностей на сегодняшний момент.
Разумеется, освоение балансов требует времени и усилий, но если человек задается целью, то преимущества от таких асан действительно велики. Помимо физических «бонусов» (укрепляют руки, плечи, грудную клетку, мышцы брюшного пресса и спины), они также развивают гибкость не только тела, но и ума, расширяя границы познания себя и своих возможностей. Осваивая то, что раньше казалось невозможным, мы оттачиваем концентрацию внимания, выходим из зоны своего комфорта и развиваем силу воли, преодолевая внутренние препятствия и освобождая жизненную энергию.
Главная преграда на пути не только практика йоги, но и любого человека – это ум.
«Я не смогу», «Это не для меня» – каждый из нас может вспомнить ситуации, когда мы сразу отказывались от непривычного предложения или возможности, даже не пытаясь что-то предпринять, потому что заранее были уверены в неудаче.
«Поймать» этот загадочный баланс на коврике – это половина успеха, важно то, какие уроки мы выносим из зала в нашу повседневную жизнь, какие взгляды переоцениваем после практики. Йога требует дисциплины тела и постоянства ума. Выполнив 108 циклов Сурья Намаскар, забываешь о собственной жадности и неудовлетворенности. Где-то 50-ая уттанасана заставляет подумать о смирении, а 30-ая Чатуранга дандасана принять возможности собственного тела и не пытаться бороться со своим Эго, глядя на крепкого соседа по коврику. «Выполняй свою практику и все придет», — говорил Паттабхи Джойс. Ведь если сто семь раз взять вилку левой рукой, в сто восьмой раз левая рука сама потянется к вилке.
Безусловно, конституция, как и карма каждого человека сугубо индивидуальна, поэтому для одного позы на баланс даются сравнительно легко, а у кого-то они вызывают трудности как на физическом, так и на ментально-эмоциональном уровне. Для устранения этих ограничений необходимо комплексно подходить к поиску баланса – использовать комплексы, раскрывающие все тело (например, Сурья Намаскар), а также стабилизирующие и «эго-понижающие» практики, такие как простирания, пранаямы, медитации и мантры. Как мы знаем, практика йоги не ограничивается 60 или 90 минутным уроком в зале, но выходит за рамки и пронизывает нашу повседневную жизнь – воспитывая в нас такие качества как терпение, силу духа и сострадание к окружающему миру.
Бхараваджасана. Варианты.
БХАРАДВАДЖАСАНА
Скручивание сидя на коленях
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ
1Сесть в Дандсану, согнуть колени и поместить обе стопы справа от таза (левая нога лежит поверх подошвы правой стопы).
2Вытянуть туловище и позвоночник вверх, развернуть корпус влево, положить правую ладонь на левое бедро.
3С выдохом, толкаясь рукой от бедра развернуть корпус еще сильнее влево и завести кисть под колено.
4С очередным выдохом завести левую руку за спину, и согнув ее в локте, захватить левой кистью правую руку выше локтя.
5С выдохом повернуть голову и шею влево (в другом варианте этого же упражнения голова поворачивается наоборот — вправо).
6Удерживать позу 30 секунд. С каждым выдохом сильнее поворачивать живот, талию, грудную клетку и плечи влево. Затем освободить руки, выпрямить ноги и повторить в другую сторону.
ОТСТРОЙКА
Подошвы стоп направлены к потолку. Одна ягодица упирается в пол, вторая — на весу.
Позвоночник держать по возможности прямо, вытягивая его вверх. Лопатки тяните вниз, чтобы открыть грудную клетку. Плечи развернуты в одну линию с левым бедром.
Шея вытянута, подбородок направлен вниз.
НЕПРАВИЛЬНО
Не отклоняйте корпус в сторону.
КАК ОБЛЕГЧИТЬ
Выполнять Бхарадваджасану у стены.
Если левая рука за спиной не дотягивается до правой, уведите ее как можно дальше назад и поставьте на пол.
Подложите под ягодицу блок.
КАК УГЛУБИТЬ
См. Бхарадваджасана II.
Сесть в Вирасану, положить правую руку на левое колено, завести левую руку дальше назад, с выдохом развернуть корпус влево, помогая себе руками. В последнюю очередь повернуть шею и голову, направив взгляд назад. Выполнить 2—4 дыхательных цикла, затем повторить в другую сторону.
Выполнить такое же скручивание сидя в Падмасане.
ЭФФЕКТ
Бхарадваджрасана относится к позам йоги для начинающих. Это простое скручивание подходит даже людям с малоподвижной спиной, помогая развить гибкость позвоночника.
ПОКАЗАНИЯ
Остеохондроз грудного и поясничного отделов позвоночника, артриты, смещение позвоночных дисков.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Травмы позвоночника. При травмах или заболеваниях коленей выполнять с осторожностью.
Асана названа в честь Бхарадваджы, отца Дроначарьи, который был гуру Кауравов и Пандавов.
БИЛЕТ № 38
Медитативных техник.
Меридианы или энергетические каналы (нади санскр. – канал, трубка, вена, пульс) есть у всех людей, но они могут быть:
неразвиты (неработающие вообще);
закрыты (потоки энергии минимальные);
или открыты до какой-то степени.
Их общее количество, ширина и чистота, как и общее количество чакр, напрямую зависит от уровня духовного развития или образа жизни каждого отдельного человека.
Практически у каждого человека первые три-четыре основные «человеческие» чакры (считая снизу) уже в какой-то мере развиты и уравновешены. Но если человек по какой-то причине начинает активно развивать в себе положительные качества более высоких по иерархии чакр и проявлять их в своей жизни – т.е. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ, в этом случае эти чакры начинают активно формироваться, подтягивая к себе все большие и большие объемы энергии.
Это сразу же приводит к существенному расширению энергетических каналов, которые к ним идут, и, таким образом, каналы с закрытого состояния переходят в открытое – они постепенно расширяются и «учатся» проводить через себя все больше и больше энергии.
Использование более «высоких» чакр – это не только специальные дыхательные, физические или эзотерические практики – практики нужны нам только во вторую очередь, как существенное дополнение. Использование более «высоких» чакр – это, в первую очередь, наработка (введение в привычку) и проявление в своей жизни тех новых качеств, за которые отвечают эти чакры.
Это проявляется как более «правильные», чем на уровне «нижних» чакр, мыслительные установки; как способность управлять своими потребностями и желаниями; как способность без труда уравновешивать свои чувства в самых критических ситуациях. И как следствие – способность делать более правильные поступки в жизни.
То есть, запуская работу более высоких чакр, вы должны реально меняться – вы должны стать немного другими на уровне генерирования энергий.
Если из-за своего низкого уровня духовного развития человек не использует верхние чакры – то есть через качества своего характера не проявляет все соответствующие этим чакрам энергии и Стихии, значит, эти чакры находятся у него в зародышевом или закрытом состоянии и на данный момент практически не работают. Именно поэтому можно сказать, что у всех людей наблюдается разное количество чакр, а соответственно – разное количество полноценно работающих энергетических каналов.
Большинство людей в своей жизни вообще не использует чакры выше солнечного сплетения (манипуры). Это, если можно так выразиться, – «трехчакровые» люди. Но абсолютно у всех людей в матрице энергетического тела (как потенциальная возможность) уже заложены все основные и дополнительные чакры.
В китайских, японских и вьетнамских оздоровительных и боевых системах используются главным образом знания о двенадцати крупных каналах. В индийской литературе чаще всего упоминаются три главных канала, но многие школы йоги работают с двенадцатью каналами.
В древнеславянской системе оздоровления к основным вертикальным каналам добавляются каналы в руки и ноги, но по аналогии с восточной традицией тут также встречаются упоминание о двенадцати «Реках Жизни». А по утверждению древних восточных текстов у человека несколько сотен тысяч энергетических каналов, а если учитывать все самые тончайшие соединения, то их количество не поддается никакому вычислению.
Функция энергетических каналов, как понятно из названия – это перемещение по всем тонким телам всех типов жизненной энергии, а также вывод отработанной энергии. А уже с тонких тел энергия поступает в физическое тело.
Если все каналы «чисты» и достаточно широки, значит, все типы энергий могут свободно перемещаться в достаточном количестве, – и человек здоров. Соответственно, если какие-то каналы забиты или закрыты – у человека возникают те или иные проблемы в психическом, эмоциональном или физическом состоянии.
Что влияет на чистоту и ширину энергетических каналов?
Тут множество факторов, начиная от генетики и физических повреждений, и заканчивая образом жизни человека и специальными практиками – этому посвящены многотомные трактаты индийской йоги и китайской медицины.
Но если мы возьмем обычную стандартную ситуацию – здорового человека с нормальной генетикой и без физических повреждений, то на уровне энергетики на состояние энергетических каналов в первую очередь влияет работа чакральной системы – именно отсюда все начинается.
Конфигурация энергетического тела – а это конкретные способности и возможности, которые заложены в нашей энергетике, зависит только от особенностей работы чакральной системы – от того, ЧТО ОНА УМЕЕТ.
А работа чакральной системы напрямую зависит от работы наших программ – от их набора и силы проявления, и от общей сбалансированности работы чакр.
4. Асаны, вопросы по таблице.
БИЛЕТ № 39
Предметов для отдельных категорий занимающихся. Примеры
Адаптации асан.
Вирабхадрасана I, или поза Воина I, встречается на занятиях йоги нередко, и отчасти из-за такой «популярности» на нее не обращают особого внимания. А зря. У этой «скромной» асаны масса достоинств.
При практике Вирабхадрасаны I ноги становятся сильными и стройными, уменьшаются жировые отложения в области бедер, развивается чувство равновесия. Асана способствует вытяжению и выравниванию тела, работает с тугоподвижностью плеч и шеи, хорошо раскрывает грудную клетку и укрепляет спину.
«Под воздействием Вирабхадрасаны очищаются суставы, низ живота, позвоночник и половые органы. С ее помощью можно избавиться от болей в коленных суставах, а также от болей, связанных с длительным пребыванием в одной позе (сидя или стоя).»~ Шри К. Паттабхи Джойс,
«Йога-Мала»
Человеку, который полюбит позу воина, она ответит взаимностью. Выполнение асаны полезно и на ментальном, и на физическом, и на эмоциональном уровнях. Вирабхадрасана помогает стать сильнее и увереннее. Человек начинает лучше осознавать и ощущать свое тело, «открывает сердце» и развивает мужество.
По легенде асана названа в честь героя Вирабхадры, которого бог Шива создал из своих волос.
Во время Вирабхадрасаны I дыхание должно быть ровным и спокойным, в этом случае нахождение в позе будет комфортным и устойчивым. Однако не стоит пребывать в асане слишком долго, потому что в ней создается нагрузка на сердце.
При выполнении Вирабхадрасаны I инструктор следит за тем, как у занимающихся расположен таз. Он не обязательно всегда перпендикулярен плоскости ног (как, например, в такой упрощенной вариации Вирабхадрасаны I, как положение с наклоненным вперед корпусом и вытянутыми руками, когда вытянутая сзади нога, корпус и руки образуют одну линию), однако обе стороны таза одинаково развернуты (вместе с корпусом) вперед в сагиттальную плоскость.
При этом в «классическом» варианте Вирабхадрасаны I нужно стремиться сгладить поясничный прогиб, а колено впереди стоящей ноги не отклонять от прямой линии в ту или иную сторону и не заводить за стопу, сохраняя прямой угол.
Во время Вирабхадрасаны I следует следить за тем, чтобы:
Согнутое колено образовывало прямой угол
Практикующий, смотря вверх, не запрокидывал шею, не сгибал локти
Обе тазовые кости находились параллельно друг другу и были развернуты вперед
Вытянутая позади нога была сильной и активной, и «не проседала»
Подводящие асаны и вариации
Если Вирабхадрасану I выполнять в «чистом виде» сложно, то следует применить упрощенные варианты. Например:
выстраивать асану, опираясь на стену,
не сгибать колено,
оторвать от пола пятку расположенной сзади ноги,
использовать вариант с постановкой рук на талии.
Внимательно и бережно позу воина стоит выполнять практикующим с высоким кровяным давлением и с нарушениями в работе сердца. Имеющим заболевания сердечно-сосудистой системы, остеохондроз или радикулит рекомендуется практика адаптированных вариантов (их подбирает инструктор с учетом конкретной ситуации). Ослабленным и пожилым людям также следует выполнять позу воина I с осторожностью.
Любая из трех версий Вирабхадрасаны помогает развить в себе качества воина, мужество, решимость и стремление идти к своей цели, не смотря на трудности. Благодаря Вирабхадрасане в человеке открывается источник новых сил и зажигается огонь силы воли.
Техника выполнения
Вирабхадрасана I относится к группе асан стоя.
Вирабхадрасана I, или поза Воина I, встречается на занятиях йоги нередко, и отчасти из-за такой «популярности» на нее не обращают особого внимания. А зря. У этой «скромной» асаны масса достоинств.
При практике Вирабхадрасаны I ноги становятся сильными и стройными, уменьшаются жировые отложения в области бедер, развивается чувство равновесия. Асана способствует вытяжению и выравниванию тела, работает с тугоподвижностью плеч и шеи, хорошо раскрывает грудную клетку и укрепляет спину.
«Под воздействием Вирабхадрасаны очищаются суставы, низ живота, позвоночник и половые органы. С ее помощью можно избавиться от болей в коленных суставах, а также от болей, связанных с длительным пребыванием в одной позе (сидя или стоя).»~ Шри К. Паттабхи Джойс,
«Йога-Мала»
Человеку, который полюбит позу воина, она ответит взаимностью. Выполнение асаны полезно и на ментальном, и на физическом, и на эмоциональном уровнях. Вирабхадрасана помогает стать сильнее и увереннее. Человек начинает лучше осознавать и ощущать свое тело, «открывает сердце» и развивает мужество.
По легенде асана названа в честь героя Вирабхадры, которого бог Шива создал из своих волос.
Во время Вирабхадрасаны I дыхание должно быть ровным и спокойным, в этом случае нахождение в позе будет комфортным и устойчивым. Однако не стоит пребывать в асане слишком долго, потому что в ней создается нагрузка на сердце.
При выполнении Вирабхадрасаны I инструктор следит за тем, как у занимающихся расположен таз. Он не обязательно всегда перпендикулярен плоскости ног (как, например, в такой упрощенной вариации Вирабхадрасаны I, как положение с наклоненным вперед корпусом и вытянутыми руками, когда вытянутая сзади нога, корпус и руки образуют одну линию), однако обе стороны таза одинаково развернуты (вместе с корпусом) вперед в сагиттальную плоскость.
При этом в «классическом» варианте Вирабхадрасаны I нужно стремиться сгладить поясничный прогиб, а колено впереди стоящей ноги не отклонять от прямой линии в ту или иную сторону и не заводить за стопу, сохраняя прямой угол.
Во время Вирабхадрасаны I следует следить за тем, чтобы:
Согнутое колено образовывало прямой угол
Практикующий, смотря вверх, не запрокидывал шею, не сгибал локти
Обе тазовые кости находились параллельно друг другу и были развернуты вперед
Вытянутая позади нога была сильной и активной, и «не проседала»
Дата: 2019-02-02, просмотров: 590.