а) временные ограничения;
б) известные даты начала и окончания;
в) необходимые ресурсы (денежные средства, персонал);
г) уникальность;
д) комплексность.
Этапы проектирования СМК:
1) предварительный этап (Подготовка к созданию СМК);
2) проведение комплексного анализа управления качеством продукции (услуг) на предприятии то есть Диагностирование (самооценка) СМК, действующей в организации;
3) разработка концептуальной модели СМК предприятия (определить бизнес-процессы и разработать их организационно-технологические схемы «блок-схемы»);
4) разработка документации СМК в соответствии с планом-графиком;
5) ознакомление персонала с документацией СМК и обучение его работать в условиях функционирования СМК;
6) Внедрение системы менеджмента качества и деятельность, связана с сертификацией СМК;
7) Аудиты, анализ и непрерывное совершенствование СМК.
Формирование рабочей структуры по проектированию СМК
Руководитель предприятия приказом определяет состав рабочей структуры по проектированию СМК.
В рабочей структуре входят:
- представитель руководства, ответственного за качество.
- служба качества.
- команда по разработке СМК (координационный совет) и ее руководитель.
Оперативное управление внедрением возлагается на представителя руководства, ответственного за качество, который может быть назначен и руководителем команды.
Руководитель команды (проекта), должен быть признан сотрудниками предприятия и соответствовать следующим требованиям:
а) иметь опыт управления проектами;
б) знать предприятие, продукцию и процессы;
в) знать основных потребителей и поставщиков;
г) обладать свойствами лидера и быть дееспособным.
В состав координационного совета по разработке СМК входят специалисты из ведущих производственных подразделений.
Обучение персонала
Обучение Сотрудников службы качества и членов координационного совета должны пройти по специальным программам, включающим в себя изучение требований ИСО 9001:2008, а так же методы создания СМК и разработку всей необходимой документации.
Основной целью обучения должно стать разъяснение сущности современных концепций управления качеством; способов реализации потенциала организации для достижения результативности; методологии внедрения стандартов ИСО серии 9000.
Однако, обучение персонала в организации должно начинаться с высшего руководства, так как именно оно принимает стратегическое решение о необходимости разработки СМК в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 и играет ведущую роль в создании, применении и совершенствовании СМК.
35. Предварительный этап работы по проектированию системы менеджмента качества. Программы работ: разработка календарного плана работы, план финансового и материального обеспечения, план обучения персонала. Работа с консультантами.
Предварительный этап по проектированию СМК ( Подготовка к созданию СМК) осуществляется посредством организации работ по созданию СМК на основе стандартов ИСО серии 9000:2008 (и соответствующих национальных стандартов РФ).
Предварительный этап включает следующие виды работ:
а) приказ директора о создании СМК;
б) определение политики предприятия в области качества;
в) Формирование организационной структуры СМК приказом директора (назначение представителя руководства, ответственного за качество, создание службы качества, формирование команды по разработке СМК);
г) обучение персонала по вопросом разработки СМК (Обучение руководителей предприятия и производственных подразделений требованиям МС ИСО 9001:2000. Обучение членов команды по разработке СМК требованиям МС ИСО 9001 :2000 и методологии создания СМК);
д) составление программы (плана) проведения работ по проектированию СМК;
е) привлечение профессиональных консультантов.
Составление программы (плана) проведения работ по проектированию СМК:
Внедрение системы менеджмента качества следует рассматривать как сложный и длительный проект (сроком до полутора-двух лет). Поэтому необходимо составить программу.
До начала работ команда составляет программу (план) проведения работ, которая утверждается руководителем предприятия. В программе (плане) определяются этапы и виды работ, исполнители, сроки и при необходимости стоимость выполнения.
В программе содержится следующие виды работ:
а) описание этапов внедрения;
б) список ответственных за каждый этап проекта. Как правило, их выбирают из числа топ-менеджеров, а также специалистов, которые лучше всех знают специфику работы своих подразделений;
в) разработка (уточнение) организационной структуры СМК организации;
г) определение перечня бизнес-процессов организации;
д) определение (уточнение) полномочий должностных лиц организации в СМК и разработка «Матрицы распределения полномочий и ответственности в СМК»;
е) разработка мотивационного механизма (формы и методы экономического и морального стимулирования) обеспечения разработки и внедрения СМК;
ж) обучение должностных лиц и персонала организации, привлекаемого к работам по разработке СМК.
з) выделение необходимых ресурсов, для выполнения работ по созданию СМК в установленные календарные сроки (план финансового и материального обеспечения), осуществляется путем оценки существующих и определение требуемых ресурсов (персонал, оборудование и инструменты, стандарты и нормативные материалы, финансовые ресурсы).
В целом бюджет внедрения системы менеджмента качества, включает как расходы на сертификацию, так и оплата услуг консультантов в случае их привлечения, а также стоимость дальнейшего обучения персонала и стоимость отвлечения менеджмента от основной работы для ведения проекта. При постановке можно обойтись и своими силами, однако отвлечение топ-менеджмента от основной работы, а также подготовка собственных специалистов необходимого уровня могут стоить дороже, чем услуги консалтинговой компании.
и) Процедуру оценки внедрения СМК. Указываются критерии, по которым руководство сможет определить, удалось ли достигнуть поставленных в начале проекта целей.
После составления программы можно приступать к непосредственной постановке системы менеджмента качества.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 287.