Тип потребителя | Характеристика |
Гедонист | Тратит почти все, что зарабатывает. Покупает дорогую одежду и обувь, на крупные покупки денег не хватает. Посещает дорогие развлекательные заведения. Хорошо разбирается в раскрученных брендах. Компетентный потребитель |
Карьерист | Пытается тратить деньги рационально. Откладывает часть дохода. Значительные средства тратит на предметы по-зициювання (костюмы, аксессуары). Неплохо ориентируется в торговых брендах |
Мещанин | Пытается на всем экономить. Накапливает на дорогие покупки, жилье и на "черный день". В торговых марках не совсем компетентный |
Интеллигент | Не уделяет должного внимания одежды, не подвержен демонстративного поведения. Не посещают таких заведений, как ночные клубы, склонен отдыхать активно. Много тратит на книги, театры и т. На еде не экономит. Плохо разбирается в торговых марках. |
Компьютерщик | Внешне не производит впечатление обеспеченного человека. Не покупает дорогих вещей, свободное время проводит с друзьями или за компьютером. Зарплата выше его уровня потребления. Основные отрасли потребления: компьютерная техника, средства связи, машины |
Маркетологи пытаются выявлять группы членства и референтные группы своих целевых аудиторий (рис. 3.2). Группы определяют стандарты поведения и стиль жизни человека, его взгляды на себя и на других, подталкивает к подчинению каким правилам, влияющим на выбор товаров и торговых марок. Влияние групп членства происходит путем [6]:
1. Проявления нового поведения и стиля жизни.
2. Изменения отношения людей но их жизненных оценок.
3. Изменения оценок тех или иных продуктов. Различают следующие виды воздействия групп членства:
1. Требование - представители определенных профессий должны носить деловые костюмы и галстуки.
2. Рекомендация - работникам химического производства рекомендуется употреблять кисломолочные продукты.
3. Запрет - студент не должен ходить на учебу в шортах.
Выделяют следующие типы референтных групп [12]:
1. Первичные и вторичные. Первичные часто более влиятельные. Это малые социальные формирования, в которых происходит личное взаимодействие (примером является семья). Во вторичных группах воздействие происходит эпизодически (общественные организации, рабочие коллективы).
2. Те, что привлекают и отталкивают. Для первых характерно желание человека акцептовать нормы и ценности таких групп. Группы, отталкивают, производят противоположное воздействие.
3. Формальные и неформальные. Формальные имеют четко очерченную структуру, список членов. Неформальные держатся на дружбе и общих интересах.
Часто люди подвергаются воздействию тех референтных групп, в которых сами не принадлежат. Например, желаемый коллектив (группа направления) - это группа людей, к которой индивид стремится принадлежать. Группы, членства в которых индивид мотивировано избегает, называют ДИСО-циативнимы группами.
Производители товаров и торговых марок, на сбыт которых сильно влияют члены какой-либо группы, должны попытаться найти подход к лидерам мнения соответствующих референтных групп.
Лидеры мнения - это члены референтной группы, учитывая профессиональные характеристики, знания, личные качества и другие особенности влияют на других.
Маркетологи пытаются выявить лидеров мнения среди покупателей своих товаров и воздействовать на них с помощью специальных маркетинговых приемов. Компания может также попытаться найти им замену, например предлагая в качестве рекламы неформальный разговор "обычных людей" и тем самым снижая покупателей потребность искать совета у лидеров мнений.
Пример
Известно, что новые направления молодежной музыки, сленга, моды зарождаются в центральных районах города, а затем быстро распространяются в молодежной среде городских окраин и пригорода. Поэтому компании, производящие одежду, сосредоточивают свои усилия на изучении стиля и образа жизни молодежи, которая живет в центральных районах города и выступает в роли законодателя моды для своих сверстников, проживающих в других местах.
Членство человека в социальных группах, ее позиции в обществе определяют социальные роли.
Социальные роли - это предписаны групповыми стандартами шаблоны поведения, которые необходимы и ожидаемыми в различных ситуациях, исходя из позиций в обществе.
Выполнение роли состоит в том, чтобы выполнять детерминированы ролью обязанности и осуществлять свои права в отношении других.
Вхождение в разные социальные роли является основным процессом формирования личности, внешним проявлением адаптивной стратегии человека. Индивидуальность каждого отдельного человека проявляется в выборе принятых ролей и адаптации к собственного мироощущения.
Попадая в определенную ситуацию, человек:
1) переживает соответствующие эмоции как первую реакцию организма и психики на внешние обстоятельства;
2) подбирает маски-роли из набора уже существующих поведенческих схем.
Если ситуация незнакома, эмоции проявляются интенсивнее и подбор маски требует определенного времени. Если ролевая дистанция сведена к нулю, то адаптационная активность также снижена.
Социальная роль является функцией социального положения, что обнаруживает принадлежность личности к той или иной общности, а через нее - к обществу и определяет социальный статус человека.
Социальный статус - сопоставимо положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. Он характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и наконец оценку деятельности личности обществом, отражающие определенные количественные и качественные показатели (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать ли совпадать с оценкой общества или социальной группы. Разделение индивидов по социальному статусу и система мотивации выполнения социальных ролей, соответствующие этим статусам, составляют основу социального порядка в обществе [27].
Следует отметить, что интенсивность воздействия групп на поведение потребителя зависит от:
1. Оценки потребителем группы - более интенсивно влияет группа, мнение которой потребитель ценит.
2. Типа товара - например, группы меньше влияют на выбор товаров первой необходимости, поскольку ни сам товар, ни его марка не интересны для окружающих.
С влиянием социальных факторов связаны очень важные для маркетологов эффекты [12]:
1. Эффект Торстейна Веблена. Значит демонстрационное, престижное потребление. Заключается в том, что потребители ориентированы на потребление таких товаров, которые подчеркивают их высокий социальный статус. Введение торговых марок, брендов, перенос марочных этикеток на лицевую сторону одежды - все это направлено на то, чтобы подчеркнуть социальный статус владельца товара.
2. Эффект присоединения к большинству. По данным исследований большинство человечества стремится к конформизму. Как следствие, потребитель старается покупать то, что и большинство. Важную роль играет стремление быть в рамках существующей модной тенденции, не отставать от других, особенно от групп членства. На использовании этого эффекта построено много рекламных обращений.
3. Эффект сноба. Есть полной противоположностью предыдущему. Человек-сноб никогда не купит товар (марку) потому, что ее покупают или потребляют другие. Такие покупатели требуют эксклюзивных марок, изделий, изготовленных в единичном экземпляре или небольшими сериями.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 295.