1) патриархальная (3 тысяч. до н.э., Аристотель, Конфуций, Платон)
Государство – прообраз семьи. Власть государя – продолжение власти отца в семье, которая является неограниченной.
2) теологическая (средние века, Фома Аквинский, Августин Аврелий, Тертуллиан). Автор государства – Бог. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с ним необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на Земле.
3) договорная (17-18вв, Жан Жак Руссо, Томас Гоббс, Радищев)
В результате появления частной собственности в общество проникают конфликты, в результате чего индивид перестает чувствовать себя защищенным от посягательств на свой правовой статус. Тогда они заключают между собой общественный договор, в результате которого и возникает государство и индивиды передают часть своей свободы власти, государству.
4) психологическая (19-20 вв. Петражицкий, З.Фрейд)
Появление государства связано с особыми свойствами человеческой психики – потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других – подчинять, быть образцом для подражания.
5) органическая (19 в. Генбер Спенсер, Г.Прейс)
Государство – подобно человеческому организму. Если организм(государсвто)здоров, то и клетки его(народ, институты)функционирую нормально. Государство имеет мозг(правителей).
6) теория насилия (19 в. Дюринг, Гумплович, Каутский)
Государство возникает в результате насилия одного народа над другим. Причина возникновения государства – военно-политические факторы – насилие, порабощение.
Насилие может быть внешним и внутренним.
7) социально-экономическая (Маркс, Ленин и Энгельс)
Главная причина возникновения государства – раскол общества на имущих и неимущих, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Богатые – у власти, бедные – подчиняются.
Теории происхождения права:
1) естественно-правовая (Демокрит, Сократ, Платон)
Отражаются попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека
2) социологическая (Дюги, Муромцев, Эрлих, Паунд)
Право – эмпирическое явление. Основной постулат – право следует искать н в норме и психике, а в реальной жизни (общественное отношение, защищенное государством)
3) психологическая (Петражицкий)
Право – конкретная психическая реальность – правовые эмоции человека (переживание позитивного права, переживание интуитивного, личного права). Интуитивное право – регулятор поведения человека.
4) позитивистская (Конт, Бергбом, Милюков, Ковалевский, Шершеневич)
Оппозиция «естественно-правовой» теории. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.
5) нормативистская (Кельзен) Основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных НПА. Право-строгая иерархическая пирамида.
6) историческая (Логически наиболее завершена в конце XVIII - начале XIX вв.) Представители: 1. Карл Савиньи - немецкий юрист, глава исторический школы – 1779-1861 гг. 2. Фридрих Пухта – немецкий юрист – 1798-1846 гг. 3. Густав Гуго 1764-1844 гг.
Основные идеи:
1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
2) право - это прежде всего правовые обычаи от которых производны законы.
7) марксистская. Наиболее логически завершенную форму получила в XIX-XX вв. Представители: К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924) и др. В основе материалистической теории лежит тезис о там, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса.
Основные идеи:
1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;
2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства.
3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение.
4. Формы государства
Государство – организация политической власти общества, охватывающая определённую территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и как особый механизм управления и подовления.
Форма государства – совокупность систем организации государственной власти.
Формы правления: монархия (абсолютная, ограниченная, нетрадиционная) и республика (президентская, парламентская, смешанная и нетрадиционная).
Политико-правовой режим: демократический и антидемократический (деспотический, тоталитарный, авторитарный)
Государственно-территориальное устройство: унитарное, федеративное и конфедерация.
Виды форм государства:
Дата: 2019-02-02, просмотров: 272.