Установление и обеспечение права государством
2. Понятие и признаки государства
Объект – государство
Предмет – понятие и признаки государства
Государство- организованная политической власти общества, охватывающая определённую территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и как особый механизм управления и подавления. Функции: внутренние и внешние. Первые государства.
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
а) наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения;
б) разделение населения по территориальным единицам;
в) суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах;
г) принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цеди общего благополучия и др.);
д) существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.д.).
В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический (в последнее время к ним добавляют еще азиатский способ производства и прафеода-лизм) типы государства.
Рабовладельческое государство выступает как орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые являются собственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда.
Феодальное государство является диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости от помещиков.
Буржуазное государство выступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, идустриальное, постиндустриальное государство.
Социалистическое государство как государство высшего типа, по мнению представителей данного подхода, отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
3. Теории происхождения государства и права
Теории происхождения права:
1) естественно-правовая (Демокрит, Сократ, Платон)
Отражаются попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека
2) социологическая (Дюги, Муромцев, Эрлих, Паунд)
Право – эмпирическое явление. Основной постулат – право следует искать н в норме и психике, а в реальной жизни (общественное отношение, защищенное государством)
3) психологическая (Петражицкий)
Право – конкретная психическая реальность – правовые эмоции человека (переживание позитивного права, переживание интуитивного, личного права). Интуитивное право – регулятор поведения человека.
4) позитивистская (Конт, Бергбом, Милюков, Ковалевский, Шершеневич)
Оппозиция «естественно-правовой» теории. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.
5) нормативистская (Кельзен) Основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных НПА. Право-строгая иерархическая пирамида.
6) историческая (Логически наиболее завершена в конце XVIII - начале XIX вв.) Представители: 1. Карл Савиньи - немецкий юрист, глава исторический школы – 1779-1861 гг. 2. Фридрих Пухта – немецкий юрист – 1798-1846 гг. 3. Густав Гуго 1764-1844 гг.
Основные идеи:
1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
2) право - это прежде всего правовые обычаи от которых производны законы.
7) марксистская. Наиболее логически завершенную форму получила в XIX-XX вв. Представители: К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин (1870-1924) и др. В основе материалистической теории лежит тезис о там, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса.
Основные идеи:
1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;
2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства.
3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение.
4. Формы государства
Государство – организация политической власти общества, охватывающая определённую территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и как особый механизм управления и подовления.
Форма государства – совокупность систем организации государственной власти.
Формы правления: монархия (абсолютная, ограниченная, нетрадиционная) и республика (президентская, парламентская, смешанная и нетрадиционная).
Политико-правовой режим: демократический и антидемократический (деспотический, тоталитарный, авторитарный)
Государственно-территориальное устройство: унитарное, федеративное и конфедерация.
Виды форм государства:
Функции права:
1. Право, являясь универсальным регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя. Обязывая совершать активные положительные действия, право способствует развитию общественных отношений.
2. Устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.
3. Право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного, поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.
4. Право играет и важную воспитательную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности.
7. Понятие и виды нормы права
Норма права — это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она:
указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту;
предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий;
имеет общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.
Виды:
По характеру регулируемых отношений: материальная и процессуальная
По методам правового регулирования: императивная и диспозитивная
По функциям: регулятивная и охранительная
По юридической силе: нормы закона и подаконных актов
По роли правил поведения: общеобязывающие, запрещающие, управомочивающие
Норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если - то - иначе").
Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.
Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на:
· управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);
· обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);
· запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).
Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).
8. Источники права: понятие, виды
Источники права – это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Виды источников права:
1. Правовой обычай – это правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве общеобязательного правила.
2. Судебный прецедент – это решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным правилом для решения аналогичных дел в будущем
3. Нормативный договор – это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права.
4. Религиозные тексты – это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).
5. Доктринальные тексты – это мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например Ульпиана) зачастую составляли основу решения юридических дел.
6. Общие принципы права – это руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли.
7. Нормативный правовой акт как источник права - это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права.
9. Понятие, признаки и виды нормативно-правового акта
Нормативно-правовой акт – это официальный, властный документ, принятый в строго определенном порядке компетентным органом государства с целью регулирования наиболее важных общественных отношений.
Признаки:
· действие или бездействие;
· противоправность;
· виновность;
· общественная опасность;
· наказуемость.
Состав правонарушения – это юридическая конструкция, представляющая собой совокупность необходимых и достаточных признаков каждого правонарушения.
Принципы:
· государственная целостность Российской Федерации;
· единство системы государственной власти;
· разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
· равноправие и самоопределение народов в России.
4. признаки федерации: двойное право, двойное гражданство, двухуровневая правовая система, двухуровневая гос. власть
5. Источник: Конституция РФ
22. Система органов государственной власти в РФ
Объект: государственный орган.
Предмет: Система государственных органов власти в РФ.
Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.
Классификация органов:
I. По порядку создания различают:
1) органы государства, которые выбираются на свободных выборах населением (выборные органы),
2) назначаются каким-то другим органом или должностным лицом (назначаемые органы),
3) создаются в порядке престолонаследия.
1) выборными являются парламент и президент,
2) назначаемыми являются правительство,
3) органами, получающими власть по наследству, являются монархи.
II. По характеру компетенции выделяют:
1) органы общей компетенции,
2) и специальной компетенции.
III. По положению в иерархической структуре аппарата государства (или по объему властных полномочий) органы государства подразделяются на:
1) высшие,
2) и местные.
IV. По способу принятия решений выделяют:
1) коллективные органы, в которых важнейшие решения принимаются большинством голосов (к ним относятся парламенты, высшие суды),
2) а также единоначальные органы, где решения принимаются единолично руководителем, например президентом или монархом.
V. По длительности действия различают:
1) постоянные;
2) и временные.
VI. По характеру выполняемых задач различают четыре основные группы государственных органов:
1) законодательные (парламент, органы местного самоуправления),
2) исполнительно-распорядительные (правительство, министерства, ведомства),
3) судебные и контрольные органы (прокуратура, таможенные органы, налоговая полиция и т.д.).
23. Понятие правоотношений, признаки, виды
Объект – правоотношение
Предмет – виды, понятие и признаки
Правоотношение - урегулированное нормами права общественные отношения, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Характерными признаками правоотношений являются следующие:
1. Правоотношения представляют собой особую разновидность общественных отношений. Опосредуя экономические, политические, социальные и иные общественные отношения, правоотношения служат юридической формой взаимодействия между участниками этих отношений.
2. Правовые отношения складываются на основе правовых норм, в которых выражается и закрепляется государственная воля. Многие общественные отношения регламентируются с помощью норм, содержащихся в обычаях, традициях, актах различных общественных организаций, однако характер и форму правоотношения они могут при обрести только в связи с их урегулированием нормами права. Это касается всех без исключения общественных отношений - семейных, трудовых, имущественных, личных независимо от их природы, сферы возникновения и способа существования.
3. Правоотношения представляют собой такой вид общественных отношений, который складывается в результате сознательно-волевых действий их участников. Это отличает их от экономических, а точнее, производственных отношений, составляющих базис общества, которые возникают независимо от воли и сознания людей.
4. Правоотношение - юридическая связь между субъектами. «Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав» - важнейший принцип права. Само существование этого принципа обусловлено закономерностями правоотношения, взаимообусловленностью правомочий и обязанностей, которые возлагаются на субъектов. Эта связь может быть общей (связь между личностью и государством в целом), конкретной, возникающей в связи с определенными фактами жизни.
5. Реализация правоотношения гарантируется возможностью государственного принуждения. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев требования норм права и содержание возникающих на их основе правоотношений опираются на добровольное и сознательное поведение их участников. Однако государственное принуждение в случае нарушения правовых предписаний никогда при этом не исключается.
Состав правоотношений:
Субъекты - это участники правоотношения (физические лица, организации).
Объект - это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага, отражающие личный или общественный интерес).
Содержание - это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.
Виды правоотношений:
1) в зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) они подразделяются:
- на конституционные,
- административные,
- уголовные,
- гражданские и т.п.;
2) в зависимости от организационных форм:
- материальные (финансовые, трудовые и т. д.);
- процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.);
3) в зависимости от характера воздействия:
- на регулятивные (возникают на основе норм права или договора);
- и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности).
4) в зависимости от состава участников:
- на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи),
- и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания);
5) в зависимости от продолжительности действия:
- на кратковременные (правоотношения мены);
- и долговременные (правоотношения гражданства);
По степени сложности:
- простые;
- сложные.
Признаки юридического лица:
1) наличие обособленного имущества на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления, учитываемого в самостоятельном бухгалтерском балансе;
2) наличие обособленной от имущества учредителей (собственников) юридического лица его имущественной ответственности всем имеющимся у него на балансе имуществом; первые не отвечают по обязательствам образованного ими юридического лица (кроме случаев, когда это предусмотрено законом), а оно в свою очередь не отвечает по обязательствам своих учредителей (собственников);
3) самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, а не от имени своих учредителей (собственников), включающее приобретение и реализацию имущественных и личных неимущественных прав и несение обязанностей, разрешенных действующим законодательством;
4) право защищать свои интересы законным путем, т.е. выступать истцом и ответчиком в суде;
5) наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.
Виды юридических лиц:
Система таможенного права:
Общая часть:
· Принципы и методы таможенного права
· Правовой статус таможенных органов и должностных лиц
· Ответственность за правонарушения в таможенной сфере
Особенная часть:
· Таможенные тарифы
· Таможенное оформление
· Таможенные операции и процедуры
· Таможенный контроль
· Таможенные платежи
Специальная часть:
· Международное таможенное право.
· Сотрудничество России с государствами-участниками СНГ и членами ЕврАзЭС.
· Международные соглашения и договоры по таможенным вопросам.
Классификация органов:
I. По порядку создания различают:
1) органы государства, которые выбираются на свободных выборах населением (выборные органы),
2) назначаются каким-то другим органом или должностным лицом (назначаемые органы),
3) создаются в порядке престолонаследия.
1) выборными являются парламент и президент,
2) назначаемыми являются правительство,
3) органами, получающими власть по наследству, являются монархи.
II. По характеру компетенции выделяют:
1) органы общей компетенции,
2) и специальной компетенции.
III. По положению в иерархической структуре аппарата государства (или по объему властных полномочий) органы государства подразделяются на:
1) высшие,
2) и местные.
IV. По способу принятия решений выделяют:
1) коллективные органы, в которых важнейшие решения принимаются большинством голосов (к ним относятся парламенты, высшие суды),
2) а также единоначальные органы, где решения принимаются единолично руководителем, например президентом или монархом.
V. По длительности действия различают:
1) постоянные;
2) и временные.
VI. По характеру выполняемых задач различают четыре основные группы государственных органов:
1) законодательные (парламент, органы местного самоуправления),
2) исполнительно-распорядительные (правительство, министерства, ведомства),
3) судебные и контрольные органы (прокуратура, таможенные органы, налоговая полиция и т.д.).
37. Понятие, предмет и источники гражданского права РФ
1. Гражданское право – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в целях осуществления законных интересов субъектов гражданского права и оптимальной организации экономических отношений в обществе.
2. Гражданское право – это отрасль частного права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принципы гражданского права – основные идеи этой отрасли права:
1) равенство правового режима субъектов гражданского права;
2) неприкосновенность собственности;
3) свобода договора;
4) недопустимость произвольного вмешательства в частные дела;
5) беспрепятственное осуществление прав и защита нарушенных прав.
Предмет гражданского права – общественные отношения, в состав которых входят:
1) имущественные отношения, которые включают:
– вещные (например, право собственности);
– обязательственные (например, возникающие из договора купли-продажи, причинения вреда имуществу и т.д.).
В соответствии со ст.128 ГК РФ имущество включает в себя не только материальные блага, но и права и обязанности, связанные с материальными благами.
2) личные неимущественные отношения, связанные с имущественными – это отношения, которые возникают по поводу использования прав на интеллектуальную собственность, в частности, произведений науки литературы и искусства, изобретений, промышленных образцов и др.
3) личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными – это отношения, которые возникают по поводу нематериальных благ – неотчуждаемых прав и свобод человека (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и др.).
Система гражданского права как отрасли права – единство входящих в нее взаимосвязанных подотраслей и институтов.
Правовой институт – это совокупность норм, обеспечивающих регулирование самостоятельной группы правоотношений (например, жилищные правоотношения регулируются нормами, образующими жилищное право).
Подотрасль гражданского права – это совокупность нескольких институтов, имеющих свой предмет и метод регулирования (например, подотрасль «вещные права», в которую входят правовые нормы, регулирующие права собственников и вещные права несобственников).
В соответствии со структурой Гражданского кодекса РФ гражданское право делится на две части: Общую и Особенную.
Нормы, включенные в Общую часть, имеют значение для всех подотраслей, входящих в Особенную часть.
Система гражданского права:
1) Общая часть:
– введение в гражданское право (понятие отрасли права, предмет, метод, принципы, система, источники гражданского права);
– гражданское правоотношение;
– осуществление и защита гражданских прав.
2) Особенная часть:
– вещное право;
– обязательственное право;
– наследственное право;
– международное частное право;
– правовое регулирование результатов творческой деятельности (интеллектуальная собственность).
Административное право:
Общая часть изучает:
1) институты, определяющие предметы и методы регулирования;
2) характеристику норм;
3) особенности отношений;
4) статус и роль участников отношений;
5) формы исполнительной власти;
6) вопросы административной ответственности;
7) степень законности исполнительной власти.
К особенной части относят:
1) управление экономической сферой:
а) управление предпринимательской деятельностью;
б) учет государственного имущества;
в) управление промышленностью;
г) решение вопросов антимонопольной политики;
д) управление транспортом и связью;
2) управление социально-культурной сферой:
а) управление образованием, наукой, здравоохранением;
б) управление коммунальным хозяйством;
3) управление административно-политической сферой:
а) управление безопасностью;
б) управление иностранными и внутренними делами.
Регулятивные правоотношения
Связаны с наделением граждан правом на причинение вреда или создание угрозы причинения вреда охраняемым уголовным правом общественным отношениям, благам и интересам при определённых условиях (например, при обороне от посягательства, под воздействием принуждения или других обстоятельствах, исключающих преступность деяния).
Под принципами уголовного права понимаются основные начала, руководящие идеи, закрепленные в уголовно-правовых нормах, обязательные для законодателя, правоприменительных органов и граждан в сфере борьбы с преступностью.
Принципы уголовного права зафиксированы в главе первой УК РФ 1996 г. Законодатель называет пять принципов: законности (ст. 3), равенства граждан перед законом (ст. 4), вины (ст. 5), справедливости (ст. 6), гуманизма (ст. 7).
Принцип законности означает, что преступность и наказуемость деяния, а также иные уголовно-правовые последствия совершения преступления определяются только Уголовным кодексом. Из этого следует, что уголовно-правовой запрет и наказание за его нарушение должны быть установлены только законом (издаваемым высшими органами государственной власти Российской Федерации нормативно-правовым актом), а не каким-либо иным источником права (подзаконным актом, судебным прецедентом или обычаем). Из формулировки принципа законности следует также, что привлечь к уголовной ответственности за общественно опасное деяние, не предусмотренное в уголовном законе, или назначить наказание, отсутствующее в системе наказаний или соответствующей санкции УК, нельзя.
Принцип равенства граждан перед законом предусмотренный в ст. 4 УК РФ, означает, что лица, совершившие преступления, подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Принцип вины согласно ст. 5 УК РФ, означает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина .
Принцип справедливости означает, что наказание и другие уголовно-правовые меры, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК РФ).
Принцип гуманизма имеет два аспекта: гуманизм к потерпевшим от преступления, поскольку уголовное законодательство призвано обеспечить безопасность человека (ч. 1 ст. 7 УК РФ), и гуманизм к лицам, совершившим преступления. При этом наказание и другие уголовно-правовые меры, применяемые к таким лицам, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства (ч. 2 ст. 7 УК РФ).
Признаки
1. Главным отличительным признаком преступлений является то, что они противоречат уголовному закону. Другие правонарушения нарушают нормы других отраслей права, не только законы, но и подзаконные акты.
2. Преступление всегда представляет собой деяние (что означает действие или бездействие), т.е. конкретное поведение человека. Противоправное деяние может быть выражено как в активных действиях, так и в бездействие, когда законом на него возложены обязанность действовать.
3. В качестве преступного согласно Российского законодательства рассматривается только, поведение, предусмотренное Уголовным кодексом. Противоправность заключается в нарушении запрета, содержащегося в нормах УП.
Среди преступлений караемых по закону различаются: государственные, хозяйственные, должностные преступления, преступления против правосудия, порядка управления, против политических и иных прав и свобод граждан, против собственности, общественной безопасности и здоровья населения.
4. Общественную опасность преступления определяет вред. Уголовная противоправность и общественная опасность являются основными признаками преступления. Законом предусматриваются в качестве преступлений только деяния, обладающие определенной степенью общественной опасностью.
Конкретные нормы уголовного права содержат набор необходимых признаков преступления. Эта совокупность объективных и субъективных признаков, установленных законом, характеризующих преступление образует состав преступления. В теории УП все признаки состава преступления делятся на 4 группы:
1) признаки, характеризующие объект преступления (то, на что посягал преступник),
2) признаки, характеризующие объективные сторону (внешние проявления преступления, например, – место, время, способ совершения преступления и т.д.),
3) признаки, характеризующие субъективную сторону (характеризуют внутреннюю сторону преступления – например, психическое отношение лица к совершенному преступлению, мотив, цели, эмоции и т.д.),
4) признаки, характеризующие субъект преступления (характеристики, лица совершившего преступление – например, вменяемость, возраст и т.д.).
Классификация преступлений:
1. По форме вины различают умышленные преступления и по неосторожности.
2. По характеру последствий преступления подразделяются на:
1. особо тяжкие,
2. тяжкие,
3. преступления средней тяжести
4. преступления небольшой тяжести.
1. К преступлениям небольшой тяжести относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не выше 3 лет или иное более мягкое наказание, а также преступление, совершенное по неосторожности, за которое назначают не выше 5 лет.
2. К менее тяжким – умышленные преступления, за которые предусмотрено наказание не выше 5 лет, а также преступления по неосторожности со сроком выше 3 года.
3. К тяжким – умышленные преступления со сроком наказания не свыше 10 лет.
4. К особо тяжким – свыше 10 лет или смертную казнь.
43. Трудовые правоотношения: понятие, субъекты, основания возникновения
Трудовое правоотношение — это добровольная юридическая связь работника с работодателем, в которой обе стороны в процессе производства подчинены правилам внутреннего трудового распорядка, трудовому законодательству, коллективному и индивидуальному трудовому договору.
Сами отношения обладают специфичными чертами:
· протекают в условиях подчинения правилам внутреннего трудового распорядка;
· работник, как правило, включается в трудовой коллектив.
Наследниками могут быть:
– при наследовании по закону – граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также дети наследодателя, родившиеся живыми после его смерти, и Российская Федерация;
– при наследовании по завещанию – граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также зачатые при его жизни и родившиеся живыми после его смерти; юридические лица, существующие на день открытия наследства; Российская Федерация; субъекты Российской Федерации; муниципальные образования; иностранные государства; международные организации.
Недостойные наследники – граждане, утратившие право наследовать или отстраненные от наследования судом вследствие своего противоправного поведения по отношению к наследодателю.
Так, не могут наследовать ни по закону, ни по завещанию граждане, которые умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления выраженной в завещании последней воли наследодателя способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Но если после утраты такими гражданами права наследовать наследодатель все же завещал им свое имущество, они вправе его наследовать.
Не наследуют по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства.
По требованию заинтересованного лица судом отстраняются от наследования по закону граждане, злостно уклонявшиеся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя (например, обязанности совершеннолетних трудоспособных детей по содержанию нетрудоспособных нуждающихся родителей).
Виды наследования:
Наследование – переход имущества умершего лица к одному или нескольким другим лицам (наследникам). В результате наследования происходит универсальное (полное) правопреемство.
Сингулярное правопреемство – предоставление наследнику не всех, а лишь отдельных прав наследователя.
Виды наследования:
1) по закону;
2) по завещанию.
Наследование по закону осуществляется в порядке очередности. Предусмотрено пять очередей наследников по закону, причем каждая последующая очередь наследников призывается к наследованию (проще говоря наследует) в случае отсутствия наследников предыдущей очереди, отстранения их от наследования, непринятия ими наследства или отказа от его принятия.
В первую очередь право на наследование по закону имеют дети наследодателя, тот из супругов, который его пережил, родители.
Во второй очереди наследников: родные братья и сестры наследодателя, его бабушка и дедушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Третья очередь – родные дяди и тети наследодателя.
В четвертой очереди – лица, которые проживали с наследодателем одной семьей не менее пяти лет до момента открытия наследства.
Пятая очередь – это другие родственники наследодателя до шестой степени родства включительно, также лица, находившиеся на содержании у наследодателя.
Принятие наследства – это одностороннее действие наследника, означающее его желание вступить в наследство.
Работодателями могут быть:
1) физические лица – индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности.
Правосубъектность у них возникает с момента государственной регистрации:
2) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
Правосубъектность у данной категории работодателей возникает с восемнадцати лет при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а у лиц, не достигших этого возраста, – со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей);
3) юридические лица. Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и обусловлена, как правило, утверждением штатного расписания и фонда оплаты труда;
4) иные субъекты, наделенные правом заключать трудовые договоры. Это, как правило, организации, не наделенные правами юридического лица (профессиональные союзы, иные общественные объединения и др.). Их правоспособность возникает с момента их фактического создания.
Правовой статус работодателя включает в себя систему его статутных прав и обязанностей.
Работник – субъект трудового права, физическое лицо, работающее по трудовому договору у работодателя.
Содержанием трудового отношения в литературе называют совокупность прав и обязанностей его сторон. Права и обязанности сторон в системе трудового отношения выполняют роль социального механизма, который обеспечивает динамику этого отношения.
Трудовая правосубъектность приобретается в соответствии с Трудовым кодексом РФ, как правило, по достижении гражданами шестнадцатилетнего возраста.
Обязанности детей:
1. Совершенннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся родителей, заботиться о них. у обязанность добровольно, нетрудоспособные, нуждающиеся родители имеют право в суде принудительно взыскать с детей средства на свое содержание (алименты).
2. Если престарелым родителям в силу обстоятельств необходима помощь в уходе, а дети не заботятся, не ухаживают за своими родителями, они, кроме алиментов, должны выплачивать родителям средства, необходимые для оплаты постороннего ухода (например, оплачивать труд сиделки).
59. Правовые основы защиты государственной тайны
Объект: государственная тайна.
Предмет: законодательные и нормативно – правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
В зависимости от режима доступа бывает:
1) открытая информация (общедоступные и просто открытые сведения);
2) и информация ограниченного доступа.
Открытой информацией являются сведения, которые не отнесены законодательством к информации ограниченного доступа либо не ограничены в доступе обладателем информации на условиях и в порядке, предусмотренными действующим законодательством.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В то же время в Конституции указано (ч. 4 ст. 29), что федеральным законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну.
Основными законодательными и нормативно-правовыми актами в области защиты информации и государственной тайны являются Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ, Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.), Указ Президента РФ "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" от 6 марта 1997 г. № 188, Указ Президента РФ "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" от 30 ноября 1995 г. № 1203 (с изменениями от 24 января 1998 г.), Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам" от 2 августа 1997 г. № 973, Постановление Правительства РФ "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" от 28 октября 1995 г. № 1050, Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" от 4 сентября 1995 г. № 870, Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333) (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 30 апреля 1997 г., 29 июля 1998 г.), Постановление Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. № 35, Постановление Правления ПФР "Об утверждении перечня сведений, составляющих конфиденциальную информацию" от 30 августа 1996 г. № 123.
Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (далее - Закон об информации) определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Защита информации.
1. Закон Российской Федерации “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”.
2. Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации.
Защита государственной тайны.
1. Статья 20. Органы защиты государственной тайны
2. Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне.
3. Статья 21(1). Особый порядок допуска к государственной тайне.
4. Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
5. Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне.
6. Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.
7. Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.
Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
60. Понятие международного права, его нормы и источники
Международное право — это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности.
Нормы международного права — это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений государств или иных субъектов. Для норм международного права, так же как и для других правовых норм, характерно то, что это правила поведения общего характера, рассчитанные на неоднократное применение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.
Международно-правовые нормы отличаются от норм внутригосударственных. Основными их особенностями являются:
· Предметом регулирования являются межгосударственные и иные международные отношения.
· Международно-правовые нормы создаются в результате согласования позиций и интересов государств (метод «согласования воли»). Достижение подобного согласования нередко связано с компромиссом, соразмерными уступками государств друг другу по определенным вопросам.
· Формой закрепления норм международного права являются не властные предписания (закон), а источники, соответствующие согласительному характеру содержания правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций).
· Нормы международного права создаются самими государствами (индивидуально или коллективно) и адресованы они также самим государствам. Особое значение имеет добровольный характер их реализации.
Международно-правовые нормы обычно не сочетают в себе классическую структуру из гипотезы, диспозиции и санкции.
Формирование
Нормы международного права, вне зависимости от формы закрепления (международный договор или обычай), формируются самими субъектами международного права (и прежде всего государствами) посредством согласования интересов и позиций. При этом сам процесс согласования воли проходит через два этапа:
· Субъекты достигают согласия относительно содержания правила поведения;
· Субъекты выражают свою волю на обязательность данного правила поведения для них. Такое согласие на обязательность может выражаться заключением договора или же постоянной всеобщей практикой — единообразной деятельностью субъектов (обычай).
Виды
По форме:
· Договорные (документально закреплённые).
· Обычные (документально не закреплённые).
По предмету регулирования:
· Нормы права международных договоров;
· Нормы космического права;
· Нормы международного воздушного права;
· Нормы международного уголовного права и др. в зависимости от конкретной подотрасли международного права.
По сфере действия:
· Универсальные — нормы, регулирующие отношения между подавляющим большинством субъектов международного права.
· Локальные — нормы, регулирующие отношения между субъектами международного права в рамках одного региона или, касающиеся ограниченного числа субъектов международного права.
По юридической силе:
· Императивные— универсальные нормы, отклонение от которых признаётся недопустимым всем мировым сообществом.
· Диспозитивные - возможность свободного распоряжения субъекта права его правами.
Источники международного права
Источники международного права – это формы существования международных правовых норм.
К источникам международного права применяются все характеристики, которые применяются к источникам в теории права.
В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками международного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права.
Данные акты должны отвечать требованиям нормо-образования.
Наряду с вышеперечисленными источниками международного права существует концепция «мягкого права», которая включает в себя акты рекомендательного характера или программные установки международных органов и организаций, в первую очередь это относится к актам (резолюциям) Генеральной Ассамблеи ООН.
Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:
1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика – это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.
К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.
К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной Ассамблеи ООН.
61. Правовой анализ нормативно-правовых актов (примерный перечень – прилагается).
1. Конституция Российской Федерации [12 декабря 1993]
Конституция Российской Федерации – основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений государства и личности, организации и деятельности механизма государственной власти местного самоуправления.
Юридические свойства: 1. Верховенство Конституции;
2. Высшая юридическая сила;
3. Прямое действие;
4. Конституция — ядро правовой системы;
5. Учредительный характер;
6. Стабильность.
Функции К.: 1. Учредительная;
2. Организационная;
3. Внешнеполитическая;
4. Идеологическая;
5. Специально-юридическая.
Принципы К.: 1. Демократизм и полновластие народа;
2. Законность;
3. Равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод;
4. Гуманизм;
5. Государственное единство;
6. Равноправие и самоопределение народов;
7. Разделение властей;
8. Идеологическое многообразие, многопартийность.
Структура : 1. Преамбула;
2. 1 раздел (9 глав, 137 статей);
3. 2 раздел («Заключительные и переходные положения»).
Главы: 1. Основы конституционного строя;
2. Права и свободы человека и гражданина;
3. Федеративное устройство;
4. Президент РФ;
5. Федеральное собрание;
6. Правительство РФ;
7. Судебная власть;
8. Местное самоуправление;
9. конституционные поправки и пересмотр конституции.
Состоит из 30 статей.
Согласно Закону, Общественная палата избирается каждые два года (с 2012 — каждые три года) и осуществляет взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
В состав Общественной палаты входят граждане РФ, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, представители общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций.
Решения Общественной палаты носят рекомендательный характер и принимаются в форме заключений, предложений и обращений.
Для обеспечения деятельности Общественной палаты создается аппарат Общественной палаты, который является государственным учреждением.
5. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"(Петров А.)
Семейный кодекс (СК РФ)
Отражены важнейшие вопросы семейного права: заключение и прекращение брака, признание его недействительным; права и обязанности супругов, родителей и детей; формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и др.
Правовое регулирование основывается на принципах добровольности брачного союза, равенства прав супругов, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Семейным кодексом введены новые для российского законодательства правовые институты. Например, возможность заключить брачный договор. Его цель - самостоятельное определение супругами своих имущественных прав и обязанностей как в период брака, так и на случай его расторжения. Разрешено заключать соглашения об уплате алиментов.
Брак расторгается в органах ЗАГСа по взаимному согласию супругов. В противном случае, а также если есть несовершеннолетние дети, развод оформляется через суд. Последний вправе назначить срок для примирения (до 3 месяцев). По заявлению одного из супругов ЗАГС обязан зарегистрировать развод, если второй супруг признан безвестно отсутствующим, недееспособным либо осужден к лишению свободы на срок свыше 3 лет.
В кодекс включены нормы, регулирующие семейные правоотношения с участием иностранцев и лиц без гражданства.
Содержание: РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА
РАЗДЕЛ III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ
РАЗДЕЛ IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
РАЗДЕЛ V. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ
РАЗДЕЛ VI. ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
РАЗДЕЛ VII. ПРИМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
РАЗДЕЛ VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Установление и обеспечение права государством
2. Понятие и признаки государства
Объект – государство
Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.