1. Орган государства представляет собой относительно самостоятельную, структурно обособленную и юридически оформленную часть механизма государства, которая характеризуется определенной структурой и состоит из государственных служащих.
2. Орган государства образуется от имени государства и действует по его поручению.
3. Каждый государственный орган наделен определенной компетенцией, т.е. строго закрепленными за ним задачами, функциями, правами и обязанностями.
4. Орган государства образуется в порядке, установленном законом.
5. Для осуществления своих функций государственный орган обладает необходимыми материальными и организационными средствами (ценностями, вспомогательными учреждениями и предприятиями и т.д.).
Классификация органов:
I. По порядку создания различают:
1) органы государства, которые выбираются на свободных выборах населением (выборные органы),
2) назначаются каким-то другим органом или должностным лицом (назначаемые органы),
3) создаются в порядке престолонаследия.
1) выборными являются парламент и президент,
2) назначаемыми являются правительство,
3) органами, получающими власть по наследству, являются монархи.
II. По характеру компетенции выделяют:
1) органы общей компетенции,
2) и специальной компетенции.
III. По положению в иерархической структуре аппарата государства (или по объему властных полномочий) органы государства подразделяются на:
1) высшие,
2) и местные.
IV. По способу принятия решений выделяют:
1) коллективные органы, в которых важнейшие решения принимаются большинством голосов (к ним относятся парламенты, высшие суды),
2) а также единоначальные органы, где решения принимаются единолично руководителем, например президентом или монархом.
V. По длительности действия различают:
1) постоянные;
2) и временные.
VI. По характеру выполняемых задач различают четыре основные группы государственных органов:
1) законодательные (парламент, органы местного самоуправления),
2) исполнительно-распорядительные (правительство, министерства, ведомства),
3) судебные и контрольные органы (прокуратура, таможенные органы, налоговая полиция и т.д.).
23. Понятие правоотношений, признаки, виды
Объект – правоотношение
Предмет – виды, понятие и признаки
Правоотношение - урегулированное нормами права общественные отношения, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Характерными признаками правоотношений являются следующие:
1. Правоотношения представляют собой особую разновидность общественных отношений. Опосредуя экономические, политические, социальные и иные общественные отношения, правоотношения служат юридической формой взаимодействия между участниками этих отношений.
2. Правовые отношения складываются на основе правовых норм, в которых выражается и закрепляется государственная воля. Многие общественные отношения регламентируются с помощью норм, содержащихся в обычаях, традициях, актах различных общественных организаций, однако характер и форму правоотношения они могут при обрести только в связи с их урегулированием нормами права. Это касается всех без исключения общественных отношений - семейных, трудовых, имущественных, личных независимо от их природы, сферы возникновения и способа существования.
3. Правоотношения представляют собой такой вид общественных отношений, который складывается в результате сознательно-волевых действий их участников. Это отличает их от экономических, а точнее, производственных отношений, составляющих базис общества, которые возникают независимо от воли и сознания людей.
4. Правоотношение - юридическая связь между субъектами. «Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав» - важнейший принцип права. Само существование этого принципа обусловлено закономерностями правоотношения, взаимообусловленностью правомочий и обязанностей, которые возлагаются на субъектов. Эта связь может быть общей (связь между личностью и государством в целом), конкретной, возникающей в связи с определенными фактами жизни.
5. Реализация правоотношения гарантируется возможностью государственного принуждения. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев требования норм права и содержание возникающих на их основе правоотношений опираются на добровольное и сознательное поведение их участников. Однако государственное принуждение в случае нарушения правовых предписаний никогда при этом не исключается.
Состав правоотношений:
Субъекты - это участники правоотношения (физические лица, организации).
Объект - это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага, отражающие личный или общественный интерес).
Содержание - это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами (участниками) правоотношения.
Виды правоотношений:
1) в зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) они подразделяются:
- на конституционные,
- административные,
- уголовные,
- гражданские и т.п.;
2) в зависимости от организационных форм:
- материальные (финансовые, трудовые и т. д.);
- процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.);
3) в зависимости от характера воздействия:
- на регулятивные (возникают на основе норм права или договора);
- и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности).
4) в зависимости от состава участников:
- на простые, возникающие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи),
- и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношение отбывания уголовного наказания);
5) в зависимости от продолжительности действия:
- на кратковременные (правоотношения мены);
- и долговременные (правоотношения гражданства);
По степени сложности:
- простые;
- сложные.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 263.