Каждый тип культуры описывает организацию с позиций ее организационной структуры (источники власти, наличие формальных и неформальных лидеров, рабочих групп, команд, способы делегирования полномочий, коммуникации); преобладающих способов деятельности; нахождения центра власти; размера властной дистанции; характера формальных и неформальных отношений; ценностей; норм, правил, моделей поведения сотрудников; скорости реакции на внешние изменения.
Согласно К.Ханди, можно выделить четыре типа организационной культуры: – ролевая культура("храм"),;
– культура власти («паутина»); – культура деятельности, задачи, (кластерный тип),; – культура индивидуальности, личности ("звездное небо"). .
“Культура власти”– в данной культуре организации особую роль играет лидер, его личные качества и способности. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся в распоряжении того или иного руководителя. Организации с такого рода культурой, как правило, имеют жесткую иерархическую структуру. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы осуществляются достаточно часто по критериям личной преданности. Данный тип культуры позволяет организации быстро реагировать на изменение ситуации, быстро принимать решения и организовывать их исполнение.
“Ролевая культура” – характеризуется строгим функциональным распределением ролей и специализацией участков. Этот тип организаций функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре. Такая организация способна успешно работать в стабильной окружающей среде.
“Культура задачи”– данный вид культуры сориентирован, в первую очередь, на решение задач, на реализацию проектов. Эффективность деятельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом. Большими властными полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности и кто обладает максимальным количеством информации. Эта культура эффективна в тех случаях, когда ситуативные требования рынка являются определяющими в деятельности организации.
“Культура личности”– организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. Власть основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности договариваться. Власть и контроль носят координирующий характер. Этот вид встречается довольно редко. Его отличие состоит в том, что весь коллектив состоит из людей высокопрофессиональных. Они вообще могут работать как без руководителя, так и друг без друга. Просто по каким-то причинам на данный момент им удобнее находиться вместе.
Существуют организационные структуры групп ориентированные преимущественно на цели организации и ориентированные на цели личности, выделяют две основных модели организационных систем:
34.Назовите функции организационной культуры в организации.
Организационная культура выполняет различные функции, которые ее характеризуют наиболее полно. Все функции условно можно подразделить на две группы:
1). Функции, определяемые внутренним состоянием формального механизма организации.
2). Функции, определяемые необходимостью адаптации организации к своей внешней среде.
К первой группе функций относятся следующие.
1. Охранная функция культуры. Культура служит своеобразным барьером для проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей, характерных для внешней среды, т.е. она нейтрализует действие негативных внешних факторов. Она включает в себя специфическую систему ценностей, особый климат и способы взаимодействия участников организации и тем самым создает неповторимый облик фирмы, позволяющий отличать ее от других фирм, субъектов хозяйственной жизни и от внешней среды в целом. Особенно актуальна эта функция культуры для современных российских экономических организаций.
Во внешней среде российского бизнеса:
· отсутствуют необходимые условия, упорядочивающие хозяйственную жизнь, - как формальные (экономическое законодательство), так и неформальные, которые определяются развитием общей экономической культуры;
· существует высокая агрессивность внешней среды российских организаций;
· российские фирмы действуют в условиях нестабильности и неопределенности политической среды;
· российские компании до сих пор являются относительно чужеродным элементом в структуре общества, которое в основном не адаптировалось к изменяющимся условиям существования и не приняло формирующейся системы ценностей российской частнопредпринимательской экономики.
Указанные факторы обусловливают необходимость особого внимания руководителей российских организаций к проблемам формирования организационной культуры. Она способна ограничить пространство неопределенности и изменить баланс сил в пользу стабильности и устойчивости.
2. Интегрирующая функция. Прививая определенную систему ценностей, организационная культура создает ощущение идентичности у индивидов и групп - ее участников. Это позволяет каждому субъекту внутриорганизационной жизни:
· лучше осознать цели организации;
· приобрести наиболее благоприятное впечатление об организации, в которой он работает;
· ощутить себя частью единой системы и определить свою ответственность перед ней.
3. Регулирующая функция. Организационная культура включает в себя неформальные, неписаные правила. Они указывают на то, как люди должны вести себя в процессе работы. Эти правила определяют привычные способы действий в организации: последовательность совершения работ, характер рабочих контактов, формы обмена информацией и т.д. Таким образом, задаются однозначность и упорядоченность хозяйственных основных актов.
Интегрирующая и регулирующая функции способствуют росту производительности в организации, поскольку:
· ощущение идентичности и восприятие ценностей организации позволяют повысить целеустремленность и настойчивость участников организации в выполнении своих задач;
· наличие неформальных правил, упорядочивающих организационную деятельность и устраняющих несогласованность действий, создает экономию времени в каждой хозяйственной ситуации.
4. Замещающая функция. Сильная организационная культура, способная к эффективному замещению формальных, официальных механизмов, позволяет фирме не прибегать к чрезмерному усложнению формальной структуры и увеличению потока официальной информации и распоряжений. Таким образом, происходит экономия на издержках управления в организации. Так как культура, в отличие от формального механизма, в большей своей части самовоспроизводящийся феномен - самовоспроизводятся язык культуры, культурные коммуникации, привычные формы поведения в рамках культурной среды, то многие элементы культуры для своего воспроизводства не требуют специальных усилий и затрат.
5. Адаптивная функция. Наличие организационной культуры облегчает взаимное приспособление работников к организации и организации к работнику. Адаптация осуществляется посредством совокупности мер, называемых социализацией. В свою очередь, возможен противоположный процесс - индивидуализация, когда фирма организует свою деятельность таким образом, чтобы максимально использовать личностный потенциал и возможности индивида для решения собственных задач. Для российских фирм, у которых вопросы кадровой политики стоят очень остро, функция адаптации чрезвычайно актуальна.
6. Образовательная и развивающая функция. Культура всегда связана с образовательным, воспитательным эффектом. Управляющие в организациях должны заботиться о подготовке и образовании своих работников. Результатом таких усилий является приращение знаний и навыков работников, которые организация может использовать для достижения своих целей. Таким образом, организация расширяет количество и качество экономических ресурсов, находящихся в своем распоряжении.
7. Функция управления качеством. Поскольку культура в конечном итоге воплощается в результатах хозяйственной деятельности фирмы - экономических благах, постольку организационная культура, продуцируя более внимательное и серьезное отношение к работе, способствует повышению качества товаров и услуг, предлагаемых экономической организацией. Другими словами, качество работы и рабочей среды переходит в качество продукции.
Ко второй группе функций организационной структуры относятся следующие.
1. Функция ориентации на потребителя. Учет целей, запросов, интересов потребителей, отраженный в элементах культуры способствует установлению более прочных и непротиворечивых отношений фирмы со своими покупателями и клиентами. Многие современные организации выделяют заботу о потребителях в качестве наиболее значимой ценности.
2. Функция регулирования партнерских отношений. Организационная культура вырабатывает правила взаимоотношений с партнерами, предполагающие моральную ответственность перед ними. В этом смысле организационная культура развивает и дополняет нормы и правила поведения, выработанные в рамках экономической культуры рыночного порядка.
3. Функция приспособления экономической организации к нуждам общества. Действие этой функции создает наиболее благоприятные внешние условия для деятельности организации. Ее эффект заключен в устранении барьеров, преград, нейтрализации воздействий, связанных с нарушением или игнорированием организацией правил общественной игры. То есть, выгода организации заключена в устранении экономических «минусов» - убытков.
34.Выполните сравнительную характеристика российской и западноевропейской деловых культур по парным признакам Г. Хофштеде.
35.Координация в организациях: понятие и виды
Организация является объектом управления, в котором люди и выполняемые ими задачи находятся в постоянной взаимозависимости и взаимосвязи. Для обеспечения синхронизации деятельности и взаимодействия различных частей организации используется координация.
Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач.
Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций. Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации.
Существует несколько видов взаимозависимости подразделений предприятия:
1. Номинальная взаимозависимость - подразделения непосредственно между собой не связаны (заводы-смежники). Степень координации их деятельности минимальна.
2. Последовательная взаимозависимость - работа подразделений последующих этапов работы зависит от работы на предыдущих этапах. Требуется более тесная координация.
3. Обоюдная взаимозависимость - вводимые факторы производства одного подразделения становятся результатом другого, и наоборот. Необходима более тесная координация.
По своему характеру координационная деятельность бывает четырех видов:
- превентивная, т. е. направленная на предвидение проблем и трудностей;
- устраняющая, т. е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;
- регулирующая, т. е. направленная на сохранение существующей схемы работы;
- стимулирующая, т. е. направленная на улучшение деятельности системы или существующей организации, даже при отсутствии конкретных проблем.
Координационная деятельность осуществляется с помощью определенных механизмов:
- неформальная, непрограммируемая координация;
- программируемая безличная координация;
- индивидуальная координация;
- групповая координация.
При авторитарном стиле управления координация осуществляется по иерархии управления, на основе устава и процедур организации, а также принятой его стратегии.
При либеральном стиле координация осуществляется неформальными методами с использованием групповых координаторов.
Промежуточный стиль управления характеризуется множеством возможных комбинаций различных стилей и, соответственно, использованием различных методов координации.
36.Раскройте понятие и средства коммуникации
Если термин коммуникация в целом означает общение, обмен мыслями, знаниями, эмоциями, схемами поведения и иной информацией (коммуникация происходит от латинского communico – делаю общим, связываю, общаюсь), то средства коммуникации могут быть как вербальными, так и невербальными. Средства коммуникации позволяют осуществлять собственно процесс коммуникации. Понятие средств коммуникации В рамках процесса коммуникации обмен мыслями, знаниями, эмоциями и прочей информацией не происходит непосредственного "обмена", а осуществляется взаимное обогащение двух и более участников коммуникации новыми идеями, мыслями, мировоззрением, знаниями и т.д. В рамках данной статьи понимается, что в процессе коммуникации осуществляется обмен информацией, которой обозначаются мысли, знания, эмоции, чувства, опыт, модели поведения и т.д. Соответственно, средства коммуникации позволяют разделить с кем-либо свой опыт, знания, мысли, чувства, за счет того, что обеспечивают передачу информации. Средства коммуникации – это все вербальные и невербальные способы передачи информации между двумя и более участниками коммуникационного процесса. Вместе с тем, необходимо учитывать и тот факт, что процесс коммуникации не является непрерывным, а может быть разделен на отдельные коммуникационные акты, которые определяются логически по содержанию передаваемой информации. Следовательно, средства коммуникации должны обеспечивать возможность передавать как отдельные сообщения в рамках отдельных коммуникационных актов, так и непрерывный поток информации в рамках целостного процесса коммуникации. Средства коммуникации Виды средств коммуникации Выделяют два вида средств коммуникации: Вербальные средства Невербальные средства Вербальные средства коммуникации – это основные для человека, так как они являются универсальными, обеспечивая всеобщий характер использования и возможность перевести в вербальную форму все иные информационные сообщения, которые могут быть переданы по средствам коммуникации. К вербальным средствам коммуникации относятся устная речь и письменность. Невербальные средства коммуникации являются производными от вербальных и часто служат целям универсализации и сокращения объема передаваемой информации без утраты содержания. Невербальные средства включают в себя две подгруппы: Первичные языки – жесты, пантомима, мимика. Вторичные языки – азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования, жестовые языки глухонемых. В общем плане к невербальным средствам коммуникации относятся те, которые обеспечивают передачу изображений, знаков, символов. При этом в современном мире вербальные и невербальные средства коммуникации часто взаимно объединяются, обеспечивая передачу информацию в вербальной и невербальной форме. В частности, телевидение, Интернет позволяют передавать речь, текст, звук, изображения, сигналы, знаки одновременно. При этом могут использоваться как первичные, так и вторичные языки невербальных средств коммуникации. Следует отметить, что вербальные средства коммуникации изучаются лингвистикой, а невербальные – паралингвистикой и отдельными разделами семиотики. На данный момент наиболее детально разработаны, исследованы и изучены вербальные средства коммуникации, к которым применяется структурный исследовательский аппарат, который из лингвистики заимствуется в других общественных науках. Основными единицами вербальных средств коммуникации являются знаки и составляющие их фигуры, т.е. слова и буквы (или их эквиваленты в ряде языков). Таким образом, изначально коммуникация организована таким образом, что благодаря использованию относительно небольшого количества фигур и бесконечно огромного числа построенных из них знаков может осуществляться передача значительных объемов информации. При этом знаки, т.е. отдельные слова, являются составными элементами более сложных знаков – фраз.
37.Назовите модели и типы коммуникаций в организации.
Коммуникация в организациях - это сложный и динамичный процесс. Он может рассматриваться как действие, как взаимодействие и как собственно процесс. В зависимости от этого выделяются общие модели коммуникации
|
38.Назовите основные виды коммуникационных сетей.
Связь между источником и получателем, оформленная в видеопределенных фиксированных связей, носит название коммуникационной сети. Коммуникационные сети предполагают наличие разнообразных способов связей между участниками информационного процесса и характеризуются определенным техническим и структурным взаимодействием.
Складывающаяся система коммуникационных сетей зависит от:
Основными для коммуникационных сетей являются1:
Виды коммуникационных сетей (по классификации В. Р. Веснина)1:
Наиболее простой вид открытой коммуникационной сети – линейная – типазмея(рис. 17.8).
Рис. 17.8. Принципиальная схема сети типа змея
Она характеризуется тем, что элементы структуры управления Аи Б, которые она соединяет, находятся в тупиках, а элемент В не только выполняет роль посредника коммуникаций, но и может контролировать их. Такая сеть соединяет работников одного уровня или является элементом более сложной сети и чаще всего имеет неформальный характер.
Двух- и более уровневые сети присущи прежде всего формальнымиерархическим структурам и имеют центральное звено, служащее исходным пунктом вертикальных коммуникационных каналов.
Если число звеньев, принадлежащих к нижнему уровню управленческой структуры, не выходит за пределы нормы управляемости, наиболее подходящей для нее является коммуникационная сеть типа звезда (рис. 17.9).
Рис. 17.9. Принципиальная схема сети типа звезда
Она позволяет оперативно получать информацию, концентрировать ее в центральном звене А и в кратчайшие сроки направлять исполнителямБ,В,Г. ЗвенуАздесь легко поддерживать порядок в управлении, поскольку при коммуникациях отсутствуют посредники и неформальные каналы, что делает невозможным появление различного рода «возмущений».
Однако для крупных управленческих структур такая коммуни-кационная сеть непригодна, наиболее подходящей для нее являетсякоммуникационная сеть типашпора(рис. 17.10).
Рис. 17.10. Принципиальная схема сети типа шпора
Центральное звено А уже не в состоянии вырабатывать самостоятельно все решения и доводить их до исполнителей, поэтому появляется посредник Б, конкретизирующий команды и распределяющийинформацию между исполнителями В, Г, Д. Выступая представителемсреднего уровня управления и играя де-юре второстепенные роли, де-фактоон получает огромную власть, так как контролирует информацию иможет навязывать свою волю первому лицу.
В сетях типа звезда и шпора число коммуникационных каналов, сходящихся к центральному элементу, на практике может бесконечно расти и в конце концов превысить возможности одного человека их контролировать. Это обстоятельство ставит естественный предел развитию управленческих структур, а следовательно, препятствует расширению самих организаций, обусловленному ростом масштабов производства.
Поэтому для крупных, многопрофильных функциональныхструктур свойственны иные коммуникационные сети, например,тенти его модификации (рис. 17.11).
А Б В Г Д | А Б В Г Д | А Б В Г Д |
Принципиальная схема сети типа тент | Принципиальная схема сети типа палатка | Принципиальная схема сети типа дом |
Рис. 17.11
Суть этих вариантов состоит в официальном допущении, наряду с вертикальными каналами, горизонтальных коммуникационных каналов, посредством которых подчиненные могут напрямую самостоятельно решать многие второстепенные проблемы, что позволяет руководству не отвлекаться на них, а сосредоточиться на главном. В сети палаткадопускается один уровень горизонтальной коммуникации –между вторыми лицами; в сети домтакие каналы возможны на всехуровнях управленческой структуры, что придает этому типу сетизамкнутый характер.
Основой замкнутых сетей является сеть типа круг(рис. 17.12). В крупной организации этот тип сетей может быть сложным, включающим дополнительные коммуникационные каналы, связывающие всех со всеми (вариант II). Он характерен для структур с благоприятным морально-психологическим климатом, помогает объединять людей, облегчать обмен информацией и идеями, стимулирует творческиепроцессы.
Вариант I Вариант II
Рис. 17.12. Принципиальная схема сети типа круг
Координация может быть обеспечена с помощью коммуникационной сети типаколесо,в которой имеется центральный субъект, облегчающий и ускоряющий процесс коммуникаций (рис. 17.13).
Б
А
Д
Г
В
Рис. 17.13. Принципиальная схема сети типа колесо
В крупных организациях возможно создание коммуникационной структуры типаcoты (рис. 17.14).Это комбинированная сеть, в сущности представляющая собой единство открытой змеи и замкнутогоколесаиликруга.
Рис. 17.14. Принципиальная схема сети типа соты
Б. З. Мильнер сравнил эффективность некоторых видов сетей по трем принципиально важным показателям (табл. 17.4)1:
Таблица 17.4
Критерий
Оценки
Коммуникационная сеть
Коммуникационные сети не являются раз и навсегда данными и могут меняться в зависимости от изменения задач, стоящих передорганизацией, объема выпускаемой продукции и внутренней управленческой структуры.
39.Перечислите и раскройте современные формы интеграции предприятий. Приведите примеры.
Финансово-промышленная группа(ФПГ) – это многофункциональная структура, образующаяся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых, инвестиционных и других организаций с целью концентрации финансовых ресурсов для максимализации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, роста экономического потенциала всей группы в целом и каждого из участников в отдельности.
Характерной чертой ФПГ является их многоотраслевая направленность, что позволяет гибко и оперативно реагировать на неожиданные изменения в условиях усложняющейся рыночной конъюнктуры. Однако создаются и функциональные ФПГ с ярко выраженной специализацией, что придает им значительную устойчивость и жизнеспособность на рынке.
Наиболее распространенным способом создания ФПГ является добровольное объединение капиталов отдельных участников и создание акционерного общества, которое представляет собой новую организационную структуру со всеми экономико-правовыми полномочиями, юридической и хозяйственной ответственностью. Другой способ – это передача участникам создаваемой ФПГ пакета своих акций в управление одному из членов группы, как правило, банку. Иногда,, один из участников группы приобретает пакеты акций других компаний, которые в результате становятся членами ФПГ.
Управление ФПГ характеризуется децентрализацией. В структуре, как правило, присутствуют научно-исследовательские, опытно-конструкторские подразделения, что приближает их к непосредственному потребителю, сокращает сроки внедрения научно-технических разработок в производство. Кроме того, имеются специальные аналитические подразделения, отвечающие за всесторонность исследования инвестиционных проектов и обоснованность принятия решений.
ФПГ, охватывающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы и банки – своеобразный каркас рыночной экономики ряда стран.
Корпорация– это организация или союз организаций, созданных для защиты каких-либо интересов и привилегий участников и образующих самостоятельное юридическое лицо. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды. Причем отдельные акционеры не несут никакой ответственности за ее действия. Акционеры делегируют свое право руководить компанией президенту или генеральному директору и могут оказывать влияние на его решения посредством права голоса. Акции компании могут свободно продаваться и покупаться на рынке.
Современная корпорация – это, как правило, материнская компания с сетью дочерних обществ, филиалов, агентств и других хозяйственных образований, имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности.
Корпорация, переросшая национальные рамки и осуществляющая свою деятельность на мировом рынке посредством заграничных филиалов и дочерних обществ, называется транснациональной (ТНК). Многие ТНК имеют четко выраженную линейную структуру управления с жесткой иерархичностью и делегированием полномочий от высшего звена управления к низшему. Однако необходимость диверсификации производства, внедрения в новые сферы деятельности способствует внедрению матричной структуры управления.
Участие в корпорации выгодно: во-первых, четко определяется доля собственности, которую впоследствии можно продать; во-вторых, пайщики защищены ограниченной ответственностью в случае неудачи. Для многих предприятий образование корпораций является условием выживания: сохранения кадров, научных подразделений, инфраструктуры, получения заказов, обеспечение материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции.
Холдинг– это организация, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Однако это не только акционерные общества, контролирующие пакеты акций других акционерных обществ – их дочерние или зависимые предприятия являются юридическими лицами с собственным уставным капиталом. Холдинги подразделяются на чистые, которые ограничивают свою деятельность исключительно контрольно-управленческими функциями по отношению к дочерним обществам, и на смешанные, которые, кроме того, выполняют функции, связанные с предпринимательством в различных сферах.
Холдинговые системы дают возможность создать замкнутые технологические цепочки от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя, варьировать финансовыми и инвестиционными ресурсами в рамках системы. Каждое предприятие, войдя в холдинговую систему, и получив акции холдинга в обмен на переданную долю своих акций, обретает экономическую заинтересованность в эффективной деятельности всех субъектов холдинга.
Холдинговые компании осуществляют стратегическое руководство посредством выработки рекомендаций, распоряжений и директив, участия в наблюдательном совете дочерних обществ, обладают правом вето, используют разнообразные способы руководства с помощью экономических и финансово-кредитных рычагов.
Доходы холдинговых компаний состоят из дивидендов на акции дочерних обществ.
Благодаря финансовому механизму холдинговая компания может контролировать компании, суммарный капитал которых в несколько раз больше ее собственного. Холдинговым компаниям законодательно запрещено создавать монополистические структуры.
Создание холдинга – это более простой, с юридической точки зрения, и менее дорогостоящий способ обретения контроля над другой формой, чем слияние, поглощение или просто покупка активов другой фирмы. Следует заметить, что при создании холдинга учитывается добровольность дочернего общества.
Консорциум– это объединение, создаваемое на основе соглашения между несколькими банками, компаниями или фирмами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко- и капиталоемких проектов. Консорциум, в отличие от холдинга, бесприбыльная организация, участники которой полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность. Они создаются для повышения технической и коммерческой конкурентоспособности его участников. Правовая форма – товарищество с ограниченной ответственностью или акционерные общества. Консорциумы могут быть временными, образующимися для осуществления краткосрочных сделок, и постоянными, создающимися для осуществления финансовых, коммерческих и инвестиционных операций значительного масштаба. Члены консорциума имеют право на получение коммерческого вознаграждения в зависимости от доли их участия в размещении займа или пропорционально сумме реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг. Ответственность по договорным обязательствам члены консорциума несут в размере их долей в общем объеме поставок или услуг. Каждый член консорциума обеспечивает финансирование своей доли работ и принимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своей части обязательств.
Управление консорциумом осуществляет лидер, избираемый из числа его членов. Он координирует совместную деятельность и представляет интересы консорциума перед заказчиками и третьими лицами, действуя в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума.
Совместное предприятие (СП)– это международная фирма, создающаяся двумя или несколькими национальными предприятиями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимализации полезного экономического эффекта их деятельности. Важным признаком такого предприятия является наличие хотя бы одного иностранного партнера и, в соответствии с этим, это предприятие с долевым участием российских и иностранных инвесторов. СП благодаря емкости российского рынка, разнообразию природных ресурсов стали средством привлечения передовой иностранной технологии и современного управленческого опыта.
Правовая форма – закрытые или открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью. При этом доля каждой из сторон в уставном капитале СП строго оговорена в учредительских документах. Отличительной особенностью структуры управления СП является равноправие сторон в процессах принятия решений, контроля за деятельностью фирмы, стратегическом планировании. Использование ресурсов различных стран позволяет минимизировать расходы и максимизировать прибыль, способствуя этим повышению отдачи на вложенный капитал всех партнеров.
Картель – форма объединения ряда предприятий одной отрасли, выполняющих функции, связанные с формированием благоприятной инфраструктуры их бизнеса, предусматривающая взаимные обязательства сторон по вопросам: лицензирования деятельности, ценовой политики, сроках платежей, квоты на куплю-продажу, разграничения рынков сбыта, условий найма персонала и т.п. Нарушения соглашения в виде превышения квоты, вторжения в чужие рынки сбыта, ценовой политики ведет к штрафным санкциям. Члены картеля сохраняют как производственную, так и коммерческую самостоятельность. Картель предполагает максимализацию прибыли своих членов на основе такого распределения квот производства, при котором минимизируются затраты. Различные участники картеля осуществляют производственные функции при разном технико-экономическом уровне развития, что в конечном счете ведет к закрытию наименее эффективных производств.
Яркий пример картеля – Международный стальной картель (создан в 1926 г.), который подчинил своему контролю практически весь мировой рынок стали.
В отличие от картельного соглашения, синдикат предусматривает договоренность между его членами не только по вопросам сбыта продукции, но и по закупке сырья. Однако при этом предприятия теряют коммерческую самостоятельность. Сбыт продукции синдиката осуществляет сбытовая контора, которая принимает продукцию своих членов по заранее оговоренным ценам, а продает по монопольно высоким. В функции сбытовых контор входит также концентрация заказов с последующим распределением их между участниками соглашения в соответствии с оговоренными квотами. Кроме того, сбытовая контора производит закупки сырья для своих участников по монопольно низким ценам. Такая концентрация торговых операций позволяет участникам синдиката получать непосредственную выгоду от закупки сырья по заниженным и продажи продукции по завышенным ценам. За счет централизации снабжения устраняется также внутренняя конкуренция.
Трест– самая жесткая форма объединения, при которой утрачивается юридическая, коммерческая и производственная самостоятельность предприятий. Трест может объединять как разнородные, так и однородные организации. Возникновение трестов связано с усилением контроля над мелкими и средними предприятиями на внешнем рынке. Во главе треста стоит правление, которое руководит сбытом продукции, финансовыми делами всех предприятий, входящих в данное объединение. Предприниматели, вступающие в трест, из владельцев своего предприятия превращаются в акционеров треста и получают пакет акций в соответствии с долей внесенного капитала, что гарантирует определенную долю прибыли. Более высокая, чем в картеле и синдикате, концентрация капитала обеспечивает тресту повышение уровня конкурентоспособности, а его участникам – более высокие прибыли.
Для ограничения деятельности данного объединения в развитых странах было введено антитрестовское законодательство, под влиянием которого тресты как организационная форма управления промышленностью утратили свое значение, уступив место концернам.
Концерн – это долговременное объединение организационно связанных между собой предприятий, контролируемых через систему участия в капитале. Это договорное объединение ряда организаций транспорта, промышленности, банков, рекламных агентств для формирования системной технологической цепи: производство – сбыт – производство – сбыт. Для концерна характерно единое управление из одного центра, роль которого выполняет совет директоров. Интересы объединения в целом становятся выше, чем интересы предприятий, входящих в концерн. Ядро концерна составляет материнское акционерное общество (как правило, самая крупная организация системы), выполняющее роль холдинговой компании. Предприятия, входящие в концерн, сохраняют юридическую и коммерческую самостоятельность при решении своих уставных задач, не связанных с деятельностью концерна. Синонимом термина концерн является термин группа, например, группа Моргана (США).
Венчурная фирма(рискофирма) – организация, создаваемая для осуществления инновационной деятельности, связанной со значительным риском. Подсчитано, что венчурный (рисковый) капитал, вложенный в реализацию проектов, в 15 % случаев теряется полностью, в 25 % приносит убытки, в 30 % дает весьма скромную прибыль. Однако оставшихся 30 % случаев достигнутый успех и полученная при этом прибыль позволяют в 30–200 раз перекрыть вложенные средства.
Большую роль в развитии научных исследований и высокотехнологичных производств играют некоммерческие организации – научные и технологические парки, инженерные центры, центры нововведений и промышленной технологии и т.п., создаваемые на базе университетов.
Научный парк– форма сотрудничества промышленных фирм с университетами, позволяющая эффективно использовать научный потенциал и лабораторную базу последних для ускорения процесса промышленного внедрения разрабатываемых технологий.
Технологические парки– форма образования и функционирования рискофирм, создаваемых при высших учебных заведениях для поддержки вновь появляющихся высокотехнологичных венчурных предприятий.
Эти и другие аналогичные неприбыльные организации получили распространение за рубежом еще в 60-е – 70-е гг. Что касается России и стран Содружества, то сейчас на территории СНГ действует около 50 технологических парков, главное назначение которых – содействие новым малым предприятиям, занимающимся наукоемким бизнесом, поддержка инновационного предпринимательства, передача новых технологий на рынок научно-технической продукции (все технопарки образованы на базе высших учебных заведений или крупных НИИ). По числу созданных технологических парков Россия и другие страны СНГ занимают (суммарно) пятое место в мире. Однако чтобы технопарк превратился в эффективно действующую организацию, по оценкам экспертов, требуется 8```10 лет. Развитие технологических парков в России зависит от решения проблем их финансирования, определение правового статуса, подготовки квалифицированного управленческого персонала, поддержки со стороны государственных и местных органов управления.
В связи с глобальными экономическими изменениями, происходящими в стране, становятся важными развитие и поддержка различных по размеру организаций (от сверхкрупных до малых), так как именно их разнообразие создает благоприятные возможности для использования их преимуществ. Согласно экспертным оценкам, для изменения структуры российской экономики необходимо создание 10–15 млн организаций малого и среднего бизнеса. Между тем, в 1995 г. их функционировало всего около 2 млн, включая кооперативы и фермерские хозяйства. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится от 40 до 70 % валового национального продукта. В нем работает 30```60 % всех занятых в частном секторе. В России доля малого бизнеса в общем объеме продукции в 1994 г. составила лишь 8 %, удельный вес в общей численности работающих в промышленности – 13 %.
40.Раскройте понятие государственно-частного партнёрства. Назовите основные признаки, принципы ГЧП и существующие формы ГЧП. Сравните их.
Для определения основных подходов к понятию государственно-частного партнерства используются наиболее общие для российской и зарубежной практики признаки ГЧП.
В соответствии с указанным подходом государственно-частное партнерство обладает следующими признаками:
В качестве одного из признаков ГЧП, претендующего на всеобщность, зачастую выделяется факт участия государства или государственной креатуры в проекте. Согласно этому подходу ГЧП являются любые отношения, в которых тем или иным образом принимает участие государство, юридические лица с его преобладающим участием и другие квазигосударственные структуры. Следуя этой логике, к государственно-частному партнерству можно отнести отношения в рамках приватизации, установление льготных налоговых или таможенных тарифов, осуществляемое в той или иной форме субсидирование различных секторов, государственные закупки, которые финансируемые исключительно за счет публичного партнера, которые, несомненно, могут являться элементами соглашения о государственно-частном партнерстве, но самй по себе не могут быть квалифицированы как ГЧП.
Прочие критерии ГЧП, выделяемые различными исследователями, например, реализация проектов исключительно в отношении государственной либо муниципальной собственности, в большей или меньшей мере относительны и могут быть характерны для различных правопорядков либо для проектов конкретной отрасли, но не могут рассматриваться в качестве универсальных.
Подробности: https://investinfra.ru/gchp-kontsessii-i-investitsii/obschie-priznaki-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva.html
©Investinfra.ru
Любое воспроизведение материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИНВЕСТИНФРА.
В зарубежной и отечественной литературе существуют разные классификации партнерств государства и бизнеса. Выбор формы партнерства с участием частного капитала зависит от целей, поставленных правительством/муниципалитетом или органом, осуществляющим управление имуществом и выступающим в качестве заказчика при размещении заказа, а также от объема правомочий собственности, передаваемых государством бизнесу. Основными факторами, определяющими форму ГЧП в конкретных проектах, являются:
• особенности национального законодательства;
• схемы распределения инвестиционных рисков;
• опыт организации необходимых для партнерства контрактных отношений;
• отраслевая принадлежность проекта или вида деятельности;
• определение плательщика(ов) за услуги объекта и последствий для него (них) выбранной формы.
Большую работу по структуризации проектов ГЧП ведет Всемирный банк (World Bank). В основе этой деятельности лежит следующая классификация форм ГЧП [19] .
1. Контракты на управление и арендные договоры (Management and lease contracts): частная компания получает в управление или на условиях аренды принадлежащую государству собственность на определенный период времени. Инвестиции осуществляет государство. В контракте на управление государство оплачивает услуги частного партнера и несет операционные риски. В арендном договоре государство получает арендную плату с арендатора, а операционный риск ложится на частную компанию.
2. Концессия (Concession): правительство предоставляет част ному сектору правомочия владения и пользования существующим объектом по договору за плату с условием возврата. Государственному сектору принадлежит право собственности на объект (недвижимость), в то время как частный сектор сохраняет за собой права на его расширение и все усовершенствования, проведенные в установленный концессионным соглашением период. Частная компания несет операционные и инвестиционные риски.
Выделяются следующие виды концессий:
– реконструкция – управление – передача (Rehabilitate-Operate-Transfer, RОТ);
– реконструкция – аренда – передача (Rehabilitate-Lease-Transfer, RLT);
– расширение – управление – передача (Build-Rehabilitate-Operate-Transfer, ВRОТ).
3. Проекты, предполагающие новое строительство (Green field projects) : частная компания строит и эксплуатирует новые производственные мощности в течение срока, указанного в контракте. Выделяются следующие типы таких контрактов:
• строительство – аренда – владение (Build-Lease-Own, BLO);
• строительство – владение – управление – передача (Build-Operate-Transfer, BOT);
• строительство – владение – управление (Build-Own-Operate, ВОО).
Подробнее об этих контрактах будет сказано ниже.
4. Частичная приватизация активов (Divestiture): частная компания приобретает часть пакета акций предприятия, находящегося в государственной/муниципальной собственности. Управление предприятием может переходить к частной компании либо оставаться за государством.
Один из экспертов Всемирного банка Джеффри Делмон так суммировал существующие представления о формах ГЧП: «...коммерческие соглашения и контрактные конструкции, которые применимы к ГЧП, чрезвычайно разнообразны по формам. Классификация ГЧП Всемирного банка – это не ограничивающее предписание публичному сектору использовать конкретные схемы из числа названных, а, скорее, примеры того, какими методами частная компания может быть вовлечена в проект. Можно утверждать, что нет идеальной схемы, кроме той, которая лучше всего учитывает условия страны, отрасли, проекта или содержание проблемы» [20] .
В Российской Федерации используются следующие основные формы ГЧП:
1) государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора;
2) аренда государственного имущества;
3) участие в капитале;
4) концессии (концессионные соглашения);
5) соглашения о разделе продукции (СРП);
6) контракты, сочетающие в себе различные виды работ и отношений собственности.
Основные различия между рассмотренными формами ГЧП могут быть систематизированы и представлены в виде таблицы (табл. 2).
2.1. Государственные контракты с инвестиционными обязательствами частного сектора
Государственный или муниципальный контракт – договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Контрактные отношения органов власти Российской Федерации с частнопредпринимательским сектором регулируются Гражданским и Бюджетным кодексами, Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), другими нормативными актами. Общий объем действующей нормативно-правовой базы (законов, постановлений, решений) на федеральном, региональном и местном уровнях по регулированию процедур закупки и поставки товаров для государственных и муниципальных нужд, процедур заключения и регистрации контрактов, а также результатов их исполнения составляет сотни документов.
Таблица 2. Классификация основных форм ГЧП
Одним из основных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, является Закон № 94-ФЗ. В нем прямо указывается на контрактную сущность этих отношений. «Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются <…> действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов [21] на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» [22] .
Подавляющая часть контрактов на закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд не относится к ГЧП по следующим причинам.
Во-первых, их выполнение не предполагает государственно-частное софинансирование. Деятельность в рамках государственного/муниципального контракта осуществляется, как правило, на средства государства/муниципального органа власти и регламентируется условиями контрактного договора, сметами расходов и другими документами. Подрядчик государства не имеет права произвольного распоряжения полученными из бюджета средствами.
Во-вторых, при выполнении таких контрактов подрядчик не несет серьезных финансовых рисков, поскольку финансирование осуществляется в полном объеме органом власти. Соответственно для контрактов на закупку товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд не характерны сложные схемы распределения, перераспределения рисков между сторонами их страхования.
В-третьих, в государственном контракте или приложениях к нему регламентируются многие характеристики деятельности подрядчика, отсутствующие в контрактах ГЧП: перечни используемых и закупаемых материалов и оборудования, организация рабочего процесса (порядок ведения журнала работ, проведения оперативных совещаний и т.д.).
Однако многообразие государственных и муниципальных контрактов на закупку товаров и услуг, возможность сочетания различных видов таких контрактов, в частности с привлечением для их выполнения средств частного сектора на условиях софинансирования, иногда стирают грань между ними и ГЧП.
Закон № 94-ФЗ в общей форме предусматривает возможность государственно-частного партнерства при заключении государственных и муниципальных контрактов. Хотя термин «государственно-частное партнерство» в Законе не используется, последний предполагает удовлетворение государственных нужд за счет внебюджетных источников финансирования. Так, в п. 1 ст. 3 этого Закона говорится: «Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации».
Таким образом, отношения ГЧП в рамках государственного или муниципального контракта возникают только в том случае, если для удовлетворения государственных или муниципальных нужд привлекаются внебюджетные источники финансирования. В то же время Закон № 94-ФЗ, равно как и другие федеральные законы, не регламентирует формы и методы вовлечения средств бизнеса по контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, механизмы возврата инвестиций частному сектору и другие принципиальные для ГЧП вопросы.
В контексте Закона № 94-ФЗ вовлечение средств бизнеса в рамках контрактных отношений с государством возможно в первую очередь в целях реализации инвестиционных проектов.
В этом случае структура государственного контракта с инвестиционными обязательствами частного сектора может быть, например, следующей:
1. Предмет контракта.
2. Имущественные права сторон.
3. Сроки и содержание этапов реализации проекта. Инвестиционный план-график.
4. Права и обязанности сторон.
5. Ответственность сторон.
6. Гарантии.
7. Изменение и прекращение контракта.
8. Форс-мажор.
9. Разрешение споров.
2.2. Аренда
Аренда предполагает передачу на определенных условиях частному сектору государственного или муниципального имущества (земли, оборудования, помещения и т.п.) во временное пользование за определенную плату на основе арендного договора.
Арендные отношения в сфере государственного и муниципального имущества Российской Федерации регулируются Гражданским кодексом РФ (ГК РФ; гл. 34) и другими нормативно-правовыми актами. Согласно ст. 606 ГК РФ «по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование».
Для управления федеральным имуществом в Российской Федерации создана вертикальная система управления, включающая в себя Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и соответствующие территориальные органы. В субъектах РФ разрабатывается собственное законодательство в отношении регионального имущества. На муниципальном уровне правомочия в области муниципальной собственности осуществляют соответствующие органы управления.
В соответствии с ГК РФ базовая концепция арендных договоров заключается в том, что ответственность за модернизацию и развитие арендуемых основных фондов лежит на собственнике и не передается арендатору, который отвечает лишь за их надлежащую эксплуатацию и содержание. Арендатор обязан поддерживать государственное и муниципальное имущество в исправном состоянии, нести расходы на его содержание, производить за свой счет текущий ремонт, если иное не установлено законом или договором аренды.
В то же время согласно ГК РФ произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды (ст. 623). В случае же, когда арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, неотделимые без вреда для имущества, арендатор после прекращения договора имеет право на возмещение государством или муниципальным органом власти стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит. Улучшения арендованного имущества, как отделимые, так и неотделимые, произведенные за счет амортизационных отчислений от этого имущества, являются собственностью арендодателя.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации, в настоящее время составляют существенные статьи доходов в бюджеты всех уровней. Так, в 2007 г. они пополнили федеральный бюджет более чем на 35 млрд руб., включая доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, – 17,6 млрд руб.; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений и в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, – 13,6 млрд руб.; арендную плату за земли, находящиеся в федеральной собственности, и поступления от продажи права на заключение договоров аренды земель – 4 млрд руб.
2.3. Участие в капитале
Участие частного сектора в капитале государственного (муниципального) предприятия происходит путем акционирования или создания смешанных предприятий при долевом участии сторон.
Предпринимательская деятельность в акционерных обществах осуществляется на средства акционеров, в качестве которых могут выступать и субъекты государства. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем уже спектр самостоятельных решений, которые они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения. Риски сторон распределяются пропорционально доле в капитале.
Акционерные общества с участием государства в капитале широко представлены в экономике России. К числу наиболее крупных акционерных компаний с высокой долей государственного участия относятся: ОАО «Газпром» (доля Российский Федерации – 50,002%), ОАО «НК Роснефть» (доля ОАО «РОСНЕФ ТЕГАЗ», которая находится в 100-процентной федеральной собственности, – 75,16%), ОАО «Сбербанк России» (доля Центрального банка РФ – 57,6%), ОАО РАО «ЕЭС России» [23] (доля Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом – 52,6918%).
Дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации, которые были перечислены в федеральный бюджет в 2007 г., составили 24 млрд руб.
В отличие от других форм ГЧП, в которых государство не вмешивается в текущую инвестиционную, производственную и административно-хозяйственную деятельность, в акционерных обществах с государственным участием представители государства присутствуют постоянно. Таким образом, при государственном участии в капитале частный сектор обладает меньшей степенью самостоятельности и свободы в принятии инвестиционных, административно-хозяйственных и иных решений, чем, например, в концессиях.
2.4. Концессии
Слово «концессия» происходит от латинского concessio – разрешение (англ. concession) и означает уступку, соглашение, послабление, скидку. Оно относится к экономическим категориям, которые имеют множество различных трактовок, лишены терминологической и смысловой четкости и охватывают широкий круг объектов. В концессию могут передаваться предприятие, вид деятельности, право на оказание услуги. Иногда под концессией понимается сам концессионный договор.
Понятие концессии лишено предметной определенности, поскольку сфера его применения чрезвычайно широка. Ж. Ведель отмечает, что «термин “концессия” – один из самых расплывчатых терминов в административном праве. Его употребляют для обозначения операций, имеющих весьма мало общего, если не считать, что в их основе лежит разрешение, выданное администрацией» [24] .
Из всех форм ГЧП концессии сегодня используются за рубежом наиболее активно. Они опережают все другие формы партнерства по количеству трансакций, объему привлеченных частных инвестиций, другим экономическим показателям. Если раньше концессии применялись во всем мире преимущественно в сфере недропользования, то в 1990-е и 2000-е гг. в концессию стали передаваться иные объекты государственной собственности.
41.Раскройте понятие, особенности и виды корпоративных организаций.
егальное понятие корпорации (или корпоративной организации) введено в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». При сохранении деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ) вводится деление юридических лиц на корпоративные и унитарные (ст. 65.1 ГК РФ).
Корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с и. 1 ст. 65.3 ГК РФ.
Анализ норм ГК РФ позволяет выделить следующие признаки корпоративных организаций.
Для корпорации характерно наличие общей цели (общего интереса), для достижения которой участники объединяют свои усилия. Важно, чтобы в нем (интересе) не был заложен противоположный интерес, т.е. предполагаемые выгоды должны иметь общее значение для всех участников, служить удовлетворению интересов всех участников.
С усложнением экономических, управленческих отношений в объединении участников (членов) при сохранении общего интереса все в большей степени начинают проявляться интересы отдельных участников объединения, которые могут не совпадать как с интересами самой корпорации, так и с интересами остальных ее участников. Такое состояние дел, такая объективная ситуация есть конфликт интересов, суть которого состоит не в самом факте нарушения корпоративного интереса в пользу индивидуального или группового, а в возможности возникновения ситуации, когда встает вопрос выбора между интересами корпорации в целом и иными интересами л.
Обращая внимание на необходимость достижения баланса интересов участников корпоративных отношений, Конституционный Суд РФ в Определении от 03.07.2007 № 681-О-П отметил следующее: «Поскольку в процессе предпринимательской деятельности акционерного общества могут сталкиваться интересы кредиторов и акционеров, акционеров и менеджмента, акционеров — владельцев крупных пакетов акций и миноритарных акционеров, одной из основных задач законодательства об акционерных обществах является обеспечение баланса их законных интересов...».
Корпорация является юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
Для корпорации характерно обособление имущества самой корпорации от имущества ее участников. Для простых, самых первых организационно- правовых форм корпораций, например для полных товариществ, которые по законодательству некоторых государств не являются юридическими лицами, такое имущественное обособление не выражено, так как имущество принадлежат участникам на праве общей долевой собственности. Для высших организационно-правовых форм корпораций — акционерных обществ — обособление имущества абсолютное. [1]
Корпоративные организации являются собственниками имущества, созданного за счет вкладов (долей, паев) учредителей (участников), членских и иных взносов в имущество, поэтому обязательный признак корпорации — внесение учредителями {участниками) вкладов в имущество корпорации {оплата акций или паев, внесение членских взносов).
Являясь собственниками своего имущества, корпоративные организации отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. По мере развития корпоративных организаций общая ответственность участников по обязательствам объединения переходит в личную ответственность объединения по своим обязательствам. Если в простом товариществе участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, то в акционерном обществе акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Гражданское законодательство закрепляет принцип взаимной неответственное™ государства и корпоративных организаций: государство не отвечает по обязательствам корпорации, равно как и корпорация не отвечает по обязательствам государства.
Другой общий принцип заключается в том, что учредители (участники) корпоративных организаций не отвечают по обязательствам организаций, а последние не отвечают по обязательствам учредителя (участника) (ст. 56 ГК РФ).
Случаи, когда участники (учредители) несут, кроме убытков, и субсидиарную ответственность но обязательствам корпоративной организации, предусмотрены ГК РФ и федеральными законами. Так, субсидиарная ответственность установлена для полных товарищей но обязательствам полного товарищества (ст. 75 ГК РФ), для членов производственных кооперативов — по обязательствам кооператива (ст. 106.1 ГК РФ); члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (ст. 123.3 ГК РФ).
В отношении корпоративных организаций их участники имеют корпоративные {членские) права, которые состоят, как правило, в праве принимать участие в управлении делами организации, получать часть распределяемой прибыли (дивиденд) либо пользоваться услугами корпорации, получать часть имущества при ликвидации организации после расчетов с кредиторами.
Участники (члены) корпорации участвуют в формировании высшего органа управления корпорацией — общего собрания участников, если иное не предусмотрено ст. 65.3 ГК РФ. По мере развития от простых форм предпринимательских объединений к высшим формам общие дела его участников переходят в личные дела объединения, отличающиеся от дел его участников. В полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам; в акционерном обществе дела общества ведут профессиональные менеджеры, которые могут и не быть акционерами этого общества.
По мере развития предпринимательских объединений управление делами обособляется от личной воли его участников. Если в простых формах предпринимательского объединения, например в полном товариществе, управление деятельностью обычно осуществляется по общему согласию всех участников, то в высших формах — акционерных обществах — управление осуществляется обособленными и специально созданными органами, воля и интересы которых могут не совпадать с волей и интересами участников объединения[2].
Виды корпораций. Корпоративные организации могут быть коммерческими и некоммерческими.
К коммерческим корпоративным организациям относятся:
Некоммерческие корпоративные организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками. К таким организациям относятся:
Наряду с делением корпораций на коммерческие и некоммерческие
представляется возможным их деление на персональные корпоративные организации и капитальные корпоративные организации. Некоммерческие корпорации являются персональными. Коммерческие корпорации могут быть как персональными, так и капитальными.
Для персональных корпораций характерны следующие признаки:
Развитие коммерческих корпоративных организаций происходило от простых форм к более сложным, высшим формам, а именно от договорных товариществ {societas) — персональных объединений — к капитальным объединениям — акционерным обществам[3] [4].
Исторически первые формы предпринимательских объединений — это персональные объединения, или объединения лиц, существующие в формах полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества), а также в форме производственного кооператива.
В полном товариществе сохраняется достаточная правовая связь с участниками, которая не позволяет признать за полным товариществом права самостоятельного субъекта. Поэтому полные товарищества по законодательству Германии, США, Англии не являются юридическими лицами. Такие товарищества М. И. Кулагин называл усеченными юридическими лицами[5].
Полное товарищество, безусловно, можно рассматривать именно как объединение, поскольку «общее» формируется в нем за счет «личного», не подавляя его. Иными словами, в полном товариществе «общее» существует лишь в силу наличия «личного», но, опираясь на эту силу, оно представляет собой яркий пример «общего»[6].
В коммандитном товариществе (товариществе на вере) — также соединении лиц — наряду с полными товарищами, отвечающими всем своим имуществом, есть коммандитисты, отвечающие лишь определенным вкладом и не участвующие в общих делах товарищества. Иными словами, в таком товариществе наблюдается обособленность части участников от самого предпринимательского объединения. Личное участие предполагается на стороне полных товарищей, капиталистический элемент представлен коммандитистами, «личная безучастность которых предполагается»[7].
Практически всем законодательствам известна такая форма предпринимательского объединения, как кооперативы (в российском дореволюционном законодательстве — артельные товарищества). Это «соединение лиц с целью достижения совместным трудом какой-либо хозяйственной цели. Личное участие составляет необходимое условие этой формы. Капиталистический элемент играет совершенно второстепенную роль»[8].
Для кооперативов характерно самоуправление, иными словами, только члены кооператива участвуют в управлении его делами, следовательно, обособления управления от членов кооператива не происходит.
Капитальными корпоративными организациями являются акционерные общества. Именно эта организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности выступает «как самое законченное, последовательное воплощение института юридического лица. Некоторые буржуазные авторы доходят даже до отождествления юридического лица и акционерного общества»[9].
Общество (товарищество с ограниченной ответственностью) известно зарубежным государствам, относящимся к континентальной правовой семье. Некоторые законы штатов США также имеют законы о таких обществах.
Общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО, общество) - единственное из предпринимательских объединений, которое возникло не в силу объективного экономического развития, а в силу законодательного установления, исходившего, разумеется, из требований экономики. Появление данной формы в Германии было вызвано тем, что предпринимателей не удовлетворяло наличие всего двух диаметрально противоположных форм предпринимательских объединений, а именно полного товарищества (олицетворяющего личное начало участника) и акционерного общества (олицетворяющего капиталистическое начало). Предприниматели требовали от законодателя разработки такой формы предпринимательского объединения, которая бы в статусе участника сочетала и личную заинтересованность в деятельности объединения, и капиталистический элемент. Немецкие юристы избрали путь модификации конструкции «акционерное общество» через введение в него личного начала участников. Закон об обществах с ограниченной ответственностью вступил в силу с 1892 г. Впоследствии данная форма была воспринята законодателями других государств мира[10].
Я. И. Функ, анализируя появление ООО как модификации конструкции «акционерное общество», приходит к выводу, что ООО с точки зрения правовой природы может рассматриваться как разновидность акционерного общества[11]. Ряд специалистов (С. Д. Могилевский, И. С. Шиткина, В. В. Долинская) относят ООО к корпорациям или к организациям корпоративного типа[12]. По мнению В. С. Белых, ООО следует рассматривать как промежуточную форму между акционерным обществом и персональным объединением[13].
Участник ООО не утрачивает связь с обществом, иными словами в ООО присутствует личный элемент. Существование ООО в некоторой степени зависит от участников. В указанной форме предпринимательского объединения само общество с ограниченной ответственностью уже во многом не совпадает с участниками общества, но полностью с ним порвать не может. В результате этого можно говорить о том, что в данной форме объединения взаимодействуют между собой люди и их предпринимательское объединение. При этом упор, конечно, следует сделать на взаимоотношения людей по поводу своего объединения, учитывая присутствие определенной воли людей, направленной на имущество[14]. Исходя из этого, ООО занимает промежуточное положение между персональными объединениями и капитальным объединением — акционерным обществом.
Высшей формой предпринимательского объединения, в основе которого не только и не столько личность, а прежде всего имущество (капитал), является акционерное общество. «Личное участие членов такого соединения нс предполагается. Эта форма соединения есть высшее выражение капиталистического элемента»[7].
Если на начальных этапах значение действительно имело соединение лиц, то позднее значение приобретает соединение капитала. Личность, создав предпринимательское объединение и отделив от себя часть своего имущества, в первых формах такого объединения еще полностью различима и даже довлеет над таким объединением, но после прохождения пика такого объединения (полного товарищества) уже наблюдается все меньшее и меньшее ее влияние на предпринимательское объединение; наконец, в АО личности, участвующие в его создании, практически не различимы, на передний план выходит не личное общение, а общение имуществ, в результате чего полностью отсутствует правовая связь между участниками акционерного общества, а имеется лишь выделенное и объединенное ими (либо только выделенное, если участник один) имущество[16].
Понятие акционерного общества необходимо рассматривать, основываясь исключительно па понятии «имущество», которое было обособлено путем выделения и объединения (либо только выделения). В силу этого акционерное общество не может быть создано без имущества, не может без него существовать и при потере имущества подлежит ликвидации.
Исходя из понимания акционерного общества как капитальной корпорации, нельзя упускать из виду и то, что она представляет собой «не мертвый капитал, а союз лиц, являющихся представителями этого капитала»[17]. Это означает, что, с одной стороны, акционерное общество существует независимо от изменения состава участников (акционеров), а с другой - акционеры взаимодействуют нс только с обществом, но и друг с другом.
42.Раскройте механизмы создания финансово-промышленных групп.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия — промышленные, торговые, транспортные, кредитные и т.д. Они создаются в последние годы на основании Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» путем объединения финансовых и материальных ресурсов фирм разного профиля (предприятия, банки, организации).
Финансово-промышленная группа объединяет три типа организаций (рис. 4.6):
Дата: 2019-02-02, просмотров: 298.