Цикл смены координационных механизмов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В процессе своей жизнедеятельности организации используют различные методы координации деятельности. При этом взаимное регулирование обеспечивает скоординированную работу посредством информационных коммуникаций. Прямое управление дает возможность работать, согласовывать и увязывать рабочие процессы в анализируемой организации. Функциональные процессы подвергаются стандартизации в том случае, если содержание работы специфицируется или программируется. Если все показатели эффективности работы соблюдаются, то выпуск продукции стандартизируется.

В соответствии с данной теорией все организации разделяются на такие типы, как:

1) предпринимательская организация – организация, которая образуется и управляется одним лидером путем жесткой централизации деятельности организации. Несоответствие между стратегическим развитием и текущей деятельностью является характерной чертой многих организаций данного типа;

2) машинная организация – организация, в которой возрастает значение техноструктуры. Работники в подобных организациях обычно выполняют простые процедуры, характеризующиеся повторяемостью. В таких организациях стандартизация формирует предпосылки для планирования деятельности работников и подразделений. Это составляет основную функцию техноструктуры. Выделяют следующие основные типы машинных организаций:

а) организации, занятые промышленным производством;

б) организации, занятые строительной деятельностью;

в) иногда крупные торговые организации;

3) профессиональная организация – организация, в которой главную роль играют знания и навыки работников, являющихся профессионалами. В таких организациях контроль деятельности работников осуществляется с помощью клиентов организации. Это является отличительной особенностью таких организаций. Также характерными чертами профессиональных организаций являются значительный удельный вес вспомогательного персонала и низкая доля техноструктуры.

В таких организациях широко используется стандартизация (главным образом для поддержания высокого уровня квалификации специалистов профессиональной организации);

4) инновационная организация – организация, которая использует для построения своей деятельности объединение в коллектив специалистов различных смежных областей знаний, оперативное изменение состава коллектива. Такое изменение реализуется при помощи организации проектных команд;

5) миссионерская организация – организация, в рамках которой широкое распространение получают ценности, разделяемые ее членами. Подобная организация заменяет индивидуальные ценности бывшего лидера стандартизированными функциональными процессами.

В данной теории предполагается, что в течение своей жизнедеятельности организация способна неоднократно менять свою форму.


 

 

9.Раскройте содержание следующих организационных теорий: ресурсная теория организации, современные направления теоретических разработок. Назовите основных представителей.

Основными представителями данной теории являются Р. Румельт, Д. Аакер, Р. Амит, П. Шумахер, С. Монтгомери, Дж. Дэй, А. Дирикс, К. Кул, Р. Грант, Дж. Хамелл, М. Петераф.

История развития ресурсной теории организации. На первых этапах своего развития ресурсная теория имела своей целью обосновать происхождение фирмы. Согласно данной теории фирма представляет собой нечто большее, чем административная единица, фирма – это совокупность производительных ресурсов, распределенных между рядом пользователей при помощи административных и экономических решений.

Содержание ресурсной теории организации. Ресурсная теория применительно к стратегическому управлению имеет цель объяснить создание, использование и возобновление конкурентных преимуществ фирмы. Ресурсная теория должна определить связи и объяснить факторы конкурентных преимуществ, их динамику в понятиях ресурсов фирмы. Некоторые направления изучения ресурсов рассматриваются в рамках таких отраслей знаний, как общий менеджмент и его разделы (производственный, финансовый и т. д.), маркетинг, логистика, правоведение, информатика, экология, лингвистика, деловая этика, психология. Ресурсная теория организации предполагает, что ресурсы неравномерно распределены между фирмами. Это и является причиной либо конкурентного преимущества, либо определенной уязвимости компании. В том случае, если конкурентное преимущество некой фирмы основано на владении каким-либо ресурсом, другие фирмы могут предпринимать попытки блокирования или замедления распространения подобных ресурсов, формируя различные барьеры.

Система аспектов, охватываемых ресурсной теорией: активное воздействие на экономических партнеров; эквивалентность объемов обмениваемых ресурсов; активные управляющие воздействия; организация физического перемещения товаров и денег во времени и пространстве; защита от неблагоприятных воздействий; достижение стратегических и оперативных целей организации; институциональность передачи и получение прав на обмениваемые ресурсы.

Согласно ресурсной теории ресурсы фирмы могут по своему содержанию быть материальными (осязаемыми) и нематериальными (неосязаемыми), внутренними (получающими развитие внутри фирмы) и внешними (приобретаемыми на рынке).

В рамках ресурсной теории выделяют следующие основные категории: основные ресурсы, активы, способности, стратегические активы, устойчивые конкурентные преимущества, источники данных преимуществ.

Основные ресурсы – это вид ресурсов, которые могут быть приобретены на рынке.

Активы – это совокупность доступных факторов, которыми хозяйственная организация владеет или управляет. Активы также могут быть осязаемыми или неосязаемыми, активы – это «видимые» ресурсы.

Стратегические активы – это активы, которые обеспечивают компанию устойчивым конкурентным преимуществом. Активы являются стратегическими, если они ценны для организации; если для них нет заменителей, их сложно воспроизвести или скопировать; они являются редкими среди конкурентов.

Конкурентные преимущества – стратегические активы, которые сложно устранить или копировать (воспроизвести) и которые способствуют повышению эффективности фирмы. В большинстве случаев это объекты, доступ к которым или способности которых по отношению к фирме позволяют создавать стратегические активы.

Источники конкурентных преимуществ: среда рынков данных ресурсов; внутренняя организационная среда фирмы; среда рынка товаров и услуг; стратегическая траектория организации.

На современном этапе в теории организации наметились новые теоретические течения, которые полностью отражают требования практики хозяйствования организационных систем. Их возникновение обусловлено появлением множества изменений в жизни организаций.

1. Реинжиниринг. Реинжиниринг представляет собой одновременно и теорию, и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого совершенствования с охватом и реконструкцией всех элементов системы управления организации, включая системы человеческих мотиваций и стимулов. Управленческий механизм настраивается при ринжиниринге на овладение рынком, которое достигается путем анализа его емкости, организации сбыта товаров, способов стимулирования продаж, обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг.

2. Концепция внутренних рынков корпораций. Данная концепция характеризуется переносом закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутренние взаимодействия структурных подразделений организации. В результате развития прямых связей организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к конкретно горизонтальным структурам, на поиске выгодных схем соотношений между крупными и малыми операциями. Данная концепция предполагает, что подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность в рамках организаций, могут оперативно вносить изменения в производство товаров, предоставление услуг, во всю систему отношений с потребителями. К данной концепции примыкает и разрабатываемая концепция «демократической корпорации», которая предусматривает широкую децентрализацию управления с развитием демократических форм и методов функционирования структурных подразделений и руководителей.

3. Теория альянсов. Развитие этой теории связано с тем, что интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов, приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций. Новая корпоративная модель организации предполагает расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем самым меняет представление о границах организации. Компании объединяются с целью использования специфических рыночных возможностей, которые индивидуально не могут быть реализованы организациями. Данная теория акцентирует внимание на том, что отношение к людям должно быть как к ведущему ресурсу, к капиталу, а не как к персонифицированным издержкам производства.

4. Концепция «экологически осознанного руководства» предприятием. Основой данной концепции является рассмотрение предприятия как экологической субсистемы. Это означает, что предприятие – это часть природного кругооборота. В таком понимании в центре внимания оказываются экологические процессы. В рамках данной концепции важнейшими целями предприятия как экологической субсистемы считаются: защита ресурсов (получение на входе в субсистему экологически проверенных ресурсов и их экономное расходование); ограничение выбросов (т. е. предотвращение или уменьшение утечки вредных веществ в окружающую среду на выходе из субсистемы); сокращение отходов (снижение их количества, переработка и повторное использование); ограничение риска, т. е. уменьшение потенциальных опасностей на выходе из субсистемы, предотвращение аварий или снижение тяжести их последствий; производство безвредных продуктов, т. е. таких продуктов, которые на протяжении их жизненного цикла являются ресурсосберегающими, не наносят вреда окружающей среде (не имеют вредных выбросов и отходов), обладают низкой долей риска.


 

 

10.Назовите принципы организации.

В специализированной литературе до сих пор не выработано единого подхода к определению принципов организации. Большинство специалистов сходятся на том, что принципы организации – это некоторые объективные правила (нормы), действующие в организации, которые вытекают из законов организации и являются их расширением и детализацией под влиянием практики управления.

Из истории современного управления известно, что в своё время (1908 – 1910 гг.) Ф. Тейлор предложил четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих. Несколько позже (1916 г.) А. Файоль предложил общую систему принципов управления, состоящую из 14-ти пунктов. Были предложены и другие системы принципов функционирования организации. Сейчас они имеют, главным образом, историческое значение. Современные системы принципов управления организацией стали складываться к концу XX столетия. В России достаточно употребительной является система принципов, предложенных А. А. Беляевым и Э. М. Коротковым. Они разделили все принципы на общие, частные и ситуационные (см. таблицу 3.3.1). Подобное деление принципов управления организациями на общие, частные и ситуационные достаточно условно, но оно позволяет провести некоторую упорядочивание. Рассмотрим предложенные системы принципов организации более подробно.

      1. Общие принципы.

Принцип обратной связи. Суть его заключается в том, что в любой организации, в том числе в социальной и социально-экономической на любое воздействие управляющей системы всегда следует реакция управляемой системы (например, см. рисунок 3.1.1). Происходит это благодаря разнообразным коммуникационным связям, соединяющим эти системы. Причём эти связи могут быть как усиливающими (разгоняющими), тогда говорят о положительной обратной связи, так и ослабляющими (стабилизирующими), тогда говорят об отрицательной обратной связи.

Обратная связь в организации присутствует всегда. Просто в большинстве случаев она имеет относительно небольшую мощность, поэтому её замечают только те члены организации, которых она непосредственно касается.

Вместе с тем, даже небольшие воздействия обратной связи, если они вовремя не компенсируются управляющей системой, могут накапливаться и в итоге превратиться в весьма сильные интегральные воздействия, компенсация которых потребует значительных затрат ресурсов, имеющихся в распоряжении управляющей системы. Причём, если этих ресурсов не будет хватать, то организацию постигнет кризис.

Таблица 3.3.1 – Система принципов организации по А. А. Беляеву и

Э. М. Короткову

Принципы организации

Общие принципы (реализу- ются во всех материальных системах): - принцип обратной связи; - принцип развития; - принцип соревнователь- ности, конкуренции; - принцип дополнитель- ности; - принцип соответствия цели и ресурсов; - принцип соответствия распорядительства и подчинения; - принцип соответствия эффективности производ- ства его экономичности; - принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления; - принцип прямоточности; - принцип ритмичности; - принцип синхронизации. Частные принципы (реали- зуются в какой-либо сфе-ре деятельности): - принцип выделения главного; - принцип соответствия; - принцип энциклопедич- ности; - принцип полноты; - принцип системности; - принцип стандартизации; - принцип своевременности информации; - принцип планирования; - принцип координации; - принцип включения. Ситуационные принципы (реализуются в каком-либо виде деятельности): - профессионализм; - опыт работы в данной сфере (участке); - способность решать круп- ные проблемы и отдель- ные задачи; - умение взаимодействовать в коллективе; - готовность взяться за ре- шение трудной пробле- мы (задачи); - личная преданность делу, организации; - умение работать само- стоятельно; - чёткость и решительность в подборе персонала; - правила-поучения.

Принцип развития. Под развитием понимается необратимое направленное изменение организации. В соответствии с всеобщим законом природы о переходе количественных изменений в качественные постоянно возникающие в организации незначительные изменения в структуре и функциях в итоге приводят к качественным изменениям структуры и функций, то есть организация становится другой – она развивается.

Различают две формы развития:

  • эволюционная, которая описана выше и которая, как правило, происходит без разрушительных последствий для объекта развития;
  • революционная, при которой постепенно накапливающиеся количественные изменения неожиданно прорывают сдерживающие условия и факторы и резко меняют структуру и функции организации; как правило, эта форма развития происходит со значительными безвозвратными потерями ресурсов, так как всё, что не успевает перестроиться просто разрушается или теряется.

Также следует отметить, что в организации может происходить как прогрессивное развитие, то есть развитие, связанное с совершенствованием какой-либо сферы или системы (например, освоение новой продукции, выход на новые рынки, вступление во взаимовыгодный союз и т.п.), так и регрессивное развитие, то есть связанное с постепенной ликвидацией какой-либо сферы или системы (например, прекращение выпуска устаревшей продукции, уход с неперспективных рынков, выход из непродуктивных союзов и соглашений и т.п.).

Принцип соревновательности, конкуренции. Жизнеспособность социальной или социально-экономической организации зависит от степени развития в ней соревновательных, конкурентных начал, так как только в этом случае вскрываются наиболее результативные пути использования организационных ресурсов и социально-экономического развития. В конкретной организации это может выражаться в процессах сравнения, отбора и внедрения наиболее эффективных методов хозяйствования вообще и методов управления в частности.

При этом следует иметь в виду, что конкурентные отношения весьма противоречивы. С одной стороны конкуренция формирует приоритеты выбора и активного воздействия на принятие в организации продуктивных управленческих решений. С другой стороны конкуренция оказывает негативное влияние на работу отдельных организаций и приводит к стагнации их деятельности и разрушению.

Принцип дополнительности. В организации всегда одновременно существуют, с одной стороны, объективные, устойчивые, запрограммированные, равновесные, организованные, прогнозируемые процессы, а с другой стороны – случайные, неустойчивые, неравновесные, стихийные, самопроизвольные, непрогнозируемы процессы. Они взаимно дополняют друг друга – действует диалектический принцип дополнительности, обеспечивающий развитие организации.

Принцип соответствия целей и ресурсов. Если организация хочет быть успешной, то процессы достижения её основных целей должны обязательно обеспечиваться необходимыми ресурсами своевременно и в нужном количестве. Данный принцип реализуется автоматически при использовании программно-целевого подхода, когда при постановке целей и формулировании задач обязательно определяются средства, методы и сроки их выполнения с организацией внешнего и внутреннего контроля. Это позволяет осуществлять управление деятельностью организации по упреждению, а не по результатам.

Принцип соответствия распорядительства и подчинения. Для любого члена (работника) организации при выполнении конкретной деятельности должны быть:

  • один линейный руководитель, то есть руководитель, для которого приоритетными являются административные функции: самостоятельное принятие решений и утверждение (санкционирование) решений, принятых другими;
  • произвольное количество функциональных руководителей, то есть руководителей, для которых приоритетными являются технологические функции: подготовка и согласование решений, организация выполнения решений, а также патронажные функции: контроль правильности выполнения решений, признание решения выполненным.

Принцип соответствия эффективности производства его экономичности. Под эффективностью производства обычно понимается отношение результатов труда к произведённым затратам в сопоставимых понятиях (например, в рублях). Под экономичностью производства понимается отношение текущих затрат к предыдущим, понесённым для получения одного и того же результата. Суть настоящего принципа – для каждой организации должно быть найдено своё в каком-то смысле оптимальное отношение эффективности к экономичности.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Суть настоящего принципа заключается в том, что для каждой организации должно быть найдено своё оптимальное распределение управленческих функций по уровням управления, подразделениям и должностям в этих подразделениях. Данный принцип требует от руководителей всех уровней вовремя производить пересмотр объёмов управленческих функций, возложенных на отдельные уровни, подразделения и должности.

Принцип прямоточности. Любые производственные, информационные и социальные процессы в организации должны идти к цели по кратчайшему пути во избежание дополнительных затрат и искажений. Искажения, как показывает практика, в конечном итоге также выливаются в затраты.

Принцип ритмичности. Любые производственные, информационные и социальные процессы в организации должны идти к цели с заданной ритмичностью в течение заданных промежутков времени. В результате соблюдения ритмичности обеспечивается согласованность трудовых операций (производственных процедур) в течение всего технологического цикла.

Принцип синхронизации. Среди имеющихся в организации производственных подразделений и / или процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под режим функционирования которого должны подстраиваться все остальные производственные подразделения и процессы. Центр синхронизации обычно является самым «узким местом» в организации.

      1. Частные принципы.

Особенность частных принципов заключается в том, что они по-разному проявляют себя в разных сферах применения. Частных принципов довольно много. Разные авторы по-разному их объясняют и группируют. Ниже приведены частные принципы в соответствии с классификацией, данной Э. А. Смирновым [6]:

Принцип выделения главного, то есть при рассмотрении любой задачи в первую очередь надо решить, что в этой задаче является главным.

Принцип соответствия, то есть при организации любого процесса исходные ресурсы должны соответствовать поставленным целям и наоборот.

Принцип энциклопедичности, то есть любой вопрос, любая задача должны быть рассмотрены со всех возможных (доступных) сторон, по крайней мере, на первоначальном этапе решения.

Принцип полноты, то есть по любому вопросу необходимо принимать исчерпывающие решения, чтобы потом к нему не возвращаться.

Принцип системности, то есть при рассмотрении любого вопроса, задачи должны быть обязательно выделены действующие силы (элементы), уровни, на которых они действуют, и связи между ними.

Принцип стандартизации, то есть при построении любой организации, любой системы, любых процессов должно быть использовано как можно больше стандартных элементов и действий.

Принцип своевременности информации, то есть деловая, . служебная информация должна приходить и уходить в нужный момент, в нужном объёме, в нужной форме и в нужный адрес.

Принцип планирования, то есть любая деятельность в организации должна проводиться в соответствии с заранее составленным планом.

Принцип координации, то есть любые действия в организации должны развиваться в пространстве и времени в определённой последовательности.

Принцип включения, то есть при движении к своей цели организация должна включать (использовать) все доступные ресурсы.

      1. Ситуационные принципы.

Особенность проявления ситуационных принципов определяется конкретной ситуацией или конкретным образом действия. Разные авторы по-разному подходят к этой категории принципов, по-разному их трактуют и используют. Причём разнообразие здесь ещё большее, чем при определении частных принципов.

В качестве примера ниже приведена система ситуационных принципов, которые использовал известный американский управленец Ли Якокка при подборе менеджеров в своей организации:

  • профессионализм наряду с соответствующим образованием;
  • опыт работы в данной сфере, аналогичных предприятиях и должностях;
  • способность решать отдельные задачи и выходить на проблемы, из которых они вытекают;
  • умение продуктивно работать в коллективе;
  • готовность взяться за решение неизвестной проблемы – отсутствие страха, уверенность в позитивном решении и т.п.;
  • личная преданность делу, коллективу, организации, в которой работаешь;
  • умение работать самостоятельно, в том числе, в условиях высокой неопределённости;
  • чёткость и решительность в подборе кадров, их расстановке по рабочим местам и перемещениям.

 

 

11. Дайте определение и раскройте сущность следующих законов организации: синергии; самосохранения

Синергия – это совместное и однородное функционирование элементов системы.

Закон синергии. В любой организации возможны как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в нее элементов.

Благодаря закону синергии социальная организация имеет существенное отличие от объектов материального мира. Это отличие состоит в том, что во всех естественных системах действует закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при любых ее изменениях количество энергии остается постоянным. Закон же синергии предполагает, что в социальных системах энергия может изменяться. Данное обстоятельство объясняется тем, что в социальных организациях в качестве энергетического ресурса рассматриваются не только материальные ресурсы, но и социально-психологические ресурсы коллектива, величина которых характеризуется интеллектуальной и эмоциональной энергией, уровнем профессиональной подготовки каждого члена организации, а также степенью взаимодействия членов коллектива в реализации общей цели организации.

Синергетический эффект. В социальных организациях энергетический потенциал может быть как увеличен, так и уменьшен. Важным фактором, определяющим энергетический потенциал организации, является качество менеджмента. Так, низкий уровень энергетического потенциала социальной организации может быть из-за отсутствия в коллективе лидера, недостаточной квалификации или пассивности персонала, слабой технической оснащенности, использования устаревших технологий управления и многих других причин. В данном случае задача руководителя заключается в том, чтобы найти нужный набор элементов и так организовать работу, чтобы синергия в организации носила созидательный, а не разрушительный характер. В отношении социальных организаций при рассмотрении закона синергии принято говорить о приросте энергии, который превышает индивидуальную сумму усилий членов организации.

Приростом энергии в социальных организациях можно управлять. Такое управление может быть реализовано путем целенаправленного регулирования энергетического и производительного потенциала. Команда управленцев должна создать условия, при которых поставленная цель достигается в более короткие сроки с использованием наименьших объемов материальных и людских ресурсов. В результате обеспечивается достижение максимального экономического эффекта.

Трудности управления эффектом синергии: в отличие от физических систем, для которых разработаны единицы измерения энергии и методы оценки энергетического потенциала, для социальных систем еще отсутствуют способы оценки уровня внутренней энергетики. Однако исследования в данном направлении ведутся, их актуальность объясняется современными задачами управления. Широко распространенным способом оценки синергетического эффекта является оценка показателей анализируемой хозяйственной организации по сравнению с другой похожей организацией. Для проведения подобной оценки необходимо создавать базу статистических данных об однотипных организациях за длительный период.

Показатели созидательного синергетического эффекта: высокий уровень показателей экономической деятельности; быстрая и адекватная реакция на изменения во внешней среде; использование прибыли в целях расширения собственного бизнеса; устойчивые показатели развития организации; использование современных технологий коммуникации и управления; повышенный спрос на продукцию; высокое качество товаров и услуг; создание положительного имиджа; здоровый моральный климат и т. д.

Закон самосохранения. Любой организации присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет оптимального использования кадровых, материальных и финансовых ресурсов.

Самосохранение организаций. Для хозяйственных организаций самосохранение приобретает несколько иное значение, чем для биологических и технических систем.

В условиях рынка хозяйственные организации стремятся достичь своих целей, иногда в противовес целям других организаций.

Конкуренция способствует развитию естественного отбора организаций, наиболее приспособленных к сложившимся условиям.

Организации, которые не удовлетворяют потребностям общественного развития, разоряются.

В этих условиях выбор целей и социальной миссии организации является первым и самым ответственным моментом в стремлении к выживанию.

Оценка потенциала самосохранения организации. Самосохранение организации отражается в целях ее функционирования и развития.

Для постановки подобных целей, отвечающих требованиям самосохранения, необходимо проводить систематически оценку потенциала организации.

Это позволит объективно оценить возможности к росту потенциала самосохранения организации.

Данная оценка должна представлять собой описание всех возможных факторов внутренней и внешней среды анализируемой организации.

Все выявленные факторы необходимо объединить в группы: позитивные и негативные факторы.

После того как все факторы сгруппированы по степени и механизму воздействия, составляется баланс созидательного и разрушительного потенциала.

Он теоретически должен показать, как соотносятся между собой относительно анализируемой организации позитивные и негативные факторы.

Организация способна к выживанию тогда, когда энергетический потенциал позитивных (созидательных) факторов превышает соответствующий показатель негативных (разрушительных) факторов.

Трудности оценки. Несмотря на высокую актуальность подобной оценки, ее проведение сопряжено с:

1) сложностью учета социально-психологических факторов. В данном случае сюда следует отнести характеристики профессиональной и психологической пригодности персонала, показатели общей психологической атмосферы в коллективе (отношение к руководству, конфликтность, способность работать в часто меняющихся или экстремальных условиях и т. д.);

2) сложностью анализа организационного потенциала. Организационный потенциал организации зависит от многих показателей личности менеджера, в числе которых инициативность, общая культура, коммуникабельность, организаторские способности, стремление к использованию новаций в управленческой деятельности и т. д.;

3) сложностью определения устойчивого состояния. После нахождения баланса позитивных и негативных факторов, обеспечивающих самосохранение организации, следует определить, насколько достигнутое состояние является устойчивым, т. е. оценить т. н. запас прочности хозяйственной организации в случае появления негативных тенденций как во внутренней, так и во внешней среде.

Мероприятия, повышающие устойчивость хозяйственной организации: создание резервного денежного фонда; увеличение доли высоколиквидных материальных фондов; диверсификация деятельности; установление постоянных партнерских отношений с целью формирования устойчивой среды обитания; использование при заключении сделок с партнерами контрактов форвардного типа; совершенствование структуры управления; автоматизация производства; использование ноу-хау и освоение новых технологий работы; активизация маркетинговых исследований с целью выявления новых возможностей организации.

 


 

 

12.Дайте определение и раскройте сущность следующих законов организации: развития; композиции и пропорциональности,

Организация представляет собой систему, состоящую из множества элементов. При этом в качестве составных элементов могут выделяться различные по содержанию ее части. Обоснованность выделения элементов системы будет обусловливаться признаком группирования составляющих организацию систем. Однако множество подходов к выделению систем в составе организаций можно объединить тем, что все системы постоянно должны развиваться. Специфику данного процесса объясняет закон развития.

Закон развития говорит о следующем: в процессе жизнедеятельности любой организации происходят необратимые и закономерные изменения, которые направлены на максимальное использование ее энергетического потенциала для достижения поставленной цели организации, в результате чего наблюдается изменение качественных параметров системы.

Энергетический потенциал любой организации определяется не только и не столько потенциалом материальных ресурсов, сколько возможностями коллектива, которые зависят от интеллектуальной и профессиональной подготовки его членов. Исходным моментом, определяющим развитие организации, является ее система целей.

Под целью понимается предвидение результатов, на достижение которых направлена деятельность организации.

Этапы оценки цели организации:

1) анализ возможностей организации. На данном этапе следует осуществить комплексный анализ энергетического потенциала организации. Основная цель организации должна соответствовать существующим возможностям организационной системы и предполагать дальнейшее ее развитие;

2) анализ внешней среды. Этот этап предполагает выполнение детального анализа субъектов, объектов, факторов и явлений внешней среды с учетом деятельности государственных организаций, состояния рынка и т. д. На данном этапе оправдано использование маркетингового анализа и анализа инвестиционного потенциала организаций;

3) выявление набора подцелей путем прогнозирования. Содержанием данного этапа являются выбор и оценка всевозможных альтернативных целей, которые соответствуют основному направлению деятельности, являющемуся главной целью организации;

4) морфологический анализ. Данный анализ необходим для обеспечения предсказания действий организации в условиях сильного изменения (разрыва) в выявленных траекториях развития как самой организации, так и окружающей среды;

5) анализ исходной позиции. Такой анализ направлен на выявление перспектив развития организации в плане достижения поставленной цели. Данный план должен предусматривать ответы на следующие вопросы: соответствует ли данная цель возможностям организации; верны ли найденные коммерческие идеи; как будет осуществляться борьба за выживание организации в случае неблагоприятного развития событий.

Взаимосвязь цели организации и ее развития. Взаимосвязь целей и развития организации состоит в том, что между ними происходит диалектическое взаимодействие. В результате функционирования организации управляемая система с помощью целеполагания должна постоянно ставить цели ее функционирования и развития, причем цели должны быть адекватны состоянию рынка и состоянию организации. Часто внешняя среда заставляет организацию ставить цели, которые в рамках текущих качественных параметров сложно достичь. Однако этого может требовать острая конкурентная борьба. Поэтому для достижения новых поставленных целей организация должна развиваться, улучшая свои качественные параметры. В свою очередь, развиваясь, организация может изменять и корректировать свои цели, т. к., обладая улучшенным энергетическим потенциалом, она может достичь более сложных и трудных целей.

Организация может рассматриваться как система. В данном случае она будет представлять собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. Такое понимание организации приводит к необходимости рассмотрения характера поведения всех ее элементов. Важной характеристикой взаимодействия элементов организации как системы является стремление их к объединению.

Закон композиции и пропорциональности описывает процесс формирования объединений различного типа: в ходе достижения единой цели организациями наблюдается объективная тенденция организаций к формированию устойчивых объединений, создаваемых на основе принципов соразмерности и пропорциональности. Закон проявляется в том, что организации стремятся выбрать оптимальную структуру и создать благоприятную среду обитания, что особенно характерно для современных деловых организаций. Во всем мире происходит активное формирование организаций мирового масштаба.

Их принято называть надорганизациями, т. к. они регулируют или влияют на работу таких масштабных организационных систем, как целые государства.

Наиболее известные мировые объединения: международная ассоциация «1-й Интернационал» (потом – 2-й, 3-й и 4-й Интернационалы); Организация объединенных наций (1945 г.); Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО (1946 г.); Организация американских государств – ОАГ (1948 г.); Военно-политический союз – НАТО (1949 г.).

Объекты действия закона композиции и пропорциональности. В качестве объектов проявления закона применительно к деловым организациям могут рассматриваться организации, осуществляющие различные виды деятельности: производство, сбыт, оказание услуг, консалтинг, финансы, маркетинг. В данном контексте стремление к пропорциональности будет обусловлено сильно выраженной специализацией основной деятельности предприятий, в результате чего остальные функции могут быть переданы другим организациям.

Цели создания объединений: минимизация издержек, получение дополнительной прибыли, снижение рисков, создание устойчивой среды функционирования для организаций. Применительно к деловым организациям закон композиции и пропорциональности выражается в стремлении к работе с добросовестными и надежными партнерами. Когда речь идет об организациях производственного типа, в качестве таких партнеров выступают поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий либо организации, осуществляющие сбыт продукции. В этом случае обязательно должен соблюдаться принцип пропорциональности или соотносительности всех составных элементов новой объединенной организационной системы.

Современные тенденции объединения организаций в России. Опыт функционирования объединений хозяйственных организаций показывает, что они достаточно эффективны во многих отраслях народного хозяйства. Кроме того, в современных условиях процесс объединения приобретает особую актуальность и становится необходимым фактором борьбы за выживание для любой деловой организации. В условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур, характерных для переходного периода развития экономики России, создание объединений позволяет их участникам более эффективно продвигаться к поставленным целям.

Причины вхождения организаций в объединения: возможность доступа к свободным инвестиционным ресурсам, получение профессиональной управленческой консультации, достижение контроля над рынком, стремление к снижению издержек за счет минимизации ряда административных расходов и т. д.

 

 


 

13.Дайте определение и раскройте сущность следующих законов организации: информированности и упорядоченности; единства анализа и синтеза

В условиях острой конкурентной борьбы достигает своих целей тот, кто обладает информацией. Именно поэтому ценность информации для деловой организации особенно высока. На современном этапе информация признается одним из важнейших видов ресурсов организации. Все организации ведут свою хозяйственную деятельность в условиях информационной среды, которая включает в себя совокупность всех естественно-научных знаний, которыми владеют люди, живущие в данной стране.

Закон информированности и упорядоченности. Этот закон указывает на важность информации в процессе управления: любая социальная организация способна к выживанию только тогда, когда она обеспечена полной, достоверной и упорядоченной (структурированной) информацией. Для характеристики информации используется следующие параметры:

1) полнота. Данный параметр характеризует возможность доступа к ресурсам информационного пространства, в условиях которого функционирует организация, а также состояние внешних и внутренних коммуникационных связей. Современная практика работы многих организаций показывает, что для принятия правильного решения менеджеру необходимо осуществлять работы не только по ее сбору, но и обработке и систематизации. Кроме того, в условиях конкуренции часть необходимой для менеджера информации переводится в разряд конфиденциальной;

2) достоверность. Этот параметр также является необходимой характеристикой информации и, следовательно, необходимым условием использования полученных данных в деятельности организации. Чтобы информация была достоверной, источники информации должны быть надежными. Такая ситуация требует осуществления специальной проверки получаемой информации для управления организацией;

3) упорядоченность. Данное свойство информации предполагает структурирование или распределение всего потока информации по степени ее важности для решения задач управления организацией. Систематизацию информации в организации можно реализовать различными способами: использованием труда специальных секретарей, разграничением степени доступа к различным видам информации; 4) оперативность получения информации. Данная характеристика информации признается необходимой, поскольку запаздывание информации, возникающее из-за задержек при передаче по специальным каналам информационного обмена как вне, так и внутри организации, всегда отрицательно сказывается на ее работе. Чем больше уровней в организации, тем ниже скорость прохождения информации. В результате руководители часто вынуждены принимать решения, касающиеся перспективы, на основе устаревшей информации, что снижает эффективность подобных решений.

Сущность информационного обмена организации. Каждая организация находится в постоянном взаимодействии с внешней информационной средой. В информационном обмене организационной системы с окружающей средой выделяются два основных вида информации: входная информация и выходная. В практике хозяйствования используются различные способы получения и распространения информации, а также разные способы защиты внутренней информации от несанкционированного доступа.

Анализ и синтез — основные методы познания. Все формы человеческой деятельности — производственной, научной, художественной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда представляют эти два аспекта познания — аналитический и синтетический, в их взаимной смене и сплетении. Сами понятия «система», «комплекс» предполагают разложение их на элементы, части, которые образуют целое.

Изучение организаций как социально-экономических объектов предполагает обязательное использование операций анализа и синтеза. Поэтому, говоря о законе единстве анализа и синтеза, следует подразумевать их неразрывность и постоянное взаимодействие, осуществляемое в рамках диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. Анализ и синтез в своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации.

Анализ или декомпозиция – это разделение целого на части или представление сложного объекта в виде простых составляющих. Анализ причинно-следственных связей между выделенными частями сводится к нахождению необходимых и достаточных условий для поддержания требуемого взаимодействия между этими частями целого.

Синтез – объединение простых составляющих объекта в единое целое. Объединение в рамках синтеза осуществляется на основе взаимной необходимости и взаимосвязи.

Мышление человека устроено таким образом, что анализ и синтез в нем неразрывно связаны и взаимодействуют друг с другом, поэтому и говорят о единстве анализа и синтеза. Можно сказать, что анализ дает знание, а синтез — понимание.

Анализ (декомпозиция) системы может быть трех видов:

- отдельные части не зависят друг от друга и сохраняют при разделении все свои свойства;

- отдельные части зависят друг от друга и при разделении теряют часть неосновных свойств;

- отдельные части зависят друг от друга и при разделении теряют все основные свойства.






Закон единства анализа и синтеза: каждая управляющая система стремится к наиболее эффективной функциональной и организационной структуре за счет постоянного циклического процесса анализа — синтеза (дедукции — индукции).

Иными словами, каждая материальная система: живой организм, социальная организация (предприятие, учебное заведение, политическая партия") — стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле: разделение — преобразование — объединение — преобразование.

Изменения могут привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям, что зависит от множества факторов. Большую роль играет руководитель организации. Для обеспечения успешной деятельности, он должен стремиться к постоянному мониторингу внутренних и внешних сильных и слабых сторон организации; тщательно планировать деятельность как всей организации, так и отдельных подразделений; стремиться к минимизации производства по ресурсам; применять современную информационную технологию.

Закон единства анализа и синтеза имеет существенные отличия от других законов:

- он не отражает специфики исторически определенных отношений, а описывает связи и отношения в социальной среде вообще;

- играет роль катализатора общественного прогресса;

- с развитием общества его значение возрастает.

Закон единства анализа и синтеза тесно взаимодействует с законами развития, информированности-упорядоченности, самосохранения и синергии. Важнейшую роль закон играет при стремлении системы к достижению соразмерности, пропорциональности элементов между собой и в соотношении к целому, с его помощью реализуются принципы композиции, пропорциональности и гармонии.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 277.