2. Технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса
Экзаменационный билет № 6
1. Основные технологии обучения (модульные, проблемные, контекстные, диалогичные, технологии сотрудничества, технология «дебаты»).
1. Основные технологии обучения (модульные, проблемные, контекстные, диалогичные, технологии сотрудничества, технология «дебаты»).
1.Модульные технологии. Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент. Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. В модуле чётко определены цели, задачи и уровни изучения темы, названы умения и навыки. В нём всё заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.
Рассмотрим разницу между традиционным и модульным обучением.
Традиционное обучение | Модульное обучение | |
1. Структура учебных программ | - в процессе обучения все учащиеся работают по одинаковой программе; -время обучения фиксировано и одинаково для всех учащихся; - перечень изучаемых тем фиксирован и одинаков для всех учащихся, независимо от исходного уровня их знаний. | -для каждого обучаемого составляется индивидуальная программа обучения; -время обучения не регламентируется и зависит от того, как интенсивно изучает учащийся материал, а также от уровня его исходной подготовки и от требуемой квалификации; - перечень изучаемых тем для каждого обучаемого свой и зависит от исходных знаний и требуемого конечного уровня усвоения материала. |
Традиционное обучение | Модульное обучение | |
2. Функции преподавателя | Передача знаний учащимся. При этом используются индивидуальная, групповая и коллективная работа, но в общем все учащиеся работают с одним и тем же учебным материалом и решают одни и те же задачи. | Управление индивидуальной работой учащихся. Он выполняет роль консультанта, помощника, помогает правильно организовать самообучение обучающегося. |
3. Роль обучающихся | В основном пассивная. обучающиеся не принимают участия в организации собственного обучения, не имеют возможности внести коррективы в свой процесс обучения. Очень часто обучаемые не осознают цели своего обучения. | Обучаемый наравне с преподавателем организует свое обучение. Он принимает участие в формировании программы обучения, может предлагать вносить изменения в те учебные материалы, которые он изучает. |
Рассмотрим логику модульного занятия:
- целеполагание;
- мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность;
- информационный блок;
- отработка материала (практика+"мягкие" формы контроля - само- и взаимоконтроль);
- экспертный контроль (контроль преподавателя), осуществляемый с коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности;
- рефлексия (оценка себя, своей деятельности, достижения поставленных целей).
2.Проблемное обучение – это система развития студентов в процессе обучения, в основу, которой положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении студентов к активному решению этих проблем. Цели проблемного изучения материала:
-активизация мышления учащихся;
-формирование интереса к изучаемому материалу;
-развитие интеллекта и творческих способностей
Проблемная ситуация - интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом. Действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
Инновационные модели обучения
Инновационные модели обучения | Ключевые особенности | Развиваемая характеристика традиционной модели обучения |
Контекстное обучение | Интеграция различных видов деятельности студентов: учебной, научной практической. Создание условий, максимально приближенных к реальным. | Увеличение доли практической работы студента (с акцентом на прикладную) |
Имитационное обучение | Использование игровых и имитационных форм обучения | Увеличение доли активных методов обучения (имитация и имитационные игры) |
Инновационные модели обучения | Ключевые особенности | Развиваемая характеристика традиционной модели обучения |
Проблемное обучение | Инициирование самостоятельного поиска студентом знаний через проблематизацию преподавателем учебного материала | Изменение характера учебного труда и учебной задачи (с репродуктивного на продуктивный, творческий) |
Модульное обучение | Содержание учебного материала жестко структурировано в целях его максимального усвоения, сопровождаясь обязательными блоками упражнений и контроля по каждому фрагменту | Специфическая организация учебного материала – в наиболее сжатом и понятном для студента виде |
Инновационные модели обучения | Ключевые особенности | Развиваемая характеристика традиционной модели обучения |
Полное усвоение знаний | Разработка вариантов достижения учебных результатов (на основе изменения параметров условий обучения) для студентов с разными способностями | Внимание на фиксации результата обучения |
Дистанционное обучение | Широкий доступ к образовательным ресурсам, предельно опосредованная роль преподавателя и самостоятельная и автономная роль студента | Использование новейших информационно-коммуникативных средств и технологий |
Усвоение материала
-При лекционной подаче материала : не более 20-30% информации,
-При самостоятельной работе с литературой — до 50%,
-При проговаривании — до 70%,
-При личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%.
2. Поведенческие состояния (готовность, интерес, установка)
3. Установка -- это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается.
Различают следующие виды установок:
1) Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность кисти руки к оперированию большими или малыми предметами).
2) Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего шумового фона).
3) Социально-перцептивная установка -- стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности).
4) Когнитивная -- познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности допрашиваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные же доказательства отступают на второй план).
5) Мнемическая установка -- установка на запоминание значимого материала.
Но в большинстве случаев человек осознает необходимые в данных условиях действия, предвосхищает их результаты в идеальных образах, осознает цель этих действий. Объективные условия поведения осознаются в системе понятий.
Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.
Интерес (от лат. "interest" -- имеет значение) -- избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций.
Интересы определяются доминирующей направленностью личности. Интересы личности обусловлены ее принадлежностью к определенной социальной группе. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не прямолинейна, а иногда она и не осознается.
Интерес, как и все психические состояния, существенно влияет на протекание психических процессов, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), по широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный следователем интерес к какому-либо вещественному доказательству является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является раскрытие всего преступления в целом). Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.
Широта и глубина интересов человека определяет полноценность его жизни. Узость круга интересов, их обусловленность только материальными потребностями, отсутствие полноценных устойчивых интересов нередко лежат в основе преступного поведения. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека.
С интересами человека тесно связаны его желания.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 355.