В отличие от осмотра места происшествия поисковая деятельность следователя во время обыска осуществляется чаще всего в условиях непосредственного контакта с лицами, не заинтересованными в том, чтобы искомые предметы были найдены, в обстановке открытого психологического противодействия со стороны этих лиц, которые в силу своего процессуального положения имеют непосредственную возможность оценивать результативность усилий следователя, его индивидуально-психологические, профессиональные качества и другие особенности личности.
Психология личности обыскиваемого, некоторые психологические особенности его поведения во время обыска (психология прячущего).С точки зрения обыскиваемого в ходе расследования преступления могут сложиться две основные ситуации. Первая, — когда обыск для него явился неожиданным, в результате чего он не сумел предпринять действий, направленных на сокрытие (уничтожение) вещественных доказательств. И вторая ситуация, — когда обыскиваемый допускал (предвидел) возможность проведения у него обыска (дома, на рабочем месте и т.д.), в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого, психологически подготовился к конфликтной ситуации, на уровне своего интеллектуального развития мысленно смоделировал возможный ход поисковой деятельности следователя и в зависимости от этого различные варианты своего поведения.
На сокрытие искомого, на поведение обыскиваемого во время обыска влияют: его интеллектуальное развитие, особенности мышления
(способность абстрактно мыслить либо, напротив, невозможность выйти за пределы предметного мышления), познавательные интересы, ведущие потребности, которые в своей совокупности формируют индивидуальный стиль деятельности, отражающий определенные предпочтения человека в выборе способов усвоения и переработки информации, его ценностные ориентации, потребностно-мотивационную сферу.
В тесной связи с этими свойствами личности, влияющими на выбор способов сокрытия искомого, находятся характерологические особенности (эгоизм, жадность, трусливость, аккуратность и т.д.), приобретенные человеком привычки, профессиональные знания и навыки.
Определенная рассогласованность в поведении обыскиваемого во время проведения у него обыска, совершение им «ошибочных» действий, о которых говорилось выше, могут быть в значительной мере обусловлены его низкой эмоционально-волевой устойчивостью, повышенной тревожностью.
Наиболее простая линия поведения обыскиваемого лица, направленная на сокрытие разыскиваемых органами предварительного следствия предметов, состоит в том, чтобы укрыть их в недоступных (труднодоступных) местах из расчета на то, что следователь не в состоянии будет преодолеть объективно существующие преграды. Такими местами сокрытия предметов могут оказаться, например, различные чердачные, захламленные помещения, выгребные ямы, колодцы, специально сооруженные и тщательно маскируемые тайники в домостроениях, в различных частях бытовых приборов и т.п.
Лица, наделенные развитым интеллектом, и в силу этого иногда переоценивающие свои способности и недооценивающие познавательные возможности тех, кому предстоит делать обыск, помимо объективно недоступных используют и субъективно недоступные для проводящих обыск места, т.е. прибегают в подобных случаях к нестандартным решениям в расчете на то, что следователь, увлекшись поиском искомого в труднодоступных для него местах, не обратит внимания на объекты, открыто находящиеся в поле его зрения. В подобных случаях говорят об объективной и субъективной недоступности искомого.
Интересной иллюстрацией этого может служить сюжет, описанный известным американским писателем Э. По в новелле «Похищенное письмо», в которой его герои безуспешно ищут важный документ, дотошно осматривая буквально все предметы обстановки, но не удосуживаясь заглянуть в висящую у всех на виду картонную сумку для визитных карточек, в которой находится разыскиваемое письмо.
Ценную для поиска информацию следователь может получить в ходе обыска, наблюдая за поведением, психофизиологическими реакциями обыскиваемого. Чтобы такая информация не ускользнула от следователя, обыск целесообразно проводить не менее чем двум работникам прокуратуры, один из которых занят собственно поиском, а другой в это время незаметно наблюдает за обыскиваемым.
Стремясь ввести следователя в заблуждение, а иногда просто желая скрыть свое волнение, обыскиваемые прибегают к различного рода уловкам:
□ демонстрируют мнимое сотрудничество со следователем, свою готовность оказать ему содействие в расчете на то, чтобы притупить его бдительность, настороженность, внушить ему мысль, что его поиски бесплодны, так как искомые предметы отсутствуют;
□ умышленно отвлекают внимание следователя посторонними разговорами, различными просьбами, жалобами на свое здоровье, хождением по квартире под видом какой-либо срочной необходимости;
□ дезориентируют следователя относительно объектов, подлежащих осмотру, вплоть до прямого его обмана;
□ совершают провокационные действия, высказывают в адрес следователя всевозможные угрозы, направленные на то, чтобы вывести его из состояния психического равновесия.
В таких случаях следователю необходимо, сохраняя самообладание, нейтрализовать подобные усилия обыскиваемого, спокойным тоном потребовать от него соблюдения установленного порядка при проведении обыска. Лучшим способом предотвращения всевозможных эксцессов является уравновешенное поведение следователя.
Психологические особенности поисковой деятельности следователя во время обыска (психология ищущего).Истина, во многом определяющая результативность усилий следователя во время обыска, довольно проста: нельзя рассчитывать на положительные результаты (особенно в условиях противодействия заинтересованных лиц), если утрачена уверенность в успехе, если поиски во время обыска ведутся «на всякий случай» — вдруг вещественные доказательства будут найдены. Вот почему во время обыска у следователя должна быть сформирована своего рода поисковая доминанта, когда буквально весь его интеллектуальный, эмоционально-волевой потенциал подчиняется единственной задаче — найти искомое. Проще говоря: чтобы что-то найти, надо очень сильно желать этого.
Такому целенаправленному поведению предшествует соответствующая психологическая подготовка к обыску, во время которой оценивается вся добытая по делу информация, формируется целевая установка — отыскать разыскиваемые вещественные доказательства, преодолеть связанные с этим трудности, т.е. создается тот необходимый эмоционально-волевой настрой, который сопутствует любой творческой, поисковой деятельности. Неуверенность в себе — в психологическом отношении одно из серьезных препятствий, которое необходимо преодолеть, если окончательно принято решение проводить обыск.
Другое важное в психологическом отношении условие, во многом влияющее на решение следователем творческих поисковых задач, обусловлено многопредметностью обстановки, в которой проводится обыск. Известно, что с увеличением количества воспринимаемых предметов, величина поля восприятия, качественные показатели восприятия, полнота внимания резко снижаются, что приводит к различным
пробелам в любой познавательной деятельности, тем более в такой специфической, как обыск. Чтобы нейтрализовать эти неблагоприятно действующие факторы, во время обыска (как и при осмотре места происшествия) вся обстановка, подлежащая обследованию, мысленно разбивается на отдельные участки, соответствующие находящимся здесь предметам, и определяется последовательность их изучения.
Нельзя не учитывать и того, что объекты (предметы) во время обыска обследуются следователем в незнакомой для него обстановке, а иногда еще и в условиях активного противодействия обыскиваемого, что в совокупности само по себе является фактором, в сильной степени отвлекающим, рассеивающим внимание следователя. Все это приводит к повышенной утомляемости, к более быстрому снижению, особенно к концу обыска, работоспособности. Поэтому во время обыска необходимо делать небольшие перерывы в работе, внося соответствующие коррективы в ход и последовательность поисковых действий.
Поскольку основная нагрузка во время обыска ложится на органы зрения, необходимо создавать такие условия, которые повышали бы порог их чувствительности, поддерживали перцептивные способности следователя на высоком уровне. В этих целях на месте обыска должна быть обеспечена необходимая освещенность (не случайно криминалисты рекомендуют начинать обыск утром, чтобы иметь достаточный резерв светлого времени), следует применять научно-технические средства криминалистики и специальные приемы (например, используются лупы, предметы осматриваются под разными углами зрения с применением дополнительной подсветки и т.д.).
Весьма важно исключить воздействие на психику, сознание следователя затрудняющих его деятельность отрицательных раздражителей, таких, например, как посторонние разговоры и т.п. От всего, что не имеет отношения к проведению обыска, необходимо полностью отрешиться. Ничто постороннее не должно беспокоить, отвлекать внимание следователя. Никакой спешки, суеты в проведении обыска. В этот момент важно осознать, внушить себе, что пока обыск не завершен, ничего другого не существует.
Особенно важно следить за своим эмоциональным состоянием. По возможности следует нейтрализовать негативные эмоции, связанные с обследованием объектов, вызывающих отвращение, чувство брезгливости. В подобных ситуациях целесообразно иметь с собой техническую одежду (халаты, фартуки, перчатки, сапоги и т.п.). Не следует поддаваться растерянности в случае безрезультатности поисков, тем более показывать такое состояние обыскиваемому.
Если весь объем работы, как представляется следователю, выполнен, а искомые предметы не найдены, нужно еще раз проанализировать весь ход своих поисковых действий, подумать над тем, что еще не сделано, на что не было обращено должного внимания. Поиск можно прекращать лишь тогда, когда есть безусловная уверенность в том, что сделано было все возможное, чтобы найти искомые предметы. Если такой уверенности нет, завершать обыск нельзя.
Большое влияние на эффективность обыска оказывают интеллектуальные качества следователя, его высокая познавательная активность, гибкое, творческое, нестандартное мышление, позволяющие в изменяющейся обстановке своевременно использовать новую, порой незначительную на первый взгляд информацию, быстро переключать свое внимание в условиях воздействия большого объема информации, выбирать из информации самое нужное в данный момент. К этим качествам следует добавить собранность, организованность, высокую работоспособность, склонность к оперативному анализу, сопоставлению разрозненных фактов и выявлению на этой основе скрытых взаимосвязей. Например, многое может дать следователю такой, казалось бы, незначительный факт, как совпадение по времени осмотра какого-либо предмета и возникших едва уловимых признаков нервно-психической неустойчивости, напряженности в поведении обыскиваемого.
Помимо наблюдения следователь может применять различные тактико-психологические методы, приемы проверки непроизвольных реакций обыскиваемого, которые разработаны в судебной психологии и криминалистике1:
□ метод беседы («словесной разведки»), суть которого состоит в том, что следователь, прежде чем начать обследование какого-либо нового объекта, интересуется у обыскиваемого, что там находится, и наблюдает за реакцией обыскиваемого;
□ метод испытания, когда следователь через некоторое время вновь возвращается к обследованному объекту, осмотр которого совпал с появлением у обыскиваемого непроизвольных реакций;
□ метод сравнения, позволяющий выявлять в осматриваемых предметах существенные различия, неоднородность окраски или, например, оклейки обоями стен, отсутствие признаков, которые должны быть.
Применяются и другие тактико-психологические и технико-криминалистические методы (приемы) проведения обыска, описанные в различных учебниках и руководствах по криминалистике.
55. Понятие личности, ее структура и содержание в психологической и правовой науке; критерии оценки личности.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, соц.группы, занимающийся конкретным видом деятельности, наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями, осознающий свое место и роль в обществе.
Психологическая структура личности в основном состоит из следующих компонентов:
· Направленность. Потребности, установки, интересы. Бывает, что у человека ведущим является только один из компонентов, а остальные менее развиты. Например, у человека, есть потребность в работе, но это не значит, что он будет испытывать к ней интерес. Чтобы сработала направленность, в данном случае может быть достаточно и финансового мотива.
· Способности. Эта составляющая влияет на предыдущую. Например, у индивидуума есть способности к рисованию, это порождает интерес, который является ведущим компонентом направленности и побуждения к развитию именно в этой сфере.
· Характер. Самая важная компонента, порой человека судят именно по ней, а не по направленности или способностям. Например, человеку со скверным и сложным характером будет сложно влиться в общество, даже если он будет обладать феноменальными способностями в какой-либо сфере.
· Самоконтроль. Определяет способность планировать поведение, трансформироваться, корректировать поступки.
В юриспруденции личность - дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решение и несущий юридическую ответственность за поступки.
В педагогике личность – субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффектность.
Личность в психологии – системное социальное качество, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.
Термин «личность» используется и в процессуальном законодательстве. Так, при производстве по уголовному делу обязательному доказыванию в числе прочих подлежат «обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого» (п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК). В процессе судопроизводства устанавливаются «личность подсудимого», «данные, касающиеся его личности» (ч. 1 ст. 265 УПК) и т.д. Широко используется термин «личность» и в гражданском праве, особенно когда дело касается защиты чести и достоинства личности гражданина в случаях причинения ему неправомерными действиями морального вреда, нравственных страданий с учетом его «индивидуальных особенностей» (ст. 150—152, 1099—1101 ГК). Кроме того, при рассмотрении целого ряда гражданско-правовых споров в суде, хотя в законе прямо и не употребляется сам термин «личность», однако без ее оценки просто невозможно объективно разрешать возникающие споры, особенно когда решаются вопросы о признания недействительности сделки (ст. 177, 178 ГК), о завещательной дееспособности и т.д.
56. Методологические основы судебно-психологической экспертизы, ее компетенция. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом.
Методологическую основу СПЭ составляют общепсихологические научные принципы:
• принцип детерминизма;
• принцип развития психики человека в единстве его сознания и деятельности;
• принцип системности, предполагающий изучение его психической деятельности как единого целого.
Методика проведения СПЭ в каждом конкретном случае с учетом задач, которые ставятся перед ней правоохранительными органами, предполагает широкий выбор различных методов исследования, к которым, в частности, относятся:
– изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение;
– ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) произошедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков последнего;
– знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;
– беседа с ним и другими участниками процесса;
– экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик.
Методика СПЭ должна содержать методы, позволяющие получать данные о динамике и содержании общего психического развития испытуемого, т. е. о формировании у него процессов познавательной активности, адаптации к социальным условиям, мотивации деятельности, о наиболее выраженных чертах его характера, особенностях эмоционально-волевой сферы.
В компетенцию СПЭ входит исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых и т. д.), участвующих в уголовном, гражданском судопроизводстве, а также факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда.
В компетенцию СПЭ также входит изучение «психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов» (М.М. Коченов). В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к компетенции СПЭ следует отнести:
• установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенной тревожности, внушаемости, импульсивности и т. д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;
• диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т. п.), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения (например, потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т. д.);
• исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к той или иной деятельности;
• выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;
• установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение не только для уголовного, но и для гражданского процесса.
При разрешении гражданско-правовых споров в компетенцию СПЭ, как и при расследовании уголовных дел, входит исследование вопросов психологического характера, относящихся к индивидуально-психологическим особенностям личности участников гражданско-правовых споров, уровню их интеллектуального развития, перцептивным, познавательным способностям, эмоционально-волевой сфере, а также изучение психического состояния некоторых участников процесса. Например, в случаях, когда рассматривается вопрос о признании недействительности сделки, совершенной гражданином в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ), либо когда субъект в результате причиненного ему морального вреда, по его словам, испытывал нравственные страдания и нужно доказать, что это было действительно так (ст. 151 ГК РФ).
Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой. Наиболее распространенными вопросами, выносимыми на разрешение СПЭ, являются следующие.
1. Вопросы относительно психических процессов. Оценивая перцептивные способности свидетеля (потерпевшего и т. п.), нельзя не учитывать того, что в процессе сохранения субъектом воспринятой информации она часто на подсознательном уровне подвергается определенной переработке. Кроме того, на сохранение информации воздействуют такие психологические факторы, как повышенная внушаемость, склонность субъекта к фантазированию (особенно у детей и подростков), эмоциональная неустойчивость, стремление субъекта заполнить пробелы памяти вымышленными образами и т. д.
2. Вопросы о психических, эмоциональных состояниях:
– находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения противоправных действий (указать, каких) в состоянии аффекта или в каком-либо ином эмоционально напряженном состоянии, какое влияние оно могло оказать на его сознание, поведение, способность руководить своими действиями и контролировать их;
– что послужило причиной возникновения у него аффекта (иного эмоционального состояния).
3. Вопросы относительно индивидуально-психологических (характерологических) особенностей, свойств личности:
– какие индивидуально-психологические (характерологические) особенности присущи личности испытуемого;
– имеются ли у обвиняемого (подсудимого) индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации;
– имеются ли у свидетеля (потерпевшего) психологические особенности (повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и др.), снижающие его способность правильно воспринимать события или предметы (указать, какие) и адекватно воспринятому воспроизводить увиденное (услышанное).
Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень вопросов. В каждом конкретном случае их форма, редакция в пределах научной компетенции СПЭ могут меняться в зависимости от обстоятельств дела, задач, решаемых судом. Важно помнить о том, что, формулируя вопросы перед экспертом-психологом, необходимо видеть психологическое содержание того или иного явления, ставшего предметом судебного разбирательства.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 321.