Психология проведения обыска
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В отличие от осмотра места происшествия поисковая деятельность следователя во время обыска осуществляется чаще всего в условиях не­посредственного контакта с лицами, не заинтересованными в том, чтобы искомые предметы были найдены, в обстановке открытого психо­логического противодействия со стороны этих лиц, которые в силу свое­го процессуального положения имеют непосредственную возможность оценивать результативность усилий следователя, его индивидуально-психологические, профессиональные качества и другие особенности личности.

Психология личности обыскиваемого, некоторые психоло­гические особенности его поведения во время обыска (психоло­гия прячущего).С точки зрения обыскиваемого в ходе расследования преступления могут сложиться две основные ситуации. Первая, — когда обыск для него явился неожиданным, в результате чего он не сумел предпринять действий, направленных на сокрытие (уничтоже­ние) вещественных доказательств. И вторая ситуация, — когда обыски­ваемый допускал (предвидел) возможность проведения у него обыска (дома, на рабочем месте и т.д.), в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого, психологически подготовился к конфликт­ной ситуации, на уровне своего интеллектуального развития мысленно смоделировал возможный ход поисковой деятельности следователя и в зависимости от этого различные варианты своего поведения.

На сокрытие искомого, на поведение обыскиваемого во время обыс­ка влияют: его интеллектуальное развитие, особенности мышления

(способность абстрактно мыслить либо, напротив, невозможность выйти за пределы предметного мышления), познавательные интересы, ведущие потребности, которые в своей совокупности формируют инди­видуальный стиль деятельности, отражающий определенные предпочте­ния человека в выборе способов усвоения и переработки информации, его ценностные ориентации, потребностно-мотивационную сферу.

В тесной связи с этими свойствами личности, влияющими на выбор способов сокрытия искомого, находятся характерологические особен­ности (эгоизм, жадность, трусливость, аккуратность и т.д.), приобре­тенные человеком привычки, профессиональные знания и навыки.

Определенная рассогласованность в поведении обыскиваемого во время проведения у него обыска, совершение им «ошибочных» дейст­вий, о которых говорилось выше, могут быть в значительной мере обу­словлены его низкой эмоционально-волевой устойчивостью, повышен­ной тревожностью.

Наиболее простая линия поведения обыскиваемого лица, направ­ленная на сокрытие разыскиваемых органами предварительного следст­вия предметов, состоит в том, чтобы укрыть их в недоступных (трудно­доступных) местах из расчета на то, что следователь не в состоянии будет преодолеть объективно существующие преграды. Такими места­ми сокрытия предметов могут оказаться, например, различные чердач­ные, захламленные помещения, выгребные ямы, колодцы, специально сооруженные и тщательно маскируемые тайники в домостроениях, в различных частях бытовых приборов и т.п.

Лица, наделенные развитым интеллектом, и в силу этого иногда переоценивающие свои способности и недооценивающие познаватель­ные возможности тех, кому предстоит делать обыск, помимо объектив­но недоступных используют и субъективно недоступные для проводя­щих обыск места, т.е. прибегают в подобных случаях к нестандартным решениям в расчете на то, что следователь, увлекшись поиском искомо­го в труднодоступных для него местах, не обратит внимания на объек­ты, открыто находящиеся в поле его зрения. В подобных случаях гово­рят об объективной и субъективной недоступности искомого.

Интересной иллюстрацией этого может служить сюжет, описанный известным американским писателем Э. По в новелле «Похищенное письмо», в которой его герои безуспешно ищут важный документ, до­тошно осматривая буквально все предметы обстановки, но не удосужи­ваясь заглянуть в висящую у всех на виду картонную сумку для визит­ных карточек, в которой находится разыскиваемое письмо.

Ценную для поиска информацию следователь может получить в ходе обыска, наблюдая за поведением, психофизиологическими реак­циями обыскиваемого. Чтобы такая информация не ускользнула от сле­дователя, обыск целесообразно проводить не менее чем двум работни­кам прокуратуры, один из которых занят собственно поиском, а другой в это время незаметно наблюдает за обыскиваемым.

Стремясь ввести следователя в заблуждение, а иногда просто желая скрыть свое волнение, обыскиваемые прибегают к различного рода уловкам:

□ демонстрируют мнимое сотрудничество со следователем, свою готовность оказать ему содействие в расчете на то, чтобы притупить его бдительность, настороженность, внушить ему мысль, что его поиски бесплодны, так как искомые предметы отсутствуют;

□ умышленно отвлекают внимание следователя посторонними раз­говорами, различными просьбами, жалобами на свое здоровье, хожде­нием по квартире под видом какой-либо срочной необходимости;

□ дезориентируют следователя относительно объектов, подлежа­щих осмотру, вплоть до прямого его обмана;

□ совершают провокационные действия, высказывают в адрес сле­дователя всевозможные угрозы, направленные на то, чтобы вывести его из состояния психического равновесия.

В таких случаях следователю необходимо, сохраняя самооблада­ние, нейтрализовать подобные усилия обыскиваемого, спокойным тоном потребовать от него соблюдения установленного порядка при проведении обыска. Лучшим способом предотвращения всевозможных эксцессов является уравновешенное поведение следователя.

Психологические особенности поисковой деятельности сле­дователя во время обыска (психология ищущего).Истина, во многом определяющая результативность усилий следователя во время обыска, довольно проста: нельзя рассчитывать на положительные ре­зультаты (особенно в условиях противодействия заинтересованных лиц), если утрачена уверенность в успехе, если поиски во время обыска ведутся «на всякий случай» — вдруг вещественные доказательства будут найдены. Вот почему во время обыска у следователя должна быть сформирована своего рода поисковая доминанта, когда буквально весь его интеллектуальный, эмоционально-волевой потенциал подчиняется единственной задаче — найти искомое. Проще говоря: чтобы что-то найти, надо очень сильно желать этого.

Такому целенаправленному поведению предшествует соответст­вующая психологическая подготовка к обыску, во время которой оцени­вается вся добытая по делу информация, формируется целевая уста­новка — отыскать разыскиваемые вещественные доказательства, пре­одолеть связанные с этим трудности, т.е. создается тот необходимый эмоционально-волевой настрой, который сопутствует любой творчес­кой, поисковой деятельности. Неуверенность в себе — в психологичес­ком отношении одно из серьезных препятствий, которое необходимо преодолеть, если окончательно принято решение проводить обыск.

Другое важное в психологическом отношении условие, во многом влияющее на решение следователем творческих поисковых задач, обу­словлено многопредметностью обстановки, в которой проводится обыск. Известно, что с увеличением количества воспринимаемых пред­метов, величина поля восприятия, качественные показатели воспри­ятия, полнота внимания резко снижаются, что приводит к различным

пробелам в любой познавательной деятельности, тем более в такой спе­цифической, как обыск. Чтобы нейтрализовать эти неблагоприятно дей­ствующие факторы, во время обыска (как и при осмотре места происше­ствия) вся обстановка, подлежащая обследованию, мысленно разбива­ется на отдельные участки, соответствующие находящимся здесь пред­метам, и определяется последовательность их изучения.

Нельзя не учитывать и того, что объекты (предметы) во время обыс­ка обследуются следователем в незнакомой для него обстановке, а иног­да еще и в условиях активного противодействия обыскиваемого, что в совокупности само по себе является фактором, в сильной степени от­влекающим, рассеивающим внимание следователя. Все это приводит к повышенной утомляемости, к более быстрому снижению, особенно к концу обыска, работоспособности. Поэтому во время обыска необходи­мо делать небольшие перерывы в работе, внося соответствующие кор­рективы в ход и последовательность поисковых действий.

Поскольку основная нагрузка во время обыска ложится на органы зрения, необходимо создавать такие условия, которые повышали бы порог их чувствительности, поддерживали перцептивные способности следователя на высоком уровне. В этих целях на месте обыска должна быть обеспечена необходимая освещенность (не случайно криминалис­ты рекомендуют начинать обыск утром, чтобы иметь достаточный ре­зерв светлого времени), следует применять научно-технические средст­ва криминалистики и специальные приемы (например, используются лупы, предметы осматриваются под разными углами зрения с примене­нием дополнительной подсветки и т.д.).

Весьма важно исключить воздействие на психику, сознание следо­вателя затрудняющих его деятельность отрицательных раздражителей, таких, например, как посторонние разговоры и т.п. От всего, что не имеет отношения к проведению обыска, необходимо полностью отре­шиться. Ничто постороннее не должно беспокоить, отвлекать внимание следователя. Никакой спешки, суеты в проведении обыска. В этот мо­мент важно осознать, внушить себе, что пока обыск не завершен, ниче­го другого не существует.

Особенно важно следить за своим эмоциональным состоянием. По возможности следует нейтрализовать негативные эмоции, связанные с обследованием объектов, вызывающих отвращение, чувство брезгли­вости. В подобных ситуациях целесообразно иметь с собой техничес­кую одежду (халаты, фартуки, перчатки, сапоги и т.п.). Не следует под­даваться растерянности в случае безрезультатности поисков, тем более показывать такое состояние обыскиваемому.

Если весь объем работы, как представляется следователю, выпол­нен, а искомые предметы не найдены, нужно еще раз проанализировать весь ход своих поисковых действий, подумать над тем, что еще не сде­лано, на что не было обращено должного внимания. Поиск можно пре­кращать лишь тогда, когда есть безусловная уверенность в том, что сде­лано было все возможное, чтобы найти искомые предметы. Если такой уверенности нет, завершать обыск нельзя.

Большое влияние на эффективность обыска оказывают интеллек­туальные качества следователя, его высокая познавательная актив­ность, гибкое, творческое, нестандартное мышление, позволяющие в изменяющейся обстановке своевременно использовать новую, порой незначительную на первый взгляд информацию, быстро переключать свое внимание в условиях воздействия большого объема информации, выбирать из информации самое нужное в данный момент. К этим ка­чествам следует добавить собранность, организованность, высокую работоспособность, склонность к оперативному анализу, сопостав­лению разрозненных фактов и выявлению на этой основе скрытых взаимосвязей. Например, многое может дать следователю такой, ка­залось бы, незначительный факт, как совпадение по времени осмот­ра какого-либо предмета и возникших едва уловимых признаков нервно-психической неустойчивости, напряженности в поведении обыскиваемого.

Помимо наблюдения следователь может применять различные так­тико-психологические методы, приемы проверки непроизвольных реак­ций обыскиваемого, которые разработаны в судебной психологии и кри­миналистике1:

□ метод беседы («словесной разведки»), суть которого состоит в том, что следователь, прежде чем начать обследование какого-либо но­вого объекта, интересуется у обыскиваемого, что там находится, и на­блюдает за реакцией обыскиваемого;

□ метод испытания, когда следователь через некоторое время вновь возвращается к обследованному объекту, осмотр которого совпал с появлением у обыскиваемого непроизвольных реакций;

□ метод сравнения, позволяющий выявлять в осматриваемых пред­метах существенные различия, неоднородность окраски или, например, оклейки обоями стен, отсутствие признаков, которые должны быть.

Применяются и другие тактико-психологические и технико-крими­налистические методы (приемы) проведения обыска, описанные в раз­личных учебниках и руководствах по криминалистике.

55. Понятие личности, ее структура и содержание в психологической и правовой науке; критерии оценки личности.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, соц.группы, занимающийся конкретным видом деятельности, наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями, осознающий свое место и роль в обществе.

Психологическая структура личности в основном состоит из следующих компонентов:

· Направленность. Потребности, установки, интересы. Бывает, что у человека ведущим является только один из компонентов, а остальные менее развиты. Например, у человека, есть потребность в работе, но это не значит, что он будет испытывать к ней интерес. Чтобы сработала направленность, в данном случае может быть достаточно и финансового мотива.

· Способности. Эта составляющая влияет на предыдущую. Например, у индивидуума есть способности к рисованию, это порождает интерес, который является ведущим компонентом направленности и побуждения к развитию именно в этой сфере.

· Характер. Самая важная компонента, порой человека судят именно по ней, а не по направленности или способностям. Например, человеку со скверным и сложным характером будет сложно влиться в общество, даже если он будет обладать феноменальными способностями в какой-либо сфере.

· Самоконтроль. Определяет способность планировать поведение, трансформироваться, корректировать поступки.

В юриспруденции личность - дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решение и несущий юридическую ответственность за поступки.

В педагогике личность – субъект и объект педагогического процесса, творец и участник его целей, задач, содержания, форм и методов и определяющий его эффектность.

Личность в психологии – системное социальное качество, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.

Термин «личность» используется и в процессуальном законодательстве. Так, при производстве по уголовному делу обязательному доказыванию в числе прочих подлежат «обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого» (п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК). В процессе судопроизводства устанавливаются «личность подсудимого», «данные, касающиеся его личности» (ч. 1 ст. 265 УПК) и т.д. Широко используется термин «личность» и в гражданском праве, особенно когда дело касается защиты чести и достоинства личности гражданина в случаях причинения ему неправомерными действиями морального вреда, нравственных страданий с учетом его «индивидуальных особенностей» (ст. 150—152, 1099—1101 ГК). Кроме того, при рассмотрении целого ряда гражданско-правовых споров в суде, хотя в законе прямо и не употребляется сам термин «личность», однако без ее оценки просто невозможно объективно разрешать возникающие споры, особенно когда решаются вопросы о признания недействительности сделки (ст. 177, 178 ГК), о завещательной дееспособности и т.д.

56. Методологические основы судебно-психологической экспертизы, ее компетенция. Основные вопросы, решаемые экспертом-психологом.

Методологическую основу СПЭ составляют общепсихологические научные принципы:

• принцип детерминизма;

• принцип развития психики человека в единстве его сознания и деятельности;

• принцип системности, предполагающий изучение его психической деятельности как единого целого.

Методика проведения СПЭ в каждом конкретном случае с учетом задач, которые ставятся перед ней правоохранительными органами, предполагает широкий выбор различных методов исследования, к которым, в частности, относятся:

– изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение;

– ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) произошедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков последнего;

– знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;

– беседа с ним и другими участниками процесса;

– экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик.

Методика СПЭ должна содержать методы, позволяющие получать данные о динамике и содержании общего психического развития испытуемого, т. е. о формировании у него процессов познавательной активности, адаптации к социальным условиям, мотивации деятельности, о наиболее выраженных чертах его характера, особенностях эмоционально-волевой сферы.

В компетенцию СПЭ входит исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых и т. д.), участвующих в уголовном, гражданском судопроизводстве, а также факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда.

В компетенцию СПЭ также входит изучение «психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов» (М.М. Коченов). В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к компетенции СПЭ следует отнести:

• установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенной тревожности, внушаемости, импульсивности и т. д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;

• диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т. п.), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения (например, потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т. д.);

• исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к той или иной деятельности;

• выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;

• установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение не только для уголовного, но и для гражданского процесса.

При разрешении гражданско-правовых споров в компетенцию СПЭ, как и при расследовании уголовных дел, входит исследование вопросов психологического характера, относящихся к индивидуально-психологическим особенностям личности участников гражданско-правовых споров, уровню их интеллектуального развития, перцептивным, познавательным способностям, эмоционально-волевой сфере, а также изучение психического состояния некоторых участников процесса. Например, в случаях, когда рассматривается вопрос о признании недействительности сделки, совершенной гражданином в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ), либо когда субъект в результате причиненного ему морального вреда, по его словам, испытывал нравственные страдания и нужно доказать, что это было действительно так (ст. 151 ГК РФ).

Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой. Наиболее распространенными вопросами, выносимыми на разрешение СПЭ, являются следующие.

1. Вопросы относительно психических процессов. Оценивая перцептивные способности свидетеля (потерпевшего и т. п.), нельзя не учитывать того, что в процессе сохранения субъектом воспринятой информации она часто на подсознательном уровне подвергается определенной переработке. Кроме того, на сохранение информации воздействуют такие психологические факторы, как повышенная внушаемость, склонность субъекта к фантазированию (особенно у детей и подростков), эмоциональная неустойчивость, стремление субъекта заполнить пробелы памяти вымышленными образами и т. д.

2. Вопросы о психических, эмоциональных состояниях:

– находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения противоправных действий (указать, каких) в состоянии аффекта или в каком-либо ином эмоционально напряженном состоянии, какое влияние оно могло оказать на его сознание, поведение, способность руководить своими действиями и контролировать их;

– что послужило причиной возникновения у него аффекта (иного эмоционального состояния).

3. Вопросы относительно индивидуально-психологических (характерологических) особенностей, свойств личности:

– какие индивидуально-психологические (характерологические) особенности присущи личности испытуемого;

– имеются ли у обвиняемого (подсудимого) индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации;

– имеются ли у свидетеля (потерпевшего) психологические особенности (повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и др.), снижающие его способность правильно воспринимать события или предметы (указать, какие) и адекватно воспринятому воспроизводить увиденное (услышанное).

Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень вопросов. В каждом конкретном случае их форма, редакция в пределах научной компетенции СПЭ могут меняться в зависимости от обстоятельств дела, задач, решаемых судом. Важно помнить о том, что, формулируя вопросы перед экспертом-психологом, необходимо видеть психологическое содержание того или иного явления, ставшего предметом судебного разбирательства.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 321.