Глава 37. Судебно-психологическая экспертиза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные Данная экспертиза назначается в случаях, когда для выяснения важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические знания. Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование явлений психики и потому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.

1 Временное расстройство душевного здоровья необходимо отличать от состояния сильного душевного волнения, установление которого осуществляется следователем или судьей и не входит в компетенцию эксперта.

Назначение судебно-психологической экспертизы целесообразно, если психическое здоровье направляемых на экспертизу лиц не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы. Поэтому судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической или проводиться параллельно с ней.

Основными задачами данной экспертизы являются:

 1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Поводами для назначения судебно-психологической экспертизы в целях решения такой задачи могут служить: данные о малолетнем возрасте, низком уровне интеллектуального развития, недостаточном овладении активной речью, характерологических особенностях соответствующего лица; сомнения в способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания, основанные на оценке условий восприятия (быстротечность событий, множественность раздражителей, одновременно воздействующих на субъекта, состояние повышенной психической напряженности в момент восприятия и др.); данные о характере воспринимавшегося раздражителя (сила — слабость); несоответствие показаний определенного лица другим материалам дела.

 2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному. Наиболее распространенными поводами для решения этой задачи являются: данные о пассивном поведении субъекта в определенной ситуации, отсутствие глубоких эмоциональных реакций на случившееся; предположение относительно не связанного с психическими заболеваниями отставания потерпевшего в психическом развитии; сведения о некоторых характерологических особенностях (вялость, пониженная активность, неуверенность в себе, застенчивость, замкнутость и пр.) или о неблагоприятных условиях воспитания (систематическое подавление родителями самостоятельности ребенка, излишнее ограждение от трудностей) и недостатках полового воспитания в семье и школе.

3. Установление способности отстающих в психическом развитии несовершеннолетних обвиняемых полностью сознавать значение своих действий и определение степени способности руководить своими действиями. На возможность отставания в развитии психически здорового подростка могут указывать: данные о его педагогической запущенности, "детскости" поведения, легкомысленном отношении к своим противоправным действиям, несоразмерность объективного содержания поведения с субъективно преследуемыми подростком целями; свидетельские показания, говорящие о заметном отличии подростка от основной массы его сверстников.

4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность. Поводами для назначения в таких случаях судебно-психологической экспертизы могут служить: сведения о реально существовавших условиях, способствовавших накоплению отрицательных эмоциональных переживаний, возникновению стойких состояний нервно-психической напряженности (стресса), хронической неудовлетворенности потребностей (фрустрация) и т.п.; данные о конфликтном характере ситуации, в которой было совершено преступление, в частности о том, что действия потерпевшего или иных лиц препятствовали реализации ведущих мотивов поведения обвиняемого, затрагивали его наиболее значимые интересы; показания свидетелей об изменениях внешнего вида, голоса, моторики у обвиняемого; факты частичного забывания обвиняемым отдельных элементов ситуации преступления.

5. Установление, находился ли обвиняемый в период, предшествовавший совершению преступления, и (или) в момент совершения преступления в эмоциональном состоянии, существенно влияющем на способность правильно осознавать явления действительности, содержание конкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение. К данной категории могут быть отнесены эмоциональные состояния типа сильного нервно-психического напряжения.

 6. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющих выполнение профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, в работе оператора автоматизированных систем на производстве и т.п.). К числу поводов для назначения судебно-психологической экспертизы в связи с расследованием причин происшествий на транспорте и производстве в первую очередь относятся предположения о том, что требования ситуации превышали индивидуально-психологические и профессиональные возможности людей, управляющих техникой. Этому могут способствовать утомление, вызванное действием посторонних раздражителей, сильное эмоциональное напряжение, состояние растерянности и другие психологические факторы.

 7. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествовавший смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. Это требует проведения посмертной судебно-психологической экспертизы, которая может оказаться полезной, если следственные органы располагают сведениями о совершении определенными людьми действий, провоцирующих самоубийство (доведение до самоубийства), а также при возникновении предположения относительно инсценирования самоубийства.

8. Установление у субъекта конкретных индивидуально-психологических свойств, эмоционально-волевых особенностей, черт характера (например, повышенной внушаемости, импульсивности, подражательности, повышенной возбудимости и др.), способных существенно влиять на содержание и направление действий в определенной ситуации, в частности, способствовать совершению противоправных действий. Выяснение субъективной стороны преступления иногда осложняется трудностями в раскрытии психологических мотивов поведения (не только преступного) обвиняемого, специфики его характера, направленности интересов и т.п., связи этих особенностей с противоправными поступками. В подобных случаях большое значение имеет создание с использованием специальных психологических знаний и методов "психологического портрета" испытуемого. Одним из средств преодоления указанных трудностей является экспертное психологическое исследование личности обвиняемого. Необходимо отметить, что "психологический портрет" испытуемого не может быть исчерпывающе полным, в нем бывают представлены некоторые стороны психического облика испытуемого. Данные о психологических особенностях участников уголовного процесса могут быть необходимы для выявления причин и поводов противоправных действий, использованы для характеристики личности, оценки достоверности показаний и в иных целях.

 Специальных учреждений судебно-психологической экспертизы в России пока нет. Проведение данной экспертизы может быть поручено специалистам в области психологии, работающим в соответствующих научных учреждениях и учебных заведениях. Широко практикуется привлечение в качестве экспертов-психологов сотрудников факультетов психологии университетов и преподавателей кафедр психологии педагогических институтов. Судебно-психологическая экспертиза проводится амбулаторно комиссией экспертов или одним экспертом (если создание экспертной комиссии невозможно). В следственной практике иногда возникает необходимость в проведении комплексной психолого психиатрической экспертизы. Этот вид экспертизы применим в первую очередь в отношении признанных вменяемыми несовершеннолетних обвиняемых, страдающих олигофренией, неврозами, психопатиями, имеющих признаки психофизического инфантилизма, дебильности, остаточных явлений органического поражения центральной нервной системы. Цель комплексной психолого-психиатрической экспертизы состоит в более дифференцированной, чем при проведении судебно-психиатрической экспертизы, оценке индивидуальных возможностей несовершеннолетнего полностью сознавать значение своих действий и определении, в какой мере он мог руководить своими действиями. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза может проводиться также в отношении свидетелей и потерпевших.

Установление способности воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания

Примерный

 1. Каковы основные индивидуальные особенности познавательной деятельности (восприятия, вопросов памяти, мышления, воображения, внимания) данного свидетеля (потерпевшего)?

 2. Имеются ли у свидетеля (или потерпевшего) психологические особенности, существенно снижающие способность правильно воспринимать события или предметы (указать, какие) и давать о них правильные показания?

3. Каково было психическое состояние свидетеля (или потерпевшего) в момент восприятия событий или предметов (указать, каких)?

4. Учитывая психические особенности и состояние свидетеля (или потерпевшего) и условия, в которых воспринимались события или предметы (указать, какие), мог ли он их правильно воспринимать?

 5. Учитывая уровень психического развития свидетеля (или потерпевшего), его психическое состояние в момент восприятия событий, мог ли свидетель (или потерпевший) правильно понимать внутреннее содержание (указать, какое именно содержание подразумевается) событий (указать, каких)?

 6. Учитывая уровень развития речи свидетеля (или потерпевшего) и другие его психологические особенности, может ли он давать правильные показания о важных для дела обстоятельствах (указать, каких)?

Установление способности изнасилованных правильно понимать совершаемые с ними действия и оказывать сопротивление виновному

Примерный

 1. Имеются ли у потерпевшей психологические перечень особенности (например, не связанные с психическими заболеваниями отставание в психическом развитии, черты характера, свойства эмоционально-волевой сферы), которые могли существенно препятствовать пониманию характера и значения совершаемых с нею действий или оказанию сопротивления обвиняемому? 2. Каково было психическое состояние потерпевшей в ситуации, составляющей содержание уголовного дела?

3. Учитывая психологические особенности потерпевшей и ее психическое состояние, могла ли она правильно понимать характер и значение совершаемых с нею действий?

4. Учитывая психологические особенности потерпевшей и ее психическое состояние, могла ли она оказывать сопротивление?

Установление способности несовершеннолетних обвиняемых сознавать свои действия и руководить ими

Примерный

 1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки перечень не связанного с психическими заболеваниями вопросов - отставания в психическом развитии или иных аномалий психического развития неболезненного характера и, если имеются, в чем конкретно они выражаются?

2. Мог ли несовершеннолетний, учитывая особенности его психического развития, полностью сознавать значение своих противоправных действий?

 3. В какой мере несовершеннолетний, учитывая особенности его психического развития, мог руководить своими действиями?

Установление у обвиняемого в момент происшествия состояния, способного влиять на его сознание и деятельность

Примерный I

 1. Находился ли испытуемый в момент преступления в состоянии физиологического аффекта? Вопросов

 2. В каком психическом состоянии находился испытуемый в период, непосредственно предшествующий совершению действий (указать, каких)?

 3. В каком психическом состоянии находился испытуемый в момент совершения действий (указать, каких)?

 4. Какое влияние оказало психическое состояние испытуемого, в котором он находился в период, предшествующий совершению действий (указать, каких), и в момент их совершения на способность испытуемого понимать содержание ситуации (указать, какой), сознавать значение своих действий (указать, каких) и контролировать свои действия?

Установление психических особенностей и состояний, затрудняющих выполнение профессиональных функций

Примерный

1. Находился ли испытуемый в момент преступления в психическом состоянии, которое могло вопросов существенно затруднить выполнение профессиональных функций?

2. Мог ли испытуемый, учитывая его психологические особенности и психическое состояние, правильно оценить ситуацию (указать, какие), принять правильное решение и реализовать его? 3. Соответствует ли психологический уровень сформированное™ у испытуемого профессиональных навыков требованиям конкретной ситуации?

Установление психического состояния, предрасполагавшего к самоубийству

 Примерный

 1. Находилось ли данное лицо в период, пред шествовавший смерти, в психическом состоянии, вопросов предрасполагающем к самоубийству?

2. Если исследуемое лицо находилось в предшествующий смерти период в предрасполагающем к самоубийству состоянии, чем это состояние могло быть вызвано?

Установление у обвиняемого особенностей, которые могли способствовать противоправным действиям

Примерный

 1. Каковы основные психологические (интеллектуальные, характерологические, эмоционально волевые, мотивационные или иные) особенности испытуемого?

 2. Имеются ли у испытуемого определенные индивидуально психологические особенности (указать конкретно, наличие или отсутствие каких именно особенностей должен установить эксперт психолог)?


4. Трасологическая экспертиза

Основные Трасологической называется экспертиза следов: задачи рук, ног, зубов человека, ног животных, транси объекты портных средств, орудий взлома и различных трасологической инструментов. экспертизы Основными задачами трасологической экспертизы являются: установление конкретного объекта, которым оставлены следы-отображения, т.е. следы, передающие внешнее строение следообразующих объектов, и установление целого по частям. Для идентификации объектов по следам в распоряжение эксперта должны быть представлены: 1) предметы со следами, подлежащими исследованию, а если это невозможно, то копии следов (слепки, фотоснимки); 2) объекты, которыми, по предположению следователя, могли быть оставлены эти следы. Объекты, подлежащие исследованию, упаковываются так, чтобы обеспечивалась их неподвижность внутри упаковки. Исследуемый объект и образцы упаковываются отдельно. Легко повреждаемые следы (например, следы рук) не должны соприкасаться с материалом упаковки. Упаковка перевязывается и опечатывается сургучной печатью. Все материалы (исследуемые и образцы) перечисляются в постановлении о назначении экспертизы. Образцы удостоверяются подписью следователя. Если образец представляет собой отпечаток на бумаге, пояснительная надпись с указанием вида образца и подпись делаются на этом же листе бумаги, если же образцом является слепок, то на бирке, прикрепленной к слепку, или на упаковке.

528 Раздел III. Подготовка и назначение судебных экспертиз Вопрос, который ставится на разрешение эксперта, должен содержать указание на вид следа, место его обнаружения, наименование предмета, которым согласно предположению образован след, место изъятия этого предмета, а если вопрос ставится в отношении определенного лица, то его фамилию, имя и отчество (полностью).


Экспертиза следов рук

Основной задачей данной экспертизы является подготовки | установление лица, оставившего след своей руки, образцов При решении этой задачи сравнительными материалами служат отпечатки на бумаге рук проверяемого. Если след оставлен пальцем, то сравнительными образцами являются отпечатки пальцев на листе белой плотной гладкой бумаги или бланка дактилокарты, изготовленные с помощью черной типографской краски.

Экспертиза следов ног человека Особенности ! Основной задачей данной экспертизы является подготовки установление обуви, оставившей след, или человека, оставившего след босой ноги. При обнаружении следов обуви эксперту в качестве образцов для сравнения представляется обувь подозреваемого. Если обнаружен поверхностный след босой ноги (например, кровяной отпечаток на полу), то изготавливается отпечаток стопы подозреваемого. Для этого подошву стопы с помощью резинового валика покрывают тонким равномерным слоем типографской краски и предлагают подозреваемому встать на белую плотную гладкую бумагу. Если обнаружен объемный след босой ноги, то кроме отпечатка стопы изготавливается объемный образец (слепок). Для этого подозреваемому предлагается пройти по влажному грунту (песку или глине) несколько шагов, после чего с наиболее четкого из следов делается слепок из гипса или силиконовой пасты "К" с катализатором № 18. Если возможно, изготавливается также слепок следа босой ноги, оставленного на пластилине. Если след оставлен ногой в чулке или носке, эксперту представляются те же образцы, что и при обнаружении следов босой ноги, и, кроме того, представляется чулок (или носок) подозреваемого, который, по предположению следователя, мог быть на ноге преступника

1. Не оставлены ли следы босых ног таким-то перечень человеком? вопросов 2. Не является ли обнаруженный след следом обуви, изъятой у такого-то лица? 3. Одной и той же или разной обувью оставлены следы? 4. К какому виду относится обувь, следы которой обнаружены на месте происшествия, и какие особенности она имеет (материал подошвы, способ ее крепления, наличие набоек, потертостей и т.п.)? 5. Носил ли обувь, обнаруженную на месте происшествия, определенный человек?

Дата: 2019-02-02, просмотров: 255.