Психокоррекционные технологии, используемые при коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков с церебральным параличом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Эмоциональные нарушения у детей и подростков с различными формами детского церебрального паралича проявляются по-разному. Это могут быть тяжелые неврозоподобные нарушения и психопатоподобные нарушения на фоне органического поражения ЦНС, которые нередко встречаются при спастической диплегии и гемипаретической форм ДЦП. Однако у детей и подростков с ДЦП могут наблюдаться эмоциональные расстройства в связи с наличием физического дефекта, воспитанием по типу гиперопеки или ранней социальной и психической депривацией.

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей и подростков, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции (Мамайчук И. И.).

Психологическая диагностика эмоциональных расстройств у детей с ДЦП требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме. Перед психологом стоит задача диагностики направленности конфликта у ребенка. Традиционно выделяется три вида направленности конфликта у детей: конфликт в рамках межличностных отношений, интрапсихический конфликт (внутриличностный) и смешанный конфликт.

Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в рамках межличностных отношений, отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу. По нашим данным, межличностные конфликты наблюдаются у детей с различными формами ДЦП и в значительной степени обусловлены не столько тяжестью церебрально-органического дефекта, сколько особенностями воспитания ребенка.

У детей с внутриличностной направленностью конфликта в поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, у большинства из них наблюдаются стойкие неврозоподобные реакции (энурез, страхи и пр.). Эти явления достаточно часто наблюдаются у детей с ДЦП, но в отличие от детей с неврозами они обусловлены не только наличием психогенных переживаний, но и церебрально-органической недостаточностью мозга.

Дети с внутриличностными и межличностными конфликтами (смешанный тип) отличаются агрессивностью, импульсивностью. У подавляющего большинства детей с церебральным параличом наблюдается этот тип направленности конфликта.

Успешность диагностики направленности конфликта зависит от способности психолога наблюдать и анализировать эмоциональные проявления ребенка. Прежде всего, это достигается в процессе наблюдения за игрой ребенка, направленной беседы с родителями и педагогами. Рекомендуется использование психологических методик для уточнения полученных в процессе наблюдения и беседы данных. Экспериментально-психологическое обследование детей необходимо проводить как индивидуально, так и в присутствии родителей. Перед психологом стоит важная задача диагностировать родительскую позицию по отношению к ребенку, проанализировать родительские установки и стили воспитания, оценить психологический климат в семье. Наибольшую информацию психологу может дать совместная игра родителей с детьми, разыгрывание семейных ситуаций с обменом ролями (родители участвуют в роли детей, а дети – родителей). Опыт нашей работы показывает огромное преимущество игровых методов в системе диагностики стилей и методов семейного воспитания детей с ДЦП.

Следует подчеркнуть, что сам процесс диагностики продолжается и на других этапах психокоррекционного комплекса, так как одним из определяющих принципов психологической коррекции, как было отмечено выше, является единство диагностики и коррекции. Особое место занимает содержательный анализ психической травмы ребенка. Нередко острые психические травмы у детей с ДЦП приводят к страху самостоятельного передвижения.

Эмоциональное неблагополучие у детей с ДЦП может быть обусловлено органическими патохарактерологическими особенностями. У подавляющего большинства детей с раннего возраста отчетливо проявляются повышенная раздражительность, тревожное беспокойство, капризность, негативизм. Все это благоприятный фон для формирования таких личностных характеристик, как противоречивость, сенситивность, наивность, эгоцентризм, импрессивность. Важным фактором, предрасполагающим ребенка с ДЦП к эмоциональному неблагополучию, являются неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания (Мамайчук, Чавес, 1992). Анализ показал, что преобладающим стилем семейного воспитания детей с ДЦП является безграничная гиперопека и гиперпротекция, что проявляется в излишней концентрации родителей на проблемах ребенка. Патогенное влияние на стиль воспитания оказывает наличие у родителей, особенно матерей, чувства вины за рождение больного ребенка. Это в значительной степени дисгармонизирует личность детей с ДЦП, формирует у них инактивность и зависимость.

Особое значение в психокоррекции эмоциональных нарушений детей с ДЦП имеют игровые методы. Опыт нашей работы показал, что эффективность проведения сюжетно-ролевых игр в значительной степени зависит от интеллектуальных и физических возможностей ребенка, его социального опыта, от особенностей его представлений о людях, их чувствах и взаимоотношениях. Психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется использовать при работе с детьми с ДЦП с потенциально сохранным интеллектом, а также с выраженными межличностными конфликтами и с нарушением поведения. В процессе коррекции целесообразно предложить детям не только игровое воспроизведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование нового опыта в возможных стрессовых условиях, например, на этапах послеоперационного лечения, в ситуации вынужденного общения и пр.

Для детей с ограниченным вследствие физической и психической неполноценности социальным опытом используются игры – драматизации на темы знакомых им сказок. Основной целью игр – драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Проведению игры–драматизации должна предшествовать подготовительная работа с ребенком. Психолог вместе с ребенком обсуждает содержание знакомой ему сказки по заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка актуализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Ребенок должен создать образ персонажа и уподобиться ему. Способность ребенка входить в роль и уподобляться образу – важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений.

Групповые методы психокоррекции достаточно широко используются психологами и психотерапевтами при коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков. В процессе психокоррекции детей с ДЦП в форме групповых занятий особое внимание следует уделять положительной установке родителей и детей на процесс занятий. С этой целью используются разнообразные психотехнические приемы: организация веселой эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей, организация встречи родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проводятся занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение с мягким освещением, со специальными креслами и ходилками для детей, где ребенок должен чувствовать себя безопасно.

 

Контрольные вопросы

1. Какие виды нарушений опорно-двигательного аппарата Вы можете назвать?

2. Определите сущность понятия «детский церебральный паралич». Назовите причины.

3. В чем особенность образовательного процесса для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

4. Особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

5. Детский церебральный паралич (ДЦП)

6. Психокоррекционные технологии, используемые при коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков с церебральным параличом

 



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальні проблеми виховання та навчання студентів з особливими потребами : зб. наук. праць / за заг. ред. П. М. Таланчука, Г. В. Онкович. – К. : Вид–во «Університет «Україна», 2000. – 384 с.

2. Актуальні проблеми теорії та практики соціальної роботи на межі тисячоліть. Книга 4 : монографія. – К., 2001.

3. Актуальні проблемі соціально–педагогічної роботи / А. И. Капська, О. В. Безпалько. – К. : ДЦССМ, Держ. інститут проблем сім’ї та молоді, 2002

4. Варій М. Й. Загальна психологія : [підруч. для студ. психол. і пед. спеціальностей] / М. Й. Варій. – К. : Центр учбової літератури, 2007. – 968 с.

5. Варій М. Й. Психологія особистості : [навч. посіб.] / М. Й. Варій. – К. : Центр учбової літератури, 2008. – 592 с.

6. Загальна психологія : [підруч.] / О. В. Скрипченко, Л. В. Долинська, З. В. Огороднійчук та ін. – К. : Либідь, 2005. – 464 с.

7. Григорьев С. И. Социология для социальной работы / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова. – М., 2000.

8. Григорьева И. А. Теория и практика социальной работы : ученик / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьева. – СПб. : Изд–во С.-Петерб. ун–та, 2004. – 356 с.

9. Історія, теорія і практика соціальної роботи в Україні : навч. посібник для суд. вищ. нач. закл. / упоряд.: С. Л. Харченко, М. С. Кратінов, Л. Ц. Ваховський та ін. – Луганськ : Альма–Матер, 2005. – 408 с.

10.Капська А. Й. Соціальна робота : навчальний посібник / А. Й.
Капська. – Київ : Центр навч. літератури, 2005. – 328 с.

11.Краснова В. Г. Педагогические аспекты в социальной работе : учебное пособие / В. Г. Краснова. – Волгоград : Издательство Волгоградского государственного университета, 2004.

12.Лукашевич М. П. Теорія і методи соціальної роботи : навчальний посібник / М. П. Лукашевич, І. І. Мигович. – 2–ге видання, доп. і випр. – К. : МАУП, 2003. – 168 с.

13.Основы социальной работы : учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. – 2–е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА–М, 2002. – С. 196-213.

14.Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы : учебное пособие. – 3–е узд. – М. : Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 476 с.

15.Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населения : учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева; под ред. проф. П. Д. Павленка. – М. : ИНФРА–М, 2009. – 272 с.

16.Социальная работа в Украине: теория и практика / под ред. А. Я. Ходорчука – К. : ДЦССМ, 2003.

17. Социальная работа с различными группами населения : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – М. : КНОРУС, 2012. – 528 с.

18.Социальная работа : практикум / под ред. А. И. Андрющенко, И. А. Евдокимова. – Харьков : Харьковский национальный университет имени В. Н. Каразина, 2007. – 108 с.

19.Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие / отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М. : ИНФРА, 2001. – С. 270-278.

20.Социальная работа : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. – М. : Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 364 с.

21.Соціальна педагогіка : підручник / за ред. А. Й. Капської. – К. : Центр навчальної літератури, 2006. – 468 с.

22.Соціальна робота в Україні: теорія та практика : посібник для підвищення кваліфікації працівників центрів соціальних служб для молоді. 3 частина / М. Г. Братасюк, Н. І. Грицько, І. М. Грод та ін.; за ред. А. Г. Ходорчука. – К. : ДЦССМ, 2002.

23.Управлінські аспекти соціальної роботи / М. Ф. Головатий, М. П. Лукашевич, Г. А. Дмитренко та ін. – К. : МАУП, 2004. – 368 с.

24.Соціальна робота: технологічний аспект : навч. посіб. / за ред. проф. А. Й. Папської. – К. : Центр навч. літ., 2004. – С. 172-197.

25.Теория и методология социальной работы / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Ельчанинов и др. / под ред. С. И. Григорьева. – М. : Наука, 1994. – 185 с.

26.Теория социальной работы : учебник / под ред. Е. И. Холостовой. –
М. : Юристъ, 1998. – 334 с.

27.Теорії і методи соціальної роботи : підручник для студентів вищих навчальних закладів / за ред. Т. В. Семигіної, І. І. Миговича. – К. : Академвидав, 2005. – 328 с.

28.Технологии социальной работы в различных сфеpax жизнедеятельности : учебное пособие / под ред. проф. П. Д. Павленка. – М. : Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2006. – 596 с.

29.Технологии социальной работы : учебник / под общей ред. Е. И. Холостовой. – М. : ИНФРА-М, 2001.

30.Тюптя Л. Т. Соціальна робота : теорія і практика / Л. Т. Тюптя, І. Б. Іванова. – К. : Знання, 2008. – 574 с.

31. Шахрай В. М. Технології соціальної роботи : навчальний посібник. – К. : Центр навчальної літератури, 2006. – 464 с.

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.