Особенности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие «нарушения опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Дети, составляющие группу учащихся специализированных классов для детей с нарушениями ОДА, имеют легкие двигательные нарушения – они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания. Они имеют психическое развитие, близкое к нормальному. Эта группа выделена в настоящее время для обучения в специализированных классах по адаптированной массовой программе. Более сложные нарушения
(например, ДЦП), являются основанием для перевода ребенка в специализированную школу VI вида.

Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.

Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).

Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата : травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

Проблема нарушений здоровья школьников становится в последние годы все более актуальной. Уменьшение двигательной активности, ухудшение питания, дефицит массы тела при увеличении умственных нагрузок привело к тому, что число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) достигает 70%. Более 40% детей уже приходят в школу с нарушением осанки, а за годы учебы это процент удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни, Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами формируются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Установлено, что на формирование неправильной осанки у детей оказывает влияние наличие хронических заболеваний, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время учебы, несоответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие дети, быстрорастущие, а также дети с частыми болями в животе.

Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями ОДА могут отмечаться недостатки интеллектуального развития (ЗПР), около 10% всех детей имеют умственную отсталость разной степени выраженности. В большинстве случаев эти недостатки имеют сложную природу. Они обусловлены как непосредственно поражением головного мозга, так и являются следствием депривации, возникающей в результате ограничения двигательной активности и дополнительных дефектов. ЗПР проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных в астенических проявлениях.

Гигиенические требования к школьным принадлежностям. Существенное влияние на формирование осанки школьника оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей. Ежедневное ношение тяжелого портфеля способствует формированию неправильной осанки. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, освобождает руки. Ранцы являются более гигиеничными, потому что они обеспечивают равномерную нагрузку на плечевой пояс, а это сохраняет симметричное положение тела. Предпочтительно иметь ранец или рюкзак.

Физиолого-гигиенические нормативы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей таковы:

– для учащихся начальных классов: 1-2-х – не более 1,5кг, для 3-4-х классов – не более 2,5кг;

– для учащихся средних классов: 5-6-х – не более 2,5кг, 7-8-х – не более 3,5кг, 9-11-х – не более 3,5-4,0 кг.

Ручки и карандаши должны иметь определенную длину и диаметр, чтобы учащемуся было удобно писать. Ручки диаметром более 10мм вынуждают делать сильный нажим, а диаметром менее 7мм – выскальзывают из рук.

Наилучший эффект лечения нарушений осанки и искривлений позвоночника достигают сочетанным применением корректоров осанки, массажа, мануальной терапии, лечебной гимнастики и плавания.

Длительная ежедневная работа за партой, рабочим столом или компьютером вызывает статическую нагрузку на мышцы и их кислородное голодание. В результате нарастающего утомления мышцы перестают выполнять функцию естественного корсета. Начинается формирование нарушения осанки, искривления позвоночного столба. Возникают показания к применению корректора осанки. Конструкция корректоров специально разработана для поддержания грудного отдела позвоночника и плечевого пояса в анатомически правильном положении. На фоне применения корректоров мышцы восстанавливают функцию естественного корсета, позвонки занимают анатомически правильное положение.

Эластичные корректоры позволяют, и добиться улучшения осанки, и уменьшить нежелательные побочные явления. В качестве народного средства при коррекции нарушений осанки можно применять приклеенный к спине лейкопластырь. Этот метод в некоторых случаях даже немного лучше, чем использование эластичного корректора, так как не возникает проблем, связанных с ослаблением мышц, с нарушением кровообращения из-за неправильно затянутых лямок и т. д. Правила пользования пластырем тоже намного проще.

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 190.