Теоретические основы логопедии. Принципы и методы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Логопедия опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушений и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и другие принципы.

Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа – организационные методы: сравнительный, лонгитюдный (изучение в динамике), комплексный.

Вторую группу составляют эмпирические методы : обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

Четвертая группа – интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электромиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

- они не соответствуют возрасту говорящего;

- не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

- связаны с отклонениями с функционированием психофизиологических механизмов речи;

- часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

- носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

- требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.

 В психологии различают две формы речи:

а) внешнюю (письменную и устную (диалогическая, монологическая);

б) внутреннюю.

Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.

Монологическая речь – последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Три вида: повествование; описание; рассуждение.

При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка дошкольника происходит неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте.

Внутренняя форма речи: (речь про себя) – беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-то, мысленно составляет планы. Формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около трех лет, когда он начинает рассуждать в слух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

Развитие речи ребенка может быть представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком:

- развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем разного языка;

- овладение словарным запасом и правилами синтаксиса. Активное овладение механическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в двух-трех годах и заканчивается к семи. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи;

- овладение смысловой стороной речи. Наиболее ярко выражен в период школьного обучения.

В психологическом развитии ребенка речь имеет громадное значение и выполняет: коммуникативную, обобщающую и регулирующую функции.

Под недостатком развития речи следует понимать отклонение от нормального формирования языковых средств общения. Изменения речи (рассматриваемые в логопедии) следует отличать от возрастных особенностей ее формирования. То или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как ее недостаток лишь с учетом возрастных норм.

Логопеды определяют следующие этапы речевого развития ребенка от рождения до шести лет:

2 месяца жизни начинает появляться гуление, агуканье (б, п, м, к, г, х) рефлекторного происхождения, независящее от воли ребенка.

3-4 месяц характер гуления меняется. Оно приобретает различные интонации, постепенно начинает переходить в лепет.

5 месяц – неосознанное повторение звуков за окружающими.

6 месяц – начинается повторение отдельных слогов, постепенно они закрепляются в памяти ребенка.

До 1-1,5 осуществляется период подготовки ребенка к речи. Общение происходит в основном за счет мимики, жестов, «собственных слов».

С 2 лет начинается различение всех звуков речевого общения.

К 3-4 годам ребенок начинает осознавать свои ошибки и недочеты в сравнении с речью окружающих. Недочеты возможны (громкость, отдельные звуки, замена звуков на более простые и др.).

К 5-6 годам ребенок овладевает нормальным произношением.

Причины речевых нарушений:

· внешние (экзогенные) факторы;

· внутренние (эндогенные) факторы;         

· внешние условия окружающей среды.

Различная внутриутробная патология (наиболее грубые дефекты речи возникают в период от четырех недель до четырех месяцев) – токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость по
резус-фактору и т. д.

Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания)

Заболевания в первые годы жизни (особенно пагубны: инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства).

Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

Наследственные факторы (лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью).

Неблагоприятные социально – бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально – волевой сферы и дефекту в развитии речи.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое «слух»? Какие причины нарушения слуха Вы можете выделить?

2. Охарактеризуйте специфику обучения неслышащих и слабослышащих детей.

3. В каких видах специальных образовательных учреждений обучаются дети с нарушениями слуха?

4. Чем занимается тифлопедагогика?

5. Выделите основные причины нарушений зрения?

6. С помощью чего незрячих детей обучают письму и чтению?

7. Какие формы речи выделяют в психологии?

8. Охарактеризуйте объект, предмет, цель и задачи логопедии как науки.

9. Назовите причины речевых нарушений.

10. Какие виды дисграфии и дислексии Вы можете назвать?




Дата: 2019-02-02, просмотров: 229.