Акцентируется внимание на объекте
Осознание влияния познавательных средств на объект
Начинает приниматься во внимание активность субъекта
Не осознается ценностная и мировоззренческая обусловленность целей науки, стратегии исследования
Постнеклассический тип рациональности
Признание активной роли субъекта , взаимодействия со средствами
Осознание роли ценностно-целевых установок, связанных с вненаучными, социальными целями как важного компонента научного знания.
ТЕМА 4. ТЕМА И ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Типы исследовательских вопросов © Meltzoff, 1999
Вопросы существования Существует ли бессознательное?
Описательные и классификационные вопросы Каковы личностные характеристики людей, которые не хотят иметь детей?
Сравнительные вопросы Умнее ли атеисты, чем религиозные люди?
Композиционные вопросы Каковы компоненты интеллекта?
Вопросы отношений Связан ли образ тела с самооценкой?
Вопросы причинности Как влияют упражнения на время реакции?
БОЯЗНЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИДЕЙ
гениефобия
имитациофобия
параферналиофобия и мануалофобия
экономофобия
калькулятофобия
имперфектофобия
псевдононфоносциентофобия
эргофобия
© Д. Мартин, 2002
Стратегии поиска темы
Личные стратегии
Личный опыт Генерирование идей Чтение/ТВ
Межличностные стратегии
Разговоры с преподавателями Другие студенты
Печатные источники
Журналы Учебники Монографии
Электронные источники
Поиск через Internet Онлайн конференции
© Leong, Muccio, 2006
ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫХ СОВЕТА (А. ПЕРЛОВ)
«Тренируйте глаз». «Мыслите в рамках конкретных форматов». «Заботьтесь обо всех компонентах (рабочей) темы, а не только о формулировке заглавия». «Проверяйте тему при помощи внешних критериев».
ТРЕНИРУЙТЕ ГЛАЗ (А. ПЕРЛОВ)
Понимание того, что делает тему удачной и актуальной в конкретном сообществе, приходит благодаря знакомству с примерами удачных, «парадигмальных» тем.
Особенно познавательным может стать чтение: 1) наиболее форматных исследований – т.е. диссертаций или дипломов. 2) исследований, которые публикуются в официальных журналах этого сообщества или этой дисциплины.
Важно не забывать про собственные цели: что именно Вы хотите научиться делать так, как делают в этом сообществе? Если Вы хотите удачно сформулировать заглавие темы – достаточно читать авторефераты (впрочем, не только формулировки – нужно хотя бы примерно представлять себе соотношение источников, проблем и предметов). Если хотите выбрать, чем Вы будете заниматься ближайшие несколько лет – тогда смотрите на людей, принадлежащих к этому научному сообществу. Хотите ли Вы жить с этими людьми хотя бы несколько лет? Если хотите симулировать принадлежность к сообществу, посмотрите, как это делается, с какого момента «преступников» начинают «ловить».
МЫСЛИТЕ В РАМКАХ КОНКРЕТНЫХ ФОРМАТОВ (А. ПЕРЛОВ)
Тема – не абстрактная, пусть даже и хорошая формулировка, а определенный план деятельности.
«Мне надо написать работу объемом в 70 страниц и предполагая, что его читателями будут ХХХ, YYY и ZZZ. Это означает (особенно из-за ZZZ), что мне надо не написать весь текст к маю, а, в идеале, написать развернутый проспект страниц на 12 в декабре и пример анализа страниц на 6 еще раньше, чтобы они это раздраконили и позволили мне написать второй вариант, уже учитывающий их удивительные представления о прекрасном» (А. Перлов)
Заранее пытайтесь представить себе жанр своего проекта (например, сопоставление источников и сравнение версий, эмпирическое исследование и пр.).
ЗАБОТЬТЕСЬ ОБО ВСЕХ КОМПОНЕНТАХ (А. ПЕРЛОВ)
Тема (в рабочем понимании) – не источник, проблема или предмет исследования, а их выстроенное соотношение. Другие компоненты темы: заглавие, методология, структура (проблемные формулировки глав и / или задач). Тема и «ключевые слова».
Функции ключевых слов
«Маркеры – когда Вы встречаете их или то, что они обозначают, в Вашем источнике, Вы «делаете стойку». При их помощи Вы ищете в сети Интернет источники и литературу по теме. Ключевые слова указывают на то, что у Вашей работы есть разные радиусы, более и менее широкие поля проблем и источников, или пограничные области; способствуют реалистическому уточнению структуры исследования. Помогают библиографам и чиновникам определить Ваше исследование в правильный раздел знаний». © А. М. Перлов
Дата: 2019-02-02, просмотров: 282.