Во всем этом ключевую роль играет вытесняющий вау-фактор, из-за инфицированности которым человек уже не способен произвести ничего, что выходило бы за пределы потребительской тематики. Все мыслительные и эмоциональные процессы, все творчество, искусство и социально-философские концепции века потребления строятся исключительно на анально-оральной вау-тематике.
Выше была описана та стадия перестройки человеческой психики, когда реальная личность окончательно замещается субъектом номер два, т.е. identity – виртуальной личностью, состоящей из внушенных рекламой моделей поведения и мышления. Этакое идеальное «Я», каким себя видит человек, воспитанный на массовой культуре темного века потребления. Данный феномен очень точно выражен в культовом фильме «Бойцовский Клуб», где забитый офисный клерк (так называемый Рассказчик) в поисках смысла жизни формирует в своем сознании образ идеального себя, в итоге начиная страдать раздвоением личности. Но загвоздка состоит в том, что идеальное «Я» Рассказчика, которого он называет Тайлером – это вовсе не идеал, который он вывел сам. Тайлер – это продукт тех самых вау-факторов, которые навечно зацементировали identity главного героя. Ведь если всмотреться глубже, Тайлер – это ходячий набор стереотипов и поведенческих моделей из рекламных видеороликов и музыкальных клипов: подкаченный и нагловатый «мачо» с лоснящейся загорелой кожей и одетый, как сутенер. Он ходит по жизни развязной пританцовывающей походкой человека, который живет без каких-либо моральных и этических ограничений. И самое страшное, что Тайлер – это даже не иллюзия, созданная реальным умом Рассказчика, но иллюзия, порожденная другой иллюзией – identity, псевдо-личностью главного героя. Потому что сам он уже не способен на проявление реальной фантазии и эмоций. Все его действия продиктованы вытесняющим вау-фактором.
А современные голливудские фильмы все больше напоминают те самые музыкальные клипы, призывающие не к разуму и сердцу зрителя, а к стимулированию определенных чисто животных реакций. Так же примечательно то, что в современном кинематографе непропорционально возрос культ личности звезд. Иными словами, уже не так важен сам фильм и его сюжет, сколько важны имена знаменитостей, играющих главные роли. То есть в глазах вау-зрителя (identity, смотрящего кино) актер уже воспринимается не как деятель высокого искусства, а скорее, как коммерческий бренд: «Под действием вытесняющего вау-фактора культура и искусство темного века редуцируются к орально-анальной тематике. Черная сумка, набитая пачками стодолларовых купюр, уже стала важнейшим культурным символом и центральным элементом большинства фильмов и книг, а траектория ее движения сквозь жизнь – главным сюжетообразующим мотивом. Точнее сказать, именно присутствие в произведении искусства этой большой черной сумки генерирует эмоциональный интерес аудитории к происходящему на экране или в тексте. Отметим, что в некоторых случаях сумка с деньгами не присутствует прямо; в этом случае ее функцию выполняет либо участие так называемых «звезд», про которых доподлинно известно, что она есть у них дома, либо навязчивая информация о бюджете фильма и его кассовых сборах. А в будущем ни одного произведения искусства не будет создаваться просто так; не за горами появление книг и фильмов, главным содержанием которых будет скрытое воспевание «кока-колы» и нападки на «пепси-колу» - или наоборот».
Далее, когда вау-личность identity окончательно замещает личность реальную, возникает бесконечное разнообразие психо-типов identity, набор черт которых зависит от социальной и культурной прослойки. Но их всех объединяют три основных вау-типа, на базе которых выстраивается все остальное. Пелевин выделяет три базовых типа identity:
А) оральный вау-тип (преобладающий паттерн, вокруг которого организуется эмоциональная и психическая жизнь – озабоченное стремление к деньгам)
Б) анальный вау-тип (преобладающий паттерн – сладострастное испускание денег и манипулирование замещающими их объектами, называемое так же анальным вау-эксгибиционизмом).
В) вытесненный вау-тип (возможны комбинации с любым вариантом из первых двух) – когда достигается практическая глухота ко всем раздражителям, кроме орально-анальных.
Вытесненный вау-человек анализирует любого встречного как насыщенный коммерческой информацией клип. Внешний вид другого человека, его речь и поведение немедленно интерпретируются как набор вау-символов. Возникает очень быстрый неконтролируемый процесс, состоящий из последовательности анальных, оральных и вытесняющих импульсов, вспыхивающих и затухающих в сознании, в результате чего определяются отношения людей друг с другом.
И в связи с этим я хочу привести еще одну небольшую выдержку из романа «Поколение Пи», в которой автор очень точно описывает психологический портрет каждого из трех вау-типов: «Часто бывает: выходишь летним утром на улицу, видишь перед собой огромный, прекрасный, спешащий куда-то мир, полный невнятных обещаний и растворенного в небе счастья, и вдруг мелькает в душе пронзительное чувство, спрессованное в долю секунды, что вот лежит перед тобой жизнь, и можно пойти по ней вперед без оглядки, поставить на карту самого себя и выиграть, и промчаться на белом катере по ее морям, и пролететь на белом «мерседесе» по ее дорогам. И сами собой сжимаются кулаки, и выступают желваки на скулах, и даешь себе слово, что ещё вырвешь зубами много-много денег у этой враждебной пустоты, и сметёшь с пути, если надо, любого, и никто не посмеет назвать тебя американским словом loser. ТАК ДЕЙСТВУЕТ В НАШИХ ДУШАХ ОРАЛЬНЫЙ ВАУ-ФАКТОР».
«Часто бывает – проезжаешь в белом «мерседесе» мимо автобусной остановки, видишь людей, Бог знает, сколько времени остервенело ждущих своего автобуса, и вдруг замечаешь, что кто-то из них мутно и вроде бы даже с завистью глядит на тебя. И на секунду веришь, что этот украденный у неведомого бюргера аппарат, еще не до конца растаможенный в братской Белоруссии, но уже подозрительно стучащий мотором с перебитыми номерами, и правда трофей, свидетельствующий о полной и окончательной победе над жизнью. И волна горячей дрожи проходит по телу; гордо отворачиваешь лицо от стоящих на остановке и решаешь в своем сердце, что не зря прошел через известно что и жизнь удалась. ТАК ДЕЙСТВУЕТ В НАШИХ ДУШАХ АНАЛЬНЫЙ ВАУ-ФАКТОР».
«Часто бывает – говоришь с человеком, и вроде нравятся чем-то его слова и кажется, что есть в них какая-то доля правды, а потом вдруг замечаешь, что майка на нем старая, тапки стоптанные, штаны заштопаны на колене, а мебель в его комнате потертая и дешевая. Вглядываешься пристальней, и видишь кругом незаметные прежде следы унизительной бедности. И понимаешь, что все сделанное и передуманное собеседником в жизни не привело его к той единственной победе, которую так хотелось одержать тем далеким майским утром, когда, сжав зубы, давал себе слово не проиграть, хотя и не очень еще ясно было, с кем играешь и на что. И хоть с тех пор это вовсе не стало яснее, сразу теряешь интерес к его словам, и хочется сказать ему на прощание что-нибудь приятное и уйти поскорей и заняться, наконец, делами. ТАК ДЕЙСТВУЕТ В НАШИХ ДУШАХ ВЫТЕСНЯЮЩИЙ ВАУ-ФАКТОР».
Очень знакомые ощущения, не правда ли? И в погоне за этими псевдо-идеалами, продиктованными подсознанию вау-факторами, многие из нас и проводят большую часть жизни! Данные стремления полностью ослепляют современного человека масс в духовном плане. Такой человек не способен чувствовать в своей жизни ничего, кроме жажды получать и тратить деньги, жажды удовольствий и выгоды.
Но в эпоху культа потребления встречаются и более редкие подтипы identity, которые активно пытаются казаться подчеркнуто некоммерциализованными личностями, хоть на самом деле все равно ими не являются, т.к. их поведение – это всего лишь имидж, внешний образ, а не результат глубокого духовного самопознания. Ведь identity неспособно познавать себя, ибо пусто изнутри. Из-за этого оно только и может, что выражать себя в иллюзиях и имитациях, т.е. в имиджах. Identity может только казаться чем-то, но не быть на самом деле, насколько бы яркое и убедительное впечатление не производило на окружающих. Кстати, именно поэтому подавляющее большинство современных рок-звезд, а так же новоявленные интернет-проповедники духовности – это лишь носители соответствующего имиджа, но не являющиеся теми, кем пытаются казаться. И эти два типа вау-личностей с некоммерческим имиджем занимают особое место в современной интернет-культуре, о чем речь пойдет более подробно в одной из следующих частей.
Как пишет сам Пелевин: «Любой имидж имеет четкое денежное выражение. Если даже он подчеркнуто некоммерческий, то сразу возникает вопрос, насколько коммерчески ценен такой тип некоммерциализованности. Отсюда и знакомое любому чувство, что все упирается в деньги.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 300.