Гражданско-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно ст. 76 Закона № 131-ФЗ ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами. Основанием данного вида ответственности являются незаконные действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц (в том числе издание незаконных правовых актов), в результате которых был причинен имущественный и иной вред физическим и юридическим лицам. Федеральное законодательство предусматривает возможность привлечения органов местного самоуправления к гражданско-правовой ответственности. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает прежде всего в судебном порядке. Следует отметить, что физические лица могут требовать за причинение вреда органами местного самоуправления также и компенсацию морального вреда в соответствии со ст. ст. 151, 1099 – 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Необходимо учитывать, что гражданско-правовую ответственность перед физическими и юридическими лицами несут органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц органов местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием. Должностное лицо местного самоуправления, соответственно, несет ответственность перед органами местного самоуправления.

ГК РФ (ст. 1069) установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с ГК РФ и др. законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, от имени казны выступают прежде всего соответствующие финансовые органы.

Следует также учитывать, что Закон № 131-ФЗ предусматривает возможность судебного обжалования решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, а также решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления (ст. 78). Данные решения и действия могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. Порядок такого обжалования урегулирован федеральным законодательством, поскольку в соответствии с пунктом "о" ст. 71 Конституции РФ как судоустройство, так и гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство находятся в ведении РФ.

Более детально порядок обжалования устанавливается соответственно Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации либо Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

«Внутрикорпоративная» ответственность относится к муниципально-правовой ответственности и возникает в муниципальном образовании между органами местного самоуправления, между органами и должностными лицами местного самоуправления, а также внутри органов местного самоуправления.

Наличие такого вида ответственности обусловливается необходимостью обеспечивать эффективную работу органов и должностных лиц местного самоуправления не только с помощью внешнего воздействия – со стороны государства или населения, но и с помощью внутреннего механизма «сдержек и противовесов».

Правовые основы формирования такого механизма закреплены в Европейской хартии местного самоуправления и федеральном законодательстве. Так, в п. 2 ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления говорится об исполнительных органах, которые подотчетны советам или собраниям, состоящим из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, то есть представительным органам.

Закон № 131-ФЗ в качестве основного нормативного акта, регулирующего внутрикорпоративную ответственность, называет устав муниципального образования, устанавливая в п. 8 ч. 1 ст. 44, что в нем должны регулироваться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления. В то же время он уделяет больше внимания регулированию данного вида ответственности, что проявляется в следующем.

Во-первых, в п. 3 ст. 77 впервые в качестве обязательного элемента в механизме ответственности назван контроль органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, наделенных в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

Во-вторых, в ч. 5 ст. 36 закрепляется подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования представительному органу; в п. 1 ч. 11 ст. 37 – ответственность главы администрации перед представительным органом в виде расторжения заключенного с ним контракта наступает в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения.

В-третьих, ст. 38 предусматривается возможность создания контрольного органа муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) в целях контроля исполнения местного бюджета, порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Вопросы внутрикорпоративной ответственности могут регулироваться и другими федеральными законами или законами субъектов федерации. Например, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации представительные органы муниципального образования осуществляют следующие формы финансового контроля за деятельностью местной администрации:

- предварительный контроль (при обсуждении проекта бюджета и его утверждении);

- текущий контроль (при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета);

- последующий контроль (при рассмотрении и утверждении отчета об исполнении бюджета).

В соответствии с федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 года избирательные комиссии муниципальных образований осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, вправе принимать решения об отказе в регистрации кандидатов и списков на муниципальных выборах, об отмене регистрации или признании выборов недействительными из-за имеющихся нарушений.

Трудовой кодекс Российской Федерации и законы субъектов федерации о муниципальной службе устанавливают перечень мер дисциплинарной ответственности, к которым могут быть привлечены муниципальные служащие за нарушение трудовой дисциплины: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Указанные меры определены в соответствии с положениями трудового законодательства за нарушение трудовой дисциплины. Конкретный перечень дисциплинарных взысканий, как указано в статье 14 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».

Основанием для применения дисциплинарного взыскания является дисциплинарный проступок.

В уставах муниципальных образований конкретизируются формы отчета, подконтрольности и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих. Обычно формой контроля представительных органов являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления, в ходе которых могут быть высказаны замечания и предложения, дана оценка их работе, а при необходимости принято решение о недоверии или доверии. В целях контроля депутаты вправе заправлять запросы, обращения должностных лицам местной администрации, руководителям муниципальных предприятий и учреждений.

Нормы об ответственности депутатов перед представительным органом также содержатся в регламентах представительных органов. Ведь отзыв депутата по инициативе населения – это крайняя мера, и при этом ее реализация, как было рассмотрено выше, маловероятна. Поэтому регламентами представительных органов предусматриваются более мягкие санкции в отношении депутатов – коллективное порицание депутата, замечание ему со стороны представительного органа и доведение этого факта до избирателей через средства массовой информации.

Ведущая роль в сфере контроля в системе органов местного самоуправления принадлежит представительному органу муниципального образования. Контрольная деятельность представительного органа распространяется на все сферы деятельности местного самоуправления.

Контрольные полномочия в отношении руководителей структурных подразделений местных администраций, руководителей муниципальных предприятий и учреждений осуществляют в основном главы муниципальных образований (главы местных администраций). Руководя администрацией на принципе единоначалия, они контролируют деятельность соответствующих подразделений, вправе приостанавливать или отменять их акты, привлекать к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих, вплоть до увольнения.

Внутренний контроль в отдельных сферах осуществляют также подразделения местной администрации.

При этом, справедливости ради, стоит заметить, что государственный контроль и ответственность перед государством не означают ограничение автономии местного самоуправления. Их следует рассматривать как естественный противовес правам, которые предоставлены и гарантированы законодательством местным сообществам. Так как еще К. Маркс подчеркивал, что «…Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав…»[1]. При это французский философ и публицист Ф. Ламенне отмечал, что «...Обязанность без права есть рабство; право без обязанности – анархия»[2].

Заключение

Федеральный Закон "Об общих принципах..." устанавливает круг субъек­тов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность, а также основные формы такой ответственности. Орга­ны и должностные лица местного самоуправления несут ответственность: пе­ред населением муниципального образования; перед государством в случае нарушения Конституции РФ, конституций субъектов Российской Федерации, иных правовых актов; перед физическими и юридическими лицами (ст.70).


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 16. С. 13.

[2] Афоризмы о юриспруденции. М., 1999. С. 86.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 264.