Основные теории происхождения местного самоуправления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции

1. Основные теории происхождения местного самоуправления.

2. Основные модели местного самоуправления в зарубежных странах.

3. Понятие и правовые основы формирования и деятельности местного самоуправления в зарубежных странах.

4. Возникновение и развитие местного самоуправления в России.

 

 

Цель лекции: дать характеристику основным теориям и моделям местного самоуправления.

Литература

Основная:

1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - Ст.1691.

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. - № 40 - Ст. 3822.

4. Алексеев А.П. Муниципальное право России [Текст]: учебник / А.П. Алексеев, С.Н. Братановский - М.: РИОР, 2013 - 268 с.

5. Алексеев И.А. Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / И.А. Алексеев, Д.С. Белявский, М.С. Трофимов - М.: Альфа-М, 2014 - 256 с.

6. Муниципальное право [Текст]: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев ; Мин-во образования и науки РФ ; Московская гос. юрид. академия им. О. Е. Кутафина - М.: Проспект, 2013 - 336 с.

7. Упоров И. В.. Муниципальное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник / И. В. Упоров.-Электрон. текстовые данные.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.-519 c. - ЭБС "IPRbooks".

Дополнительная:

1. Захаров И. В. Муниципальное право в схемах [Текст]: учеб. пособие / И.В. Захаров - М.: Проспект, 2015 - 176 с.

2. Муниципальное право России: учебник для бакалавров / под ред. А.Н. Кокотова - М.: Юрайт, 2014 - 567 с.

3. Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: учебник для бакалавров / Н. Л. Пешин - М.: Юрайт, 2014 - 462 с.

4. Соловьев С. Г. Муниципальное право России [Текст]: учебник / С. Г. Соловьев - М.: ИНФРА-М, 2014 - 312 с.

Введение

Основной целью местного самоуправления можно считать создание порядка в социальной системе. В России самоуправление представляет собой стихийный самоорганизующийся процесс, существующий всегда на всей дистанции исторического развития.

Необходимо проанализировать научно-теоретический материал феномена местного самоуправления, генезис, а также многообразие теоретических концепций, выражающих его сущность и природу.

Результаты поставленных в лекции задач могут быть представлены следующим образом:

- в рамках сравнительно-исторического анализа возникновения, становления и развития местного самоуправления выявить формы и механизмы взаимодействия местных органов с центральной властью;

- определить основные этапы развития института местного самоуправления в России;

- рассмотреть европейские теоретические подходы к пониманию природы, сущности и функций местного самоуправления;

- установить предпосылки и причины формирования местного самоуправления;

- выявить проблемы рассматриваемого института, предложить пути их преодоления.

Обратим внимание, что процесс становления и развития местного самоуправления будет занимать достаточный исторический период и должен пройти все необходимые этапы.

Возникновение и развитие местного самоуправления в России.

 

Заключение

Таким образом, местное самоуправление можно справедливо считать достижением человеческих цивилизаций. Начиная с древних времен и до настоящего времени местное самоуправление, как фундаментальная основа общественной самоорганизации, находится в постоянном качественном изменении. Местное самоуправление – это форма проявления фундаментального свойства социальной системы, то есть объективный результат социальной эволюции.

Появляются теоретические разработки, «коллективные представления» в отношении местного самоуправления. Происходит осмысление, определение природы и сущности указанного института представителями земских движений, государствоведами, историками.

 

План лекции

1. Основные теории происхождения местного самоуправления.

2. Основные модели местного самоуправления в зарубежных странах.

3. Понятие и правовые основы формирования и деятельности местного самоуправления в зарубежных странах.

4. Возникновение и развитие местного самоуправления в России.

 

 

Цель лекции: дать характеристику основным теориям и моделям местного самоуправления.

Литература

Основная:

1. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - Ст.1691.

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2003. - № 40 - Ст. 3822.

4. Алексеев А.П. Муниципальное право России [Текст]: учебник / А.П. Алексеев, С.Н. Братановский - М.: РИОР, 2013 - 268 с.

5. Алексеев И.А. Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / И.А. Алексеев, Д.С. Белявский, М.С. Трофимов - М.: Альфа-М, 2014 - 256 с.

6. Муниципальное право [Текст]: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев ; Мин-во образования и науки РФ ; Московская гос. юрид. академия им. О. Е. Кутафина - М.: Проспект, 2013 - 336 с.

7. Упоров И. В.. Муниципальное право Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник / И. В. Упоров.-Электрон. текстовые данные.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.-519 c. - ЭБС "IPRbooks".

Дополнительная:

1. Захаров И. В. Муниципальное право в схемах [Текст]: учеб. пособие / И.В. Захаров - М.: Проспект, 2015 - 176 с.

2. Муниципальное право России: учебник для бакалавров / под ред. А.Н. Кокотова - М.: Юрайт, 2014 - 567 с.

3. Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации [Текст]: учебник для бакалавров / Н. Л. Пешин - М.: Юрайт, 2014 - 462 с.

4. Соловьев С. Г. Муниципальное право России [Текст]: учебник / С. Г. Соловьев - М.: ИНФРА-М, 2014 - 312 с.

Введение

Основной целью местного самоуправления можно считать создание порядка в социальной системе. В России самоуправление представляет собой стихийный самоорганизующийся процесс, существующий всегда на всей дистанции исторического развития.

Необходимо проанализировать научно-теоретический материал феномена местного самоуправления, генезис, а также многообразие теоретических концепций, выражающих его сущность и природу.

Результаты поставленных в лекции задач могут быть представлены следующим образом:

- в рамках сравнительно-исторического анализа возникновения, становления и развития местного самоуправления выявить формы и механизмы взаимодействия местных органов с центральной властью;

- определить основные этапы развития института местного самоуправления в России;

- рассмотреть европейские теоретические подходы к пониманию природы, сущности и функций местного самоуправления;

- установить предпосылки и причины формирования местного самоуправления;

- выявить проблемы рассматриваемого института, предложить пути их преодоления.

Обратим внимание, что процесс становления и развития местного самоуправления будет занимать достаточный исторический период и должен пройти все необходимые этапы.

Основные теории происхождения местного самоуправления

Местное самоуправление как заметное проявление общественной жизни и институт гражданского общества возникло в древности и существовало оно в качестве общинного самоуправления еще до государственно-организованного общества. Его развитие проходило в период античного мира, средневековья и нового времени.

Каждая страна имеет свои исторические, географические, демографические особенности, присущий ей политический режим, а также разные правовые системы. Поэтому и муниципальное управление в зарубежных странах имеет отличия.

В Европе местное самоуправление начало развиваться в средние века. В конце XVIII в. и в XIX в. теоретические основы местного самоуправления активно разрабатываются государствоведами, и используются при проведении политических, административных и правовых реформ.

В научной и учебной литературе выделяется от трех до пяти основных теорий местного самоуправления:

1) теория свободной общины, 2) теория общественного самоуправления, 3) теория государственного самоуправления, 4) теория дуализма местного самоуправления и 5) теория социального обслуживания.

1). Теория свободной общины (теория общественных прав общины) была разработана представителям французской, бельгийской и германской правовых школ в конце XVIII в. - начале XIX в. Она заключалась в основном в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общины, которая исторически предшествовала государству. Эта теория, основанная на идее естественного права, исходила из признания общины как естественно сложившегося организма, независимого от государства.

Теория свободной общины была первой теоретической концепцией, объясняющей сущность местного самоуправления. В ней получил развитие исторический опыт городского самоуправления феодальной Европы. В ее основе лежало «естественное право» общин на самоуправление. Полноценная европейская городская община сложилась в XII–XIII столетиях. Многие города управлялись народными собраниями всех граждан, чье согласие было необходимо для избрания должностных лиц и принятия городских законов.

Данная теория в целом сформировалась в первой половине XIX в., а ее правовые истоки, находившиеся в бельгийском и французском праве, получили теоретическое развитие в трудах Туре, Токвиля, Гербера, Аренса и др. ученых.

Названная теория местного самоуправления представляет интерес и в наши дни. В ней можно видеть отправные начала современного принципа неотчуждаемости права общины на местное самоуправление. Однако, видные русские ученые Н.И. Лазаревский, Б.Н. Чичерин, В.П. Безобразов и др. считали теорию свободной общины несостоятельной и нежизнеспособной.

2). Общественная теория самоуправления сменила теорию свободной общины. Она тоже исходила из противостояния государства и общества, из признания свободы осуществления своих задач местными сообществами. Эта теория выдвигала качестве признаков самоуправления не государственный, а хозяйственный характер деятельности местного самоуправления, усматривая сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать своими общественными интересами без вмешательства государства. На первый план при этом выдвигались не естественные права общины, а хозяйственная деятельность органов местного самоуправления.

Данная теория, пришедшая на смену теории свободной общины, также в своей основе исходила из противопоставления государства и общины. Ее основатели и исследователи Р. Моль, А.И. Васильчиков, О. Ресслер, О. Гирке и др. за основу брали не столько самоуправляющуюся общину как субъект права на самоуправление, сколько содержание коммунальной деятельности.

Существуют две категории дел: 1) собственно государственные и 2) дела общественные – дела преимущественно хозяйственные, они не носят политического характера и должны решаться органами, создаваемыми местным сообществом, а не государством. Таким образом, именно в разграничении общественных и государственных интересов сторонники данной теории видели основу самостоятельности органов местного самоуправления.

Так, например, А.И. Васильчиков в работе «О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1872.» определял местное самоуправление в своей общественно-хозяйственной теории как политику, имеющую особую цель и особую сферу деятельности.

При этом существенным недостатком общественно-хозяйственной теории было то, что невозможно разграничить дела собственно общинные (местные) и дела государственные, порученные для исполнения общинам. В России указанная теория разрабатывалась В.Н. Лешковым и А.И Васильчиковым.

3). Государственная теория самоуправленияразработана немецкими учеными Л. Штейном и Р. Гнейстом в XIX в. Суть этой теории состоит в том, что самоуправление рассматривается как одна из форм организации местного государственного управления. Все полномочия местного самоуправления даны государством. Однако местное самоуправление осуществляется не правительственными лицами, а самими местными жителями, которые заинтересованы в результатах местного управления. В теории отражался государственный характер местного самоуправления.

В рамках этой теории выделялось два основных направления – политическое и юридическое.

Сторонники политического направления связывали самостоятельность органов самоуправления с порядком их формирования. Считалось, что местное управление должно осуществляться почетными людьми из местного населения на безвозмездной основе.

Сторонники юридического направления видели самостоятельность органов самоуправления в том, что они являются не непосредственными органами государства, а органами местного сообщества, на которые государство возлагает осуществление определенных полномочий государственного управления.

Государственная теория самоуправления получила распространение в России в 70-х годах XIX в., ее сторонники В.П. Безобразов и А.Д. Градовский исходили из того, что самоуправление – понятие политическое, оно действует на правах государственных властей, и что предметы ведения местного самоуправления входят в задачи государственного управления, поэтому нельзя говорить о негосударственном характере местного самоуправления. Согласно этой теории, местное самоуправление рассматривается как форма распределения обязанностей по решению государственных дел между центральными и местными властями.

Сами основоположники рассматриваемой теории Рудольф фон Гнейст и Лоренц фон Штейн «видели в самоуправлении не самостоятельное заведование местным обществом их собственными, отличными от государственного управления делами, а возложение на местное общество задач государственного управления».

При этом государственная теория местного самоуправления не была едина. Она разделялась на политическое направление (Гнейст) и юридическое направление (Штейн) и именно это направление государственной теории нашло значительное количество последователей в России. Многие теоретические положения представителей России о природе и сущности местного самоуправления конца XIX – начала XX в. не потеряли своей актуальности до наших дней.

В.П. Безобразов, подчеркивая неразрывную связь государства и самоуправления, делал вывод о том, что «самоуправление не может быть иначе рассматриваемо в совокупности с общим организмом всего государственного механизма управления, в состав которого оно входит, как органическая часть единого целого...» (Безобразов В.П. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть. СПб., 1882.).

4) Теория дуализма местного самоуправления (Ж. Бордо, О.Зеевальд) исходит из двойственного характера муниципальной деятельности – самостоятельного решения местных дел и осуществления на местном уровне определенных государственных функций. Поэтому муниципальные органы, осуществляя управленческие функции, выходят за пределы местных вопросов и должны действовать как инструмент государственного управления. Согласно указанной теории МСУ носит общественно-государственный характер.

Двойственная природа местного самоуправления, которая служит основой теории муниципального дуализма, получила развитие в последнее десятилетие XX в. В значительной степени она связана с признанием того, что ни одна из ранее отмеченных теорий не соответствует всему многообразию существующих видов местного самоуправления, так как возводит в абсолют какой-либо один из признаков местного самоуправления. Современные процессы общественного развития, связанные со всеобщей глобализацией, требуют адекватной реакции в целях сохранения в достаточной степени индивидуальных особенностей местных сообществ, территориальных и национальных традиций.

Теория дуализма разработана еще недостаточно, однако ее содержание характеризуют следующие признаки: а) наличие общегосударственного и местного интересов и необходимость их сочетания; б) невозможность во многих случаях разделения собственно местных и общегосударственных дел; в) реализация органами местного самоуправления функций публичного и частноправового характера; г) сочетание в местном самоуправлении государственных (публично-властных) и общественных (самоуправленческих) начал; д) выполнение органами местного самоуправления полномочий, делегированных государством; е) наличие государственного характера у предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Дуализм местного самоуправления проявляется также и в том, что, с одной стороны, местное самоуправление не учреждается государством, а признается и гарантируется им, т.е. рассматривается как естественное и неотчуждаемое право населения (см., например, ст. 12 Конституции РФ). Однако, с другой стороны, создание муниципальных образований и, соответственно, определение вопросов местного значения, местных дел, полномочий органов местного самоуправления и т.д. носит производный от государства характер и, конечно же, регулируется государством.

В свете изложенного теорию дуализма местного самоуправления следует рассматривать не как самостоятельную, а как развитие прежде всего государственной теории. Ведь именно государственная политика определяет концепцию развития местного самоуправления и границы его возможностей.

5). Теория социального обслуживания. В соответствии с этой теорией считается, что основной задачей муниципальных органов является оказание услуг населению и главной целью их деятельности выступает благосостояние жителей коммуны.

6). Юридическая теория (М.И.Свешников, Э. Мейер) видит особенности МСУ и его отличие от государственных органов в том, что самоуправляющиеся территориальные коллективы представляю собой самостоятельные субъекты права, вступающие с государством в юридические отношения.

Названные теории, в особенности общественная и государственная теории самоуправления, используются в современный период при разработке различных концепций становления и развития местного самоуправления в нашей стране.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 272.