Форма промежуточной аттестации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Морфология. Часть 1

                                                      

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): Филологическое образование
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: Очная, заочная

 

Армавир, 2018


Автор: Горина И.И. д.филол.н., профессор, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики.

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «4» декабря 2015 г. № 1426 по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

 

При разработке РПД в основу положен учебный план направленности (профиля)
«Филологическое образование»

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики

(протокол №16 от «30 » июня 2018 г.)

 

Зав. кафедрой отечественной

филологии и журналистики       д.филол.н., доцент Безруков А.А.                                                          

                                                         

                                                         

                                                         

 


Содержание Рабочей программы дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела РПД Страница
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО 4
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине 4
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости 5
5. Содержание дисциплины 6
6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 13
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 19
8. Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины 21
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 21

 


1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

Цель освоения дисциплины: дать знания об именных частях речи в единстве их общекатегориального значения, морфологических особенностей и синтаксической функции; дать понятие об особенностях их образования; дать теоретические сведения об имени существительном, имени прилагательном, имени числительном, местоимении.





Задачи:

- познакомить обучающихся с теоретическим материалом в объеме вузовской программы;

- сформировать практические умения и навыки, применение теоретических сведений на практике: в процессе морфологического анализа именных частей речи;

- сформировать умения и навыки в анализе отдельных грамматических форм.

Цели и задачи дисциплины определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» - 44.03.01. (квалификация – «бакалавр»).

 

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы определяется учебным планом.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата определяется учебным планом. Данная дисциплина предназначена для обучающихся направления 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Филологическое образование», изучение данной дисциплины необходимо для освоения последующих дисциплин цикла Современный русский язык («Морфология.Часть 2»), дисциплин вариативной части «Старославянский язык», «Историческая грамматика», «История русского литературного языка». Для ее изучения достаточными являются знания, умения и навыки, приобретенные при изучении дисциплин «Современный русский язык. Фонетика», «Современный русский язык. Лексика», «Современный русский язык. Словообразование».

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:

 

Коды компетенции Наименование компетенции Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)
ДПК-1 умение формировать у учащихся культуру диалога по проблемам духовно-эстетической, общественной, культурной жизни на основе норм современного литературного русского языка Знать: морфологические нормы русского языка; понятие о морфологической системе языка, особенностях и закономерностях в области морфологии современного русского языка. Уметь: формировать у учащихся культуру диалога на основе морфологических норм современного литературного русского языка. Владеть: культурой диалога по проблемам духовно-эстетической, общественной, культурной жизни на основе морфологических норм современного литературного русского языка, знаний об особенностях и закономерностях в области морфологии. 
ОК-4 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия Знать: основные понятия морфологии; особенности морфологического состава языка и нормы использования морфологических единиц в речи. Уметь: самостоятельно использовать морфологические правила устной коммуникации на русском языке для решения задач межличностного общения. Владеть: навыками устной и письменной коммуникации на русском языке для эффективной профессиональной коммуникации.
ПК-4 способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Знать: систему формируемых знаний, умений, их взаимосвязь, соотношение и развитие в школьном предмете; методику изучения курса «Морфология» школьной программе. Уметь: анализировать методический аппарат школьных учебников по русскому языку и рационально использовать их в образовательном процессе; проектировать урочные и внеурочные формы организации учебно-воспитательного процесса по русскому языку (раздел «Морфология»). Владеть: методикой организации и проведения различных форм учебно- воспитательного процесса по русскому языку (раздел «Морфология»).

 

4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости

 

Семестр

Трудоемкость

Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям)

СРС

П/п

Разделы курса, темы

Общая трудоемкость,

Часов

Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарского типа),

Часов

Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий,   отраженная в учебном плане

Часов

СРС,

Часов

Текущий

Рубежный контроль

лекции практические лабораторные 1. Тема 1. Морфология как грамматическое учение о слове. 3 2 2 - - 1   2. Тема 2. Морфологические классификации слов в современном русском языке. 3 2 2 - - 1 Реферат 3. Тема 3. Имя существительное как часть речи. 11 10 2 4 4 1 Индивидуальное перспективное задание 4. Тема 4. Категория рода имён существительных, её значение и грамматическое выражение. Морфологические нормы в условиях устной и письменной коммуникации.   3 2 2 - - 1   5. Тема 5. Категория числа, её значение и грамматическое выражение. 7 6 2 2 2 1   6. Тема 6. Категория падежа. 7 6 2 2 2 1   7. Тема 7. Типы склонений имён существитель­ных. 5 4 - 2 2 1   8. Тема 8. Имя прилагательное как часть речи.. 7 6 2 2 2 1   9. Тема 9. Краткие формы качественных прилага­тельных. 6 4 - 2 2 2   10. Тема 10. Степени сравнения качественных при­лагательных. 2 - - - - 2   11. Тема 11. Имя числительное как часть речи. 10 8 - 4 4 2   12. Тема 12. Местоимение как часть речи. 2   - - - 2  

 

 

5.1.2.  Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения

 

П/п

Разделы курса, темы

Общая трудоемкость,

Часов

Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарского типа),

Часов

Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий,   отраженная в учебном плане

Часов

СРС,

Часов

Текущий

Рубежный контроль

лекции практические лабораторные
1. Тема 1. Морфология как грамматическое учение о слове. 3 1 1 - - 2  
2. Тема 2. Морфологические классификации слов в современном русском языке. 3 1 1 - - 2 Реферат
3. Тема 3. Имя существительное как часть речи. 4 2 - 2 - 2 Индивидуальное перспективное задание
4. Тема 4. Категория рода имён существительных, её значение и грамматическое выражение. Морфологические нормы в условиях устной и письменной коммуникации.   2   - - - 2  
5. Тема 5. Категория числа, её значение и грамматическое выражение. 4 2 - 2 - 2  
6. Тема 6. Категория падежа. 4 2 - - 2 2  
7. Тема 7. Типы склонений имён существитель­ных. 3 2 - - 2 1  
8. Тема 8. Имя прилагательное как часть речи.. 2 - - - - 2  
9. Тема 9. Краткие формы качественных прилага­тельных. 2   - - - 2  
10. Тема 10. Степени сравнения качественных при­лагательных. 2   - - - 2  
11. Тема 11. Имя числительное как часть речи. 2   - - - 2  
12. Тема 12. Местоимение как часть речи. 2   - - - 2  

5.2. Виды занятий и их содержание

5.2.1. Тематика и краткое содержание лекционных занятий


Лекционное занятие № 1

Тема: Морфология как грамматическое учение о слове.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Грамматические значения и способы их выражения в русском языке.
  2. Слова и формы слов.
  3. Способы формообразования в современном русском языке.
  4. Понятие парадигмы слова. Типы парадигм.

Лекционное занятие № 2

Тема: Морфологические классификации слов в современном русском языке.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Понятие частей ре­чи.
  2. Распределение слов по частям речи в современном русском языке.
  3. Слова знаменательные (самостоятельные) и служебные.
  4. Модальные слова, междо­метия в отношении к знаменательным словам и к междометиям.
  5. Явления пере­ходности в системе частей речи.

Лекционное занятие № 3

Тема: Имя существительное как часть речи.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Лексико-грамматические разряды имён существительных в современном русском языке.
  2. Существительные нарицательные и собственные.
  3. Одушевлённые и неодушевлённые.
  4. Отвлечённые, конкретные, собирательные, вещественные существительные.

 

Лекционное занятие № 4

Тема: Категория рода имён существительных, её значение и грамматическое выражение. Морфологические нормы в условиях устной и письменной коммуникации. 

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Распределение существительных по родам: определение родовой принадлежности склоняемых и несклоняемых существительных.
  2. Существительные «общего рода».
  3. Колебания в роде имён существительных в современном русском языке.
  4. Морфологические нормы в условиях устной и письменной коммуникации.

 

Лекционное занятие № 5

Тема: Категория числа, её значение и грамматическое выражение.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Существитель­ные, употребляемые в формах обоих чи­сел.
  2. Существительные, имеющие только форму единственного числа или множе­ственного числа.
  3. Влияние изменений в лексическом значении слова на способы выражения категории числа.

 

Лекционное занятие № 6

Тема: Категория падежа.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Система падежей, основные значения падежей в совре­менном русском языке.
  2. Способы опре­деления падежей в современном рус­ском языке.

 

Лекционное занятие № 7

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Имя прилагательное как часть речи.
  2. Лексико-грамматические разряды при­лагательных.
  3. Имена прилагательные ка­чественные и относительные.
  4. Совмеще­ние свойств качественных и относительных прилагательных в отдельных группах относительных прилагатель­ных.
  5. Отношение притяжательных при­лагательных к основным лексико-грамматическим разрядам.

 

5.2.2. Тематика и краткое содержание практических занятий

Практические занятия не предусмотрены учебным планом.

5.2.3. Тематика и краткое содержание лабораторных занятий

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Имя существительное как часть речи.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Лексико-грамматические разряды имён существительных в современном русском языке.
  2. Существительные нарицательные и собственные.
  3. Одушевлённые и неодушевлённые.
  4. Отвлечённые, конкретные, собирательные, вещественные существительные.

Задание:

1. Составить текст (12 -15 предложений) и определить лексико-грамматический разряд имен существительных. Аргументировать свой выбор.

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: Категория числа, её значение и грамматическое выражение.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Существитель­ные, употребляемые в формах обоих чи­сел.
  2. Существительные, имеющие только форму единственного числа или множе­ственного числа.
  3. Влияние изменений в лексическом значении слова на способы выражения категории числа.

Задания:

1. Определите отношение существительного к признаку ко­
личества и к парадигме числа. Образуйте, где возможно, сочетание
имен существительных с числовыми или обобщенно-
количественными словами:

ЛИСТ, СОТНЯ, ПОГОДА, БЕЛИЛА, КУРСЫ, СУДЬБА, СЛИВКИ, ЧАС, МАРС, ОДЕЖДА, КОЛБАСА, ПОСУДА, ВОСТОК.

           2.Определите форму, значение и средства выражения числа данных имен существительных.

           3.Распределите существитеные по трем группам:

а/ существительные, имеющие форму ед. и мн. числа, б/ суще­ствительные, имеющие только одну форму ед. числа, в/ существи­тельные, имеющие только форму мн. числа.

 

 




ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Тема: Категория падежа.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Система падежей, основные значения падежей в совре­менном русском языке.
  2. Способы опре­деления падежей в современном рус­ском языке.

Задания:

1. Образуйте формы род. пад., мн. числа от следующих суще­
ствительных:

ПАРТИЗАН, СОЛДАТ, ГЛАЗ, БОТИНОК, ЧУЛОК ПОДМАСТЕРЬЕ, ДЯДЯ, СВЕЧА, ОБЛАКО, КЕГЛЯ.

  1. Составить текст (12-15 предложений) и определить падеж и его значение у каждого из существительных. Указать способы определения падежей.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Типы склонений имён существитель­ных.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Типы склонений имён существитель­ных.
  2. Склонение существительных во множественном числе.
  3. Варианты па­дежных окончаний.
  4. Разносклоняемые существительные.
  5. Склонение существи­тельных адъективного типа.
  6. Несклоняемые существитель­ные.
  7. Анализ существительных по схеме.

Задания:

1. Определите лексико-грамматический разряд имён существи­тельных, род и назовите средства выражения категории рода.

Доктор, озорник, задира, лежебока, нефть, удивление, леди, листва, крестьянство, народ, красота, меню, Тбилиси, ханжа.

2. Составить текст (12-15 предложений), определить тип склонения имен существительных.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Семантика и функции имени прилагательного.
  2. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
  3. Особенности склонения имен прилагательных.
  4. Использование грамматических норм в профессиональной деятельности журналиста.

Задания:

1. Образуйте степени сравнения и краткую форму от следую­щих прилагательных.

Близкий, яркий, гибкий, живописный, плохой, гордый, длин­ный, таинственный, болезненный, короткий.

2.Составьте текст (12-15 предложений), укажите разряды имен прилагательных, определите тип склонения и вариант.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №6

Тема: Краткие формы качественных прилага­тельных.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Краткие формы качественных прилага­тельных: значение, формоизменение, синтаксические функции.

2. Образование кратких форм.

Задание:

1. Составьте текст (12-15 предложений), образуйте краткую форму, если это возможно, у качественных прилагательных.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №7

Тема: Имя числительное как часть речи.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Структура количественных числитель­ных, их морфологические свойства и синтаксические функции.
  2. Склонение количественных числительных.
  3. Дроб­ные числительные.
  4. Собирательные чис­лительные.
  5. Вопрос о порядковых числи­тельных.
  6. Семантика и функции неопределённо-количествен­ных слов.

Задание:

1. Составьте текст (12-15 предложений), определите разряды имен числительных.

2. Составьте индивидуальные задания (карточки), связанные с сочетаемостью собирательных числительных.

3. Просклоняйте числительные: 789 домов, 411 книг, 254 тетради.

 

5.2.4 Примерная тематика курсовых работ (проектов)

 

Курсовые проекты по данной дисциплине не предусмотрены учебным планом

Обсуждение в группах

Групповое обсуждение какого-либо вопроса направлено на нахождение истины или достижение лучшего взаимопонимания. Групповые обсуждения способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

На первом этапе группового обсуждения перед обучающимися ставится проблема, выделяется определенное время, в течение которого обучающиеся должны подготовить аргументированный развернутый ответ.

Преподаватель может устанавливать определенные правила проведения группового обсуждения:

- задавать определенные рамки обсуждения (например, указать не менее 5…10 ошибок);

- ввести алгоритм выработки общего мнения (решения);

- назначить модератора (ведущего), руководящего ходом группового обсуждения и др.

На втором этапе группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем (арбитром).

Разновидностью группового обсуждения является круглый стол, который проводится с целью поделиться проблемами, собственным видением вопроса, познакомиться с опытом, достижениями.

Дискуссия

Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся.

Как правило, дискуссия обычно проходит три стадии: ориентацию, оценку и консолидацию. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволяет выделить следующие их особенности.

Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме (ситуации), друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии.

В стадии оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей (знаний), предложений, пресечение преподавателем (арбитром) личных амбиций, отклонений от темы дискуссии.

Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.

В зависимости от целей и задач занятия возможно использование следующих видов дискуссий: классических дебатов, экспресс-дискуссий, текстовой дискуссии, проблемной дискуссии, ролевой (ситуационной) дискуссии

6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Примеры оценочных материалов для проведения

текущей аттестации обучающихся по дисциплине

Индивидуальное перспективное задание  для оценки сформированности компетенции ДПК-1 «умение формировать у учащихся культуру диалога по проблемам духовно-эстетической, общественной, культурной жизни на основе норм современного литературного русского языка», ОК-4 «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач

межличностного и межкультурного взаимодействия» и ПК-4 «способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета»

Вариант 1.

Задание №1.

Определите лексико-грамматический разряд имён существи­тельных, род и назовите средства выражения категории рода.

Доктор, озорник, задира, лежебока, нефть, удивление, леди, листва, крестьянство, народ, красота, меню, Тбилиси, ханжа.

Задание № 2.

Определите особенности категории числа у следующих существительных:

Входы, сливки, асфальт, ходьба, Урал, чистота, песок, хло­пок, переговоры, шоколад, напоминание, солома, недра, листва, грабёж, стадо, молодёжь, вход, деньги, полк.

Задание № 3.

Образуйте степени сравнения и краткую форму от следую­щих прилагательных.

Близкий, яркий, гибкий, живописный, плохой, гордый, длин­ный, таинственный, болезненный, короткий.

Задание № 4.

Поставьте числительные в нужном падеже. От 90 967 отнять 17 075; 841 сложить с 939; от 567 отнять 265; к 1237 прибавить 1184; к 344 прибавить 96.

Задание № 5.

Определите разряд местоимений.

У них на заводе; с таким человеком; не звать никого; который час; ехать весь день; в твоих руках; писать вам; весь лагерь; иной подход; шутить надо мной; вести за собой; с кем-либо из друзей.

Задание № 6.

Сделать полный морфологический разбор указанных слов. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и про­стых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

/К. Паустовский/

Вариант 2.

  1. Определите род существительных
I II
староста малолетка коллега племя мозоль шампунь пери шимпанзе бра Эри кредо рояль парча доктор салями атташе ольха сирота староста рантье такси прорубь кофе тюль маэстро Хоккайдо цунами съестное инспектор сулугуни стена крупье
  1. Образуйте форму родительного падежа множественного числа
I II
апельсин дупло скатерть кочерга погоны туфля заморозки полотенце носок будни вафля грамм дно свеча ведомость гектар шорты простыня чулок брелок ясли петля
  1. Поставьте в форму родительного и творительного падежей
I II
793        37        536 284        74        769

 


Темы рефератов для оценки сформированности компетенции ДПК-1 «умение формировать у учащихся культуру диалога по проблемам духовно-эстетической, общественной, культурной жизни на основе норм современного литературного русского языка», ОК-4 «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач

межличностного и межкультурного взаимодействия» и ПК-4 «способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета»

1. Существительные вещественные и собирательные, их отличительные признаки.

2. Категория рода существительных, её средства выражения, распределение существительных по родам.

3. Род несклоняемых имён существительных, сложносокращённых слов и аббревиатур. Колебания в роде имён существительных.

4. Категория числа имени существительного, её средства выражения. Существительные изменяемые и неизменяемые по числам.

5. Категория падежа имени существительного. Система падежей. Значение падежных форм существительного.

6. Способы определения падежей в современном русском языке.

7. Типы склонения имён существительных и их разновидности.

8. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Разграничение омонимических падежных форм.

9. Словообразование имён существительных в современном русском языке.

10. Имя прилагательное как часть речи. Различия в определении границ имени прилагательного.

11. Лексико-грамматические разряды прилагательных, их промежуточные группы.

12. Краткие формы качественных прилагательных, их образование и функции.

13. Степени сравнения прилагательных, их образование и функции.

14. Склонение имён прилагательных.

15. Словообразование имён прилагательных в современном русском языке.

16. Способы выражения количества в современном русском языке.

17. Имя числительное как часть речи. Различия в определении границ имени числительного.

18. Структура и состав количественных числительных.

19. Склонение количественных числительных.

20. Местоимение как часть речи. Различия в понимании границ местоимений. Понятие о прономинализации.

21. Разряды местоимений по значению в современном русском языке.

22. Соотносительность местоимений с другими частями речи. Грамматические особенности «местоимений-существительных».

23. Грамматические особенности «местоимений-прилагательных» и «местоимений-числительных».

24. Особенности склонения местоимений.

25. Явления переходности в области именных частей речи.

 

6.2. Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации (зачет)

1. Предмет морфологии. Слово как объект морфологии. Понятие о грамматическом значении слова, грамматической форме, грамматической категории.

2. Средства выражения грамматических значений слов в современном русском языке.

3. Часть речи в современном русском языке и принципы их выделения.

4. Самостоятельные и служебные слова. Характерные черты класса знаменательных и служебных частей речи.

5. Имя существительное как часть речи, его основные категориальные признаки.

6. Существительные нарицательные и собственные, одушевлённые и неодушевлённые. Их смысловые и формальные особенности.

7. Существительные конкретные и отвлечённые, их лексические и грамматические особенности.

8. Существительные вещественные и собирательные, их отличительные признаки.

9. Категория рода существительных, её средства выражения, распределение существительных по родам.

10. Род несклоняемых имён существительных, сложносокращённых слов и аббревиатур. Колебания в роде имён существительных.

11. Категория числа имени существительного, её средства выражения. Существительные изменяемые и неизменяемые по числам.

12. Категория падежа имени существительного. Система падежей. Значение падежных форм существительного.

13. Способы определения падежей в современном русском языке.

14. Типы склонения имён существительных и их разновидности.

15. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Разграничение омонимических падежных форм.

16. Словообразование имён существительных в современном русском языке.

17. Имя прилагательное как часть речи. Различия в определении границ имени прилагательного.

18. Лексико-грамматические разряды прилагательных, их промежуточные группы.

19. Краткие формы качественных прилагательных, их образование и функции.

20. Степени сравнения прилагательных, их образование и функции.

21. Склонение имён прилагательных.

22. Словообразование имён прилагательных в современном русском языке.

23. Способы выражения количества в современном русском языке.

24. Имя числительное как часть речи. Различия в определении границ имени числительного.

25. Структура и состав количественных числительных.

26. Склонение количественных числительных.

27. Местоимение как часть речи. Различия в понимании границ местоимений. Понятие о прономинализации.

28. Разряды местоимений по значению в современном русском языке.

29. Соотносительность местоимений с другими частями речи. Грамматические особенности «местоимений-существительных».

30. Грамматические особенности «местоимений-прилагательных» и «местоимений-числительных».

31. Особенности склонения местоимений.

32. Явления переходности в области именных частей речи.

33. Эффективное использование морфологических норм в профессиональной деятельности журналиста.

34. Морфологические нормы: способы решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия в профессиональной деятельности журналиста.


Текущая аттестация

Шкала оценки индивидуального перспективного задания на примере освоения компетенций  ДПК-1 «умение формировать у учащихся культуру диалога по проблемам духовно-эстетической, общественной, культурной жизни на основе норм современного литературного русского языка», ОК-4 «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач

межличностного и межкультурного взаимодействия» и ПК-4 «способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета»

Индивидуальное перспективное задание получает студент в начале изучения дисциплины. Части задания выполняются самостоятельно по окончании изучения соответствующей темы. Контроль индивидуальной работы студента осуществляется преподавателем во время индивидуальных консультаций.

Индивидуальное перспективное задание оценивается в соответствии со следующими критериями:

Оценка Характеристика сформированности компетенций
Зачтено   Знает: морфологические нормы русского языка; понятие о морфологической системе языка, особенностях и закономерностях в области морфологии современного русского языка; основные понятия морфологии; особенности морфологического состава  языка и нормы использования морфологических единиц в речи; систему формируемых знаний, умений, их взаимосвязь, соотношение и развитие в школьном предмете; методику изучения курса «Морфология» школьной программе. Умеет: формировать у учащихся культуру диалога на основе морфологических норм современного литературного русского языка; самостоятельно использовать морфологические правила устной коммуникации на русском языке для решения задач межличностного общения; анализировать методический аппарат  школьных учебников по русскому языку и рационально  использовать их в образовательном процессе; проектировать урочные и внеурочные формы организации учебно-воспитательного процесса  по русскому языку (раздел «Морфология»). Владеет: культурой диалога по проблемам духовно-эстетической, общественной, культурной жизни на основе морфологических норм современного литературного русского языка, знаний об особенностях и закономерностях в области морфологии; методикой организации и проведения различных форм учебно- воспитательного процесса по русскому языку (раздел «Морфология»).
Не зачтено НЕ знает: морфологические нормы русского языка; понятие о морфологической системе языка, особенностях и закономерностях в области морфологии современного русского языка; основные понятия морфологии; особенности морфологического состава языка и нормы использования морфологических единиц в речи; систему формируемых знаний, умений, их взаимосвязь, соотношение и развитие в школьном предмете; методику изучения курса «Морфология» школьной программе. НЕ умеет: формировать у учащихся культуру диалога на основе морфологических норм современного литературного русского языка; самостоятельно использовать морфологические правила устной коммуникации на русском языке для решения задач межличностного общения; анализировать методический аппарат  школьных учебников по русскому языку и рационально  использовать их в образовательном процессе; проектировать урочные и внеурочные формы организации учебно-воспитательного процесса  по русскому языку (раздел «Морфология»). Не владеет: культурой диалога по проблемам духовно-эстетической, общественной, культурной жизни на основе морфологических норм современного литературного русского языка, знаний об особенностях и закономерностях в области морфологии; методикой организации и проведения различных форм учебно- воспитательного процесса по русскому языку (раздел «Морфология»).

Шкала оценки рефератов на примере освоения компетенций

ДПК-1 «умение формировать у учащихся культуру диалога по проблемам духовно-эстетической, общественной, культурной жизни на основе норм современного литературного русского языка», ОК-4 «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач

межличностного и межкультурного взаимодействия» и ПК-4 «способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета»

Рефераты оцениваются в соответствии со следующими критериями:

 

Оценка Характеристика сформированности компетенций
Зачтено   Знает: морфологические нормы русского языка; понятие о морфологической системе языка, особенностях и закономерностях в области морфологии современного русского языка; основные понятия морфологии; особенности морфологического состава языка и нормы использования морфологических единиц в речи; систему формируемых знаний, умений, их взаимосвязь, соотношение и развитие в школьном предмете; методику изучения курса «Морфология» школьной программе. Умеет: формировать у учащихся культуру диалога на основе морфологических норм современного литературного русского языка; самостоятельно использовать морфологические правила устной коммуникации на русском языке для решения задач межличностного общения; анализировать методический аппарат  школьных учебников по русскому языку и рационально  использовать их в образовательном процессе; проектировать урочные и внеурочные формы организации учебно-воспитательного процесса  по русскому языку (раздел «Морфология»). Владеет: культурой диалога по проблемам духовно-эстетической, общественной, культурной жизни на основе морфологических норм современного литературного русского языка, знаний об особенностях и закономерностях в области морфологии; методикой организации и проведения различных форм учебно- воспитательного процесса по русскому языку (раздел «Морфология»).
Не зачтено НЕ знает: морфологические нормы русского языка; понятие о морфологической системе языка, особенностях и закономерностях в области морфологии современного русского языка; основные понятия морфологии; особенности морфологического состава языка и нормы использования морфологических единиц в речи; систему формируемых знаний, умений, их взаимосвязь, соотношение и развитие в школьном предмете; методику изучения курса «Морфология» школьной программе. НЕ умеет: формировать у учащихся культуру диалога на основе морфологических норм современного литературного русского языка; самостоятельно использовать морфологические правила устной коммуникации на русском языке для решения задач межличностного общения; анализировать методический аппарат  школьных учебников по русскому языку и рационально  использовать их в образовательном процессе; проектировать урочные и внеурочные формы организации учебно-воспитательного процесса  по русскому языку (раздел «Морфология»). Не владеет: культурой диалога по проблемам духовно-эстетической, общественной, культурной жизни на основе морфологических норм современного литературного русского языка, знаний об особенностях и закономерностях в области морфологии; методикой организации и проведения различных форм учебно- воспитательного процесса по русскому языку (раздел «Морфология»).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения учебной дисциплины следует:

1. Ознакомиться с рабочей программой дисциплины. Рабочая программа дисциплины содержит перечень разделов и тем, которые необходимо изучить, планы лекционных и семинарских занятий, вопросы к текущей и промежуточной аттестации, перечень основной, дополнительной литературы и ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», определиться с темой курсовой работы (при наличии).

2. Ознакомиться с планом самостоятельной работы обучающихся.

3. Посещать теоретические (лекционные) и практические (семинарские, лабораторные) занятия.

4. При подготовке к практическим (семинарским, лабораторным) занятиям, а также при выполнении самостоятельной работы следует использовать методические указания для обучающихся.

Все виды аудиторных занятий сочетают образовательную, воспитательную, практическую и методическую функции.

Вводная лекция – лекционное занятие, предназначенное для создания общего впечатления о дисциплине. На занятии до сведения, обучающегося доводятся основные вопросы дисциплины, показывается ее роль и место в соответствующей области знаний, определяется значение дисциплины для формирования общих и профессиональных компетенций.

Тьюринг – лекционное занятие консультативного характера, на котором раскрываются основные вопросы, подготовки к самостоятельной работе, а также к промежуточной и итоговой аттестации.

Коллективный тренинг – коллективное занятие по заранее разработанному сценарию с использованием активных методов обучения. Различают несколько видов коллективных тренингов: дискуссия, круглый стол, ролевая и деловая игра.

Штудирование – учебная работа по структурированию и анализу содержания образовательно-информационных ресурсов по учебной дисциплине, результатом которой являются подготовка конспекта, тезисов, составление логических схем или классификаций по изучаемой теме, а также глоссария основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат.

Мониторинг работы с текстами – проверка результатов выполнения обучающимися «Заданий для самостоятельной работы». В процессе проверки выявляется умение обучающегося структурировать и анализировать содержание учебной и иной литературы, составлять тезисы, конспекты, логические схемы, а также фиксируются результаты заучивания основных терминов и понятий, фактов, персоналий и дат.

Тестирование - одним из наиболее эффективных методов оценки знаний, обучающихся, используется для оценки уровня подготовленности обучаемых по иностранному языку. Тестирование является важнейшим дополнением к традиционной системе контроля уровня обучения. Тестирование способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, обдумывает варианты решения и построения ответа. Слово «тест» (test) английского происхождения и означает «испытание», «проверка»

Виды тестовых заданий:

* Множественный выбор (multiple choice) – задание заключается в выборе правильного ответа из трех и более вариантов;

* Упорядочение (rearrangement) – используется для проверки умения составить связных текст из отдельных частей или предложения из данных слов;

* Завершение (completion) -предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом;

* Подстановка (substitution) – выполнение задания предусматривает изменение формы слова или структуры предложения в целом;

* внутриязыковое перефразирование – состоит в передаче своими словами содержания текста;

* межъязыковое перефразирование – предполагает умение обучающихся найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка.

* Клоуз-тесты (cloze test) – предполагает восстановление пропущенных слов в тексте и проверяет общий уровень владения языком.

Творческая работа – это самостоятельная учебная научно-методическая работа, основными целями которой является развитие у студентов, прежде всего, исследовательских навыков и умений – таких, как: корректность постановки цели, проблемы, выделения объекта и предмета исследования, формулировки задач и гипотез работы; логика изложения работы, соотношение и взаимосвязь теоретического и эмпирического материала; грамотное изложение работы, соблюдение правил грамматики и орфографии; обоснование выбора методического обеспечения, его соответствие задачам исследования; использование современных методов обработки данных эмпирического исследования; владение основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации; корректность авторских обобщений, содержательность и обоснованность выводов.

Портфолио – является современной эффективной формой самооценки результатов образовательной деятельности, создается в течение всего периода обучения данной дисциплине, и позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений в овладении иностранными языками.

Структура языкового портфолио:                    

1. Персональные данные (CV, Resume).

2. Образовательный опыт слушателя до поступления в магистратуру (свидетельства об образовании, сертификаты, характеризующие уровень владения английским языком, участие в международных проектах, конференциях, олимпиадах и т.д.)

3. Достижения в результате освоения основной образовательной программы, выполненные самостоятельно задания по освоенным разделам дисциплины, демонстрирующие использование им печатных и интернет-изданий на иностранном языке (список прочитанной литературы, аннотации на опубликованные статьи, сообщения о научной специальности, перевод текста по теме диссертационного исследования, резюме на иностранном языке, рефераты, тезисы, глоссарий научной терминология по избранной направленности и т.д.)

Языковой портфолио выполняются индивидуально каждым обучающимся.

Самостоятельная работа обучающихся является важной компонентой профессиональной подготовки специалистов и включает в себя следующее.

Штудирование учебного материала – подготовка конспекта, логической схемы изучаемого материала, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решения типовых задач программы. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося.

Изучение рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) – работа с тематическим обзором, выучивание глоссария (словарь терминов), изучение алгоритмов решений типовых заданий дисциплины. Занятие проводится в рамках самостоятельной работы обучающегося.

Составление тематического глоссария профессиональной лексике. Глоссарий – список наиболее часто употребляемых в тексте терминов и понятий, расположенных в определённой системе и по определённым правилам.

Правила составления глоссария:

1. Термины располагаются в алфавитном порядке (или в логике чтения информации).

2. Обязательно указывается ссылка на источник.

3. Располагается в конце работы, после списка используемых источников.

4. Включаются термины, употребляемые в тексте работы.

5. Используется не менее 2-х словарей.

Работа с текстами – работа с методическими пособиями в начале изучения дисциплины, при освоении материала программы и при подготовке к формам текущего рубежного и промежуточного контроля. Занятие носит самостоятельный характер.

Работа с электронным образовательным контентом – повторное закрепление материала программы с использованием обучающих программных продуктов, слайд лекций, слайд тьюторинга, просмотр видео-материалов, прослушивание аудио-материалов

Аннотирование – это процесс переработки и изложения информации в устной, или – чаще в письменной форме.

Процесс аннотаций научных статей по специальности из иноязычных научных журналов (Интернета). Представление и анализ аннотаций включает три этапа.

1-й этап – это чтение исходного текста и его анализ – обычно несколько раз – с целью детального понимания основного содержания текста, осмысления его фактической информации (изучающее чтение).

2-й этап – это операции с текстом первоисточника: текст разбивается на отдельные смысловые фрагменты с целью извлечения основной и необходимой информации каждого из них.

3-й этап – это свертывание, сокращение, обобщение, компрессия выделенной основной фактологической информации и оформление текста аннотации в соответствии с принятой моделью

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Морфология. Часть 1

                                                      

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль): Филологическое образование
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: Очная, заочная

 

Армавир, 2018


Автор: Горина И.И. д.филол.н., профессор, профессор кафедры отечественной филологии и журналистики.

 

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «4» декабря 2015 г. № 1426 по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

 

При разработке РПД в основу положен учебный план направленности (профиля)
«Филологическое образование»

 

Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики

(протокол №16 от «30 » июня 2018 г.)

 

Зав. кафедрой отечественной

филологии и журналистики       д.филол.н., доцент Безруков А.А.                                                          

                                                         

                                                         

                                                         

 


Содержание Рабочей программы дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела РПД Страница
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины 4
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО 4
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине 4
4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости 5
5. Содержание дисциплины 6
6. Оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 13
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 19
8. Требования к условиям реализации рабочей программы дисциплины 21
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 21

 


1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

 

Цель освоения дисциплины: дать знания об именных частях речи в единстве их общекатегориального значения, морфологических особенностей и синтаксической функции; дать понятие об особенностях их образования; дать теоретические сведения об имени существительном, имени прилагательном, имени числительном, местоимении.





Задачи:

- познакомить обучающихся с теоретическим материалом в объеме вузовской программы;

- сформировать практические умения и навыки, применение теоретических сведений на практике: в процессе морфологического анализа именных частей речи;

- сформировать умения и навыки в анализе отдельных грамматических форм.

Цели и задачи дисциплины определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» - 44.03.01. (квалификация – «бакалавр»).

 

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВО

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы определяется учебным планом.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата определяется учебным планом. Данная дисциплина предназначена для обучающихся направления 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Филологическое образование», изучение данной дисциплины необходимо для освоения последующих дисциплин цикла Современный русский язык («Морфология.Часть 2»), дисциплин вариативной части «Старославянский язык», «Историческая грамматика», «История русского литературного языка». Для ее изучения достаточными являются знания, умения и навыки, приобретенные при изучении дисциплин «Современный русский язык. Фонетика», «Современный русский язык. Лексика», «Современный русский язык. Словообразование».

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:

 

Коды компетенции Наименование компетенции Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть)
ДПК-1 умение формировать у учащихся культуру диалога по проблемам духовно-эстетической, общественной, культурной жизни на основе норм современного литературного русского языка Знать: морфологические нормы русского языка; понятие о морфологической системе языка, особенностях и закономерностях в области морфологии современного русского языка. Уметь: формировать у учащихся культуру диалога на основе морфологических норм современного литературного русского языка. Владеть: культурой диалога по проблемам духовно-эстетической, общественной, культурной жизни на основе морфологических норм современного литературного русского языка, знаний об особенностях и закономерностях в области морфологии. 
ОК-4 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия Знать: основные понятия морфологии; особенности морфологического состава языка и нормы использования морфологических единиц в речи. Уметь: самостоятельно использовать морфологические правила устной коммуникации на русском языке для решения задач межличностного общения. Владеть: навыками устной и письменной коммуникации на русском языке для эффективной профессиональной коммуникации.
ПК-4 способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Знать: систему формируемых знаний, умений, их взаимосвязь, соотношение и развитие в школьном предмете; методику изучения курса «Морфология» школьной программе. Уметь: анализировать методический аппарат школьных учебников по русскому языку и рационально использовать их в образовательном процессе; проектировать урочные и внеурочные формы организации учебно-воспитательного процесса по русскому языку (раздел «Морфология»). Владеть: методикой организации и проведения различных форм учебно- воспитательного процесса по русскому языку (раздел «Морфология»).

 

4. Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости

 

Семестр

Трудоемкость

Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям)

СРС

Форма промежуточной аттестации

ЗЕ часов Лекции, часов Практические занятия, часов Лабораторные занятия, часов Иные виды, часов В период теоретического обучения, часов В период сессии (контроль), часов

Очная форма обучения

4 2 72 18 18 18 2 16   Зачет

Заочная форма обучения

5 2 72 2 4 4 3 23 36 Экзамен

 

 


5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план учебной дисциплины

5.1.1. Тематический план учебной дисциплины по очной форме обучения

Таблица 5.1

 

Таблица 5.1


П/п

Разделы курса, темы

Общая трудоемкость,

Часов

Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарского типа),

Часов

Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий,   отраженная в учебном плане

Часов

СРС,

Часов

Текущий

Рубежный контроль

лекции практические лабораторные
1. Тема 1. Морфология как грамматическое учение о слове. 3 2 2 - - 1  
2. Тема 2. Морфологические классификации слов в современном русском языке. 3 2 2 - - 1 Реферат
3. Тема 3. Имя существительное как часть речи. 11 10 2 4 4 1 Индивидуальное перспективное задание
4. Тема 4. Категория рода имён существительных, её значение и грамматическое выражение. Морфологические нормы в условиях устной и письменной коммуникации.   3 2 2 - - 1  
5. Тема 5. Категория числа, её значение и грамматическое выражение. 7 6 2 2 2 1  
6. Тема 6. Категория падежа. 7 6 2 2 2 1  
7. Тема 7. Типы склонений имён существитель­ных. 5 4 - 2 2 1  
8. Тема 8. Имя прилагательное как часть речи.. 7 6 2 2 2 1  
9. Тема 9. Краткие формы качественных прилага­тельных. 6 4 - 2 2 2  
10. Тема 10. Степени сравнения качественных при­лагательных. 2 - - - - 2  
11. Тема 11. Имя числительное как часть речи. 10 8 - 4 4 2  
12. Тема 12. Местоимение как часть речи. 2   - - - 2  

 

 

5.1.2.  Тематический план учебной дисциплины по заочной форме обучения

 

П/п

Разделы курса, темы

Общая трудоемкость,

Часов

Из них аудиторной контактной работы (для проведения учебных занятий лекцион-ного и семинарского типа),

Часов

Контактная аудиторная работа по видам учебных занятий,   отраженная в учебном плане

Часов

СРС,

Часов

Текущий

Рубежный контроль

лекции практические лабораторные
1. Тема 1. Морфология как грамматическое учение о слове. 3 1 1 - - 2  
2. Тема 2. Морфологические классификации слов в современном русском языке. 3 1 1 - - 2 Реферат
3. Тема 3. Имя существительное как часть речи. 4 2 - 2 - 2 Индивидуальное перспективное задание
4. Тема 4. Категория рода имён существительных, её значение и грамматическое выражение. Морфологические нормы в условиях устной и письменной коммуникации.   2   - - - 2  
5. Тема 5. Категория числа, её значение и грамматическое выражение. 4 2 - 2 - 2  
6. Тема 6. Категория падежа. 4 2 - - 2 2  
7. Тема 7. Типы склонений имён существитель­ных. 3 2 - - 2 1  
8. Тема 8. Имя прилагательное как часть речи.. 2 - - - - 2  
9. Тема 9. Краткие формы качественных прилага­тельных. 2   - - - 2  
10. Тема 10. Степени сравнения качественных при­лагательных. 2   - - - 2  
11. Тема 11. Имя числительное как часть речи. 2   - - - 2  
12. Тема 12. Местоимение как часть речи. 2   - - - 2  

5.2. Виды занятий и их содержание

5.2.1. Тематика и краткое содержание лекционных занятий


Лекционное занятие № 1

Тема: Морфология как грамматическое учение о слове.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Грамматические значения и способы их выражения в русском языке.
  2. Слова и формы слов.
  3. Способы формообразования в современном русском языке.
  4. Понятие парадигмы слова. Типы парадигм.

Лекционное занятие № 2

Тема: Морфологические классификации слов в современном русском языке.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Понятие частей ре­чи.
  2. Распределение слов по частям речи в современном русском языке.
  3. Слова знаменательные (самостоятельные) и служебные.
  4. Модальные слова, междо­метия в отношении к знаменательным словам и к междометиям.
  5. Явления пере­ходности в системе частей речи.

Лекционное занятие № 3

Тема: Имя существительное как часть речи.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Лексико-грамматические разряды имён существительных в современном русском языке.
  2. Существительные нарицательные и собственные.
  3. Одушевлённые и неодушевлённые.
  4. Отвлечённые, конкретные, собирательные, вещественные существительные.

 

Лекционное занятие № 4

Тема: Категория рода имён существительных, её значение и грамматическое выражение. Морфологические нормы в условиях устной и письменной коммуникации. 

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Распределение существительных по родам: определение родовой принадлежности склоняемых и несклоняемых существительных.
  2. Существительные «общего рода».
  3. Колебания в роде имён существительных в современном русском языке.
  4. Морфологические нормы в условиях устной и письменной коммуникации.

 

Лекционное занятие № 5

Тема: Категория числа, её значение и грамматическое выражение.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Существитель­ные, употребляемые в формах обоих чи­сел.
  2. Существительные, имеющие только форму единственного числа или множе­ственного числа.
  3. Влияние изменений в лексическом значении слова на способы выражения категории числа.

 

Лекционное занятие № 6

Тема: Категория падежа.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Система падежей, основные значения падежей в совре­менном русском языке.
  2. Способы опре­деления падежей в современном рус­ском языке.

 

Лекционное занятие № 7

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Имя прилагательное как часть речи.
  2. Лексико-грамматические разряды при­лагательных.
  3. Имена прилагательные ка­чественные и относительные.
  4. Совмеще­ние свойств качественных и относительных прилагательных в отдельных группах относительных прилагатель­ных.
  5. Отношение притяжательных при­лагательных к основным лексико-грамматическим разрядам.

 

5.2.2. Тематика и краткое содержание практических занятий

Практические занятия не предусмотрены учебным планом.

5.2.3. Тематика и краткое содержание лабораторных занятий

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Тема: Имя существительное как часть речи.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Лексико-грамматические разряды имён существительных в современном русском языке.
  2. Существительные нарицательные и собственные.
  3. Одушевлённые и неодушевлённые.
  4. Отвлечённые, конкретные, собирательные, вещественные существительные.

Задание:

1. Составить текст (12 -15 предложений) и определить лексико-грамматический разряд имен существительных. Аргументировать свой выбор.

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Тема: Категория числа, её значение и грамматическое выражение.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Существитель­ные, употребляемые в формах обоих чи­сел.
  2. Существительные, имеющие только форму единственного числа или множе­ственного числа.
  3. Влияние изменений в лексическом значении слова на способы выражения категории числа.

Задания:

1. Определите отношение существительного к признаку ко­
личества и к парадигме числа. Образуйте, где возможно, сочетание
имен существительных с числовыми или обобщенно-
количественными словами:

ЛИСТ, СОТНЯ, ПОГОДА, БЕЛИЛА, КУРСЫ, СУДЬБА, СЛИВКИ, ЧАС, МАРС, ОДЕЖДА, КОЛБАСА, ПОСУДА, ВОСТОК.

           2.Определите форму, значение и средства выражения числа данных имен существительных.

           3.Распределите существитеные по трем группам:

а/ существительные, имеющие форму ед. и мн. числа, б/ суще­ствительные, имеющие только одну форму ед. числа, в/ существи­тельные, имеющие только форму мн. числа.

 

 




ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Тема: Категория падежа.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Система падежей, основные значения падежей в совре­менном русском языке.
  2. Способы опре­деления падежей в современном рус­ском языке.

Задания:

1. Образуйте формы род. пад., мн. числа от следующих суще­
ствительных:

ПАРТИЗАН, СОЛДАТ, ГЛАЗ, БОТИНОК, ЧУЛОК ПОДМАСТЕРЬЕ, ДЯДЯ, СВЕЧА, ОБЛАКО, КЕГЛЯ.

  1. Составить текст (12-15 предложений) и определить падеж и его значение у каждого из существительных. Указать способы определения падежей.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Типы склонений имён существитель­ных.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Типы склонений имён существитель­ных.
  2. Склонение существительных во множественном числе.
  3. Варианты па­дежных окончаний.
  4. Разносклоняемые существительные.
  5. Склонение существи­тельных адъективного типа.
  6. Несклоняемые существитель­ные.
  7. Анализ существительных по схеме.

Задания:

1. Определите лексико-грамматический разряд имён существи­тельных, род и назовите средства выражения категории рода.

Доктор, озорник, задира, лежебока, нефть, удивление, леди, листва, крестьянство, народ, красота, меню, Тбилиси, ханжа.

2. Составить текст (12-15 предложений), определить тип склонения имен существительных.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Семантика и функции имени прилагательного.
  2. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
  3. Особенности склонения имен прилагательных.
  4. Использование грамматических норм в профессиональной деятельности журналиста.

Задания:

1. Образуйте степени сравнения и краткую форму от следую­щих прилагательных.

Близкий, яркий, гибкий, живописный, плохой, гордый, длин­ный, таинственный, болезненный, короткий.

2.Составьте текст (12-15 предложений), укажите разряды имен прилагательных, определите тип склонения и вариант.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №6

Тема: Краткие формы качественных прилага­тельных.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

1. Краткие формы качественных прилага­тельных: значение, формоизменение, синтаксические функции.

2. Образование кратких форм.

Задание:

1. Составьте текст (12-15 предложений), образуйте краткую форму, если это возможно, у качественных прилагательных.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №7

Тема: Имя числительное как часть речи.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятии:

  1. Структура количественных числитель­ных, их морфологические свойства и синтаксические функции.
  2. Склонение количественных числительных.
  3. Дроб­ные числительные.
  4. Собирательные чис­лительные.
  5. Вопрос о порядковых числи­тельных.
  6. Семантика и функции неопределённо-количествен­ных слов.

Задание:

1. Составьте текст (12-15 предложений), определите разряды имен числительных.

2. Составьте индивидуальные задания (карточки), связанные с сочетаемостью собирательных числительных.

3. Просклоняйте числительные: 789 домов, 411 книг, 254 тетради.

 

5.2.4 Примерная тематика курсовых работ (проектов)

 

Курсовые проекты по данной дисциплине не предусмотрены учебным планом

Дата: 2019-02-02, просмотров: 374.