РАЗВИТИЕ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ века»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На семинарское занятие по данной теме выносятся следующие вопросы:

1. "Эпоха великих реформ" Александра II.

2. Контрреформы Александра III.

3. Экономическое развитие России во второй половине XIX века.

     Внимательно прочитайте методические рекомендации по изучению каждого из вопросов и используйте их при знакомстве со справочными материалами.

Вопрос 1. "Эпоха великих реформ" Александра II

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса необходимо проанализировать причины реформ, осуществленных в период царствования Александра II. Для ответа на этот вопрос необходимо выявить связь между поражением в Крымской войне и положением внутри государства. Обратите внимание на то, что поражение в Крымской войне продемонстрировало явную экономическую и социальную отсталость крепостной России. Ее победили страны, вставшие на путь капитализма и осуществлявшие индустриальную революцию.

Объясните, почему Александр II начал реформирование государства с проведения аграрной реформы. Проанализируйте:

· условия освобождения крестьян от крепостной зависимости;

·  условия наделения их землей по закону 1861 г.

Подумайте, почему Александр II не ограничился только решением крестьянского вопроса, а провел целый ряд других реформ. Обратите внимание на суть судебной и военной реформ. Уясните содержание реформы местного самоуправления и других преобразований, осуществленных в период царствования Александра II.

В заключение постарайтесь оценить историческое значение реформ Александра II и объяснить, почему его царствование получило название "Эпоха великих реформ".

 

Справочный материал

Необходимость реформ в эпоху Александра II была обусловлена целым рядом причин. Александр II вступил на престол в феврале 1855 г. на фоне поражения русской армии в Крымской войне, в которой России пришлось иметь дело с объединенными силами ведущих европейских держав – Франции и Англии. Эта война обнажила военную, экономическую и социально-политическую слабость России.

Страна нуждалась в реформах, и Александр II был готов их провести. Было очевидным, что начинать необходимо с проведения крестьянской реформы, поскольку без отмены крепостного права любые другие реформы были бы неэффективными, поскольку крепостные крестьяне составляли более 22 млн. из 75 млн. населения России.

Необходимость отмены крепостного права диктовалась тремя основными причинами:

1) Низкой экономической эффективностью крепостного труда, основанного на внеэкономическом принуждении. Потребности государства и господствующего класса росли, а возможности удовлетворения их оставались прежними. Государство и помещики не могли поднять свои доходы усилением эксплуатации труда крепостных, поскольку она уже давно достигла предела;

2) Социальной (нравственной) порочностью строя: закрепощение одного человека другим формировало искаженную психологию и у крепостного и у помещика.

3) Отрицательным влиянием на развитие культуры населения страны, являвшейся фактором, который влиял на темпы развития страны во всех сферах.        

30 марта 1856 г. в речи императора перед представителями московского дворянства впервые было официально заявлено о необходимости отмены крепостного права. Император сказал: "Лучше отменить его сверху, чем ждать, пока оно само будет отменено снизу".

У царя были основания для такого заявления. Его подтверждал постоянный рост крестьянских волнений. Перед Александром II стояла сложная задача: надо было не допустить крестьянского бунта, но и не обидеть помещиков, которые боялись радикальной аграрной реформы.

В январе 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу. Он состоял из ярых крепостников и действовал нерешительно. Заставило правительство ускорить подготовку проектов реформы усиление крестьянского движения. По неполным данным, в 1857 – 1859 гг. произошло 1658 массовых крестьянских выступлений, охвативших около 20 губерний.

Секретный комитет просуществовал около года и был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, который в своей работе опирался на губернские дворянские комитеты. И в обществе, и в правительстве шли активные дискуссии о том, как провести реформу: освободить крестьян с землей или без земли? если с землей, то за выкуп или без него? как быть с общиной: способствовать ее развалу или сохранить? Согласие в комитетах не было достигнуто, и царь сам принял решение.

     19 февраля 1861 г. в шестую годовщину своего вступления на престол Александр II издал Манифест и ряд "Положений", разъясняющих условия освобождения крестьян из крепостной зависимости (всего 17 законодательных актов). 

Манифест объявлял об отмене крепостного состояния. Крестьяне бесплатно получали личную свободу и гражданские права: свободно распоряжаться своим имуществом, заключать различного рода сделки, открывать промышленные и торговые заведения.

Новое положение крестьян не вводилось сразу в полном объеме. По закону крестьяне должны были отбывать те же повинности, что и при крепостном праве еще в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.). Лишь несколько уменьшилась барщина и отменялись мелкие натуральные поборы: яйцами, маслом, льном и пр.

В этот переходный период крестьяне должны были урегулировать со своими помещиками вопрос о земле.

Аграрная реформа заключалась в следующем. Крестьянин освобождался с землей, однако он должен был заплатить за нее выкуп. Помещики обязаны были предоставить крестьянам "усадебную оседлость" и полевой надел. Землей наделялись только лица мужского пола. Размеры полевого надела определялись "местными положениями" в зависимости от региона. Наделы по разным местностям колебались от 3 до 12 десятин. Крестьянам отводился тот участок, которым они пользовались до реформы. В случае, если этот надел был больше нормы для данной местности, помещик имел право отрезать излишек. Если надел был меньше нормы, помещик обязан был прирезать надел до нормы. У крестьян было отрезано в среднем по стране 20% земли, а там где она ценилась высоко – до 30%. 

До заключения соглашения с помещиком по условиям выкупа крестьяне были только пользователями земли и временнообязанными, т. е. были обязаны за предоставленные им наделы нести барщину или платить оброк. Закон не определял срок окончания временнообязанного положения крестьян. (Только в 1881 г. специальное "Положение" перевело временнообязанных крестьян на обязательный выкуп с 1883 г.).

Крестьяне не могли сразу и полностью расплатится за землю. Государство предоставляло крестьянам кредит в размере 70-80% стоимости земли. Эта сумма выплачивалась помещику сразу после заключения выкупной сделки. Крестьяне были обязаны выплачивать государству основной долг –    выкупные платежи – в течение 49 лет, вдобавок они уплачивали 6% годовых. Оставшиеся 20-30% стоимости земли крестьяне выплачивали непосредственно помещику или отрабатывали на его поле. Эти выплаты и отработки растянулись на 20 лет.

В итоге 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили около 34 млн. десятин земли, или 3,4 десятины на душу.

Государственные (20 млн.) и удельные крестьяне (2 млн.) получили наделы в среднем на душу по 4,8 десятины, или в полтора раза больше, чем помещичьи.

Наделение крестьян землей было продиктовано несколькими причинами. Во-первых, освобождение без земли могло толкнуть крестьян на решительные действия против правительства и помещиков. Во-вторых, власть была заинтересована в том, чтобы крестьяне платили подати. Без земли они делать этого не могли. В-третьих, помещики боялись, что безземельные крестьяне разойдутся по городам или многоземельным окраинам, а это приведет к потере рабочих рук.

В результате крестьяне получили землю в таком размере, который их привязывал и к своему наделу, а вследствие его недостаточности, и к помещичьему хозяйству.

Таким образом, реформа была компромиссом между помещиками, крестьянами и правительством.

Особенность аграрной реформы состояла в том, что крестьянин, получив землю, не стал ее частным собственником. Земля перешла в собственность крестьянской общины. Без согласия общины крестьянин не мог продать свой надел. Члены общины были связаны круговой порукой: община в целом отвечала перед государством за сбор налогов и выплату долгов государству. За неуплату платежей отдельными крестьянами община могла их отдать в работу кулакам, которые платили за них выкуп.

Государство сохранило и укрепило общину по двум причинам:

· царизм боялся быстрого разорения крестьян и ухода их с земли;

· круговая порука позволяла обеспечить сбор налогов и выкупных платежей.

Следует отметить, что большинство крестьян также были заинтересованы в сохранении общины как традиционного института взаимопомощи. Общинное землепользование позволяло также проводить переделы земли в зависимости от изменения численности семью и т. п. 

Реформа 19 февраля 1861 г. имела огромное значение. Она стала гранью между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом. В отличие от большинства стран Европе, в России переход от одной эпохи к другой был осуществлен мирно. В то же время из-за недостаточной радикальности реформы феодальные пережитки (временнообязанное состояние крестьян, выкупные платежи, помещичье землевладение) продолжали существовать в России еще многие десятилетия.

Отмена крепостного права делала необходимым проведение целого ряда других общественных преобразований.

Реформа местного самоуправления. Эта реформа разделяется на две свои составляющие – земскую реформу и городскую реформу.

Земская реформа. 1 января 1864 г. было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". В отличие от прежних сословных, вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они состояли из распорядительных органов – уездных и губернских земских собраний (численностью от 10 до 100 гласных) и исполнительных – уездных и губернских земских управ (численностью от 3 до 7 гласных).

Уездные земские собрания избирались всеми сословиями на трехлетний срок. Избирательным правом наделялись только мужчины. Выборы были не тайными, не прямыми и не равными. Закон предусматривал создание трех избирательных курий:

· курии уездных землевладельцев, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. В нее вошли собственники 200 и более десятин земли или владельцы недвижимого имущества, промышленных и хозяйственных заведений стоимостью не менее 15 тыс. рублей, а также лица, получавшие годовой производственный доход не менее 6 тыс. рублей;

· городской курии, состоявшей из гильдейского купечества, городских владельцев торгово-промышленных заведений с годовым доходом не менее 6 тыс. рублей и владельцев городской недвижимости стоимостью от 500 рублей;

· сельской курии, в которой была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Закон обеспечивал преобладание помещиков в уездных земских собраниях. Кандидатура на должность председателя уездной земской управы утверждалась губернатором.

Гласные губернского земского собрания избирались уездными земскими собраниями. Председатель губернской управы утверждался в своей должности министром внутренних дел.

Сфера деятельности земств ограничивалась вопросами местного значения. Они несли ответственность за образование, здоровье населения, своевременные поставки продовольствия, качество дорог, страхование, местную торговлю и промышленность и т. п.

Губернатор мог отменить любое решение земского собрания или управы. Правительство допускало существование земств только на губернском и уездном уровнях. Земства были созданы только в 34 губерниях европейской России.

Значение реформы заключается в создании новой системы местного самоуправления, основанной на всесословном представительстве. Земства сыграли позитивную роль в улучшении культурной и хозяйственной жизни на местах. Вскоре земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству.

Городская реформа. 16 июня 1870 г. было издано "Городовое положение", по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление в виде городских дум, избираемых на четыре года. Избирательное право распространялось на городских жителей, достигших 25-летнего возраста. Обязательным условием участия в выборах была своевременная и полная уплата налогов. Лица, не владеющие собственностью, налогов не платили и поэтому в выборах не участвовали. Таким образом, основная масса городского населения отстранялась от участия в выборах.

Городская дума избирала городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова утверждался на должность губернатором или министром внутренних дел. Губернатор получал право надзора за "законностью" постановлений выборных городских органов, проекты постановлений которых должны были передаваться на заключение начальнику местного полицейского управления.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением таких вопросов, как благоустройство городов, устройство базаров, организация местного здравоохранения, содержание тюрем, организация противопожарных мер, занятие благотворительностью и т. п.

Судебная реформа вводила новый порядок судоустройства. До реформы суд был зависимым, сословным, тайным, процесс проходил без участия сторон.

Реформа внесла новые принципы в судопроизводство:

· полное отделение судебной власти от административной и обвинительной властей;

· публичность и гласность суда; 

· изменение порядка формирования судейского корпуса в зависимости от уровня суда;

· независимость и несменяемость судей, поскольку уволить их можно было только по судебному решению;

· состязательный порядок судопроизводства (прокурор поддерживал обвинение, адвокат защищал обвиняемого);

· введение института присяжных заседателей, которые выбирались из всех сословий (кроме рабочих и прислуги). В процессе участвовали 12 присяжных заседателей. Они выносили вердикт "виновен или не виновен подсудимый". На основании вердикта присяжных заседателей судьи определяли меру наказания.

Новая судебная система состояла из местных и общих судебных органов. К местным судебным органам относились мировые суды и съезды мировых судей.

Мировые суды разбирали мелкие уголовные и административные правонарушения, а также рассматривали гражданские дела с иском до 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниям и городскими думами. Судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным. Мировые судьи образовывали съезд мировых судей, который являлся апелляционной инстанцией для мировых судов. Съезд мировых судей рассматривал дела коллегиально в составе не менее трех человек.

К общим судебным органам  относился Коронный суд, представленный тремя инстанциями: окружными судами, судебными палатами и Сенатом, который оставался высшим судебным органом.

Большую популярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков и др.

Судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Для разбора дел с участием крестьян сохранялся сословный волостной суд. Он состоял из крестьян и судил по местным обычаям, нередко приговаривая нарушителя к телесным наказаниям. Существовали также духовные, военные и коммерческие суды, а также суды для иноверцев.

В годы правления Александра II была проведена военная реформа. В 1874 г. был издан указ о всесословной воинской повинности, которая пришла на смену рекрутским наборам. Теперь все лица мужского пола, достигшие 21 года, подлежали призыву на военную службу. Срок службы был сокращен: вместо 25 лет в пехоте служили 6 лет и на флоте 7 лет. Для лиц с высшим образованием срок службы сокращался до 6 месяцев. Учитывались семейные обстоятельства: в армию не брали единственного сына, единственного кормильца в семье и др. Не призывались священники, жители Средней Азии, Казахстана, Крайнего Севера.

Вся Россия делилась на 15 военных округов. Созданы военные гимназии, училища, академии. Был выработан новый устав военной службы, согласно которому солдаты должны были выполнять не только военные и физические упражнения, но и обязательно обучаться грамоте (до 80% призываемых на службу были неграмотными).

Реформа образования. В 1863 г. был принят новый Университетский устав, который расширил автономию университетов. Предусматривалась выборность ректора и деканов факультетов. Университетам была предоставлена хозяйственная и административная самостоятельность.

Новый устав средней школы разделил гимназии на классические, которые готовили к поступлению в университет, и реальные, которые готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения.

Формально доступ в высшие учебные заведения был открыт представителям всех сословий. Определенный процент малообеспеченных гимназистов и студентов мог освобождаться от платы за учебу.

Цензурная реформа была осуществлена в 1865 г. Предварительная цензура отменялась для всей непериодической литературы, официальных и научных изданий. Для них вводилась так называемая карательная цензура, при которой санкции (вплоть до закрытия) применялись к изданиям после публикации "вредных" материалов. Конфискация печатной продукции допускалась только по судебному решению. Массовые периодические издания подвергались цензуре в обычном порядке, т. е. до  публикации.

Итоги реформ. В результате реформ Россия от эпохи феодализма перешла в эпоху капитализма. Капиталистический уклад стал ведущим в стране. Начался процесс превращения феодальной монархии в монархию буржуазную. В то же время сохранялись существенные пережитки феодальных отношений. В экономике – в виде крупного помещичьего землевладения, использующего полуфеодальные формы эксплуатации. В политике – самодержавие, поскольку реформы не коснулись верхних этажей власти.

Реформы предполагалось продолжить. Александр II одобрил предложенный М. Т. Лорис-Меликовым проект создания "подготовительных комиссий" для разработки законопроектов по наиболее важным экономическим, финансовым и административным вопросам. В комиссии наряду с правительственными чиновниками предполагалось ввести выборных от земств и городов. Этот проект впоследствии получил название "конституция М. Т. Лорис-Меликова". Однако убийство императора Александра II народовольцами 1 марта 1881 г. изменило ход событий.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 214.