Вопрос 1. Основные тенденции социально-экономического развития России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семинарское занятие

«ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

На семинарском занятии выносятся для развития обсуждения следующие вопросы:

1. Основные тенденции социально-экономического развития России.

2. Внутренняя политика Александра I.

3. Движение декабристов.

4. Внутренняя политика Николая I.

 

Внимательно прочитайте методические рекомендации по изучению каждого из вопросов и используйте их при знакомстве со справочными материалами.

Вопрос 4. Внутренняя политика Николая I

                 

                                 Общие рекомендации

При изучении основных особенностей правления Николая I, следует уделить внимание его политике в таких вопросах, как система государственного управления, сословный строй, финансы, просвещение. Обратите внимание на политику Николая I в крестьянском вопросе. Подумайте на тему о том, почему новый царь не решился на отмену крепостного права, хотя понимал его тормозящее воздействие на развитие России и стремился как-то улучшить положение крепостных крестьян.

 

Материалы к изучению

Условно можно выделить три периода правления Николая I: преобразовательный (1826-1830 гг.), охранительный (1831-1848 гг.) и реакционный (1848-1855 гг.). Правление Николая I в целом носило консервативно-охранительный характер и было направлено на наведение в государстве порядка в рамках существующей системы.

Придя к власти в момент декабристского восстания, Николай I с первых же дней своего правления уделял большое внимание модификации системы государственного управления с целью ее централизации. Ведущую роль во внутренней политике со второй половины 1820-х гг. стала играть императорская канцелярия и, в частности, её третье отделение (политический сыск). Возросла роль межведомственных комитетов и комиссий, работой которых руководили сподвижники императора С. Уваров, Е. Канкрин, П. Киселёв. Росла армия чиновничества, усиливалась бюрократия (к 1851 г. численность чиновников достигла 74 тыс. человек), в то же время упало влияние Госсовета и министерств.

Были упорядочены законы. С помощью М. Сперанского к 1833 г. был подготовлен “Свод действующих законов империи”, что означало кодификацию громоздкого государственного законодательства.

Николай I немало сделал для поддержки имущих классов империи и прежде всего дворянства, в том числе и личного. В 1832 г. в городах было учреждено сословие “почётных граждан”, куда зачислялись дети личных дворян, купцы, учёные и т. д. Все они освобождались от подушной подати. В 1845 г. вышел указ о майоратах, запрещавший дробить крупные дворянские имения. Тогда же, во имя борьбы с “засорением” дворянского сословия, были произведены изменения в Табели о рангах, согласно которым звание потомственного дворянина чиновники могли теперь получать не с 7-го, а с 5-го класса, а личного дворянина - не с 12-го, а с 9-го. 

Довольно важное значение отводилось во время правления Николая I крестьянскому вопросу. Уже в первые годы его царствования разрабатывались проекты по ограничению крепостного права. В николаевское время было принято немало законов и указов, объективно улучшавших положение крепостных крестьян. Так, в конце 20-х гг. было запрещено отдавать крепостных на заводы, ограничена их ссылка в Сибирь. В 1833 г. было запрещено продавать крестьян в розницу, а беспоместным дворянам запрещалось покупать крестьян без земли. В 40-е гг. помещики получили право отпускать своих крестьян на волю без земли, определялись нормы наказания крестьян, им было предоставлено право выхода на волю с землёй при продаже дворянских имений за долги.

Большую роль в разработке крестьянских реформ сыграл граф П. Киселёв, возглавивший в 1837 г. министерство государственных имуществ. В конце 30-х - начале 40-х гг. ХIХ в. под руководством П. Киселёва была проведена реформа управления государственными крестьянами, которых к тому времени насчитывалось более 16 млн. человек. Реализация данной реформы привела к относительно равномерному наделению семей государственных крестьян землёй, переводу их исключительно на денежный оброк, созданию на основе общины органов местного крестьянского самоуправления. Кроме того, стали вкладываться более крупные суммы денег в создание новых школ, больниц в деревнях, подотчётных министерству государственных имуществ. Благосостояние государственных крестьян от этих преобразований выросло, увеличились и государственные доходы от казённых крестьян. В то же время, конкретная реализация реформы проходила противоречиво, о чём свидетельствовали частые волнения в 40-е гг. среди государственных крестьян, так и не получивших реальной свободы.                                                                                                          

Именно П. Киселёв был автором указа от 2 февраля 1842 г. “Об обязанных крестьянах”. Этот документ реформировал указ Александра I “О вольных хлебопашцах”. Указ предоставлял помещикам право по собственной инициативе освобождать крепостных крестьян, предоставляя им в постоянное наследственное пользование (за выполнение определённых обязанностей) земельный надел. Однако вплоть до конца своей жизни Николай I оставался сторонником сохранения крепостного права и крестьянский вопрос не мог быть решён при его царствовании.

Экономическая политика Николая I была направлена на развитие отечественной промышленности. Контроль за развитием русской индустрии осуществлял основанный в 1828 г. Мануфактурный совет. Николай был сторонником установления высоких протекционистских пошлин на ввозимые из-за границы товары. В 20 - 40-е гг. таможенный доход приносил империи ежегодный доход в 25 млн. рублей.

Насущной необходимостью во 2-й четверти ХIХ в. стало упорядочение финансовой системы. В 1837-1843 гг. министр финансов Е. Канкрин провел финансовую реформу, благодаря которой было повышено доверие населения к бумажным деньгам: был установлен обязательный фиксированный курс между бумажным и серебряным рублём. Однако стабилизировать финансовую систему удалось лишь на время (вплоть до Крымской войны).

Цензурная политика Николая I носила довольно консервативный характер. Царский аппарат бдительно следил за деятельностью журналов. Запрещалась публикация антиправительственных статей, не разрешалось обсуждение в печати проектов усовершенствования государственного строя. .

Подводя итоги внутренней политики Николая I, можно отметить, что приоритетом для императора являлось укрепление самодержавия и сохранение крепостного строя. Все его социальные и экономические шаги были направлены на решение этой задачи.

Меры, осуществляемые правительством при Николае I, оказались недостаточными для того, чтобы преодолеть растущее технико-экономическое отставание империи от ведущих стран Запада, которое привело к поражению России в Крымской войне.

Семинарское занятие:

«ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

Справочный материал

Необходимость реформ в эпоху Александра II была обусловлена целым рядом причин. Александр II вступил на престол в феврале 1855 г. на фоне поражения русской армии в Крымской войне, в которой России пришлось иметь дело с объединенными силами ведущих европейских держав – Франции и Англии. Эта война обнажила военную, экономическую и социально-политическую слабость России.

Страна нуждалась в реформах, и Александр II был готов их провести. Было очевидным, что начинать необходимо с проведения крестьянской реформы, поскольку без отмены крепостного права любые другие реформы были бы неэффективными, поскольку крепостные крестьяне составляли более 22 млн. из 75 млн. населения России.

Необходимость отмены крепостного права диктовалась тремя основными причинами:

1) Низкой экономической эффективностью крепостного труда, основанного на внеэкономическом принуждении. Потребности государства и господствующего класса росли, а возможности удовлетворения их оставались прежними. Государство и помещики не могли поднять свои доходы усилением эксплуатации труда крепостных, поскольку она уже давно достигла предела;

2) Социальной (нравственной) порочностью строя: закрепощение одного человека другим формировало искаженную психологию и у крепостного и у помещика.

3) Отрицательным влиянием на развитие культуры населения страны, являвшейся фактором, который влиял на темпы развития страны во всех сферах.        

30 марта 1856 г. в речи императора перед представителями московского дворянства впервые было официально заявлено о необходимости отмены крепостного права. Император сказал: "Лучше отменить его сверху, чем ждать, пока оно само будет отменено снизу".

У царя были основания для такого заявления. Его подтверждал постоянный рост крестьянских волнений. Перед Александром II стояла сложная задача: надо было не допустить крестьянского бунта, но и не обидеть помещиков, которые боялись радикальной аграрной реформы.

В январе 1857 г. был создан Секретный комитет по крестьянскому делу. Он состоял из ярых крепостников и действовал нерешительно. Заставило правительство ускорить подготовку проектов реформы усиление крестьянского движения. По неполным данным, в 1857 – 1859 гг. произошло 1658 массовых крестьянских выступлений, охвативших около 20 губерний.

Секретный комитет просуществовал около года и был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, который в своей работе опирался на губернские дворянские комитеты. И в обществе, и в правительстве шли активные дискуссии о том, как провести реформу: освободить крестьян с землей или без земли? если с землей, то за выкуп или без него? как быть с общиной: способствовать ее развалу или сохранить? Согласие в комитетах не было достигнуто, и царь сам принял решение.

     19 февраля 1861 г. в шестую годовщину своего вступления на престол Александр II издал Манифест и ряд "Положений", разъясняющих условия освобождения крестьян из крепостной зависимости (всего 17 законодательных актов). 

Манифест объявлял об отмене крепостного состояния. Крестьяне бесплатно получали личную свободу и гражданские права: свободно распоряжаться своим имуществом, заключать различного рода сделки, открывать промышленные и торговые заведения.

Новое положение крестьян не вводилось сразу в полном объеме. По закону крестьяне должны были отбывать те же повинности, что и при крепостном праве еще в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.). Лишь несколько уменьшилась барщина и отменялись мелкие натуральные поборы: яйцами, маслом, льном и пр.

В этот переходный период крестьяне должны были урегулировать со своими помещиками вопрос о земле.

Аграрная реформа заключалась в следующем. Крестьянин освобождался с землей, однако он должен был заплатить за нее выкуп. Помещики обязаны были предоставить крестьянам "усадебную оседлость" и полевой надел. Землей наделялись только лица мужского пола. Размеры полевого надела определялись "местными положениями" в зависимости от региона. Наделы по разным местностям колебались от 3 до 12 десятин. Крестьянам отводился тот участок, которым они пользовались до реформы. В случае, если этот надел был больше нормы для данной местности, помещик имел право отрезать излишек. Если надел был меньше нормы, помещик обязан был прирезать надел до нормы. У крестьян было отрезано в среднем по стране 20% земли, а там где она ценилась высоко – до 30%. 

До заключения соглашения с помещиком по условиям выкупа крестьяне были только пользователями земли и временнообязанными, т. е. были обязаны за предоставленные им наделы нести барщину или платить оброк. Закон не определял срок окончания временнообязанного положения крестьян. (Только в 1881 г. специальное "Положение" перевело временнообязанных крестьян на обязательный выкуп с 1883 г.).

Крестьяне не могли сразу и полностью расплатится за землю. Государство предоставляло крестьянам кредит в размере 70-80% стоимости земли. Эта сумма выплачивалась помещику сразу после заключения выкупной сделки. Крестьяне были обязаны выплачивать государству основной долг –    выкупные платежи – в течение 49 лет, вдобавок они уплачивали 6% годовых. Оставшиеся 20-30% стоимости земли крестьяне выплачивали непосредственно помещику или отрабатывали на его поле. Эти выплаты и отработки растянулись на 20 лет.

В итоге 10 млн. душ мужского пола бывших помещичьих крестьян получили около 34 млн. десятин земли, или 3,4 десятины на душу.

Государственные (20 млн.) и удельные крестьяне (2 млн.) получили наделы в среднем на душу по 4,8 десятины, или в полтора раза больше, чем помещичьи.

Наделение крестьян землей было продиктовано несколькими причинами. Во-первых, освобождение без земли могло толкнуть крестьян на решительные действия против правительства и помещиков. Во-вторых, власть была заинтересована в том, чтобы крестьяне платили подати. Без земли они делать этого не могли. В-третьих, помещики боялись, что безземельные крестьяне разойдутся по городам или многоземельным окраинам, а это приведет к потере рабочих рук.

В результате крестьяне получили землю в таком размере, который их привязывал и к своему наделу, а вследствие его недостаточности, и к помещичьему хозяйству.

Таким образом, реформа была компромиссом между помещиками, крестьянами и правительством.

Особенность аграрной реформы состояла в том, что крестьянин, получив землю, не стал ее частным собственником. Земля перешла в собственность крестьянской общины. Без согласия общины крестьянин не мог продать свой надел. Члены общины были связаны круговой порукой: община в целом отвечала перед государством за сбор налогов и выплату долгов государству. За неуплату платежей отдельными крестьянами община могла их отдать в работу кулакам, которые платили за них выкуп.

Государство сохранило и укрепило общину по двум причинам:

· царизм боялся быстрого разорения крестьян и ухода их с земли;

· круговая порука позволяла обеспечить сбор налогов и выкупных платежей.

Следует отметить, что большинство крестьян также были заинтересованы в сохранении общины как традиционного института взаимопомощи. Общинное землепользование позволяло также проводить переделы земли в зависимости от изменения численности семью и т. п. 

Реформа 19 февраля 1861 г. имела огромное значение. Она стала гранью между двумя эпохами – феодализмом и капитализмом. В отличие от большинства стран Европе, в России переход от одной эпохи к другой был осуществлен мирно. В то же время из-за недостаточной радикальности реформы феодальные пережитки (временнообязанное состояние крестьян, выкупные платежи, помещичье землевладение) продолжали существовать в России еще многие десятилетия.

Отмена крепостного права делала необходимым проведение целого ряда других общественных преобразований.

Реформа местного самоуправления. Эта реформа разделяется на две свои составляющие – земскую реформу и городскую реформу.

Земская реформа. 1 января 1864 г. было издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". В отличие от прежних сословных, вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они состояли из распорядительных органов – уездных и губернских земских собраний (численностью от 10 до 100 гласных) и исполнительных – уездных и губернских земских управ (численностью от 3 до 7 гласных).

Уездные земские собрания избирались всеми сословиями на трехлетний срок. Избирательным правом наделялись только мужчины. Выборы были не тайными, не прямыми и не равными. Закон предусматривал создание трех избирательных курий:

· курии уездных землевладельцев, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. В нее вошли собственники 200 и более десятин земли или владельцы недвижимого имущества, промышленных и хозяйственных заведений стоимостью не менее 15 тыс. рублей, а также лица, получавшие годовой производственный доход не менее 6 тыс. рублей;

· городской курии, состоявшей из гильдейского купечества, городских владельцев торгово-промышленных заведений с годовым доходом не менее 6 тыс. рублей и владельцев городской недвижимости стоимостью от 500 рублей;

· сельской курии, в которой была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Закон обеспечивал преобладание помещиков в уездных земских собраниях. Кандидатура на должность председателя уездной земской управы утверждалась губернатором.

Гласные губернского земского собрания избирались уездными земскими собраниями. Председатель губернской управы утверждался в своей должности министром внутренних дел.

Сфера деятельности земств ограничивалась вопросами местного значения. Они несли ответственность за образование, здоровье населения, своевременные поставки продовольствия, качество дорог, страхование, местную торговлю и промышленность и т. п.

Губернатор мог отменить любое решение земского собрания или управы. Правительство допускало существование земств только на губернском и уездном уровнях. Земства были созданы только в 34 губерниях европейской России.

Значение реформы заключается в создании новой системы местного самоуправления, основанной на всесословном представительстве. Земства сыграли позитивную роль в улучшении культурной и хозяйственной жизни на местах. Вскоре земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству.

Городская реформа. 16 июня 1870 г. было издано "Городовое положение", по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление в виде городских дум, избираемых на четыре года. Избирательное право распространялось на городских жителей, достигших 25-летнего возраста. Обязательным условием участия в выборах была своевременная и полная уплата налогов. Лица, не владеющие собственностью, налогов не платили и поэтому в выборах не участвовали. Таким образом, основная масса городского населения отстранялась от участия в выборах.

Городская дума избирала городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова утверждался на должность губернатором или министром внутренних дел. Губернатор получал право надзора за "законностью" постановлений выборных городских органов, проекты постановлений которых должны были передаваться на заключение начальнику местного полицейского управления.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением таких вопросов, как благоустройство городов, устройство базаров, организация местного здравоохранения, содержание тюрем, организация противопожарных мер, занятие благотворительностью и т. п.

Судебная реформа вводила новый порядок судоустройства. До реформы суд был зависимым, сословным, тайным, процесс проходил без участия сторон.

Реформа внесла новые принципы в судопроизводство:

· полное отделение судебной власти от административной и обвинительной властей;

· публичность и гласность суда; 

· изменение порядка формирования судейского корпуса в зависимости от уровня суда;

· независимость и несменяемость судей, поскольку уволить их можно было только по судебному решению;

· состязательный порядок судопроизводства (прокурор поддерживал обвинение, адвокат защищал обвиняемого);

· введение института присяжных заседателей, которые выбирались из всех сословий (кроме рабочих и прислуги). В процессе участвовали 12 присяжных заседателей. Они выносили вердикт "виновен или не виновен подсудимый". На основании вердикта присяжных заседателей судьи определяли меру наказания.

Новая судебная система состояла из местных и общих судебных органов. К местным судебным органам относились мировые суды и съезды мировых судей.

Мировые суды разбирали мелкие уголовные и административные правонарушения, а также рассматривали гражданские дела с иском до 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниям и городскими думами. Судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным. Мировые судьи образовывали съезд мировых судей, который являлся апелляционной инстанцией для мировых судов. Съезд мировых судей рассматривал дела коллегиально в составе не менее трех человек.

К общим судебным органам  относился Коронный суд, представленный тремя инстанциями: окружными судами, судебными палатами и Сенатом, который оставался высшим судебным органом.

Большую популярность в обществе получили выдающийся русский юрист А. Ф. Кони, специалист по уголовному праву Н. С. Таганцев, адвокаты Ф. Н. Плевако, В. Д. Маклаков и др.

Судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Для разбора дел с участием крестьян сохранялся сословный волостной суд. Он состоял из крестьян и судил по местным обычаям, нередко приговаривая нарушителя к телесным наказаниям. Существовали также духовные, военные и коммерческие суды, а также суды для иноверцев.

В годы правления Александра II была проведена военная реформа. В 1874 г. был издан указ о всесословной воинской повинности, которая пришла на смену рекрутским наборам. Теперь все лица мужского пола, достигшие 21 года, подлежали призыву на военную службу. Срок службы был сокращен: вместо 25 лет в пехоте служили 6 лет и на флоте 7 лет. Для лиц с высшим образованием срок службы сокращался до 6 месяцев. Учитывались семейные обстоятельства: в армию не брали единственного сына, единственного кормильца в семье и др. Не призывались священники, жители Средней Азии, Казахстана, Крайнего Севера.

Вся Россия делилась на 15 военных округов. Созданы военные гимназии, училища, академии. Был выработан новый устав военной службы, согласно которому солдаты должны были выполнять не только военные и физические упражнения, но и обязательно обучаться грамоте (до 80% призываемых на службу были неграмотными).

Реформа образования. В 1863 г. был принят новый Университетский устав, который расширил автономию университетов. Предусматривалась выборность ректора и деканов факультетов. Университетам была предоставлена хозяйственная и административная самостоятельность.

Новый устав средней школы разделил гимназии на классические, которые готовили к поступлению в университет, и реальные, которые готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения.

Формально доступ в высшие учебные заведения был открыт представителям всех сословий. Определенный процент малообеспеченных гимназистов и студентов мог освобождаться от платы за учебу.

Цензурная реформа была осуществлена в 1865 г. Предварительная цензура отменялась для всей непериодической литературы, официальных и научных изданий. Для них вводилась так называемая карательная цензура, при которой санкции (вплоть до закрытия) применялись к изданиям после публикации "вредных" материалов. Конфискация печатной продукции допускалась только по судебному решению. Массовые периодические издания подвергались цензуре в обычном порядке, т. е. до  публикации.

Итоги реформ. В результате реформ Россия от эпохи феодализма перешла в эпоху капитализма. Капиталистический уклад стал ведущим в стране. Начался процесс превращения феодальной монархии в монархию буржуазную. В то же время сохранялись существенные пережитки феодальных отношений. В экономике – в виде крупного помещичьего землевладения, использующего полуфеодальные формы эксплуатации. В политике – самодержавие, поскольку реформы не коснулись верхних этажей власти.

Реформы предполагалось продолжить. Александр II одобрил предложенный М. Т. Лорис-Меликовым проект создания "подготовительных комиссий" для разработки законопроектов по наиболее важным экономическим, финансовым и административным вопросам. В комиссии наряду с правительственными чиновниками предполагалось ввести выборных от земств и городов. Этот проект впоследствии получил название "конституция М. Т. Лорис-Меликова". Однако убийство императора Александра II народовольцами 1 марта 1881 г. изменило ход событий.

Справочный материал

Александр III правил с 1881 г. по 1894 г. Вступил на престол после убийства его отца, императора Александра II. Во внутренней политике был осторожен, консервативен. При нем осуществлялась так называемая политика контрреформ. Идеологом нового курса стал обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев.

В августе 1881 г. было издано "Положение об усиленной и чрезвычайной охране". Согласно этому положению, в случае каких-либо общественных волнений в отдельных местностях вводилось чрезвычайное положение: власти могли высылать неугодных лиц, закрывать учебные заведения, газеты, передавать дела на рассмотрение военного суда и т. д. "Положение" действовало вплоть до падения самодержавия.

Новую политическую линию первыми ощутили на себе печать и образование. В 1882 г. были изданы новые "Временные правила о печати", устанавливавшие строгий надзор за газетами и журналами. Государственные органы получили право приостановить или полностью прекратить выход периодического издания, а издатель или редактор могли быть отстранены от дальнейшей журналистской деятельности. В 1880-е гг. было запрещено 15 периодических изданий.

Однако значение этих мер не следует преувеличивать. В 1883 – 1884 гг. было запрещено около 200 книг, а издавалось 8-10 тыс. наименований ежегодно (не считая ввозимых из-за границы). В большей части случаев цензурные ограничения и запрещения налагались из нравственных соображений. Многие либеральные издания, которые воздерживались от прямых нападок в адрес правительства, благополучно пережили период "контрреформ".

В 1884 г. принят новый Университетский устав, по которому университеты лишались автономии и были поставлены под контроль государства. Плата за обучение была существенно повышена, что перекрыло доступ в высшие учебные заведения выходцам из малообеспеченных слоев общества. За студентами осуществляла контроль особая инспекция. С 1885 г. Министерство народного просвещения усиливает контроль за содержанием учебных планов. С 1887 г. при поступлении в университет необходимо было предоставить свидетельство о благонадежности. Правительство применяло практику временного закрытия университетов.

В 1887 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов издал позорный циркуляр "о кухаркиных детях", в котором рекомендовалось закрыть двери гимназий перед выходцами из недворянских семей.

В 1889 г. принято Положение о земских участковых начальниках. Земские участковые начальники назначались губернатором из числа потомственных дворян, а затем утверждались министром внутренних дел. Они осуществляли административно-полицейский контроль за крестьянами. В ведение земских начальников передавались дела, ранее рассматривавшиеся мировыми судьями. Земский начальник мог назначать крестьянину телесные наказания, привлечь к аресту или к уплате штрафов. Его решения считались окончательными и не подлежали пересмотру.

Серьезные изменения были внесены в систему местного самоуправления. В 1890 г. было издано новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". Они по-прежнему формировались выборным путем. Но теперь в первую курию входили только потомственные и личные дворяне, т. е. имущественный ценз был заменен сословным. Контрреформа укрепляла позиции дворянства в местном самоуправлении. 

В 1892 г. новое "Городовое положение" повысило имущественный ценз для избирателей, по которому в Москве и в Петербурге своим правом участвовать в выборах могли воспользоваться всего 0,7% жителей.

В судебной системе также имел место ряд консервативных изменений (1887 г). Был повышен имущественный ценз для присяжных заседателей. Постепенно ограничивалась гласность заседаний.

В исторической литературе время правления Александра III традиционно оценивается как "период контрреформ". Однако такая оценка представляется достаточно условной, поскольку при Александре III произошел не отказ, а лишь некоторый откат с целью усиления государственного контроля в жизненно важных сферах.

С другой стороны, крестьянская реформа – центральная в царствование Александра II – получила дальнейшее развитие в царствование его сына, который отменил временнообязанное положение крестьян, снизил сумму выкупных платежей, начал отмену подушной подати. В 1882 г. основан Крестьянский банк, дававший крестьянам дешевые кредиты для покупки земли. Тем не менее, крестьянский вопрос оставался одним из самых острых в России.

В 80-е гг. делаются первые попытки регламентировать отношения между рабочими и промышленниками. В 1882 г. принят закон, запрещающий применять труд малолетних до 12 лет. В 1885 г. запрещено использовать на ночных работах несовершеннолетних и женщин. В 1887 г. был принят закон о максимальной продолжительности рабочего дня (11,5 часов для мужчин).

В целом Россия в 80-90 гг. продолжала развиваться в направлении, намеченном реформами 60-х гг. К концу царствования Александра III страна находилась в состоянии внутренней стабильности и экономического подъема.

Справочный материал

Сельское хозяйство в пореформенной России по-прежнему занимает доминирующее положение в экономике. Аграрное развитие шло в основном экстенсивным путем, т. е. прирост сельскохозяйственной продукции осуществлялся за счет того, что распахивались новые участки. Только немногие крупные помещичьи и кулацкие хозяйства встали на интенсивный путь развития, который предполагал применение передовых технических средств и технологий обработки земли.

О характере и темпах развития лучше всего говорят цифры, которые характеризуют общее и душевое производство хлеба – основного продукта питания большинства населения. Если в 1860-е гг. в стране производилось 31 млн. т хлеба, то в 1890-е гг. –  54 млн. т. Однако в связи с тем, что населения увеличилось с 74 млн. чел. в 1859 г. до 126 млн. чел. в 1897 г., душевое производство выросло незначительно: с 327 до 409 кг. Для сравнения укажем, что в 1830-е гг. в России душевое производство хлеба составляло 432 кг. 

С другими показателями дело обстояло еще хуже. Быстрый рост населения привел к тому, что в стране на протяжении полувека стабильно падали душевые показатели производства мяса, животного масла, количество крупного рогатого скота, лошадей и др.

Крестьянское население питалось скудно. Периодические неурожаи приводили к голоду. Особенно неудачными были 1890-е гг. В 1891 г. в стране царил голод. В 1897 и 1898 гг. также были серьезные неурожаи.

Тем не менее, сельское хозяйство все более и более принимает товарный характер: продукция земледелия производится не только для личного потребления, но и на продажу. В пореформенный период количество товарного хлеба (поступавшего на продажу) возросло более чем в два раза, причем 40% товарного хлеба шло на экспорт. За 1861-1900 гг. объем хлебного вывоза возрос в 5 раз (с 1,5 до 7 млн. т. ). Главными производителями товарного хлеба были крупные хозяйства, перестроившиеся на капиталистический лад.

Происходит сельскохозяйственная специализация различных районов страны. Так, например, Центрально-черноземные районы, Поволжье и Заволжье стали основными районами зернового хозяйства. В северных и центральных промышленных губерниях преобладало льноводство и мясомолочное хозяйство. На Украине, в Бессарабии и Новороссии развиваются зерноводство, свекловодство, табаководство, виноградарство.

С точки зрения форм землевладения и землепользования, происходит постепенный переход от сословного землевладения к бессословному: помещики часто продавали свои земли, и они переходили в руки купцов, мещан и разбогатевших крестьян. Тем не менее, в частном землевладении преобладали крупные владения размером свыше 500 десятин. Это были в основном дворянские владения. К концу века таких владений насчитывалось около 30 тыс., и они охватывали 70 млн. десятин земли. Большая часть помещиков медленно переходит к капиталистическим формам ведения хозяйства и стремится сохранить полуфеодальные формы эксплуатации: обработка помещичьей земли крестьянами своим инвентарем за взятые у помещика в аренду пахотные земли и другие угодья. Обладая большими массивами земли, помещик мог диктовать кабальные условия крестьянину, который не имел ни достаточного количества земли, ни денег для ее аренды.

На надельные крестьянские земли приходилось 75 млн. десятин, которые находились во владении 10,5 млн. крестьянских дворов. Средний крестьянский надел приблизительно был равен 7 десятинам. Этого было мало для нормального ведения крестьянского хозяйства традиционными технологиями. А для перехода на новые технологии у крестьян не было средств. Товарность крестьянских хозяйств была низкой (10-15%). В значительной мере она была вынужденной: хлеб продавали для того, чтобы заплатить налоги. По мере роста населения деревни аграрный вопрос приобретает все большую остроту.

Во второй половине XIX в. в экономике России существенно возрастает роль промышленности. Именно в ее развитии хорошо просматриваются те два этапа, о которых говорилось выше:

· первый – с начала 60-х гг. до середины 80-х гг.;

· второй – с середины 80-х гг. до конца века.

В ходе первого этапа создаются предпосылки для динамичного индустриального развития. Происходит переход старых отраслей на вольнонаемный труд, появляются новые производства.

1860-1870 гг. вошли в историю страны как период "железнодорожной горячки". Для России железные дороги были важным не только экономическим, но и стратегическим фактором: бездорожье стало одной из причин поражения русских войск в Крымской войне. В конце 70-х гг. железные дороги связали крупные зерновые районы с промышленными центрами и важнейшими морскими портами – черноморскими и балтийскими.

Железнодорожное строительство дало мощный импульс развитию промышленности. В это время рождаются новые отрасли: транспортное машиностроение (паровозо- и вагоностроение), угле- и нефтедобывающая, химическая и др.

К началу 80-х гг. в крупной промышленности завершился промышленный переворот. В основных отраслях промышленности и на транспорте ручной труд был вытеснен машинным. Паровые машины и механические станки составили основу технического оснащения горнодобывающей, металлообрабатывающей и текстильной отраслей промышленности.

На протяжении второго этапа осуществляется коренная реконструкция промышленного производства, охватившая важнейшие отрасли. В их числе были добыча минерального топлива, выплавка коксового чугуна, производство цемента и соды. Происходит освоение электрической энергии.

Особенно быстро развивались те отрасли, которые изготовляли средства производства. Рост тяжелой промышленности обгонял рост легкой, что характерно для индустриального развития страны. За 1890-е гг. промышленное производство удвоилось. К началу ХХ в. Россия вышла на 5-е место в мире и 4-е в Европе по общему объему промышленного производства. 

Эти успехи были достигнуты благодаря активной политике, которое проводило царское правительство в период правления Александра Ш.

Особенно значительна была роль таких энергичных министров как  Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте.

Н. Х. Бунге – в 1881-86 гг. – министр финансов, 1887– 1895 гг. председатель Кабинета министров, инициатор отмены подушной подати.

И. А. Вышнеградский. – в 1888-1892 гг. – министр финансов, крупный ученый, основатель научной школы по конструированию машин, один из основоположников теории автоматического регулирования.

С. Ю. Витте – глава департамента железных дорог с 1889 г., министр финансов с 1892 г. Инициатор строительства Сибирской железной дороги (1891), введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897).

Все эти три министра проводили политику протекционизма и правительственного финансирования российской промышленности. Умело находили источники финансирования. Привлекали иностранный капитал, доля которого составляла до 40% в источниках финансирования, а также обеспечивали внутренние накопления повышением косвенных налогов (на соль, керосин, спички и др.) и введения госмонополии на продажу водки (с 1895 г.). Осуществленная Витте денежная реформа позволила ввести золотое обеспечение рубля, что сделало рубль одной из наиболее устойчивых валют.

Очень важную роль в стимулировании общего экономического развития страны сыграло осуществление грандиозного проекта строительства Транссибирской магистрали, начатого в 1891 г. (строительство в основном было закончено к 1904 г.). Реализация этого проекта потребовало увеличения добычи угля, выплавки металла и т. п. В 90-е гг. железные дороги потребляли до 36% добываемого в стране угля, 40% нефти, 40% металла.

В 90-х гг. большинство железных дорог строилось за государственный счет. Кроме казенных дорог правительство распоряжалось значительными пакетами акций частных компаний, что позволяло контролировать их деятельность.

В целом, о темпах развития железнодорожной сети России говорят следующие цифры: в 1861 г. в России насчитывалось 1,5 тыс. верст железных дорог, к 1891 г. – 30 тыс., к 1900 г. – 58 тыс. К концу века более 70% перевозок в стране приходилось на долю железных дорог.

Важной особенностью этого периода стало формирование новой угольно-металлургической базы в Донбассе и в Кривом Роге, намного более современной, чем на Урале. В добыче нефти главную роль играл Бакинский район.

Формируются новые социальные слои – промышленный пролетариат и промышленная буржуазия, характерные для капитализма.

К началу XX века Россия превосходила многие развитые капиталистические страны по темпам экономического развития, концентрации производства и рабочей силы. Российский капитализм в промышленности превратился в монополистический, когда несколько крупных предприятий контролировали производство и сбыт важнейших видов продукции.

Итоги. Если говорить об экономике России к концу XIX века, то следует выделить такие ее важнейшие особенности.

· Многоукладность. В стране существовали все хозяйственные уклады: от натурального хозяйства, которое доминировало в земледелии, до монополий, доминировавших в крупной промышленности.

· Большой государственный сектор в виде казенных заводов и железных дорог, а также активная экономическая политика государства.

· Большая роль иностранного капитала, который обеспечивал до 40 % всех капиталовложений и контролировал ведущие отрасли промышленности.

· Высокая степень специализации и неравномерность экономического развития по регионам. Единственная нефтяная база имелась на Кавказе (Баку и Грозный). Современная топливно-металлургическая находилась на юге Украины (Донбасс, Кривой Рог). Металлообрабатывающая промышленность была сосредоточена на Северо-Западе. Легкая промышленность – в Москве и Центрально-промышленном районе.

 

             Темы докладов и рефератов

1. Особенности социально-экономического развития страны в первой половине ХIХ в.

2. Внутренняя политика Александра I.

3. Движение декабристов: идеология и организационные формы.

4. Отечественная война 1812 г. Основные события и результаты.

5. Основные черты внутренней политики Николая I.

6. Борьба общественно-политических направлений в России во второй четверти ХIХ в.

7. Александр II – император и человек.

8. Аграрная реформа Александра II.

9. Судебная реформа.

10. Контрреформы Александра III.

11. Русская промышленность во второй половине XIX в.

Список литературы

История России. XIX век: Учеб. для студ. высш. учеб. завед.: В 2 ч./ Под ред. В. Г. Тюкавкина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Ч.2.

История России: Учеб. для вузов/ А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; Под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чер6нобаева. – М.: Высш. шк., 2002.

Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юрист, 1994.

История государства и права. – М.: Юрайт-М, 2002.

Дружинин Н. М. Революционное движение в России в ХIХ веке. М., 1985.

Корнилов А. Л. Курс истории России ХIХ века. М., 1993.

Де Кюстин А. Николаевская Россия. М., 1997. 

Оксман Ю. Г., Пугачёв В. В. Пушкин, декабристы и Чаадаев. Саратов, 1999.

Орлик О. В. Государственные люди России первой половины ХIХ века: пути и судьбы: Очерки. М., 2000.

Сироткин В. Г. Наполеон и Россия. М., 2000.

Тальберт Н. Д. Александр I: очерки истории императорской России. М., 2001.

Туниманов А. И. Герцен и русская общественно-литературная мысль ХIХ века. СПб, 1994.  

Содержание

Политическое и социально-экономическое развитие России

в 1-ой половине XIX века ………………………………………………… 3

Политическое и социально-экономическое развитие России

в 2-ой половине XIX века ………………………………………………… 15

Темы докладов и рефератов ………………………………………………… 31

Список литературы …………………………………………………………. 31

 

Редактор И. Б. Синишева

ЛР № 020617 от 24.06.98

Подписано в печать          Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Уч.-изд. л. 2,0

Тираж 800 экз.   Заказ 

 

Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова,5

Семинарское занятие

«ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

На семинарском занятии выносятся для развития обсуждения следующие вопросы:

1. Основные тенденции социально-экономического развития России.

2. Внутренняя политика Александра I.

3. Движение декабристов.

4. Внутренняя политика Николая I.

 

Внимательно прочитайте методические рекомендации по изучению каждого из вопросов и используйте их при знакомстве со справочными материалами.

Вопрос 1. Основные тенденции социально-экономического развития России

Методические рекомендации

 При изучении первого вопроса необходимо получить представление о численности и социальной структуре населения, а также об основных формах хозяйствования в рассматриваемый период. Следует обратить особое внимание на эволюцию в развитии сельского хозяйства, проанализировать процессы, происходившие в сферах промышленности и торговли. Студент должен иметь представление о характере кризиса феодально-крепостнического строя в первой половине ХIХ века.

 

                                  Справочный материал                                                                                                                                                         К первой половине ХIХ века многонациональная Российская империя являлась одним из крупнейших государств планеты. За полвека развития население империи возросло с 36 до 74 млн. человек.

К середине ХIХ века в России насчитывалось около 700 городов, более 60 губерний и областей, имелось 16 экономических районов, ведущими из которых считались Северо-Западный, Центрально-промышленный и Южный. Следует отметить рост городов и увеличение их численности.

В первой половине ХIХ века в России продолжались миграционные процессы (особенно среди крестьян). Переселенцам в Малороссию и Сибирь власти предоставляли определённые льготы.

Социальная структура населения, по сравнению с таковой в последние десятилетия ХVIII века не претерпела больших изменений. 

В рассматриваемый период привилегированными слоями русского общества оставались дворянство и духовенство. Подавляющее большинство населения (до 90%) составляли крестьяне, делившиеся, главным образом, на частновладельческих и государственных. Особым сословием в стране являлись казаки. Заселявшие особенно южнорусские территории. Однако в городах (численность жителей которых росла медленно – от4 до 8%), помимо традиционных социальных групп (купцы, ремесленники, мещане и т. д.), к середине ХIХ века появляются первые представители новых общественных классов - пролетариата и промышленной буржуазии. Особым сословием в стране являлись казаки, заселявшие в особенности южнорусские территории.

Наметившийся кризис феодально-крепостнической системы тормозил экономическое развитие России. Говоря об экономическом развитии России в первой половине ХIХ века, следует помнить о том, в этот период именно сельское хозяйство продолжало оставаться основой экономики, но в нём продолжал господствовать феодальный способ производства.

Основными формами эксплуатации крестьян оставались барщина и оброк. На более плодородных землях (Юг, Черноземье) крестьяне отбывали барщину, в большинстве нечернозёмных губерний - отрабатывали оброк. Социальное и экономическое положение большинства русских крестьян было очень тяжёлым; их труд был, как правило, малоэффективен.

Увеличение производства сельскохозяйственной продукции происходило в основном экстенсивным путём - за счёт освоения новых территорий и расширения барской запашки. Под давлением новых капиталистических отношений возрастала потребность в производстве товарного (продававшегося на рынке) хлеба. Внедрение новых, импортных сельскохозяйственных машин шло медленным темпом, но в тех хозяйствах, где агротехника использовалась, урожайность была выше в четыре раза. Передовых помещичьих хозяйств было не более 4% от их общего числа. В изучаемый период постоянно расширялось использование наёмного труда в сельскохозяйственном секторе. Сотни тысяч человек покидали свои деревни, временно уходя на заработки.  

Несмотря на известное увеличение товарности в аграрном секторе России основная масса помещиков-землевладельцев на протяжении первой половины ХIХ века скатывалась к разорению. Среди российских дворян возрастала доля мелкопоместных (имевших менее 100 крепостных), а то и беспоместных. К середине ХIХ века они составляли уже не менее 70% от всего дворянского сословия.

Определённые изменения происходили и в рамках крестьянского сословия. Многие оброчные крестьяне постепенно вместе земледелия начинали заниматься торговлей, домашними промыслами или уходили из деревень на заработки.

В первой половине ХIХ века российская промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем в предшествовавший период. Если в 1804 г. в империи насчитывалось свыше 2400 мануфактур с числом работавших на них около 100 тыс. человек, то к концу правления Николая I в России имелось 11,5 тыс. предприятий, на которых трудились около 520 тыс. рабочих. Выделялись вотчинные (в помещичьих хозяйствах), посессионные (принадлежали частным лицам или казне, использовавшими труд казённых или крепостных крестьян) и вольнонаёмные (создавались купцами и богатыми крестьянами, использовавшими наёмный труд) мануфактуры. В целом русская промышленность до реформ Александра II развивалась по-крепостнически, но наибольший прогресс в первой половине ХIХ века коснулся как раз тех сфер промышленности, в которых доминировал наёмный труд.

 С 30-х гг. XIX века России начинается длительный процесс промышленного переворота (он завершился лишь в 70-е - 80-е гг.), то есть перехода от использовавшей преимущественно ручной труд мануфактуры к фабрике, базирующейся на машинной технике. Промышленный переворот начался в текстильной промышленности. Резко возрастает ввоз в Россию импортного машинного оборудования. Постепенно начинает зарождаться отечественное машиностроение (Санкт-Петербург, Нижний Новгород).

Большое значение в рассматриваемый период приобретает развитие транспорта. В 1815 году был построен первый пароход, в 1837 году - первая железная дорога между столицей и Царским Селом. В 1851 году завершено строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Но в целом в первой половине ХIХ века система транспорта в России была развита довольно слабо.

Финансовая система в это время также находились в расстроенном состоянии. Госбюджет ежегодно исполнялся с дефицитом. Основные расходы относились к содержанию армии, полиции, аппарата управления. Дефицит бюджета покрывался за счёт выпуска ассигнаций - бумажных денег. Финансовая система страдала от инфляции. Окончательно решить острые финансовые проблемы не удалось ни при Александре I, ни при Николае I.

Таким образом, экономическое развитие России в первой половине ХIХ века происходило на фоне углубляющегося кризиса феодально-крепостнической системы и усиливающегося отставания страны от ведущих держав Запада.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 204.