Общие рекомендации
При изучении основных особенностей правления Николая I, следует уделить внимание его политике в таких вопросах, как система государственного управления, сословный строй, финансы, просвещение. Обратите внимание на политику Николая I в крестьянском вопросе. Подумайте на тему о том, почему новый царь не решился на отмену крепостного права, хотя понимал его тормозящее воздействие на развитие России и стремился как-то улучшить положение крепостных крестьян.
Материалы к изучению
Условно можно выделить три периода правления Николая I: преобразовательный (1826-1830 гг.), охранительный (1831-1848 гг.) и реакционный (1848-1855 гг.). Правление Николая I в целом носило консервативно-охранительный характер и было направлено на наведение в государстве порядка в рамках существующей системы.
Придя к власти в момент декабристского восстания, Николай I с первых же дней своего правления уделял большое внимание модификации системы государственного управления с целью ее централизации. Ведущую роль во внутренней политике со второй половины 1820-х гг. стала играть императорская канцелярия и, в частности, её третье отделение (политический сыск). Возросла роль межведомственных комитетов и комиссий, работой которых руководили сподвижники императора С. Уваров, Е. Канкрин, П. Киселёв. Росла армия чиновничества, усиливалась бюрократия (к 1851 г. численность чиновников достигла 74 тыс. человек), в то же время упало влияние Госсовета и министерств.
Были упорядочены законы. С помощью М. Сперанского к 1833 г. был подготовлен “Свод действующих законов империи”, что означало кодификацию громоздкого государственного законодательства.
Николай I немало сделал для поддержки имущих классов империи и прежде всего дворянства, в том числе и личного. В 1832 г. в городах было учреждено сословие “почётных граждан”, куда зачислялись дети личных дворян, купцы, учёные и т. д. Все они освобождались от подушной подати. В 1845 г. вышел указ о майоратах, запрещавший дробить крупные дворянские имения. Тогда же, во имя борьбы с “засорением” дворянского сословия, были произведены изменения в Табели о рангах, согласно которым звание потомственного дворянина чиновники могли теперь получать не с 7-го, а с 5-го класса, а личного дворянина - не с 12-го, а с 9-го.
Довольно важное значение отводилось во время правления Николая I крестьянскому вопросу. Уже в первые годы его царствования разрабатывались проекты по ограничению крепостного права. В николаевское время было принято немало законов и указов, объективно улучшавших положение крепостных крестьян. Так, в конце 20-х гг. было запрещено отдавать крепостных на заводы, ограничена их ссылка в Сибирь. В 1833 г. было запрещено продавать крестьян в розницу, а беспоместным дворянам запрещалось покупать крестьян без земли. В 40-е гг. помещики получили право отпускать своих крестьян на волю без земли, определялись нормы наказания крестьян, им было предоставлено право выхода на волю с землёй при продаже дворянских имений за долги.
Большую роль в разработке крестьянских реформ сыграл граф П. Киселёв, возглавивший в 1837 г. министерство государственных имуществ. В конце 30-х - начале 40-х гг. ХIХ в. под руководством П. Киселёва была проведена реформа управления государственными крестьянами, которых к тому времени насчитывалось более 16 млн. человек. Реализация данной реформы привела к относительно равномерному наделению семей государственных крестьян землёй, переводу их исключительно на денежный оброк, созданию на основе общины органов местного крестьянского самоуправления. Кроме того, стали вкладываться более крупные суммы денег в создание новых школ, больниц в деревнях, подотчётных министерству государственных имуществ. Благосостояние государственных крестьян от этих преобразований выросло, увеличились и государственные доходы от казённых крестьян. В то же время, конкретная реализация реформы проходила противоречиво, о чём свидетельствовали частые волнения в 40-е гг. среди государственных крестьян, так и не получивших реальной свободы.
Именно П. Киселёв был автором указа от 2 февраля 1842 г. “Об обязанных крестьянах”. Этот документ реформировал указ Александра I “О вольных хлебопашцах”. Указ предоставлял помещикам право по собственной инициативе освобождать крепостных крестьян, предоставляя им в постоянное наследственное пользование (за выполнение определённых обязанностей) земельный надел. Однако вплоть до конца своей жизни Николай I оставался сторонником сохранения крепостного права и крестьянский вопрос не мог быть решён при его царствовании.
Экономическая политика Николая I была направлена на развитие отечественной промышленности. Контроль за развитием русской индустрии осуществлял основанный в 1828 г. Мануфактурный совет. Николай был сторонником установления высоких протекционистских пошлин на ввозимые из-за границы товары. В 20 - 40-е гг. таможенный доход приносил империи ежегодный доход в 25 млн. рублей.
Насущной необходимостью во 2-й четверти ХIХ в. стало упорядочение финансовой системы. В 1837-1843 гг. министр финансов Е. Канкрин провел финансовую реформу, благодаря которой было повышено доверие населения к бумажным деньгам: был установлен обязательный фиксированный курс между бумажным и серебряным рублём. Однако стабилизировать финансовую систему удалось лишь на время (вплоть до Крымской войны).
Цензурная политика Николая I носила довольно консервативный характер. Царский аппарат бдительно следил за деятельностью журналов. Запрещалась публикация антиправительственных статей, не разрешалось обсуждение в печати проектов усовершенствования государственного строя. .
Подводя итоги внутренней политики Николая I, можно отметить, что приоритетом для императора являлось укрепление самодержавия и сохранение крепостного строя. Все его социальные и экономические шаги были направлены на решение этой задачи.
Меры, осуществляемые правительством при Николае I, оказались недостаточными для того, чтобы преодолеть растущее технико-экономическое отставание империи от ведущих стран Запада, которое привело к поражению России в Крымской войне.
Семинарское занятие:
«ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
Дата: 2018-12-28, просмотров: 218.