Методические рекомендации
При подготовке данного вопроса следует выявить характер двух ключевых периодов правления Александра I, водоразделом которых явилась Отечественная война 1812 г. Первый, либеральный, включает реформы, предпринятые в отношении положения крестьян, усовершенствования государственного устройства, а также нововведения, предпринятые в сфере просвещения и финансов. Обратите внимание и на более радикальные планы реформ государственного строя, предложенных такими видными государственными деятелями, как Сперанский и Новосильцев. Второй период представляет собой отход Александра I от либерально-реформаторского курса. Студенту следует подумать над тем, что вызвало этот отход.
Справочный материал
Александр I (1801 - 1825 гг.) - одна из самых противоречивых личностей среди российских императоров. И первый (до Отечественной войны), и второй (с 1813 года) периоды его правления характеризуются наличием как либерально-реформаторских, так и консервативно-охранительных положений и проектов. Но всё-таки во время первого периода преобладали реформаторские начинания, а после окончания наполеоновских войн усиливались консервативные элементы.
Встав во главе государства в марте 1801 г., молодой Александр I формирует вокруг себя из числа “молодых друзей” (А. Чарторыйского, П. Строганова, Н. Новосильцева и т. д.) Негласный комитет, в недрах которого родилось немало преобразовательных проектов. Помимо восстановления Жалованной грамоты дворянству и подтверждения дворянских привилегий Александр I в первые годы своего правления выступил с серией преобразовательных мероприятий в различных областях.
В частности, эти мероприятия коснулись крестьянского вопроса. Император прекратил практику раздачи государственных крестьян в частную собственность. В 1801 г. издан указ, позволявший купцам, мещанам, государственным крестьянам покупать незаселённые земли. В 1803 г. император подписал “Указ о вольных хлебопашцах”, согласно которому по инициативе помещиков крепостные могли выкупаться на волю с землёй, становясь после выкупа “вольными хлебопашцами”. При жизни Александра I таким образом на волю вышли менее 50 тыс. крестьян. В 1804-1805 гг. было ограничено крепостное право в Прибалтике; в Лифляндии и Эстляндии крестьяне становились наследственными владельцами земли, устанавливался фиксированный размер крестьянских повинностей.
Важнейшим преобразованием Александра I в сфере государственного управления считается начавшаяся в 1802 г. реформа, заменившая коллегии министерствами. Согласно Манифесту от 8 сентября 1802 г., учреждались восемь министерств, что вводило принцип единоначалия в системе управления. Правом контроля за министрами, назначаемыми царём, наделялся Сенат. В 1811-1812 гг. Комитет министров получил статус высшего административного органа в государстве.
С 1805 г. деятельность Негласного комитета прекращается, но проекты реформ по-прежнему разрабатывались императорскими советниками. Так, в 1808-1809 гг. статс-секретарь императора М. Сперанский разработал проект “Введения к уложению государственных законов” - фактически план преобразования политического строя. В основе проекта лежала идея о необходимости разделения властей. Законодательной властью М. Сперанский предлагал наделить избираемую дворянами, купцами, мещанами и государственными крестьянами Государственную Думу и местные думы. Судебную власть предоставить Сенату, окружным и губернским судам. Исполнительную власть сосредоточить в руках царя, министров и губернаторов. Для координации работы всех ветвей власти предлагалось создать Государственный совет в качестве совещательного органа при императоре.
Александр I принял решение лишь о создании Государственного совета, который и был учреждён 1 января 1810 г. Госсовет получил статус законосовещательного органа при императоре; царь сам назначал членов Госсовета. Госсовет высказывал перед императором своё мнение по поводу законопроектов. С 1812 г. председатель Госсовета одновременно становится главой Комитета министров. Что касается судьбы М. Сперанского, то под давлением консервативной части чиновничества и генералитета он в 1812 году был уволен с госслужбы и выслан из столицы.
Отечественная война 1812 г. и последовавший заграничный поход русской армии оказали большое влияние на все слои российского общества. Солдаты и офицеры получили возможность сравнивать отечественные и заграничные порядки. Это сравнение показало отсталость российского общества. Молодое офицерство стало говорить о необходимости отмены крепостного права и ограничения монархии. Возникли тайные организации - масонские ложи. Александра I этот радикализм пугал. Он понимал, что в стране сильны консервативные помещичьи круги, которые не пойдут на отмену крепостного права; в то же время социальная база реформ была достаточно узкой. Не был царь готов и к ограничению своей власти.
После Отечественной войны 1812 г. либерально-реформаторские элементы в правлении монарха постепенно угасали, хотя и не исчезли вовсе. Так, в 1816-1819 гг. в Прибалтике завершился процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости. Весьма либеральной по содержанию была и Конституция, дарованная Александром I в 1815 г. Царству Польскому. Она провозглашала для Польши свободу печати, свободу вероисповедания, предоставляла Польше возможность выбора двухпалатного законодательного органа, а также возможность иметь собственную валюту и национальные войска.
В конце 1810-х гг. в верхах рассматривались проекты об освобождении русских крестьян за выкуп(проект А. Аракчеева предусматривал, в частности, постепенный выкуп крепостных с помощью казны), различные конституционные проекты. Самым известным из них был проект “Государственной уставной грамоты”, подготовленный Н. Новосильцевым. Этот проект предлагал ввести на уровне империи двухпалатный законодательный орган, без одобрения которого император не мог бы подписывать законы. Но Александр I отказался от этих предложений. К этому времени - в связи с разочарованием в либеральном окружении, неудачами во внешней политике, революционными волнениями в Западной Европе - консервативно-охранительные элементы начинают преобладать во внутренней политике царизма.
Ярким примером этой политики стало развитие сети созданных ещё в 1810 г. военных поселений. Желая сократить громадные военные расходы Александр I выступал за развитие военных поселений как особой организации войск, совмещавшей занятие сельским хозяйством с военной службой. Основу военных поселян составляли государственные крестьяне и члены их семей. За функционирование поселений отвечал руководитель военного департамента Госсовета А. Аракчеев. К концу правления Александра I в стране насчитывалось около 375 тыс. военных поселян. Со временем всё очевиднее становился реакционный характер военных поселений.
Под воздействием А. Аракчеева и министра просвещения А. Голицына император в начале 1820-х гг. потворствовал гонениям на либеральных профессоров Казанского и Петербургского университетов. В эти годы усиливается цензура, гонения против масонских лож. Усиливается государственная политика русификации национальных окраин.
Император Александр I скончался в ноябре 1825 г. в Таганроге. Объективными причинами нерезультативности, а затем и отказа от либеральных реформ следует считать неподготовленность к ним русского общества, мощное сопротивление со стороны большей части дворянского сословия и консервативной части чиновничества, отсутствие широкой общественной поддержки. Столкнувшись со скрытым противодействием дворянства, либерально-реформаторские начинания Александра I потерпели в итоге неудачу.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 222.