Международная организация уголовной полиции (Интерпол) была создана еще в 1921 г. В современном виде Интерпол действует с 1956 г., когда был принят новый Устав.
Целями Интерпола объявлены: обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции; развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней. Интерполу не разрешается осуществлять какую-либо деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.
Органами Интерпола являются: Генеральная ассамблея, Исполнительный комитет, Генеральный секретариат, Советники, Национальные центральные бюро.
Генеральная ассамблея состоит из делегатов, назначаемых государствами-членами. Ассамблея определяет задачи и принципы деятельности Интерпола, избирает должностных лиц Интерпола, дает рекомендации членам Организации. Ассамблея проводит свои сессии ежегодно.
Исполнительный комитет состоит из Президента Интерпола, трех Вице-президентов и девяти делегатов, избираемых Генеральной ассамблеей (Президент на четыре года, остальные лица — на три). Исполком готовит заседания Генеральной ассамблеи, контролирует исполнение ее решений, выполняет другие функции. Исполком собирается на заседания не реже одного раза в год.
Постоянно действующим органом Интерпола является Генеральный секретариат, состоящий из Генерального секретаря (избирается Генеральной ассамблеей на пять лет) и технического и административного персонала (назначается Генеральным секретарем).
Для обеспечения сотрудничества с Интерполом каждое государство-участник определяет орган (Национальное центральное бюро), осуществляющий непосредственное взаимодействие с Организацией.
Советники осуществляют научное консультирование Интерпола и назначаются Исполкомом на три года.
Место пребывания штаб-квартиры Интерпола — Лион (Франция).
Основные направления деятельности Интерпола следующие:
1) уголовная регистрация. Объект регистрации — сведения о "международных" преступниках и преступлениях, носящих международный характер;
2) международный розыск. Основной вид розыска по каналам Интерпола — это розыск преступников. Однако в задачи Интерпола входит и розыск лиц, пропавших без вести, похищенного имущества (автомобилей, произведений искусства и т.д.).
В системе Интерпола также осуществляется сбор и обобщение статистических данных о преступности в государствах-участниках. При этом особое внимание уделяется информации о преступности, носящей международный характер, и "международных" преступниках.
В центральных органах Интерпола и национальных центральных бюро Интерпола в государствах-участниках ведется большая научно-исследовательская работа, в частности собирается и распространяется информация в области криминалистики, криминологии, уголовного права и т.д., издаются многочисленные ведомственные бюллетени (например, Бюллетень "Подделки и подлоги") и др.
Российская Федерация является членом Интерпола с 1990 г. Национальное центральное бюро Интерпола в России — это подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД России, имеющее статус главного управления. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) бюро осуществляются Министром внутренних дел РФ.
Национальное центральное бюро Интерпола осуществляет следующие функции:
- принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро других государств запросы, следственные поручения и сообщения для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления обыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов;
- принимает меры по исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами государств — членов Интерпола запросов из России;
- иные функции, предусмотренные положением о национальном центральном бюро.
Национальное центральное бюро Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.
Европол.
Договором о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) было предусмотрено учреждение Европейского полицейского ведомства (Европол). Регламент Совета ЕС утвердил "Соглашение на основе статьи №З Договора о Европейском Союзе об учреждении Европейского полицейского ведомства" (1995 г.), которое вступило в силу после выполнения государствами соответствующих процедур.
Целями Европола объявлены: повышение эффективности деятельности компетентных органов государств — членов ЕС и их взаимодействия в сфере борьбы с терроризмом, нелегальной торговли наркотиками и другими тяжкими формами международной преступности — нелегальной торговлей радиоактивными веществами, контрабандой, торговлей людьми и преступлениями, связанными с автомобилями. С 1997 г. Европол также занимается преступлениями, которые были совершены или могли быть совершены в рамках террористических деяний против жизни, физической неприкосновенности и личной свободы, а также имущественными преступлениями. В дальнейшем Европолу поручается заняться формами преступности или специфическими проявлениями этих преступных форм, внесенными в Приложение к Соглашению (в Приложении указан список прочих тяжких форм международной преступности, которыми мог бы заниматься Европол в дополнение к уже предусмотренным).
В рамках своих целей Европол имеет свои задачи: обеспечить обмен информацией между государствами-участниками; собирать информацию и сведения, обобщать и анализировать ее, незамедлительно информировать компетентные органы государств-участников касающейся их информацией; поддерживать розыскные действия в государствах ЕС путем передачи информации национальным службам; поддерживать автоматизированный сбор информации.
Основным условием эффективного функционирования Европола служит Информационная Система Европола (ЕИС). Она позволяет государствам ЕС децентрализовано хранить и находить информацию об организованных преступлениях и преступниках.
Государства определяют национальную службу, которой поручается соблюдение задач Европола. Национальная служба: поставляет Европолу необходимые информацию и сведения; отвечает на запросы Европола; передает информацию для отражения в автоматизированной информационной системе Европола; выполняет другие функции.
Органами Европола являются: Административный совет; Директор; Финансовый контролер; Бюджетная комиссия.
Административный совет состоит из представителя от каждого государства-члена. Административный совет содействует достижению целей Европола; устанавливает права и обязанности лиц по отношению к Европолу; принимает решение о количестве должностных лиц, которых страны-участницы могут направлять в Европол; участвует в назначении и увольнении Директора и его заместителей; назначает Финансового контролера и следит за исполнением его служебных обязанностей; выполняет другие функции. Административный совет собирается не менее двух раз в год.
Европолом руководит Директор, который после того, как Административный совет выскажет свое мнение, единогласно назначается Советом ЕС на четыре года. Директор отвечает за выполнение задач, возложенных на Европол; текущее управление; управление штатами; прочие задачи, которые возлагаются на него Соглашением или Административным советом.
Директор, его заместители и служащие Европола руководствуются в своей деятельности целями и задачами и не имеют права принимать или требовать распоряжений от правительства, органа власти, организации или от лиц, не принадлежащих Европолу. Директор принимает служащих на работу и увольняет их.
Европол имеет резиденцию в Гааге (Нидерланды).
В рамках Европола на основании Решения Совета от 22 декабря 2000 г. был создан орган — Колледж Европола (КЕПОЛ). Колледж оказывает национальной полиции содействие по повышению уровня знаний об оперативных структурах полиции других стран-членов. Кроме того, КЕПОЛ преследует цель совершенствования взаимодействия полиций и таможенных органов ЕС. Решением от 24 июля 2004 г. Совет предоставил КЕПОЛу права организации в рамках европейского права.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 302.