Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв.
Древнерусское общество, как и любое другое феодальное общество, было социально неоднородно. Из его состава выделилась привилегированная верхушка. Эта верхушка была двойственного происхождения. Во-первых, возвысились отдельные племена и роды, из которых постоянно выдвигалась родоплеменная знать – старцы, верховодившие на народном собрании – вече, и возглавлявшие организованное по десятичной системе (десятки, сотни, тысячи) народное ополчение. Они же, вероятно, исполняли жреческие функции, т. к. отдельной группы жрецов у восточных славян не наблюдалось, контролировали разнообразные сборы и пожертвования на культовые цели. Родоплеменная знать была первым слоем формирующегося господствующего класса.
Во-вторых, складывается дружинная организация. В ее функции входила как постоянная защита своей земли от внешних вторжений, так и военные экспедиции в чужие земли, иногда очень дальние. Источником содержания дружины, помимо условленной доли военной добычи, была дань с крестьянских миров, носившая первоначально характер добровольных взносов-дарений. Предводители постоянных дружин – князья, и старшие дружинники – мужи, которые впоследствии стали именоваться боярами, составили второй слой нарождавшейся социальной верхушки.
В-третьих – крестьянство – также не были единым слоем. Они слагались из нескольких категорий. Наряду со свободными общинниками существовал ряд категорий зависимых крестьян, каждая из которых имела свое название: закупы, рядовичи, смерды и т. п.
Основной массой населения были свободные общинники, "люди". Их социальное положение со временем изменялось.
В-четвертых – зависимые крестьяне нередко назывались собирательным термином "челядь". Зависимость этих крестьян была различной. Совершенно лишенные личной свободы крестьяне составляли разряд холопов (рабов).
Превращение ранее свободных крестьян в феодально-зависимых происходило различными путями. Это был медленный процесс, который шел несколько веков.
Основной формой эксплуатации зависимого населения была дань. Дань – это взимание продуктов крестьянского труда или денежных средств в пользу сюзерена данной области. Дань на Руси чаще всего собиралась в ходе полюдья – периодического объезда князем и его дружиной подвластных ему земель. Дань обычно свозилась в определенные места, где князь забирал ее. На крестьян возлагалась также обязанность содержания сборщиков дани за свой счет.
Государственный строй Киевской Руси
Верховная власть | ● Великий князь Киевский |
● Боярская дума | |
● Вече | |
Местная и судебная власть | ●Князья из дома Рюриковичей |
● Посадники | |
● Наместники | |
● Воеводы | |
● Тиуны | |
● Тысяцкие | |
● Старосты | |
● Извод – суд присяжных, «лучших мужей» | |
Вооруженные силы | ● Профессиональные княжеские дружины |
● Народное ополчение | |
Духовная власть | ● Митрополит |
● Белое и черное духовенство |
Принятие христианства.
В соседних с Русью государствах получили распространение монотеистические религии: христианство в западноевропейских странах, мусульманство – в арабских, иудаизм имел большое влияние в Хазарском каганате. Формула «Один Бог на небе, один царь на земле» больше, чем многобожие отвечала развивавшимся феодальным отношениям и усилению княжеской власти.
Причины принятия христианства:
1. Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.
2. Выводило страну из изоляции от всего мира.
3. Укрепляло семью, вводило новую мораль.
4. Способствовало развитию культуры.
5. Вводило новую идеологию, которая закрепляла социальное расслоение общества (язычество - равноправие).
В византийском варианте христианства русских людей привлекали этика и эстетика учения и богослужения. Свою роль сыграло раннее личное знакомство русских князей с византийской культурой (княгиня Ольга приняла христианство от византийского императора). Привлекала возможность династических, семейных, генеалогических связей с правящей династией сильной в то время Византией. Светская власть Византии установила полный контроль над церковью. Цезарепапизм устраивал Владимира I. Официально светская и церковная власть определяли свои отношения как симфонию (согласие, созвучие).
С принятием христианства в 988 г. Русь встала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы. Обогатилась русская культура: распространение кириллицы, летописание, появление монастырских и княжеских школ; число ремесел выросло до 60, начало чеканки собственной монеты, каменного храмового строительства; мозаика, фреска, церковное песнопение; моногамия, церковный брак, повышение ответственности мужчины за семью и воспитание детей; определение места Руси в мировом историческом процессе.
https://www. pravmir. ru/kreshhenie-rusi-fakty-istorii: В этой статье мы приводим исторические факты Крещения Руси князем Владимиром из лекции по истории русской Церкви Владислава Петрушко.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.