Проблема этногенеза восточных славян.
Проблема этногенеза славян:
1. Нет письменных источников, поэтому вопрос происхождения, первоначального расселения рассматривается опосредовано, через данные археологии, антропологии, этнографии, лингвистики, фольклористики.
2. Сказалось влияние ряда дискриминационных теорий, в том числе немецких философов, в отношении славянских народов, неспособных якобы к созданию собственной государственности (концепция об «исторических» и «неисторических» народах).
3. Славяноведение – относительно молодая отрасль как раздел всемирной исторической науки, поэтому здесь сказался субъективный фактор.
Первые отрывочные сведения о славянах – I-II в. н. э. – Плиний Старший (23-79 г.), Тацит (58-117 г.), Клавдий Птолемей (90-160 г.) – называли славян венедами, считая их местом расположения территорию юго-восточнее Вислы.
Римские и византийские историки Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег, Иордан называют I-VII вв. н. э. праславянским периодом.
Первые известные переселения народов: индоевропейцы и финно-угры в Европе. Финно-угры – народы уральской языковой семьи. Прародиной уральской семьи, по мнению большинства учёных, является территория по обе стороны Уральского хребта. Данная общность совмещала в себе как европеоидные, так и монголоидные антропологические черты. В восточной части этой территории складывались самодийские языки, в западной угро-финские. Со 2 тысячелетия до н. э. начинается новый этап в этнической истории Восточной Европы — индоевропейский, который продолжается до сих пор. В других регионах финно-угры положили начало образованию таких народов как эстонцы, финны, карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, венгры.
Откуда пошли индоевропейцы.
В результате расселения на огромных территориях, смешения и ассимиляции местного доиндоевропейского населения создаются условия для дифференциации индоевропейцев на более мелкие этнические группы. Северо-западная часть индоевропейцев стала предками германцев (к этой ветви относятся языки: восточногерманский – готский (мёртвый), северогерманские – шведский, датский, норвежский, исландский и западногерманские – английский, немецкий, нидерландский, фламандский). Между Балтикой и Волгой расселилась северная группа индоевропейцев, которые стали предками балтов. На территории между верховьями Одры (Одера) и Припятью формировалась славянская ветвь индоевропейцев. Часть учёных считает, что разделение балтийской и славянской ветвей индоевропейской семьи произошло в середине 1 тысячелетия до н. э. , этим и объясняется сложность этнической классификации некоторых археологических культур железного века на территории Восточной Европы. Например, зарубинецкую археологическую культуру (3 в. до н. э. – 5 в. н. э.) одни исследователи относит к балтам, другие к славянам, третьи утверждают её смешанный характер.
В VI в. славяне локализировались по течению Припяти и прилежащих районах Среднего Приднепровья (Пражская археологическая культура – первая неоспоримая славянская культура, располагавшаяся от Лабы (Эльбы) до Среднего Приднепровья, включая Припять, Ясельду и Горынь). В VIII в. по Днепру и притокам славяне движутся на север. В IX в. колонизируется Подвинье и верхнее Принёманье, на юго-востоке славяне выходят к верховьям Дона и Северского Донца.
На территории Белоруссии славянская ветвь индоевропейцев столкнулась с балтской ветвью индоевропейцев, на территории европейской России – с финно-уграми. Отношения между ними имели преимущественно мирный характер. Славяне смогли включить в состав своих племенных союзов племена балтов и финно-угров, которые постепенно ассимилировались славянами, передавая им некоторые черты своей духовной, материальной культуры и антропологические особенности, что стало одной из стадий этногенеза русского и белорусского народов. На территории Восточной Европы образовалось несколько союзов племён, где доминировало славянское начало: поляне, новгородские словене, кривичи, дреговичи, радимичи, северяне и т. п.
Возникновение союзов племён свидетельствовало о переходе от кровного или мифического родства как консолидирующего фактора к территориальному единству (этап, предшествующий появлению государства). Политическая власть, охрана порядка, защита территории принадлежали вождю, совету старейшин и полноправным мужчинам. Решения племенного центра были обязательны для выполнения на периферии. Расселение славян на больших территориях в окружении местных балтских племён только содействовало усилению территориальной консолидации славян и быстрому вызреванию государственности, которая формируется у них уже в период колонизации Северо-восточной и Юго-восточной Европы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 277.