Методы исторического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На практике принципы исторического познания реализуются в конкретных методах исторического исследования.

С общенаучной точки зрения под методом подразумевается совокупность приемов и операций, позволяющих из уже известного материала получить новое знание. Именно получение нового знания при работе со старым материалом является отличительным признаком метода. По определению известного методолога акад. И. Д. Ковальченко, научный метод – это теоретически обоснованное нормативное познавательное средство. Это совокупность требований и инструментов для решения поставленной задачи.

В исследовании выделяют несколько методологических уровней. Прежде всего, необходимы общенаучные методы. Их использование более или менее одинаково для любой сферы знания. Среди них существует деление на методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент) и методы теоретического исследования. Сюда традиционно относят логический метод, включающий методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, метод восхождения от конкретного к абстрактному, моделирования и др. Общенаучными являются и методы классификации и типологизации, подразумевающие выделение общего и особенного, что обеспечивает систематизацию знаний. Эти методы позволяет выделять типы, классы и группы сходных предметов или явлений.

В историческом исследовании помимо общенаучных методов применяются специальные исторические методы. Выделим наиболее значимые из них.

Идеографический метод – описательный метод. Необходимость рассматривать любое событие в связи с другими предполагает описание. Человеческий фактор в истории – личность, коллектив, массы – нуждается в характеристике. Образ участника (субъекта) исторического действия – индивидуальный или коллективный, положительный или отрицательный – может быть только описательным.

Таким образом, описание – необходимое звено в картине исторической действительности, начальная ступень исторического исследования любого события или процесса, важная предпосылка понимания сущности явлений. Однако само по себе оно не дает такого понимания.

Историко-генетический метод опирается в своем применении на дословное значение греческого понятия «genesis» – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления. Историко-генетический метод является частью принципа историзма. С помощью историко-генетического метода устанавливаются основные причинно-следственные связи, а кроме того, этот метод позволяет различить ключевые положения исторического развития, обусловленные особенностями исторической эпохи, страны, национального и группового менталитета и личных черт участников исторического процесса. По своей сущности к историко-генетическому близок хронологический метод.

Проблемно-хронологический метод предполагает анализ исторического материала в хронологической последовательности, но в рамках выделенных проблемных блоков. Проблемно-хронологический метод позволяет сконцентрировать внимание на рассмотрении того или иного компонента исторического процесса в динамике.

Синхронный метод. Синхрония («горизонтальный срез» исторического процесса) позволяет сравнить подобные явления, процессы, институты у разных народов, в различных государствах в одном и том же историческом времени, что дает возможность выявить общие закономерности и национальные особенности.

Диахронный метод. Диахроническое сравнение («вертикальный срез» исторического процесса) применяется для сопоставления состояния одного и того же явления, процесса, системы в разные периоды деятельности. Диахрония выявляет сущность и характер происшедших изменений, дает возможность проследить в них динамику развития качественно новых параметров. Это позволяет выделить качественно различающиеся этапы, периоды их эволюции. Так, с помощью диахронного метода осуществляют периодизацию, что является обязательной составляющей исследовательской работы.

Сравнительно-исторический (компаративный) метод. Историко-сравнительный метод исторического познания заключается в выявлении сходства и различия между историческими объектами, сопоставлении их во времени и в пространстве, объяснении явлений с помощью аналогии. При этом сравнение необходимо применять в комплексе двух его противоположных сторон: индивидуализирующей, позволяющей рассмотреть единичное и особенное в факте и явлении, и синтетической, дающей возможность провести логическую нить рассуждения к выявлению общих закономерностей.

Ретроспективный метод исторического познания предполагает последовательное проникновение в прошлое, с целью выявления причины события. Ретроспективный анализ заключается в постепенном движении от современного состояния явления к прошлому, с целью вычленения более ранних элементов и причин. Методы ретроспективного (возвратного) и перспективного анализа позволяют актуализировать полученную информацию. Метод перспективного анализа (совершающий похожую операцию, только в «обратном» направлении) позволяет рассмотреть значение тех или иных явлений и идей для последующего исторического развития. Применение указанных методов может способствовать прогнозированию дальнейшей эволюции общества.

Историко-системный метод познания заключается в установлении взаимосвязей и взаимодействия объектов, раскрытии внутренних механизмов их функционирования и исторического развития.

Все исторические события имеют свою причину и взаимосвязаны между собой, то есть носят системный характер. Даже в простых исторических системах есть многообразные функции, определяемые как структурой системы, так и ее местом в иерархии систем. Историко-системный метод требует соответствующего подхода к каждой конкретной исторической реальности: проведения структурного и функционального анализов этой реальности, изучения ее не как состоящей из отдельных свойств, а как качественно целостной системы, имеющей комплекс собственных черт, занимающей определенное место и играющей известную роль в иерархии систем.

Специальные методы, заимствованные из других отраслей науки, могут использоваться для разрешения конкретных частных задач исследования, верификации его результатов, изучения прежде не затронутых аспектов жизни общества. Более того, привлечение новых методов из смежных отраслей стало важной тенденцией в исторических исследованиях из-за значительного расширения источниковой базы, которая пополнилась благодаря археологическим изысканиям, введению в оборот новых массивов архивных материалов, а также в результате развития новых форм передачи и хранения информации (например, аудио, видео, электронные носители, интернет и т. д.).

Методики сбора устной информации, которые были разработаны для социологии, могут способствовать накоплению информации для исторической науки. Эту же задачу помогает решать метод анкетирования. Метод интервьюирования поможет сохранить многое из того, что позволит пролить свет на «скрытые» события.

Некоторые историки обращаются к методу психологического анализа, или сравнительно-психологическому методу. Это сравнительный подход, ведущий от выявления причин, побуждавших отдельную личность к тем или иным поступкам, к психологии целых социальных групп и масс в целом.

Австрийский психолог З. Фрейд считал, что его концепция подсознательного может быть ключом к пониманию исторических личностей, а «Эссе» Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г. , было по существу, первым опытом психоистории. Термин «психоистория» появился в 1950-е гг. в США, где в это время издавались журналы по психоистории. Их героями были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т. д. Психоанализ оказал большое влияние на критику некоторых исторических источников – дневников, писем, воспоминаний. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями.

Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций.

В последние десятилетия в исторические исследования все настойчивее проникают количественные методы (математической статистики, контент-анализа, математического моделирования и др.). Нельзя сказать, что количественные методы могут в ближайшее время занять лидирующее положение в исторической науке, но их применение позволяет значительно повысить объективность исследования. К помощи естественнонаучных методов (геологических, физических, дендрохронологии и т. д.) исследователи обращаются для установления материалов и времени происхождения источников.

Применение тех или иных методов зависит от тех задач, которые перед собой ставит ученый. Задачей исследователя является тщательный отбор логически сочетающихся, непротиворечивых методов, правильное их применение, чтобы с возможно большей достоверностью достичь поставленной цели.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 543.